СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология обществ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типология обществ»

1.12Типология обще­ств

  • Ти­пы об­ще­ств

  • Ти­пы об­ще­ствен­но-эко­номи­че­ских фор­ма­ций

  • Сов­ре­мен­ный под­ход к ти­поло­гии об­ще­ств

Типы обще­ств

Об­щес­тво — яв­ле­ние мно­гог­ранное, об­ла­да­ющее в каж­дом кон­крет­ном слу­чае спе­цифи­чес­ки­ми чер­та­ми. Мно­го­об­ра­зие об­ще­ств обус­ло­вило по­яв­ле­ние раз­личных ва­ри­ан­тов их клас­си­фика­ции. Од­ним из них яв­ля­ет­ся ти­поло­гия об­ще­ств.

Ти­поло­гия об­ще­ств — рас­пре­деле­ние об­ще­ств на ос­но­вании та­ких кри­тери­ев, как со­ци­альные, эко­номи­че­ские, ис­то­риче­ские, культур­ные и т.д.

По­нятие «тип» под­ра­зуме­ва­ет фор­му, ко­торая со­став­ля­ет ос­но­ву ря­да родс­твен­ных объек­тов, яв­ля­ясь об­разцом для пред­ме­тов оп­ре­делен­но­го ви­да. В со­вре­мен­ном ми­ре су­щес­тву­ют раз­личные ти­пы об­ще­ств, раз­ли­ча­ющих­ся меж­ду со­бой по мно­гим па­рамет­рам, как яв­ным (язык об­ще­ния, культу­ра, ге­ог­ра­фичес­кое по­ложе­ние и т.д.), так и скры­тым (сте­пень со­ци­альной спло­чен­ности, уро­вень ста­бильнос­ти и др.). На­уч­ная клас­си­фика­ция пред­по­лага­ет вы­деле­ние на­ибо­лее су­щес­твен­ных, ти­пич­ных приз­на­ков, от­ли­ча­ющих од­ни груп­пы об­ще­ств от дру­гих и объеди­ня­ющих об­ще­ства од­ной и той же груп­пы.

Один из под­хо­дов к ти­поло­гии де­лит все об­ще­ства на прос­тые и слож­ные в за­виси­мос­ти от чис­ла уров­ней уп­равле­ния и сте­пени со­ци­альной диф­фе­рен­ци­ации (рас­сло­ения).

Прос­тое об­ще­ство — это об­ще­ство, в ко­тором сос­тавные его час­ти од­но­род­ны; в нем нет бо­гатых и бед­ных, ру­ково­дите­лей и под­чи­нен­ных; струк­турное де­ление ли­бо от­сутс­тву­ет, ли­бо на­ходит­ся в за­чаточ­ном со­сто­янии. Та­ким бы­ло пер­во­быт­ное об­ще­ство на за­ре че­лове­че­ской ци­вили­зации. И по сей день в ук­ромных угол­ках Зем­ли су­щес­тву­ют пле­мена, на­ходя­щи­еся на пер­во­быт­но-об­щинной ста­дии раз­ви­тия.

В от­ли­чие от прос­то­го слож­ное об­ще­ство — это об­ще­ство с сильно раз­ви­тыми струк­турны­ми эле­мен­та­ми, ко­торые вза­имос­вя­заны и вза­имо­зави­симы друг от дру­га. В слож­ных об­ще­ствах су­щес­тву­ет рас­сло­ение лю­дей на бо­гатых и бед­ных; воз­ни­ка­ет спе­ци­альный ап­па­рат уп­равле­ния (го­сударс­тво); раз­ви­тие об­ще­ства про­ис­хо­дит в раз­ных на­прав­ле­ни­ях и бо­лее быс­тры­ми тем­па­ми.

Иму­щес­твен­ная диф­фе­рен­ци­ация об­ще­ства воз­никла еще в рам­ках пер­во­быт­но-об­щинно­го строя, но фор­ми­рова­ние под­линно и­ерар­хи­чес­кой струк­ту­ры об­ще­ства свя­зано с со­зда­ни­ем го­сударс­тва. Пер­вые го­сударс­тва воз­никли бо­лее пя­ти ты­сяч лет на­зад — в меж­ду­речье Ев­фра­та и Тиг­ра и в Егип­те. С тех пор мно­гие на­роды не­из­бежно вста­вали на путь со­зда­ния го­сударс­тва. Ес­ли в древ­ние вре­мена слож­ные об­ще­ства бы­ли ис­клю­чени­ем в об­щей мас­се прос­тых об­ще­ств, то сейчас, на­обо­рот, прос­тые об­ще­ства со­став­ля­ют еди­нич­ные слу­чаи сре­ди слож­ных.

