СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТК "Наследование признаков"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Наследование признаков". Данный урок третий в цикле уроков по теме «Генетика» (Глава 3. Основы генетики), входящей в раздел «Организменный уровень организации живого». Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса биологии 9-го класса. Для раскрытия темы урока и достижения цели и задач выбраны иллюстративно-объяснительные и частично-поисковые методы, так как они способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового материала используются ЭОР, учащиеся работают с дополнительными материалами, представляют результаты своей работы, слушают выступления одноклассников. Изучение нового материала осуществляется в групповой форме.

Просмотр содержимого документа
«ТК "Наследование признаков"»

Технологическая карта урока № 19


Предмет: биология.

Класс: 9- А,Б,В Дата ____________

Автор УМК: В.В. Пасечник / Биология 5-9 классы.

Учебник: Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк - М.: «Просвещение», 2022. - 208 с.: ил. – (Линия жизни)

Пояснительная записка

Данный урок третий в цикле уроков по теме «Генетика» (Глава 3. Основы генетики), входящей в раздел «Организменный уровень организации живого». Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса биологии 9-го класса. Для раскрытия темы урока и достижения цели и задач выбраны иллюстративно-объяснительные и частично-поисковые методы, так как они способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового материала используются ЭОР, учащиеся работают с дополнительными материалами, представляют результаты своей работы, слушают выступления одноклассников. Изучение нового материала осуществляется в групповой форме. Урок сопровождается презентацией. Применяемые при изучении темы методы способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, навыков коммуникации и логического мышления. Смена видов деятельности, положительная психологическая атмосфера позволит рационально распределить время, предупредить перегрузку учащихся.

Тема урока: «Закономерности наследования»

Тип урока: урок изучения новый знаний.

Цель урока:  изучить законы Г. