II районная практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО
в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы
Тематическое направление: Реализация системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС
Типовые и ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках химии
Помазкина Алёна Викторовна,
учитель химии и биологии
ФГОС ООО ориентирован на то, чтобы ученик средней общеобразовательной школы
- осознавал важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
- умел применять полученные знания на практике.
В процессе изучения курса химии ученик должен
- научиться анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с веществами
- иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни.
Методологической основой построения содержания ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который предполагает
- общекультурное и личностное развитие учащихся;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- обучение их самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
С позиций системно-деятельностного подхода основные результаты образования и воспитания определяются в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся.
Среди технологий, методов и средств развития универсальных учебных действий в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые направлены на развитие определённых универсальных учебных действий. Они могут быть представлены в виде ситуационных задач, построенных на предметном содержании и носить надпредметный характер.
Ситуационные задачи
- это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета.
Специфика ситуационных задач по химии заключается в том, что они обеспечивают формирование у старшеклассников понятий о веществах, важнейших химических процессах, законах и методах химической науки.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»
Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»
УУД
Средства формирования УУД
Личностные
Типы заданий
Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника
Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе
Задания, позволяющие:
-воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку
-обратиться к истории науки
-воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки
- уметь управлять своей познавательной деятельностью
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством
-воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)
- формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях (пример №1)
- осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях (пример №2)
Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия
- Пример №1 « Расчетная задача с экологической составляющей»
Описание задания: учащимся предлагается индивидуально решить одну и ту же задачу, но ответить только на один из двух вопросов задачи (например, 1 вариант на первый вопрос, 2 вариант – на второй вопрос задачи). Затем провести коллективное обсуждение критериев оценивания задачи; после чего провести разбор решения задачи (через интерактивную доску), а оценивание решения ученик проводит своего соседа по парте на основании выработанных критериев; исправление ошибок; обсуждение проблемы вырубки леса и ее решения.
Задача: На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.
1 вариант : Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?
(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)
2 вариант : На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).
Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.
Пример №2 Задание по теме «Горение веществ на воздухе»
Описание задания: учащимся предлагается одна из возможных жизненных ситуаций. Затем провести коллективное обсуждение правил поведения в экстремальной ситуации, после чего выработать алгоритм действий в экстремальной ситуации.
Задача: установите правильную последовательность ваших действий, если бы в доме что-то загорелось, например телевизор. (В пустые прямоугольники необходимо поставить цифры, указывающие правильную последовательность действий.)
- Залить телевизор водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накрыть его плотной тканью. Если горение, несмотря на попытки потушить, продолжается, то выбросить телевизор в окно на улицу. Но прежде чем бросить, посмотреть вниз.
- Сообщить о возгорании в пожарную охрану (01 или по мобильному телефону 112).
- Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение).
- (Этот пункт выполняют родители.) После ликвидации загорания вызовите телемастера.
- Если имущество застраховано, то не забудьте в течение 30 дней сообщить о несчастье в страховую компанию.
Прмечание . Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь и окна.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»
Регулятивные
Лабораторные работы
Экспериментальные задачи
Задания, позволяющие:
Практические работы
-формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности
Расчетные задачи
-находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы (пример №3)
-оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать
- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания (пример №4)
Пример №3 «Экспериментальная задача»
Описание задания: учащимся предлагается выполнить экспериментальную задачу и письменно оформить отчет о проделанной работе.
Задание:
- Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия
Пример №4 «Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника»
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе.
Задание : От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу.
Факторы, влияющие на скорость реакции
Примеры
1.Природа реагирующих веществ
Объяснение
2.Температура
1.Металлы реагируют с соляной кислотой с различными скоростями
3.Присутствие катализатора (ингибитора)
1. Металлы обладают различной химической активностью, т.е. способностью отдавать электроны
4.Площадь поверхности*
*Для реакций, протекающих с участием твердых веществ
Влияние первого фактора разобрать вместе с учениками, влияние трех остальных факторов
распределить между группами учащихся. Провести обсуждение, в итоге которого у всех учащихся
должна быть заполнена вся таблица.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»
Познавательные
Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;
система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем
Задания, позволяющие:
-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений
- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач (пример №5)
-осуществлять структурирование знаний (пример №6)
Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения.
Задания, формирующие навык смыслового чтения через: прием составления сводной таблицы; прием озаглавливания текста; прием составления граф-схем; интерпретацию информации.
Пример №5 «Преобразовать схему»
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп, провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица должна быть заполнена.
Задание: Горение сероводорода Н 2 S описывается схемой реакции:
? Н 2 S +?O 2 → ? SO 2 + ?H 2 O.
Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции. Заполните таблицу. Объемы газов измерены при одинаковых условиях .
Формула вещества
Задание в группе для
H 2 S
Объем газов (л)
O 2
ученика 1
SO 2
ученика 2
1
H 2 O
ученика 3
ученика 4
12
4
2,4
Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»
Коммуникативные
Комплекс практических работ Проекты
Уроки- конференции
Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:
Дидактические игры
-составить рассказ (пример №7)
Система заданий на развитие устной научной речи
- дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме (пример №8)
Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие
Пример №8 «Определение кислотности некоторых пищевых продуктов»
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе по теме «Исследование кислотности некоторых пищевых продуктов»
Задача учащихся – распределить обязанности (выполнение опытов, поиск информации в текстах дополнительной литературы, отчет группы) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Оценивание понятности и полноты представления результатов исследования происходит совместно с классом.
Задание:
исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу. 2. определите значение кислотности (рН) предложенных растворов. Полученные значения занесите в таблицу.
Исследуемый раствор
Окраска индикатора
яблочный сок
универсального
Значение рН
сок лимона
метилового оранжевого
раствор уксусной кислоты
пепси-кола
фанта
Модель использования типовых и ситуационных задач по химии
как средства формирования универсальных учебных действий учащихся