СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезис "Инновационные технологии в преподавании химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы «включить» познавательную деятельность обучающихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие – то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, что бы возбуждать у обучающихся интерес и стремление к познавательному поиску.

Просмотр содержимого документа
«Тезис "Инновационные технологии в преподавании химии"»

Тезис

Инновационные технологии в преподавании химии

(преподаватель по химии Железная Е.Л.)

Мир, в котором живет и воспитывается подросток, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют ему необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и современные образовательные технологии.  

Чтобы «включить» познавательную деятельность обучающихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие – то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, что бы возбуждать у обучающихся интерес и стремление к познавательному поиску.

Для реализации педагогических целей используются педагогические технологии. Понятие «педагогическая технология» включает в себя систему умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий. Педагог строит учебно-воспитательную деятельность технологично в том случае, если понимает логику и структуру данной деятельности, отчетливо видит и настраивает все ее этапы, владеет умениями, необходимыми для организации каждого этапа.

Разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов  и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. В решении этого вопроса может помочь кейс-технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий и метода проектов.

Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Все лекции по органической химии являются проблемными. Кроме того, изучение неорганической и общей химии сопровождается сознанием на уроках проблемных ситуаций и постановкой проблемных вопросов. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Выделяют следующие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед обучающимся ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям обучающихся.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой обучающиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность. В процессе такого обучения студенты учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочными.

Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности при изучении дисциплины «Химия». Эти технологии можно использовать на различных этапах занятия: для проведения химической разминки, в ходе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков, также эти технологии дают положительные результаты при моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке тестовых упражнений.

На занятиях используются различные программы, преследующие следующие цели: формирование умений обработки информации; развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; формирование исследовательских УУД (универсальные учебные действия), умения принимать оптимальные решения; максимально наглядная подача учебного материала. Например, на уроках - презентациях: «Почему протекают химические реакции» «Расчеты по термохимическим уравнениям» и «Решаем задачи по химическим уравнениям» реализуется видео-метод; решение по алгоритму, используется мультимедийный тест, который сопровождается оценивающими элементами и звуковыми положительными и отрицательными реакциями в зависимости от правильного решения задач, что снижает напряженность на уроке, делает обстановку более комфортной. Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения химии интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

На практике также реализуется проектная деятельность:

1. Информационный проект – обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации, методы ее обработки и презентации.

2. Творческий проект – заключается в определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка.

Такой инновационный метод ориентирован на достижение целей обучающихся, формирует большое количество умений и навыков.

Использование тестов на занятиях химии также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний.

Здоровьесберегающие технологии играют важную роль на любом этапе занятия. Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Социальное и душевное состояния человека во многом зависят от правильно организованного учебного процесса.

Применение описанных технологий придает урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов обучающихся к химии как к науке, а так же способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждает гипотезу опята работы. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии, коммуникативных качеств личности.

Применение элементов педагогической технологии на занятиях позволяет преподавателю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, что обеспечивает обучающемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Использованная литература:

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2004.

2. Гузеев В. В Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996

3. Ксендзова Г. Ю. Перспективные студенческие технологии:Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Томина Е. В. Модульная технология обучения химии в современном образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, ВГУ, 2004. – с. 3-4

7.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!