УДК 37.013
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Зубкова Ю.Б.
Донецкая гимназия №6.
[email protected]
Современная педагогика - это постоянный поиск новых форм и приемов обучения. В современной школе мы стремимся к созданию условий когда каждый сможет раскрывать все возможности личности и реализовывать собственные способности - и учитель, и ученик. В условиях общей гуманизации образования технология обучения должна быть направлена на формирование личности, способной жить и работать в сложном, меняющемся мире и формировать собственную стратегию поведения. Наша цель - личность саморазвивающаяся и самореализующаяся.
В современной школе особое место занимают формы занятий, способные обеспечить активное участие в уроке каждого ученика, повысить привлекательность и престижность знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты. Такую концепцию можно успешно решать с помощью такой формы обучения, как игра.
Немецкий психолог Карл Гросс впервые в конце XIX века начал изучать игру как обучающий фактор. Он называл игры первичной школой поведения и отмечал, что это есть средство развития определённых функций человеческого организма. Игра - изначальная жизненная школа, стихийность которой дает ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей и окружающим миром. К. Гросс видел сущность игры в подготовке ребенка к дальнейшей серьёзной деятельности. Ведь упражняясь в игре, ребенок совершенствует свои способности. В этом состоит основное значение детской игры. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
С другой стороны, процесс развития - это усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. А это в свою очередь является главной задачей любого современного обучающего процесса.
В ранней советской педагогике игровым формам обучения уделяли большое внимание В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.
В.А. Сухомлинский считал, что игра является тем окном, «через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». А.М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Н.К.Крупская доказала, что у детей нет существенного различия в игровой деятельности и непосредственно работе. Для ребенка эти виды деятельности одинаково значительны.
Советский психолог и педагог А.М. Леонтьев доказал, что для ребенка игра - это «главный способ овладения более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности».
Игра для ребенка становится средством осознания и утверждения в коллективе, в обществе, осознания своей самоценности и, кроме того, средством приобретения социального опыта. Игра позволяет легко познать и вобрать ребенку культуру прошлого, настоящего и будущего в доступной ему форме, что и обуславливает целесообразность использования такого метода для усвоения тем в школьных курсах истории, сопряженных с изучением культуры, повседневной жизни наших предков.
Советский психолог С.Л. Рубинштейн считал, что игра является необходимой формой развития личности, что звучит более чем актуально в контексте современной концепции образования. Игра – практика развития.
Игра так же позволяет облегчить процесс восприятия и усвоения ребенком новых знаний и закрепления уже приобретённых.
В современной российской педагогической науке игровой технологии особое внимание уделяет Короткова М.В., которая разрабатывает это направление как важный метод преподавания истории.
Игровая форма усвоения исторического материала дает возможность активизировать воображение и эмоциональное восприятие ребенка, таким образом облегчив восприятие информации. Создавая игровую ситуацию, мы оживляем исторические события и эпохи, ребенок же лучше воспринимает не холодные даты и факты, а «объемные» характеры и события.
Короткова М.В. в этой связи считает, что главной целью такой технологии обучения является создание специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом, приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи.
Игра, как метод обучения, - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, активизации интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка.
Список литературы:
Церенова О.А. Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории (технология игровых форм обучения). - г. Новосибирск, 1998г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/igrovye_metody_obucheniya.html (дата обращения 10.04.2016).
В. А. Сухомлинский. Воспитание личности в советской школе. Киев, «Радянська школа», 1965. – 214 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. - М.: Владос- Пресс, 2001.- 172 с.