Тьютор- функционал и особенности работы
Истоки тьюторства
Причины возникновения тьюторства:
- особенности средневековой системы образования:
1.1. изначально 1.2. отсутствие
сроки обучения образовательных
не ограничивались программ.
(от 10 до 20 лет)
Образование = самообразование
Истоки тьюторства
2) Особенности средневековой системы образования:
2.1. отсутствие границ между
школярами и преподавателями;
2.2. бакалавр = школяр + преподаватель
Первые предпосылки тьюторства
Истоки тьюторства
XII-XIV века – борьба университетов за самостоятельность ;
XIVвек - становление тьюторства как сложившейся форме наставничества;
Конец XVI века – тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании
Функционал тьютора в школьном образовании
В работе тьютора можно выделить 6 основных групп задач:
- Типовые задачи;
- Знакомство;
- «Размораживание»;
- Организация изучения;
- Организация групповой и индивидуальной работы;
- Организация обратной связи (рефлексия)
Функционал тьютора в школьном образовании
Типовые задачи:
- Определение целей и задач совместной деятельности
- Оказание психологической поддержки, снятие барьеров
- Диагностика начального и текущего состояния обучающихся
- Разработка индивидуальной образовательной траектории
Функционал тьютора в школьном образовании
Знакомство (вхождение в деятельность)
- Построение обобщённого «портрета» группы (тьюторанта);
- Определение собственной роли и позиции в группе;
- Определение учебного потенциала;
- Установка контакта с обучающимися
- Создание комфортной и безопасной атмосфере в группе
- Создание мотивации
Функционал тьютора в школьном образовании
«Размораживание» (проблематизация)
- Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися
- Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося
- Вовлечение в активную работу
- Поддержка мотивации
Функционал тьютора в школьном образовании
Организация изучения
- Объяснение сложных вопросов,
- Выделение главных идей в темах,
- Организация роботы с кейс-стади,
- Обучение умениям работать с ситуацией,
- Видеть и формулировать проблему
Функционал тьютора в школьном образовании
Организация групповой и индивидуальной работы
- Вовлечение в работу,
- Обучение навыкам эффективного общения,
- Выбор и использование разнообразных упражнений (групповых и индивидуальных),
- Формулировка проблемных вопросов/заданий,
Функционал тьютора в школьном образовании
Организация обратной связи (рефлексия)
- Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
- · Организация обратной связи.
- · Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
- · Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
- · Проведение рефлексии собственной деятельности.
- · Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
- · Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
- · Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
Принцип индивидуализации в работе тьютора
- реализация индивидуализации должна:
- 1) осуществляться с учётом индивидуальных особенностей обучающихся;
- 2) ориентироваться на развитие этих индивидуальных особенностей;
- 3) создавать строго определённые условия учебной деятельности обучающихся.
Принцип индивидуализации в работе тьютора
- 1. Адаптационная функция: развитие навыков самопознания, самодиагностирования, формирование адекватной самооценки учащихся.
- 2. Развивающая функция: формирование навыков самообучения, саморазвития, самовоспитания, самодисциплины, саморегуляции.
- 3. Функция реализации: создание условий для самовыражения, самоопределения, самореализации, самоактуализации учащихся .
Принцип индивидуализации в работе тьютора
Вывод:
Индивидуализация направлена на
- На развитие самостоятельности обучающихся;
- На самостоятельность во всех сферах жизнедеятельности тьюторантов.
Модели тьюторского сопровождения
1 модель тьюторского сопровождения
Модели тьюторского сопровождения
2 модель тьюторского сопровождения
Метод Case-study
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case –случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа,
основанный на обучении, путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями проанализировать
ситуацию–case, возникающую при конкретном
положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных
алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.