СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология обществ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю план урока для 8 классов "Типология обществ"

Просмотр содержимого документа
«Типология обществ»

Анищенко А. Ю.

Тема: «Типология обществ»

8 класс

Цели урока:

Личностные

  1. Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  2. Продолжить освоение социальных норм, правил поведения

  3. Продолжить формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками

метапредметные

  1. Формировать умение организовывать учебное сотрудничество;

  2. Формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  3. Умение анализировать текст учебника

предметные

  1. Обеспечить усвоение (повторение) основных фактов по предшествующей теме («Человек, природа, общество»);

  2. создать условия для усвоения учениками основных типологий человеческих обществ;

  3. способствовать усвоению сущности основных понятий (терминов) по новой теме («Типология обществ») - дописьменные общества, письменные общества, простые и сложные общества, традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества;

Тип урока — комбинированный.

Средства обучения:

Литература:

  1. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2010. – 192 с.

  2. Леонович А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.,1999. – 512с.

  3. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». – СПб, 1998. – 96 с.

  4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. – 2002 г.

  5. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – 1999 г.



Вопросы темы и приемы их изложения


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Вводное слово

(1 мин.)






Добрый день! Рад сегодня вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста!

Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели комплекс проблем связанных с существованием общества и его взаимодействия с природой, которые актуальны на сегодняшний день, как в России, так и во всем мире. Поэтому необходимо ещё раз повторить и закрепить материал предыдущего урока.

Слушают, настраиваются на работу







Проверка знаний учащихся


Письменная работа для части учеников

(5 мин.)



Фронтальный опрос

(4 мин.)






















Раздаются карточки с заданиями для письменной работы ряду учеников, – вам дается на выполнение письменных заданий 7 минут.





- Для начала давайте вспомним что такое «глобализация».






- Каковы причины этого процесса?








- Теперь давайте вспомним, что такое глобальные проблемы?










- А какие виды проблем вы можете назвать?




Приступают к выполнению письменных заданий





Вспоминают и отвечают:

Исторический процесс превращения человечества в единую систему.

Отвечают:

-появление новых средств коммуникации (например, интернет);

-развитие экономических и фин-х связей;

-появление глобальных проблем.

Отвечают:

Глобальные проблемы это проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества, решить которые можно только совместными усилиями.


Отвечают:

-экологические;

-проблемы войны и мира;

-и т. д.

Аналитическая беседа

(4 мин.)


Одной из наиболее важных проблем является проблема экологии т.е. проблема-человек-природа-общество.

- Как вы думаете, почему именно эта проблема выделяется среди прочих?





- Скажите, природа может существовать без человека?

- А человек без природы?





Отвечают: человеку для его выживания природа нужна, а природе для ее нормального функционирования человек не нужен.

Отвечают:

Да.

Нет.

Индивидуальный вопрос

(3 мин.)


  • Каковы основные способы негативного воздействия человека на природу ты знаешь?

Отвечает


Индивидуальный вопрос

(3 мин.)

  • Какие меры предпринимает человечество по защите окружающей среды?

Отвечают








Вывод

(2 мин.)



Переход к изучении новой темы

(1 мин.)

Таким образом, решение глобальных проблем, в том числе и экологических, является задачей всех государств и народов мира, всего общества. С момента своего возникновения человеческое общество, тесно взаимодействуя с природой, постоянно изменяется. Итак, мы переходим с вами к изучению новой темы: «Типология обществ».


Слушают





Записывают тему в тетрадь

Изучение нового материала

1.)Типологии обществ

(10-11 мин)








Контрольная беседа
























  • Ребята, дайте определения, что такое общество в шир. см. и уз см.?











  • А что вы понимаете под словом типология?








Одним из по-настоящему великих достижений человечества является письменность.

  • Вы уже изучили историю Древнего мира, Средних веков, раннее Новое время. На основе этих знаний скажите, когда и где появилась письменность? В Средние века, в Древней Греции, Риме или Египте, а может быть, еще раньше?

  • Используя данный критерий, скажите на какие 2 типа можно разделить общество?

И таких классификаций множество.


Нельзя не остановиться еще на одной типологии, получившей особенно широкое распространение в нашей стране. В XIX в. ее предложил нем. философ К.Маркс. Основаниями служат 2 критерия:

-способ производства и форма собственности.

Вспомните эти формации.

