СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовые и ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди технологий, методов и средств развития универсальных учебных действий в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые направлены на развитие определённых универсальных учебных действий. Они могут быть представлены в виде ситуационных задач, построенных на предметном содержании и носить надпредметный характер. 

Просмотр содержимого документа
«Типовые и ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках химии»

II районная практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы Тематическое направление: Реализация системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС Типовые и ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках химии Помазкина Алёна Викторовна, учитель химии и биологии

II районная практическая конференция «Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО

в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы

Тематическое направление: Реализация системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС

Типовые и ситуационные задачи как средство формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках химии

Помазкина Алёна Викторовна,

учитель химии и биологии

ФГОС ООО ориентирован на то, чтобы ученик средней общеобразовательной школы осознавал важность образования и самообразования для жизни и деятельности, умел применять полученные знания на практике. В процессе изучения курса химии ученик должен  научиться анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с веществами иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни.

ФГОС ООО ориентирован на то, чтобы ученик средней общеобразовательной школы

  • осознавал важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
  • умел применять полученные знания на практике.

В процессе изучения курса химии ученик должен

  • научиться анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с веществами
  • иметь навыки безопасного обращения с теми из них, которые используются в повседневной жизни.

Методологической основой построения содержания ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который предполагает

  • общекультурное и личностное развитие учащихся;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • обучение их самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

С позиций системно-деятельностного подхода основные результаты образования и воспитания определяются в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся.

Среди технологий, методов и средств развития универсальных учебных действий в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые направлены на развитие определённых универсальных учебных действий. Они могут быть представлены в виде ситуационных задач, построенных на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Ситуационные задачи - это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета.  Специфика ситуационных задач по химии заключается в том, что они обеспечивают формирование у старшеклассников понятий о веществах, важнейших химических процессах, законах и методах химической науки.

Ситуационные задачи

- это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения учащимися содержания учебного предмета.

Специфика ситуационных задач по химии заключается в том, что они обеспечивают формирование у старшеклассников понятий о веществах, важнейших химических процессах, законах и методах химической науки.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

УУД

Средства формирования УУД

Личностные

Типы заданий

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе

Задания, позволяющие:

-воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку

-обратиться к истории науки

-воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки

- уметь управлять своей познавательной деятельностью

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством

-воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

- формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях (пример №1)

- осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях (пример №2)

Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия

  • Пример №1 « Расчетная задача с экологической составляющей»

Описание задания: учащимся предлагается индивидуально решить одну и ту же задачу, но ответить только на один из двух вопросов задачи (например, 1 вариант на первый вопрос, 2 вариант – на второй вопрос задачи). Затем провести коллективное обсуждение критериев оценивания задачи; после чего провести разбор решения задачи (через интерактивную доску), а оценивание решения ученик проводит своего соседа по парте на основании выработанных критериев; исправление ошибок; обсуждение проблемы вырубки леса и ее решения.

Задача: На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.

1 вариант : Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?

(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)

2 вариант : На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).

Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.

Пример №2 Задание по теме «Горение веществ на воздухе»

Описание задания: учащимся предлагается одна из возможных жизненных ситуаций. Затем провести коллективное обсуждение правил поведения в экстремальной ситуации, после чего выработать алгоритм действий в экстремальной ситуации.

Задача: установите правильную последовательность ваших действий, если бы в доме что-то загорелось, например телевизор. (В пустые прямоугольники необходимо поставить цифры, указывающие правильную последовательность действий.)

  • Залить телевизор водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накрыть его плотной тканью. Если горение, несмотря на попытки потушить, продолжается, то выбросить телевизор в окно на улицу. Но прежде чем бросить, посмотреть вниз.
  • Сообщить о возгорании в пожарную охрану (01 или по мобильному телефону 112).
  • Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение).
  • (Этот пункт выполняют родители.) После ликвидации загорания вызовите телемастера.
  • Если имущество застраховано, то не забудьте в течение 30 дней сообщить о несчастье в страховую компанию.

Прмечание . Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь и окна.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия» Регулятивные Лабораторные работы Экспериментальные задачи Задания, позволяющие: Практические работы -формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности Расчетные задачи -находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы (пример №3)  -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать - самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания (пример №4) Пример №3 «Экспериментальная задача» Описание задания: учащимся предлагается выполнить экспериментальную задачу и письменно оформить отчет о проделанной работе.  Задание:  Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Задания, позволяющие:

Практические работы

-формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности

Расчетные задачи

-находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы (пример №3)

-оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания (пример №4)

Пример №3 «Экспериментальная задача»

Описание задания: учащимся предлагается выполнить экспериментальную задачу и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание:

  • Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия

Пример №4 «Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника»

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание : От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу.

Факторы, влияющие на скорость реакции

Примеры

1.Природа реагирующих веществ

Объяснение

2.Температура

1.Металлы реагируют с соляной кислотой с различными скоростями

3.Присутствие катализатора (ингибитора)

1. Металлы обладают различной химической активностью, т.е. способностью отдавать электроны

4.Площадь поверхности*

*Для реакций, протекающих с участием твердых веществ

Влияние первого фактора разобрать вместе с учениками, влияние трех остальных факторов

распределить между группами учащихся. Провести обсуждение, в итоге которого у всех учащихся

должна быть заполнена вся таблица.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач (пример №5)

-осуществлять структурирование знаний (пример №6)

Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения.

Задания, формирующие навык смыслового чтения через: прием составления сводной таблицы; прием озаглавливания текста; прием составления граф-схем; интерпретацию информации.

Пример №5 «Преобразовать схему»

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп, провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица должна быть заполнена.

Задание: Горение сероводорода Н 2 S описывается схемой реакции:

? Н 2 S +?O 2 → ? SO 2 + ?H 2 O.

Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции. Заполните таблицу. Объемы газов измерены при одинаковых условиях .

Формула вещества

Задание в группе для

H 2 S

Объем газов (л)

O 2

ученика 1

SO 2

ученика 2

1

H 2 O

ученика 3

ученика 4

12

4

2,4

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

Коммуникативные

Комплекс практических работ Проекты

Уроки- конференции

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

Дидактические игры

-составить рассказ (пример №7)

Система заданий на развитие устной научной речи

- дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме (пример №8)

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Пример №8 «Определение кислотности некоторых пищевых продуктов»

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе по теме «Исследование кислотности некоторых пищевых продуктов»

Задача учащихся – распределить обязанности (выполнение опытов, поиск информации в текстах дополнительной литературы, отчет группы) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Оценивание понятности и полноты представления результатов исследования происходит совместно с классом.

Задание:

исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу. 2. определите значение кислотности (рН) предложенных растворов. Полученные значения занесите в таблицу.

Исследуемый раствор

Окраска индикатора

яблочный сок

универсального

Значение рН

сок лимона

метилового оранжевого

раствор уксусной кислоты

пепси-кола

фанта

Модель использования типовых и ситуационных задач по химии  как средства формирования универсальных учебных действий учащихся

Модель использования типовых и ситуационных задач по химии

как средства формирования универсальных учебных действий учащихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!