СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типичные речевые ошибки детей 5-7 лет и способы их устранения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей по их запросу. У детей старшего дошкольного возраста все чаще и чаще наблюдаются речевые ошибки. Родители обеспокоины данным фактом, желают чтобы у воспитанников была грамматически правильная, чистая речь.

Просмотр содержимого документа
«Типичные речевые ошибки детей 5-7 лет и способы их устранения»

ОРГПРОЕКТ

родительского собрания



Дата, время: 18.10.2022 г. в 13.15 ч.

Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Капитошка» г. Назарово Красноярского края

Тема: Методы и приемы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.

Форма проведения: консультация

Участники: родители воспитанников средней группы.

Предназначение: систематизирование и расширение знаний родителей о методах и приемах формированию грамотной речи у детей дошкольного возраста.

Режим работы:



Время

Содержание деятельности

Ответственный

13.15-13.17

Организационно-информационный этап:

- вступительное слово;

- организация на работу «Хочу сегодня услышать о …».



Финочко С.В.

13.17-13.57






Основной этап:

1. Типичные речевые ошибки детей.

2. Рекомендации по развитию словарного запаса, грамматического строя речи

и развитию связной речи.

3. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

4. Рекомендации по развитию фонематического слуха у дошкольников.

5. Рекомендации по развитию звуковой культуры речи.





Финочко С.В.

13.57-14.00


Заключительный этап:

- ответы на вопросы,

- рефлексия «Мои ожидания».

Финочко С.В.

«Типичные речевые ошибки детей старшего возраста, причины их появления и способы исправления речевых ошибок»


В последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растёт. По данным специалистов - в 70-80гг. прошлого столетия от такого дефекта страдал каждый четвёртый дошкольник, в нынешнее время - трудно отыскать ребёнка дошкольного возраста без отклонения в речевом развитии.

Так чаще всего причинами детских речевых ошибок являются:
1) психофизиологические особенности развития детей: состояние нервных процессов, развитие мышления, памяти, внимания и т.д. В частности, малый объем памяти, внимания (ребенок забывает о том, что только что употребил слово, и использует его вновь). Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными;

2) влияние речи окружающих и, прежде всего, родителей. Нелегко бывает убедить ребенка в том, что слова, употребляемые его отцом или матерью, на самом деле «неправильные» и употреблять их нельзя. Прежде всего, особого внимания заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие ребенка невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители полагают, что ребенок не нуждается в их помощи, что слишком большое внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в выражении нежных чувств подражают ребенку, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений крайне разнообразны и поэтому могут нанести вред многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить то, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный вред речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии речи. У родителей часто присутствует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста будет говорить правильно и без нарушений. Таким образом, подобный метод воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Также следует отметить нежелание родителей работать над собственными ошибками. Очень распространены случаи, когда ребенок, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители, находясь в полной уверенности, думают, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и неразборчивая, быстрая речь взрослого. В этой ситуации опять срабатывает подражание, и дети неосознанно перенимают неряшливость в общении. У ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. При быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении;

3) состояние фонематического слуха и речедвигательного аппарата;

4) недостаточный запас знаний и бедность словаря. Бедный речевой запас детей - Этот фактор охватывает все возрастные группы детей, оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно выразить свои мысли, описать ситуацию. Родители сильно устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Несомненно стоит выделить темпы развития современного технического прогресса. Часто родителям проще всего включить ребенку телевизор, компьютер, а не почитать ему или спросить, как прошел его день. Очень странно, что родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер;

5) логический, смысловой подход к построению предложения (а не грамматический);

6) трудности грамматики русского языка;

7) педагогическая запущенность (взрослые не обращают внимания на ошибки детей, не исправляют их, а иногда даже подражают детской речи).
К основным видам речевых ошибок можно отнести: грамматические, синтаксические и словообразовательные.


Можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном развитии и становлении его речи:

РЕКОМЕНДАЦИИ

по развитию словарного запаса, грамматического строя речи

и развитию связной речи.

       РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

      Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью  не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

РЕКОМЕНДАЦИИ 

по проведению артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В  начале обучения не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение упражнения.

6. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

7. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

8. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

9. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

10. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по развитию фонематического слуха у дошкольников.

       Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

       Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо — держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз.

«Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игры для развития фонематического слуха.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук — луг, роса — роза, плод — плот, дрова — трава.

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу. Или ИА — как кричит ослик. Или УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

РЕКОМЕНДАЦИИ 

по развитию звуковой культуры речи дошкольников.

      Исправление звуков проводится поэтапно:

1 этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания).

2 этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3 этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях).

4 этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

    Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

    Чтобы добиться правильного произношения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

     Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

     Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения, следите за звуками в повседневной речи.

Загадки.

     Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите    их, выделяя голосом нужный  звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

     Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями

«Что изменилось?»

    Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

    Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь — корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону — птица, потом корову — домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь)  предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Слова вокруг нас»

    Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или «Назови "зимнее" слово со звуком [с]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

     В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.

РЕКОМЕНДАЦИИ 

по развитию мелкой моторики у дошкольников в домашних условиях.

    Формирование устной речи ребенка  начинается  тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности.  Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

    Уровень развития мелкой моторики  и  координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности в овладении  навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем может избежать многих проблем школьного обучения.

Для развития ручной умелости дети должны:

- разминать пальцами глину, пластилин;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

- выполнять пальчиковые игры и упражнения;

- рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;

- вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

- вышивать, вязать;

- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;

- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

     Вам предлагаются варианты упражнений по развитию мелкой моторики рук, что способствует не только развитию речи, но и овладению навыками письма при обучении в школе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!