И пятая ребята это формация будущего, именуемая коммунистической; Ее первая стадия социализм – якобы построенный в СС и ряде стран мира.


Таким образом, существует множество классификаций общества, но все они имеют недостатки.




Отвечают: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отвечают:

-распределение обществ, классификация на основе определенных критериев;

- тип – объединение понятий согласно сходным признакам

Отвечают:

В странах древнего Востока (Египет,…..).







Отвечают:

-дописьменный;

-письменный.







Отвечают:

-первобытная;

-рабовладельческая;

-феодальная;

-капиталистическая;

2.) Традиционное общество

(10-12 мин.)

Конспективное повествование




Контрольная беседа




























Аналитическая беседа






Конспективное повествование


Вывод



3.) Индустриальное общество

(12-14 мин.)



Контрольная беседа










Аналитическая беседа







Конспективное повествование



Аналитическая беседа




Конспективное повествование








Аналитическая беседа




Конспективное повествование





Аналитическая беседа





Контрольная беседа

Наиболее распространённым в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл с которой вы уже частично знакомы.

  • Вспомните переход от доиндустриального (традиционного общества) происходит в ходе какого процесса?

  • А что такое модернизация?

Итак, мы с вами будем по ходу нашего урока заполнять табличку по сферам общества.

  • Назовите основные сферы общества?




  • Какие характерные черты свойственны доиндустриальному обществу, которые записывали вчера?






  • Какая форма правления существовала в традиционном обществе?

  • Что такое абсолютная монархия?








  • В этом обществе власть стояла выше закона или закон выше власти?

Действительно в традиционном обществе власть сильнее закона следствием чего является правовая незащищенность.

  • А что в социальной сфере?(Как выглядела социальная структура общества?)



  • А крестьянин мог перейти в дворяне?

  • А что ему мешало?

т.е. не было социального лифта (социальной мобильности)- существовали социальные перегородки. Социальные нормы и обычаи сковывали человека.

В духовной сфере характерными чертами были: господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения.

Таким образом, доиндустриальное общество – это общество, где не было промышленности, господствовало с/х…..(см. слайд).

С приходом Нового времени происходит постепенное разрушение традиционного общества и становление нового именуемого индустриальным. Изменения коснулись всех сфер жизни.

Начнем с экономики.

  • Какие характерные черты свойственны индустриальному обществу, которые записывали на уроках истории?




В этой сфере характерной чертой стало также применение интенсивных методов производства.

  • А чем они лучше экстенсивных методов?

Представьте, что Матвей и Алексей у нас предприниматели. Они работают в одной отрасли – металлургии а, следовательно, являются конкурентами. И каждый хочет обогнать другого. Матвей в целях повышения количества и качества выпускаемой продукции внедряет в производство токарный станок Модслея, а Алексей увеличивает количество рабочих.

(Какие методы использует Матвей, а какие Алексей? Чье производство эффективнее?)

Изменения в экономике повлияли на социальную структуру общества. Как вы знаете в традиционном обществе, если родился крестьянином то это на всю жизнь, какой талантливый бы ты не был, что бы ты ни делал. Ты обязан работать на земле, которая тебе не принадлежит и довольствоваться меньшим.

  • Как вы думаете, многие крестьяне хотели бы жить как дворянин?

Сословный слой разрушается, появляется новый тип личности – человек Нового времени. Такой человек почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности. Чаще всего это были люди из среды разбогатевших крестьян, ремесленников, купцов. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно — желание разбогатеть. Они говорили: «Богатство должно сделать нас свободными и независимыми, оно должно служить тому, чтобы привлечь к нам друзей, сделать нас уважаемыми и знаменитыми». Для достижения этой цели следовало проявить активность, предпринять что-то самому.

  • Изменения в социальной структуре и экономике повлияли на политический строй?

Это выразилось, прежде всего, в демократизации государственной и общественной жизни. Теперь участвовать в политической жизни может каждый. Например, выборы, получить высокую должность не потому что ты родился дворянином, а по личным качествам.

Использование новой техники требовало высококвалифицированных кадров.

  • А откуда их взять? Что необходимо для этого?

развитие науки и образования.


  • Дайте определения этим понятиям.

Итак, ограниченная монархия – это форма правления, при которой верховная власть монарха ограничивается представительным органом.

