Просмотр содержимого документа
«Тезисы исследовательской работы "Как бы великий и типа могучий"»
Тезисы
Секция «Лексикология и стилистика»
Тема работы: «Как бы великий и типа могучий»
Автор: Гармашова Алина Васильевна,
МБОУ Лиховская СОШ, 3 «б» класс.
Научный руководитель: Журавлёва Ирина Васильевна,
учитель начальных классов, МБОУ Лиховская СОШ.
Актуальность работы: проблема низкого уровня речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль в нашем языке стоит очень остро. Эти факторы стали поводом для того, чтобы я занялась исследованием такого языкового явления, как «слова-паразиты» в речи учеников начальных классов.
Цель исследования: изучить проблему засоренности речи учеников начальных классов нашей школы и наметить пути борьбы с языковыми вирусами.
Задачи проекта:
Уточнить, что такое «слова-паразиты».
Выяснить причины их употребления в речи.
Выявить наличие «слов-паразитов» в речи обучающихся начальных классов.
Разработать рекомендации по борьбе с речевым мусором.
Подготовить презентацию.
Разработать рекомендации по борьбе со «словами паразитами».
Поделиться с ребятами наиболее интересной информацией.
Гипотеза: а) большинство обучающихся начальных классов употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи; б) если обратить внимание на наличие в речи обучающихся речевых сорняков, это позволит предотвратить замусоривание языка.
При проведении исследования были использованы методы: изучение теоретического материала о «словах-паразитах»; наблюдение за речью обучающихся на уроках и внеурочной деятельности; анкетирование; анализ полученных результатов, сравнение.
В результате работы над проектом я пришла к следующему заключению:
«Слова-паразиты» – это негативное явление в языке. Они делают речь уродливой, мешают общению и пониманию смысла слов говорящего, а также производят на окружающих не самое лучшее впечатление.
Слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, утрачивая при этом своё первоначальное значение, служат для связки слов и произносятся по привычке. Очень часто «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса, но иногда на них возникает мода, поэтому их используют и ребята, у которых нет проблем с речью.
В ходе данного исследования было выявлено, что 100% опрошенных обучающихся прибегают к «словам-паразитам». Каждый из них употребляет эти слова неосознанно, не замечая их в речи. Но после привлечения внимания обучающихся к проблеме слов-сорняков частота употребления «слов-паразитов» значительно сократилась, ученики стали более внимательно относиться к тому, что говорят и слышат, более тщательно готовят высказывания.
В результате работы над проектом я познакомилась с интересными высказываниями о нашем языке выдающихся людей, познакомила с ними своих одноклассников. Создала презентацию по данной проблеме, разработала рекомендации для одноклассников.