Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 23» г.Белоозёрский Ивонинской В.В.
Урок русского языка в 8 классе
Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.
Презентацию составила учитель русского языка и литературы Белова Т.В.
Беседа по вопросам :
Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?
Что называется предложением?
Что вам известно о словосочетании?
Приведите примеры.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».
Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Синтаксический разбор предложения
(1 ученик у доски, остальные в тетрадях).
Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. ( А. С. Пушкин)
-Выпишите словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
Выписанные словосочетания:
свинцовые волны, ее волны, в однообразных берегах; чернели в берегах; чернели грустно.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
Прием «Свободное письмо». Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании.
Парная работа .
Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.
- Что не является словосочетанием?
- Сочетание сказуемого с подлежащим
- Однородные члены предложения: ( Москва и Париж; быстро и умело).
- Сочетания слов значимых и служебных частей речи : (в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.)
-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:
-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.
Проверка.
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения):
по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок- глагольные словосочетания;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар- именные словосочетания
по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;
2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;
3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
Практическое закрепление знаний .
Найдите верное утверждение:
1.В подчинительных словосочетаниях
нельзя выделить ни главного, ни
зависимого слова.
2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
Тип связи слов в словосочетании
Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.
Творческая работа . Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные .
Ближний, близкий (друг, деревня);
Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);
Завидный, завистливый (здоровье, сосед);
Враждебный, вражеский (разведчик, цель);
Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);
Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).
- Цель : проверка степени усвоения материала.
- 1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
- А) медведь заревел
- Б) заревел неистово
- В) схватил за комбинезон
- 2. В каких словосочетаниях сова связаны примыканием?
- А) спуститься с горы
- Б) бег трусцой
- В) легко преодолеть
3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А) развевающегося флага
Б) шел медленно
В) присутствовать на митинге.
4.Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление.
Материнские заботы, расчетные таблицы , снежные звездочки.
5.Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование.
Залив реки, берег моря, воздух гор.
Игровая пауза.
Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание со связью согласование:
веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.
Игра «Ромашка»
- Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка».
Задание : каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения
В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.
Дополнительное задание : определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.
Задание: каждый сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения
В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.
1-ый лепесток:
Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,
И встанет лес игластою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.
Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком
2-ой лепесток:
Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить
Ни гордых круч, ни злого буерака.
Коль начал жить, так прямо надо жить,
Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.
Согласование: гордых круч, злого буерака.
Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака.
Примыкание: прямо жить, надо жить
3-ий лепесток:
Потом раздвин…шь ветви, и в лицо
Ударит солнце, теплое, земное.
П…ляна пахнет медом и пыльцой,
Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.
Согласование :
солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей.
Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание:
потом раздвинешь)
Приём «Синквейн».
Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.
Связь.
Главное и зависимое.
Согласуется, управляет, примыкает.
Научился определять вид связи.
Словосочетание.
Дифференцированное творческое домашнее задание:
Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.
1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
3 уровень – упр 89 (1ч)