СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология и структура уроков. Нестандартные уроки.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типология и структура уроков. Нестандартные уроки.»

Типология и структура уроков. Нестандартные уроки.

Типология и структура уроков.

Нестандартные уроки.

 Урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного(переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога. (Иванова Е.О., Осмоловская И.М.)

Урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного(переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога.

(Иванова Е.О., Осмоловская И.М.)

 Общие требования к уроку: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни

Общие требования к уроку:

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
  • повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
  • формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни
осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
  • вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание

учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

 Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Типология уроков: урок усвоения новых знаний; урок усвоения навыков и умений; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений; комбинированный урок

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Типология уроков:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения навыков и умений;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений;
  • комбинированный урок
Урок освоения новых знаний Деятельностная цель:   формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок освоения новых знаний

  • Деятельностная цель:   формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
 Структура урока усвоения новых знаний Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока усвоения новых знаний

  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Первичное усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания.
  • Первичное закрепление.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок усвоения навыков и умений  Основная  цель данного типа урока  - закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом.

Урок усвоения навыков и

умений

Основная  цель данного типа урока  - закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом.

Структура урока усвоения навыков и умений Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. Проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания); Сообщение темы, цели и задач урока; Изучение нового материала (вводные упражнения); Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения); Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения); Творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражне­ния); Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Структура урока усвоения навыков и умений

  • Организационный этап.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);
  • Сообщение темы, цели и задач урока;
  • Изучение нового материала (вводные упражнения);
  • Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения);
  • Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения);
  • Творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражне­ния);
  • Итоги урока и сообщение домашнего задания.
Урок комплексного применения знаний  Цель:  усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Урок комплексного

применения знаний

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Организационный этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые), -  в изменённой ситуации (конструктивные). Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые), -  в изменённой ситуации (конструктивные).
  • Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок обобщения и систематизации знаний  Цель урока:   обобщение знаний, обучающихся в систему. Проверка и оценка знаний обучающихся, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Урок обобщения и

систематизации знаний

Цель урока:   обобщение знаний, обучающихся в систему. Проверка и оценка знаний обучающихся, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок оценки, проверки и коррекции знаний, умений и навыков  Основная цель данного типа урока - проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков (предметных и метапредметных компетенций), внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, умений и навыков.

Урок оценки, проверки и

коррекции знаний, умений

и навыков

Основная цель данного типа урока - проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков (предметных и метапредметных компетенций), внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, умений и навыков.

Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Комбинированный урок  Цель комбинированных уроков – выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Комбинированный урок

Цель комбинированных уроков – выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура комбинированного урока 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

Основные признаки нестандартного урока Первый  - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник. Второй  – дифференцированный подход к детям, т. е. нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. Третий  – невозможность тиражирования, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести    самому.    Четвертый  – сотрудничество      учителя и ученика.

Основные признаки нестандартного урока

Первый  - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.

Второй  – дифференцированный подход к детям, т. е. нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе.

Третий  – невозможность тиражирования, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.

Четвертый  – сотрудничество учителя и ученика.

 Можно выделить следующие основные виды нестандартных уроков

Можно выделить следующие основные виды нестандартных уроков

 Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!