Типология и структура уроков.
Нестандартные уроки.
Урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного(переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога.
(Иванова Е.О., Осмоловская И.М.)
Общие требования к уроку:
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание
учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Типология уроков:
- урок усвоения новых знаний;
- урок усвоения навыков и умений;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений;
- комбинированный урок
Урок освоения новых знаний
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
- Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока усвоения новых знаний
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Первичное закрепление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок усвоения навыков и
умений
Основная цель данного типа урока - закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом.
Структура урока усвоения навыков и умений
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности.
- Проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);
- Сообщение темы, цели и задач урока;
- Изучение нового материала (вводные упражнения);
- Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения);
- Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения);
- Творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения);
- Итоги урока и сообщение домашнего задания.
Урок комплексного
применения знаний
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые), - в изменённой ситуации (конструктивные).
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок обобщения и
систематизации знаний
Цель урока: обобщение знаний, обучающихся в систему. Проверка и оценка знаний обучающихся, более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок оценки, проверки и
коррекции знаний, умений
и навыков
Основная цель данного типа урока - проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков (предметных и метапредметных компетенций), внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, умений и навыков.
Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Комбинированный урок
Цель комбинированных уроков – выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.
Основные признаки нестандартного урока
Первый - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.
Второй – дифференцированный подход к детям, т. е. нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе.
Третий – невозможность тиражирования, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.
Четвертый – сотрудничество учителя и ученика.
Можно выделить следующие основные виды нестандартных уроков
Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Спасибо за внимание!