СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы связи в словосочетании

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная презентация по теме "Типы связи в словосочетании" к уроку русского языка в 8 классе сопровождает все этапы урока, позволяет реализовать  все принципы научности, доступности,наглядности, имеющие практическую направленность, помогает наглядно представить материал,организовать работу по повторению материала.

Использование компьютерных технологий  на уроках русского языка с целью повышения орфографической грамотности.

 

Просмотр содержимого документа
«Типы связи в словосочетании»

 Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «Лицей № 23» г.Белоозёрский Ивонинской В.В.  Урок русского языка в 8 классе  Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.  Презентацию составила учитель русского языка и литературы Белова Т.В.

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 23» г.Белоозёрский Ивонинской В.В.

Урок русского языка в 8 классе

Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.

Презентацию составила учитель русского языка и литературы Белова Т.В.

Беседа по вопросам : Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»? Что называется предложением? Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.

Беседа по вопросам :

Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?

Что называется предложением?

Что вам известно о словосочетании?

Приведите примеры.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска». Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола». Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.  

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».

Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

 

Синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, остальные в тетрадях). Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. ( А. С. Пушкин) -Выпишите словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

Синтаксический разбор предложения

(1 ученик у доски, остальные в тетрадях).

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. ( А. С. Пушкин)

-Выпишите словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

Выписанные словосочетания: свинцовые волны, ее волны, в однообразных берегах; чернели в берегах; чернели грустно.

Выписанные словосочетания:

свинцовые волны, ее волны, в однообразных берегах; чернели в берегах; чернели грустно.

Итак, обобщим имеющиеся знания. Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Парная работа .  Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.

Парная работа .

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения. - Что не является словосочетанием? - Сочетание сказуемого с подлежащим  - Однородные члены предложения: ( Москва и Париж; быстро и умело). - Сочетания слов значимых и служебных частей речи : (в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.) -Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно: -Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием. При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

- Что не является словосочетанием?

- Сочетание сказуемого с подлежащим

- Однородные члены предложения: ( Москва и Париж; быстро и умело).

- Сочетания слов значимых и служебных частей речи : (в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.)

-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. Проверка.  - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

Проверка.

- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения): по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок- глагольные словосочетания; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар- именные словосочетания по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения):

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок- глагольные словосочетания;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар- именные словосочетания

по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

Согласование  (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

Практическое закрепление знаний . Найдите верное утверждение: 1.В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова. 2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Практическое закрепление знаний .

Найдите верное утверждение:

1.В подчинительных словосочетаниях

нельзя выделить ни главного, ни

зависимого слова.

2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

 Тип связи слов в словосочетании

Тип связи слов в словосочетании

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

 Творческая работа . Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные . Ближний, близкий (друг, деревня); Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс); Завидный, завистливый (здоровье, сосед);  Враждебный, вражеский (разведчик, цель); Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант); Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

Творческая работа . Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные .

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);

Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

 Тест.  Цель : проверка степени усвоения материала. 1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?  А) медведь заревел  Б) заревел неистово  В) схватил за комбинезон  2. В каких словосочетаниях сова связаны примыканием?  А) спуститься с горы  Б) бег трусцой  В) легко преодолеть
  • Тест.
  • Цель : проверка степени усвоения материала.
  • 1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
  • А) медведь заревел
  • Б) заревел неистово
  • В) схватил за комбинезон
  • 2. В каких словосочетаниях сова связаны примыканием?
  • А) спуститься с горы
  • Б) бег трусцой
  • В) легко преодолеть
3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?  А) развевающегося флага  Б) шел медленно  В) присутствовать на митинге.

3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А) развевающегося флага

Б) шел медленно

В) присутствовать на митинге.

4.Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление. Материнские заботы, расчетные таблицы , снежные звездочки. 5.Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование. Залив реки, берег моря, воздух гор.

4.Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление.

Материнские заботы, расчетные таблицы , снежные звездочки.

5.Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование.

Залив реки, берег моря, воздух гор.

Игровая пауза.   Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование:  веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование:

веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.

Игра «Ромашка» - Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Задание : каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание : определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

Игра «Ромашка»

- Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка».

Задание : каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.

Дополнительное задание : определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

Задание: каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. 1-ый лепесток:  Бывает так: в (не)яркий день грибной  Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,  И встанет лес игластою ст…ной,  И загородит нужную д…рогу.

Задание: каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком

Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком

2-ой лепесток:  Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить  Ни гордых круч, ни злого буерака.  Коль начал жить, так прямо надо жить,  Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака.  Примыкание: прямо жить, надо жить

Согласование: гордых круч, злого буерака.

Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака.

Примыкание: прямо жить, надо жить

3-ий лепесток:  Потом раздвин…шь ветви, и в лицо  Ударит солнце, теплое, земное.  П…ляна пахнет медом и пыльцой,  Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

Согласование : солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

Согласование :

солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей.

Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание:

потом раздвинешь)

Приём «Синквейн». Примерный вариант, который может получиться у обучающегося. Связь. Главное и зависимое. Согласуется, управляет, примыкает. Научился определять вид связи. Словосочетание.

Приём «Синквейн».

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.

Дифференцированное творческое домашнее задание:  Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.  1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.  2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.  3 уровень – упр 89 (1ч)

Дифференцированное творческое домашнее задание:

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

3 уровень – упр 89 (1ч)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!