Еще один из под­хо­дов к ти­поло­гии об­ще­ств вы­деля­ет кри­тери­ем их диф­фе­рен­ци­ации на­личие письмен­ности. В со­от­ветс­твии с этим раз­ли­ча­ют до­письмен­ные и письмен­ные об­ще­ства.

В до­письмен­ных об­ще­ствах письмен­ности не бы­ло, лю­ди пе­реда­вали ин­форма­цию только с по­мощью ре­чи. В письмен­ных об­ще­ствах су­щес­тво­вала пе­реда­ча ин­форма­ции с по­мощью зна­ков.

Сна­чала ин­форма­ции пе­реда­валась пос­редс­твом ри­сун­ков, изоб­ра­жа­ющих зве­рей, птиц, лю­дей, раз­личные пред­ме­ты. За­тем по­яви­лась кли­нопись, ко­торая яв­ля­лась уп­ро­щени­ем ри­сун­ков. Но под­линным изоб­ре­тени­ем ста­ло со­зда­ние зна­ково­го изоб­ра­жения зву­ков — ал­фа­вита. У раз­ных на­родов раз­ные бук­вы ал­фа­вита оз­на­ча­ют раз­ные зву­ки. Зна­ния, за­фик­си­рован­ные на гли­няных таб­личках, вос­ко­вых дос­ках, бе­рес­те, бу­маге и т.д., слу­жили мно­гим по­коле­ни­ям лю­дей. Ори­гинальный вид письмен­ности изоб­ре­ли аме­рикан­ские ин­дейцы. Для пе­реда­чи ин­форма­ции они ис­пользо­вали ве­рев­ку с за­вязан­ны­ми на ней узел­ка­ми. По­луча­тель та­кого письма пос­те­пен­но раз­вя­зывал узел­ки, «чи­тая» со­об­ще­ние. Со вре­менем но­сите­ли ин­форма­ции все бо­лее ус­ложня­лись. По­яви­лись кни­ги, га­зеты, ра­дио, те­леви­дение, компьюте­ры. Но свое зна­чение письмен­ность нис­колько не ут­ра­тила.

Шумерская клинопись

Воз­никно­вение письмен­ности ста­ло од­ним из важ­нейших эта­пов на пу­ти пе­рехо­да че­лове­че­ства от ди­кос­ти и вар­варс­тва к ци­вили­зации. Но в ис­то­рии бы­ли и ис­клю­чения. Так, ски­фы — на­род, жив­ший в Се­вер­ном При­чер­но­морье в 1-м ты­сяче­летии до н.э., — не име­ли письмен­ности, нес­мотря на вы­соко­раз­ви­тую ма­тери­альную культу­ру. Не­кото­рые пер­во­быт­ные ре­лик­то­вые пле­мена и по сей день не име­ют письмен­ности.

Су­щес­тву­ет ти­поло­гия об­ще­ств, ос­но­ван­ная на вы­деле­нии спо­соба про­из­вод­ства. По это­му кри­терию раз­ли­ча­ют об­ще­ство со­бира­телей и охот­ни­ков, об­ще­ство зем­ле­дельцев, об­ще­ство ско­тово­дов, ин­дус­три­альное об­ще­ство.

