Урок 8 класс
Тема урока: Типы подчинительной связи в словосочетании( подготовка к ОГЭ задание 7)
Цели:
Образовательные:
1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании.
2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.
3. Подготавливать учащихся к выполнению
Развивающие:
1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие
речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
1. воспитание любви к русскому языку,
2.. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
3.активизация познавательной деятельности,
4. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Задачи:
Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
Дать практические советы по выполнению задания 7 ОГЭ.
Тип урока: изучение нового
Оборудование:
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, необходимы ПК с выходом в Инетрнет.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент
2.Повторение и систематизация знаний о словосочетании
Найдите словосочетания
Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.
Почему это словосочетания? Какое необходимое условие для словосочетаний? (наличие главного и зависимого слова, т.е подчинительная связь)
3.Формулирование темы урока (запись в тетрадь) : «Типы подчинительной связи в словосочетании».
4.Целеполагание. Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовится к решению таких задач на итоговой аттестации.
Работа с таблицей(. Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании всегда подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание. Запишите тип связи в 1 колонку таблицы.
Тип подчинительной связи | Главное слово | Зависимое слово |
Согласование | Самостоятельная часть речи | Прилагательное Причастие Порядковое числительное Местоимение |
Управление | Самостоятельная часть речи | Существительное местоимение |
Примыкание | Самостоятельная часть речи | Наречие Деепричастие инфинитив |
Примечание. В начале урока можно раздать шаблон или предложить нарисовать эту таблицу в рабочей тетради(2 колонку можно заполнить сразу). По ходу урока колонки «Тип подчинительной связи» и «Зависимое слово» заполняются.
Согласование. Работа со словосочетанием деревянного мостика
Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже)- Вывод: согласование. Есть ли еще такие словосочетания среди записанных нами( (запутанные нитки, с обеих сторон) Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово. Занесем в таблицу.
Управление. Словосочетания играть на рояле. Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (оно остается в том же падеже) Вывод – управление, главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи (скучаю по вам) Какими частями речи выражены главное и зависимое слово? Запись в таблицу.
Примыкание. Словосочетания поворот налево. Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?) Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова? Запись в таблицу. (слайд)
5.Формулируем вывод. Сверяем с правильным ответом.
Какими частями речи чаще всего выражены главное и зависимое слово в разных типах словосочетания? (дорабатываем таблицу и делаем вывод)
6.Актуализация знаний
Определите тип связи в словосочетаниях
Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть
Работа с текстом. Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи.
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.
Подготовка к ОГЭ
Алгоритм работы над заданием ОГЭ
Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление.
Алгоритм действий
Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная
Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.
Определи тип связи. (Согласование)
Тест со взаимопроверкой.
Подводим итоги.
Проверь себя!
Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось легким, а что самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | PowerPoint | Информационный | Презентация | |
2. | Модуль | Информационный | Гипертекстовое определение словосочетания 23,24,25 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60587/?interface=catalog&class=50&subject=8&onpage=20&page=2 |
3. | Модуль | Практический | Электронное задание Иллюстрация Аудиозапись | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html) |
4. | Модуль | Информационный | Лекция Конспект | (http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) |
5. | Модуль | Практический | Тест-практикум с подсказками Электронное задание | http://fcior.edu.ru/card/2104/slovosochetanie-p.html (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html) |
6. | Модуль | Практический | Практикум | (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf |
7. | Модуль | Контрольный | Тест с выбором однозначного ответа | http://fcior.edu.ru/card/8442/kontrolnaya-rabota-po-teme-slovosochetanie-vidy-podchinitelnoy-svyazi.html |