СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы учебных проектов по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка основных типов  учебных проектов по географии.

Просмотр содержимого документа
«Типы учебных проектов по географии»

Типы учебных проектов по географии

 По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. 

По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

 По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

Основные требования к использованию метода проекта: 

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Требования к исследованию: 

  • Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:

  • Этапы и конкретные сроки их реализации;

  • Четкие задачи;

  • Конкретные результаты;

  • Планы и графики выполнения исследования.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;

  • Постановка целей и задач

  • Определение объекта и предмета исследования

  • Разработка гипотезы исследования

  • Непосредственно исследования

  • Результаты

  • Оценка полученных результатов и выводы.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;

  • разнообразными по содержанию;

  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

  • разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

  • исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

По доминирующей деятельности:

информационно- познавательные,

игровые,

исследовательские,

творческие,

практико-ориентированные (прикладные).

Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

 Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.

Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.

Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:

1.  Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и   результативно.

2.   Проектная технология всегда должна работать на результат.

3.  Проектный и исследовательский методы умело сочетается  с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!