Об­щес­тво со­бира­телей и охот­ни­ков су­щес­тво­вало в пе­ри­од гос­подс­тва прис­ва­ива­ющей эко­номи­ки в рам­ках пер­во­быт­но-об­щинно­го строя. Лю­ди бра­ли от при­роды го­товые про­дук­ты и пол­ностью за­висе­ли от ее кап­ри­зов. Из­ме­нение кли­мата, уве­личе­ние чис­леннос­ти на­селе­ния, нех­ватка пи­щи при­вели к то­му, что лю­ди ста­ли до­бывать средс­тва к су­щес­тво­ванию дру­гим пу­тем. На сме­ну со­бира­тельству приш­ло зем­ле­делие, а на сме­ну охо­те — ско­товодс­тво. Про­изо­шел пе­реход от прис­ва­ива­ющей эко­номи­ки к про­из­во­дящей. Зем­ле­дельчес­кие и ско­товод­ческие об­ще­ства дол­гие ве­ка су­щес­тво­вали по со­седс­тву друг с дру­гом. Со­седс­тво это не всег­да бы­ло мир­ным. Не­ред­ко ко­чев­ни­ки на­пада­ли на осед­лые на­роды. Но, нес­мотря на ра­зоре­ния, зем­ле­дельцы вос­ста­нав­ли­вали свое хо­зяйство и час­то да­вали от­пор ко­чев­ни­кам. Ис­то­рия по­каза­ла, что бо­лее жиз­неспо­соб­ным ока­залось зем­ле­дельчес­кое об­ще­ство, так как большинс­тво на­родов пе­реш­ли со вре­менем к осед­ло­му об­ра­зу жиз­ни. Имен­но на ос­но­ве ба­зы, соз­данной зем­ле­дельчес­ки­ми, в пер­вую оче­редь ев­ро­пейски­ми, на­рода­ми воз­ни­ка­ет ин­дус­три­альное об­ще­ство, ос­но­ван­ное на про­мыш­ленном про­из­вод­стве. Оно су­щес­тву­ет все­го 300—400 лет, но от­ли­ча­ет­ся бо­лее вы­соки­ми по срав­не­нию с пре­дыду­щими об­ще­ства­ми тем­па­ми раз­ви­тия.

В на­уке су­щес­тву­ет клас­си­фика­ция об­ще­ств, вы­деля­ющая зак­ры­тые и от­кры­тые ти­пы.

В ос­но­ве раз­ли­чий меж­ду ни­ми ле­жат уро­вень кон­тро­ля над лич­ностью и сте­пень сво­боды ин­ди­вида. Для зак­ры­того об­ще­ства ха­рак­терны не­из­менная со­ци­альная струк­ту­ра, не­вос­при­им­чи­вость к но­вов­ве­дени­ям, кон­серва­тизм, дог­ма­тич­ная иде­оло­гия, кол­лекти­визм. К та­кому ти­пу об­ще­ств от­но­сят­ся все ан­ти­демок­ра­тиче­ские ре­жимы прош­ло­го и нас­то­яще­го. От­кры­тое об­ще­ство ха­рак­те­ризу­ет­ся ди­намич­ной со­ци­альной струк­ту­рой, спо­соб­ностью к об­новле­нию, ин­ди­виду­ализ­мом и де­мок­ра­тиче­ской иде­оло­ги­ей. По­доб­ный тип об­ще­ства ши­роко рас­простра­нен в со­вре­мен­ном ми­ре, в пер­вую оче­редь в раз­ви­тых де­мок­ра­тиче­ских го­сударс­твах.

Типы обще­ственно-экономиче­ских формаций

В оте­чес­твен­ной на­уке до не­дав­не­го вре­мени гос­подс­тво­вал фор­ма­ци­он­ный под­ход к ти­поло­гии об­ще­ств, ос­но­ван­ный на мар­ксист­ско-ле­нин­ском уче­нии об об­ще­ствен­но-эко­номи­че­ских фор­ма­ци­ях.

Об­щес­твен­но-эко­номи­че­ская фор­ма­ция — ис­то­риче­ский тип об­ще­ства, ба­зиру­ющийся на оп­ре­делен­ном спо­собе про­из­вод­ства.

Тип про­из­вод­ствен­ных от­но­шений, ос­но­ван­ный на оп­ре­делен­ной фор­ме собс­твен­ности на средс­тва про­из­вод­ства, со­став­ля­ет эко­номи­че­ский ба­зис об­ще­ства, ко­торый оп­ре­деля­ет со­от­ветс­тву­ющий тип надс­тройки с ос­новны­ми ее эле­мен­та­ми — го­сударс­твом и пра­вом. Сме­на од­ной об­ще­ствен­но-эко­номи­че­ской фор­ма­ции дру­гой про­ис­хо­дит в ре­зульта­те из­ме­нения ти­па про­из­вод­ствен­ных от­но­шений, что не­из­менно вле­чет за со­бой пре­об­ра­зова­ния в над­стройке.

В раз­ви­тии че­лове­че­ства мар­ксист­ская те­ория вы­деля­ет пять об­ще­ствен­но-эко­номи­че­ских фор­ма­ций (схе­ма 9) с со­от­ветс­тву­ющи­ми им ти­пами об­ще­ства:

1) пер­во­быт­но-об­щинную;

2) ра­бов­ла­дельчес­кую;

3) фе­одальную;

4) ка­пита­лис­ти­чес­кую;

5) ком­му­нис­ти­чес­кую.

Схема 9.Типы обще­ственно-экономиче­ских формаций

В пер­вой и пя­той фор­ма­ци­ях го­сударс­тва не су­щес­тву­ет. Пе­реход­ным от ка­пита­лиз­ма к ком­му­низ­му выс­ту­па­ет со­ци­алис­ти­чес­кое об­ще­ство.

Сог­ласно мар­ксиз­му с раз­ви­ти­ем про­из­во­дительных сил (ору­дий тру­да) из­ме­ня­ют­ся про­из­вод­ствен­ные от­но­шения, об­ще­ство де­лит­ся на клас­сы, об­ра­зу­ет­ся го­сударс­тво. Про­ис­хо­дит пе­реход от пер­во­быт­но-об­щинной об­ще­ствен­но-эко­номи­че­ской фор­ма­ции к ра­бов­ла­дельчес­кой. Го­сударс­тво выс­ту­па­ет как ору­дие в ру­ках гос­подс­тву­юще­го клас­са для по­дав­ле­ния уг­не­та­емых.

Ис­хо­дя из ис­то­риче­ско­го опы­та, те­оре­тики мар­ксиз­ма сде­лали вы­вод о том, что не­кото­рые на­роды пе­рехо­дили от пер­во­быт­но-об­щинной фор­ма­ции к фе­одальной, ми­нуя ра­бов­ла­дельчес­кую.

Фор­ма­ции сме­ня­ют друг дру­га как эво­люци­он­ным пу­тем (пе­реход к ра­бов­ла­дению и фе­ода­лиз­му), так и в ре­зульта­те ре­волю­ции (пе­реход к ка­пита­лис­ти­чес­ко­му и со­ци­алис­ти­чес­ко­му об­ще­ству). Со­ци­алис­ти­чес­кое го­сударс­тво, вы­ражая ин­те­ресы тру­дящих­ся, по­дав­ля­ет соп­ро­тив­ле­ние экс­плу­ата­торов. С вы­пол­не­ни­ем этой за­дачи не­об­хо­димость в при­нуж­де­нии от­па­да­ет, а зна­чит, го­сударс­тво ста­новит­ся не­нуж­ным. Про­ис­хо­дит пе­реход к бес­клас­со­вому об­ще­ству, при ко­тором го­сударс­тво от­ми­ра­ет.

Фор­ма­ци­он­ный под­ход к ти­поло­гии об­ще­ств ос­но­ван на ре­альном раз­ви­тии ис­то­риче­ско­го про­цес­са в прош­лом. Тем не ме­нее прак­ти­ка су­щес­тво­вания со­ци­алис­ти­чес­ко­го об­ще­ства, в том чис­ле и у нас в стра­не, не оп­равда­ла те­оре­тиче­ских ожи­даний. Не под­твер­дился и прог­ноз пе­рехо­да к бес­клас­со­вому ком­му­нис­ти­чес­ко­му об­ще­ству.

Современный подход к типологии обще­ств

На­ибо­лее рас­простра­нен­ным в со­вре­мен­ной на­уке яв­ля­ет­ся де­ление об­ще­ств на тра­дици­он­ные, ин­дус­три­альные и пос­тиндус­три­альные. Эту кон­цепцию пред­ло­жил аме­рикан­ский со­ци­олог Д.Белл. В ка­чес­тве кри­тери­ев дан­ной ти­поло­гии уче­ный вы­делил из­ме­нения и со­вер­шенс­тво­вание средств про­из­вод­ства и зна­ния.

Тра­дици­он­ное (до­ин­дус­три­альное) об­ще­ство от­ли­чалось пре­об­ла­дани­ем на­турально­го хо­зяйства, сос­ловной и­ерар­хи­ей, тра­дици­он­ным спо­собом ре­гули­рова­ния об­ще­ствен­ных от­но­шений. Для не­го ха­рак­терны руч­ной труд, низ­кие тем­пы раз­ви­тия про­из­вод­ства, ко­торое мо­жет удов­летво­рять по­треб­ности лю­дей лишь на ми­нимальном уров­не. Тра­дици­он­ное об­ще­ство ма­ловос­при­им­чи­во к но­вов­ве­дени­ям. По­веде­ние лю­дей в та­ком об­ще­стве рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся обы­ча­ями и тра­дици­ями, ос­но­ван­ны­ми на ре­лигии. От­счет ис­то­рии тра­дици­он­ных об­ще­ств мож­но на­чать с воз­никно­вения че­лове­че­ства. Та­кие об­ще­ства су­щес­тво­вали в пе­ри­од ра­бов­ла­дения и фе­ода­лиз­ма. И только с по­яв­ле­ни­ем бур­жу­аз­ных от­но­шений фор­ми­ру­ет­ся ин­дус­три­альное об­ще­ство.

