Кто это? Тьютор — специалист, который вникает в интересы ребенка и создает атмосферу, способствующую его развитию. Вместо того чтобы концентрироваться на академических требованиях или ожиданиях, делает акцент на приоритетах ученика, стремится совместить желания подопечного и его семьи.
Каким должен быть? Тьютор должен искренне интересоваться достижениями учащегося, сопереживать его трудностям, быть дипломатичным и снисходительным. Это требует способности к оценке, а также к практическому применению полученной информации. Для успешной работы на данной должности необходимы самообладание и проницательность, а также высокий уровень культуры и воображения.
Особенности профессии тьютор
Тьютор – это профессионал, который полностью знаком с индивидуальными характеристиками человека, с которым работает – будь то ребенок или взрослый. Он учитывает их желания, интересы, способности и возможности в определенной сфере, а также особенности их здоровья.
Тьютор помогает составить индивидуальный путь в обучении и освоении знаний, облегчает адаптацию в новой образовательной среде, коллективе и создает комфортную атмосферу, которая способствует эффективному развитию и позволяет сохранить мотивацию.
Суть профессии тьютор отражается в его названии, которое происходит от английского слова tutor, что означает «наставник, воспитатель, личный сопровождающий». Возникновение таких специалистов можно отследить со времен Древней Греции и Древнего Рима, но тогда они были известны как кураторы, опекуны. Богатые семьи нанимали их для воспитания, образования детей. Они могли сами заниматься обучением или находить подходящих учителей и составлять план дня.
Особенности профессии тьютор
Особенности профессии тьютор
Термин начал применяться в XIV веке и быстро приобрел популярность в Европе, когда в Оксфорде и Кембридже появились специалисты, предлагающие студентам особенные услуги. В то время университеты позволяли свободно переходить между разными направлениями, а студенты самостоятельно выбирали предметы изучения.
Тьюторы выступали посредниками между учениками и преподавателями, разрабатывая подходящую программу для молодых людей и решая организационные вопросы. На практике студенты самообразовывались, а их наставники эффективно управляли учебным процессом для достижения наивысших результатов.
В XVIII веке тьютор в английской системе образования играл роль специалиста, сопровождающего ученика на протяжении всего процесса обучения. Его задачей было помочь адаптироваться в университете, выбрать курсы по целям и способностям, составить план занятий и подготовиться к экзаменам. С тех пор функционал тьютора в общем неизменен, но приспособлен к реалиям.
Цели, задачи и основные функции тьютора
Видоизмененная схема, связанная с профессией «Человек – Человек», превращается в «Человек – Человек и его команда», включающую в себя тьюторанта, его родителей, педагогов, сверстников и так далее.
Разрабатывая индивидуальную программу обучения и развития, наставник учитывает особенности состояния здоровья, интересы, возможности и потребности подопечного. Он осуществляет личное сопровождение с самого начала знакомства и продолжает его в течение всего процесса реализации программы, внося периодические коррективы.
Основной работой тьютора является:
сопровождение тьюторантов (подопечных) любого возраста на протяжении всего учебного процесса;
помощь в организации индивидуального пути, получения образования, общего развития;
поддержка в раскрытии потенциала личности.
Для достижения целей тьютору предстоит решение следующих задач:
создание комфортных для подопечного условий (организация доступа в школу, класс, столовую, обустройство рабочего места и места отдыха и т. д.);
помощь тьюторанту с социализацией, выстраиванием отношений в новом коллективе;
помощь в усвоении учебной программы, при необходимости– адаптация ее под возможности подопечного;
организация участия в процессе других специалистов (если потребуется);
поддержание контактов, постоянное взаимодействие с родителями ребенка;
контроль динамики и оценка результатов.