Письменная работа для части учеников (5 мин.) Фронтальный опрос (4 мин.) | Раздаются карточки с заданиями для письменной работы ряду учеников, – вам дается на выполнение письменных заданий 7 минут. - Для начала давайте вспомним что такое «глобализация». - Каковы причины этого процесса? - Теперь давайте вспомним, что такое глобальные проблемы? - А какие виды проблем вы можете назвать? | Приступают к выполнению письменных заданий Вспоминают и отвечают: Исторический процесс превращения человечества в единую систему. Отвечают: -появление новых средств коммуникации (например, интернет); -развитие экономических и фин-х связей; -появление глобальных проблем. Отвечают: Глобальные проблемы это проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества, решить которые можно только совместными усилиями. Отвечают: -экологические; -проблемы войны и мира; -и т. д. |
1.)Типологии обществ (10-11 мин) Контрольная беседа | Одним из по-настоящему великих достижений человечества является письменность. -
Вы уже изучили историю Древнего мира, Средних веков, раннее Новое время. На основе этих знаний скажите, когда и где появилась письменность? В Средние века, в Древней Греции, Риме или Египте, а может быть, еще раньше? -
Используя данный критерий, скажите на какие 2 типа можно разделить общество? И таких классификаций множество. Нельзя не остановиться еще на одной типологии, получившей особенно широкое распространение в нашей стране. В XIX в. ее предложил нем. философ К.Маркс. Основаниями служат 2 критерия: -способ производства и форма собственности. Вспомните эти формации. И пятая ребята это формация будущего, именуемая коммунистической; Ее первая стадия социализм – якобы построенный в СС и ряде стран мира. Таким образом, существует множество классификаций общества, но все они имеют недостатки. | Отвечают: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Отвечают: -распределение обществ, классификация на основе определенных критериев; - тип – объединение понятий согласно сходным признакам Отвечают: В странах древнего Востока (Египет,…..). Отвечают: -дописьменный; -письменный. Отвечают: -первобытная; -рабовладельческая; -феодальная; -капиталистическая; |
2.) Традиционное общество (10-12 мин.) Конспективное повествование Контрольная беседа Аналитическая беседа Конспективное повествование Вывод 3.) Индустриальное общество (12-14 мин.) Контрольная беседа Аналитическая беседа Конспективное повествование Аналитическая беседа Конспективное повествование Аналитическая беседа Конспективное повествование Аналитическая беседа Контрольная беседа | Наиболее распространённым в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл с которой вы уже частично знакомы. Итак, мы с вами будем по ходу нашего урока заполнять табличку по сферам общества. Действительно в традиционном обществе власть сильнее закона следствием чего является правовая незащищенность. т.е. не было социального лифта (социальной мобильности)- существовали социальные перегородки. Социальные нормы и обычаи сковывали человека. В духовной сфере характерными чертами были: господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения. Таким образом, доиндустриальное общество – это общество, где не было промышленности, господствовало с/х…..(см. слайд). С приходом Нового времени происходит постепенное разрушение традиционного общества и становление нового именуемого индустриальным. Изменения коснулись всех сфер жизни. Начнем с экономики. В этой сфере характерной чертой стало также применение интенсивных методов производства. Представьте, что Матвей и Алексей у нас предприниматели. Они работают в одной отрасли – металлургии а, следовательно, являются конкурентами. И каждый хочет обогнать другого. Матвей в целях повышения количества и качества выпускаемой продукции внедряет в производство токарный станок Модслея, а Алексей увеличивает количество рабочих. (Какие методы использует Матвей, а какие Алексей? Чье производство эффективнее?) Изменения в экономике повлияли на социальную структуру общества. Как вы знаете в традиционном обществе, если родился крестьянином то это на всю жизнь, какой талантливый бы ты не был, что бы ты ни делал. Ты обязан работать на земле, которая тебе не принадлежит и довольствоваться меньшим. Сословный слой разрушается, появляется новый тип личности – человек Нового времени. Такой человек почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности. Чаще всего это были люди из среды разбогатевших крестьян, ремесленников, купцов. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно — желание разбогатеть. Они говорили: «Богатство должно сделать нас свободными и независимыми, оно должно служить тому, чтобы привлечь к нам друзей, сделать нас уважаемыми и знаменитыми». Для достижения этой цели следовало проявить активность, предпринять что-то самому. Это выразилось, прежде всего, в демократизации государственной и общественной жизни. Теперь участвовать в политической жизни может каждый. Например, выборы, получить высокую должность не потому что ты родился дворянином, а по личным качествам. Использование новой техники требовало высококвалифицированных кадров. развитие науки и образования. Итак, ограниченная монархия – это форма правления, при которой верховная власть монарха ограничивается представительным органом. Республика - это форма правления, когда верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Таким образом, см. слайд. | Отвечают: модернизация-длительный и очень сложный процесс, охватывающий все сферы общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития. Отвечают: -экономическая; -политическая; -социальная; -духовная. Отвечают: -господство с/х; -ручного труда; -традиций; -преобладание натурального хозяйства. Отвечают: абсолютная монархия – форма правления, при которой во главе государства стоял ничем не ограниченный монарх, в руках которого была сосредоточена вся зак. исп. и суд власть. Отвечают: власть. Отвечают: сословная структура (дворянство и крестьянство) Отвечают: господство рыночных отношений; -развитая фабричная промышленность; -машинное производство. Отвечают: интенсивного. Отвечают: -демократизация; -изменение форм правления (от абсолютизма к ограниченной монархии и республике). Отвечают: -классовое деление. Отвечают: -права и обязанности передаются по наследству (сословие); |
4.)Постиндустриальное общество (12-14 мин.) Аналитическая беседа Контрольная беседа Сюжетное повествование Аналитическая беседа Конспективное повествование | И только «наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество. Разобраться нам в характеристике информационного общества поможет роман Даниэля Дефо. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Необходимость выжить заставит вас чего только не придумать. Конечно, Робинзону повезло: на разбитом корабле осталось довольно много нужного для его существования. А самым важным было обнаружение ящика с инструментами. А каково бы ему пришлось, попади он на остров с пустыми руками? Пожалуй, оказался бы в положении доисторического человека, которому все предстояло "начать с нуля". Нет, мы ошибаемся. Мы забываем, что Робинзон Крузо располагал "багажом" более ценным, чем спасенное корабельное имущество. Легко догадаться, что это — опыт, знания, навыки, обретенные Робинзоном за время учебы и в общении с другими людьми, которые помогли ему выжить и остаться цивилизованным человеком многие годы вынужденного отшельничества. Итак, главной ценностью постиндустриального общества является информация. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. К сфере услуг, например, относится производство и продажа программного обеспечения. Покупатель не обладает всеми правами на программу. Он пользуется её копией на определённых условиях, то есть получает услугу. В результате изменяется социальная структура общества. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Итак, постиндустриальное общество является самой высокой ступенью общества, однако достичь ее удается далеко не всем современным государствам. | Отвечают: США, Канада, Япония и развитые страны Западной Европы |