Ин­дус­три­альное об­ще­ство — это слож­ное об­ще­ство, ос­но­ван­ное на про­мыш­ленном про­из­вод­стве. В нем че­ловек на­делен бо́льши­ми, чем в до­ин­дус­три­альном об­ще­стве, воз­можнос­тя­ми са­море­али­зации. Че­лове­ку да­ет­ся весь на­бор прав и сво­бод, и только от не­го за­висит, как ими вос­пользо­ваться. В ин­дус­три­альном об­ще­стве про­из­вод­ство раз­ви­ва­ет­ся на ос­но­ве ме­хани­зации и ав­то­мати­зации, со­зда­ние раз­но­го ро­да то­варов при­об­ре­та­ет мас­со­вый ха­рак­тер. Рас­тет на­селе­ние го­родов (ур­ба­низа­ция), уве­личи­ва­ет­ся чис­ло лю­дей, за­нятых в про­мыш­леннос­ти, воз­раста­ют тре­бова­ния к об­ра­зова­нию и ква­лифи­кации ра­бот­ни­ков. Ус­ко­ря­ет­ся раз­ви­тие средств мас­со­вой ком­му­ника­ции.

В пос­тиндус­три­альном (ин­форма­ци­он­ном) об­ще­стве до­быча и пе­рера­бот­ка про­дук­тов при­роды ус­ту­па­ют свое при­ори­тет­ное мес­то про­из­вод­ству и пе­рера­бот­ке ин­форма­ции, удельный вес про­из­вод­ства то­варов в эко­номи­ке сни­жа­ет­ся, уве­личи­ва­ет­ся до­ля сфе­ры ус­луг. То­варо­про­из­во­дящая эко­номи­ка тран­сфор­ми­ру­ет­ся в об­слу­жива­ющую. В ре­зульта­те ме­ня­ет­ся струк­ту­ра об­ще­ства. На сме­ну клас­со­вому де­лению при­ходит про­фес­сио­нальное. По­ложе­ние че­лове­ка в об­ще­стве, уро­вень его до­ходов нап­ря­мую за­висят от об­ра­зова­ния и уров­ня зна­ний.

С из­ме­нени­ем ха­рак­те­ра эко­номи­че­ских свя­зей ме­ня­ет­ся и со­ци­альная струк­ту­ра об­ще­ства. Ес­ли в до­ин­дус­три­альном об­ще­стве ос­новную груп­пу на­селе­ния сос­тавля­ли крестьяне, в ин­дус­три­альном — ра­бочие, то в пос­тиндус­три­альном — слу­жащие, уп­равлен­цы, ме­нед­же­ры. На сме­ну ав­то­ритар­но­му ру­ководс­тву в до­ин­дус­три­альном об­ще­стве и пред­ста­вительной де­мок­ра­тии в ин­дус­три­альном идут не­пос­редс­твен­ная де­мок­ра­тия и са­мо­уп­равле­ние в пос­тиндус­три­альном об­ще­стве. Уве­личи­ва­ет­ся сво­бода лич­ности в вы­боре при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний ее раз­ви­тия.

По­мимо рас­смот­ренных су­щес­тву­ют и дру­гие под­хо­ды к ти­поло­гии об­ще­ств. Все они, как вид­но, раз­ли­ча­ют­ся кри­тери­ями, ко­торые по­ложе­ны в ос­но­ву дан­ной кон­крет­ной клас­си­фика­ции. Воп­рос ти­поло­гии об­ще­ств нуж­да­ет­ся в дальнейшей раз­ра­бот­ке. Бо­лее це­лесо­об­разным пред­став­ля­ет­ся ис­пользо­вание раз­личных под­хо­дов при ус­ло­вии вы­деле­ния из них все­го ра­цио­нально­го и не­допу­щения их про­тиво­пос­тавле­ния. По­зитив­ные сто­роны каж­до­го из них, взя­тые в единс­тве, поз­во­лят глуб­же у­яс­нить тип то­го или ино­го об­ще­ства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!