СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы к исследовательской работе по теме "Использование мнемотехники на уроках русского языка ". Автор: Корсак Елизавета Алексеевна, учащаяся 10Б класса МОУ "Средняя школа№10"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа Корсак Елизаветы была защищена на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Имеет награды.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы к исследовательской работе по теме "Использование мнемотехники на уроках русского языка ". Автор: Корсак Елизавета Алексеевна, учащаяся 10Б класса МОУ "Средняя школа№10"»

ТЕКСТ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ

Двадцать первый век – век компьютерных технологий открыл для современного человека неограниченный доступ к информации. В последнее время наблюдается большой разрыв между стремительным ростом высоких технологий и способностью мозга человека запомнить эту информацию. Слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать.

Школьная программа предполагает освоение различных предметов. Одни предметы ребёнок усваивает легко, другие вызывают у ученика определённые трудности. По мнению специалистов, русский язык считается одним из трудных школьных предметов на всех ступенях школьного обучения. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку уже с начальной школы уделяется большое внимание.

Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Ведётся огромная работа, направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных. Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Кроме словарных слов проверяется также знание ряда правил, которые в большинстве случаев учащиеся запомнить не могут. Именно поэтому в работе по усвоению слов, вызывающих трудность у учащихся, особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания. Это позволило нам сформулировать гипотезу об использовании различных приёмов мнемотехники на уроках русского языка: мнемотехника не только вызывает у ребят интерес к предмету, но и помогает запоминать и правильно писать трудные слова.

Цель нашей исследовательской работы: обоснование важности использования мнемотехники при запоминании трудных слов. Предметом исследования является изучение мнемотаблиц и мнемотехники, как науки. Объектом исследования – учащиеся 4 класса. Задачи исследования: изучить литературу по теме исследования; провести, а затем проанализировать диктант в 4 классе; продемонстрировать учащимся мнемонические способы для лучшего усвоения правил и их применения на практике; провести повторное тестирование по русскому языку в 4 классе; сравнить результаты тестирований.

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Чтобы обосновать эффективность использования приёмов мнемотехники на уроках русского языка на первом этапе мною был проведен диктант, цель которого заключалась в следующем: дети под диктовку должны были написать слова. Диктант показал, что большинство слов ребята написали с ошибками. Вторым этапом моей работы, было предложение запомнить слова при помощи мнемотаблиц. Повторный диктант показал, что дети научились писать большинство предложенных слов без ошибок. Ребятам были предложены слова, которые вы видите на слайде. А на этом слайде вы видите, как с помощью методов мнемотехники слова были объяснены ученикам. Нами были использованы такие методы, как метод звуковой ассоциации, метод ассоциации и метод комбинирования.

В диктанте участвовало 27 человек.

Результатом исследования является соотношение процентов детей, которые написали слова до и после использования методов мнемотехники.

В итоге у нас получились диаграммы

1.Соотношение в диаграмме с написанием слов до изучения методов мнемотехники:

• Правильное написание – 45,9%

• Неправильно написание – 54,1%

2. Соотношение в диаграмме с написанием слов после изучения методов мнемотехники:

• Правильное написание – 80,2%

• Неправильное написание – 19,8%

Вывод по практике: Проведенное мною исследование показало, что использование мнемотаблиц на уроках русского языка способствует повышению грамотности учащихся.

Сделав первый шаг в изучении данной темы можно сказать, что гипотеза, сформированная в начале исследования, подтвердилась. Выполняя данную работу, нам удалось выяснить какой смысл вкладывают различные научные деятели в понятие – мнемотехника, понять, что связывает память и мнематику. Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Мнемотехника не только вызывает у ребят интерес к предмету, но и помогает запоминать и правильно писать трудные слова. Обоснование этому является проведенное нами исследование. Грамотность ребят выросла в 1,7 раза.

2. Существуют различные способы использования мнемотехники на уроках русского языка, такие как звуковые ассоциации, метод комбинирования, рифмы, ассоциативные рисунки и список. Эти приёмы весьма оригинальны.

3. Мнемотехника и память взаимосвязаны друг с другом. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

Изучить мнемотехнику полностью невозможно, потому что каждый день появляются все новые и новые ее методы, правила в русском языке. Но я уверена, что мы нашли более легкий способ запоминания. Мы надеемся, что ребята, которые учатся в школе, ходят в детские сады, начнут использовать мнемотехнику, как помощника в трудной учебной ситуации.

Цели и задачи, поставленные нами в начале исследования, достигнуты. В дальнейшем, мы планируем продолжить изучение данной темы и найти еще много способов применения мнемотехники не только на уроках русского языка, но и на других школьных предметах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!