СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы доклада ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы доклада на семинаре-практикуме Донецкого городского методического центра по игровым методикам на уроках истории. Тема доклада ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы доклада ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.»

УДК 37.013

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Зубкова Ю.Б.

Донецкая гимназия №6.

[email protected]


Современная педагогика - это постоянный поиск новых форм и приемов обучения. В современной школе мы стремимся к созданию условий когда каждый сможет раскрывать все возможности личности и реализовывать собственные способности - и учитель, и ученик. В условиях общей гуманизации образования технология обучения должна быть направлена на формирование личности, способной жить и работать в сложном, меняющемся мире и формировать собственную стратегию поведения. Наша цель - личность саморазвивающаяся и самореализующаяся.

В современной школе особое место занимают формы занятий, способные обеспечить активное участие в уроке каждого ученика, повысить привлекательность и престижность знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты. Такую концепцию можно успешно решать с помощью такой формы обучения, как игра.

Немецкий психолог Карл Гросс впервые в конце XIX века начал изучать игру как обучающий фактор. Он называл игры первичной школой поведения и отмечал, что это есть средство развития определённых функций человеческого организма. Игра - изначальная жизненная школа, стихийность которой дает ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей и окружающим миром. К. Гросс видел сущность игры в подготовке ребенка к дальнейшей серьёзной деятельности. Ведь упражняясь в игре, ребенок совершенствует свои способности. В этом состоит основное значение детской игры. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

С другой стороны, процесс развития - это усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. А это в свою очередь является главной задачей любого современного обучающего процесса.

В ранней советской педагогике игровым формам обучения уделяли большое внимание В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.

В.А. Сухомлинский считал, что игра является тем окном, «через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». А.М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Н.К.Крупская доказала, что у детей нет существенного различия в игровой деятельности и непосредственно работе. Для ребенка эти виды деятельности одинаково значительны.

Советский психолог и педагог А.М. Леонтьев доказал, что для ребенка игра - это «главный способ овладения более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности».

Игра для ребенка становится средством осознания и утверждения в коллективе, в обществе, осознания своей самоценности и, кроме того, средством приобретения социального опыта. Игра позволяет легко познать и вобрать ребенку культуру прошлого, настоящего и будущего в доступной ему форме, что и обуславливает целесообразность использования такого метода для усвоения тем в школьных курсах истории, сопряженных с изучением культуры, повседневной жизни наших предков.

Советский психолог С.Л. Рубинштейн считал, что игра является необходимой формой развития личности, что звучит более чем актуально в контексте современной концепции образования. Игра – практика развития.

Игра так же позволяет облегчить процесс восприятия и усвоения ребенком новых знаний и закрепления уже приобретённых.

В современной российской педагогической науке игровой технологии особое внимание уделяет Короткова М.В., которая разрабатывает это направление как важный метод преподавания истории.

Игровая форма усвоения исторического материала дает возможность активизировать воображение и эмоциональное восприятие ребенка, таким образом облегчив восприятие информации. Создавая игровую ситуацию, мы оживляем исторические события и эпохи, ребенок же лучше воспринимает не холодные даты и факты, а «объемные» характеры и события.

Короткова М.В. в этой связи считает, что главной целью такой технологии обучения является создание специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом, приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи.

Игра, как метод обучения, - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, активизации интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка.

Список литературы:

  1. Церенова О.А. Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории (технология игровых форм обучения). - г. Новосибирск, 1998г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/igrovye_metody_obucheniya.html (дата обращения 10.04.2016).

  2. В. А. Сухомлинский. Воспитание личности в советской школе. Киев, «Радянська школа», 1965. – 214 с.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

  5. Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. - М.: Владос- Пресс, 2001.- 172 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!