Республика - это форма правления, когда верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

  • А какие изменения в социальной структуре?

  • Как вы считаете, а какие изменения произошли в духовной сфере?


Таким образом, см. слайд.

Отвечают:

модернизация-длительный и очень сложный процесс, охватывающий все сферы общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития.

Отвечают:

-экономическая;

-политическая;

-социальная;

-духовная.

Отвечают:

-господство с/х;

-ручного труда;

-традиций;

-преобладание натурального хозяйства.

Отвечают: абсолютная монархия – форма правления, при которой во главе государства стоял ничем не ограниченный монарх, в руках которого была сосредоточена вся зак. исп. и суд власть.

Отвечают:

власть.




Отвечают:

сословная структура (дворянство и крестьянство)




















Отвечают:

господство рыночных отношений;

-развитая фабричная промышленность;

-машинное производство.











Отвечают:

интенсивного.








Отвечают:

-демократизация;

-изменение форм правления (от абсолютизма к ограниченной монархии и республике).








Отвечают:

-классовое деление.

Отвечают:

-права и обязанности передаются по наследству (сословие);


4.)Постиндустриальное общество

(12-14 мин.)


Аналитическая беседа


Контрольная беседа








Сюжетное повествование






Аналитическая беседа








Конспективное повествование












И только «наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество.

  • Как вы думаете, какие государства относятся к этой группе?

Разобраться нам в характеристике информационного общества поможет роман Даниэля Дефо.

  • Как он называется?

  • А фильм смотрели о герое этого романа Робинзоне Крузо?

Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Необходимость выжить заставит вас чего только не придумать.

Конечно, Робинзону повезло: на разбитом корабле осталось довольно много нужного для его существования. А самым важным было обнаружение ящика с инструментами.

А каково бы ему пришлось, попади он на остров с пустыми руками? Пожалуй, оказался бы в положении доисторического человека, которому все предстояло "начать с нуля".

Нет, мы ошибаемся. Мы забываем, что Робинзон Крузо располагал "багажом" более ценным, чем спасенное корабельное имущество.

  • Как вы думаете, о каком "багаже" речь?

Легко догадаться, что это — опыт, знания, навыки, обретенные Робинзоном за время учебы и в общении с другими людьми, которые помогли ему выжить и остаться цивилизованным человеком многие годы вынужденного отшельничества.

Итак, главной ценностью постиндустриального общества является информация.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства.

К сфере услуг, например, относится производство и продажа программного обеспечения.

  • ? Приведите пример такой программы

Покупатель не обладает всеми правами на программу. Он пользуется её копией на определённых условиях, то есть получает услугу.

В результате изменяется социальная структура общества. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Итак, постиндустриальное общество является самой высокой ступенью общества, однако достичь ее удается далеко не всем современным государствам.




Отвечают:

США, Канада, Япония и развитые страны Западной Европы

Закрепление (7 мин.)









Вывод




Закрепление осуществляется с помощью практикума (см. стр. 31- 31).





Таким образом, современное обществознание делит всемирную историю на три крупных стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменения происходят во всех сферах общества.



Домашнее задание (2 мин.)

1.)Для всех:

Учить записи в тетради. Пересказ §3 (стр.28-31),

Ответить на вопрос:

2.) К какому типу общества можно отнести современную Россию? Аргументируйте свою позицию (по тем критериям, которые мы записали)

3.) заполнить таблицу (постиндустриальное общество) карандашом.


Оценивание

Конспект в тетрадях учащихся

Типология обществ

Типология – несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями.


  1. По наличию письменности:

- дописьменные;

- письменные.

2.) По числу уровней управления и степени социального расслоения:

- простые;

- сложные.

3.) По способу производства:

- Общество охотников и собирателей;

- Общество огородничества;

- Общество скотоводов;

- Земледельческое общество;

- Индустриальное общество.

4.) По форме собственности и способу производства:

- первобытная;

- рабовладельческая;

- феодальная;

- капиталистическая;

- коммунистическая.


Использование одного или нескольких критериев является существенным недостатком этих типологий.

Современное обществознание использует типологию, которая объединила в себя все предыдущие типологии:








  1. Доиндустриальное общество (традиционное, аграрное)


  1. Индустриальное общество

  1. Постиндустриальное (информационное)




Современное обществознание делит всемирную историю на три крупных стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменения происходят во всех сферах общества.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя