СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Титаны Барокко. Идеи и сюжеты Эпохи Барокко

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством Титана Барокко  - Георга Фридриха Генделя, сравнение творческих путей двух композиторов – Баха и Генделя

Просмотр содержимого документа
«Титаны Барокко. Идеи и сюжеты Эпохи Барокко»

Музыка 7 класс

Тема: Титаны Барокко. Идеи и сюжеты Эпохи Барокко.

Цель: углублять представление о музыкальной культуре Барокко; развивать музыкальную память; воспитывать старание

1У-М

1)мотивация: Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Известный русский композитор и музыкальный критик А.Н. Серов писал: «Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить... с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно — творения великого Баха».

Светлы старинные соборы.

В одном из них по вечерам

Сиял и пел орган, который

Был сам похож на божий храм.

И там, воспряв из тьмы и праха,

Крылами белыми шурша,

В слезах провеивала Баха

Миротворящая душа.

Все лица превращались в лики,

Все будни тлели вдалеке,

И Бах не в лунном парике,

А в звёздном звоне плыл по Риге...

Б. Чичибабин. «Бах в Домском соборе»

Слушание фрагментов произведений Баха

Будучи последним (наряду с Г.Ф.Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

2)объявление темы: познакомимся с творчеством Титана Барокко - Георга Фридриха Генделя, сравним творческие пути двух композиторов – Баха и Генделя.

2С-П

  1. Титан Барокко

Родившись в одной стране, в одну эпоху, в один и тот же год, Бах и Гендель прожили свою жизнь по-разному.

Гендель – в славе и почете, в путешествиях по разным странам и после смерти был увековечен в памятнике под названием «Великая Германия».

Слушание «Музыки на воде»

ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (23 февраля 1685 14 апреля 1759), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне.

Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты

Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты..В начале 1750-х годов Генделя поразили тяжелая болезнь и слепота, которые не дали ему закончить ораторию «Иевфай».

Но его оперы и оратории занимают ведущее место в его наследии.

Гендель стремился драматизировать оперу, усилил в ней роль оркестра и хора. Композитор создал новый тип оратории, грандиозный по масштабам, демократический по музыкальному языку. Оратории Генделя оказали значительное влияние на творчество европейских композиторов.

До «баховского возрождения» начала 19 века репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой.

Слушание «Алилуйя»

Героические оратории Генделя до сих пор удивляют мощью хорового и оркестрового звучания. Музыка ораторий изобилует яркими контрастами, противопоставлениями хоровых партий и лиричных сольных эпизодов. Грандиозные музыкальные формы отличают стройность композиции и разнообразие ритмов: воинственного танца, скачки, яростного сражения, чеканной поступи и медленного торжественного шествия. Композитор не боится длиннот, порой он нарочито растягивает музыкальные номера, что придаёт всему повествованию особую величавость и широту. Полноправным участником ораторий становится оркестр, который не только сопровождает певцов, но и выражает основные музыкальные темы.

Главными героями ораторий Генделя на библейские темы являются вожди и пророки, часто говорящие от лица народа, выражающие его надежды и чаяния. Испытания, лишения и несчастья, выпадающие на их долю, не могут сломить их воли и стойкости.

Не менее важную роль в эпическом повествовании играет народ, готовый до конца отстаивать идеалы добра и справедливости. Может быть, впервые в ораториях Генделя народ начал выступать в качестве одного из главных действующих лиц. Поэтому не случайно выразителем исторической миссии народа является хор, призванный передать основной смысл произведения.

Слушание «Сарабанды»

О характерных особенностях торжественных хоров, составляющих фундамент барочной музыки Генделя, писала исследователь Д.К. Кирнарская: «Музыка героических хоров часто фанфарна, маршеобразна, гремят мощные аккорды, бегут виртуозные пассажи, словно рисующие радостное оживление толпы, порой звучание прорезают возгласы восторга — ни у кого из композиторов торжественный мажор не бывает таким разнообразным и эффектным, таким триумфальным и заразительным, как у Генделя».

3А-П

Вхр: работа над песней «Музыкант», исполнение


Итог урока: Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) и Георга Фридриха Генделя (1685—1759) явилось завершающим этапом музыкальной культуры барокко. В их произведениях удивительным образом сочетались все лучшие достижения предшествующих эпох: искусство полифонии немецких органистов, гомофонный стиль итальянской оперы и французской танцевальной музыки. Они унаследовали традиции инструментальной музыки concerto grosso и народно-песенного творчества.

Бах и Гендель были современниками, хотя лично знакомы не были, никогда не встречались.

Их творчество имело общие стилевые черты, присущие музыке той эпохи: они мыслили в одних и тех же жанрах, использовали одни и те же приёмы гармонии, мелодии и формообразования. Но это были индивидуальности, обладающие разными типами мироощущения, идущие равными путями для нахождения художественного опыта, по-разному относились к традиции.

Поэтому и эпоха, в которой они жили, оказалась запечатленной в их творчестве по-разному: у Баха сквозь призму философского восприятия, у Генделя – в светских тонах, ярко и театрально. Каждый отобразил ее с той высоты, с какой видел и теми средствами, которыми располагал. Потому их наследие и стало двуединым символом времени, его составным музыкальным портретом. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!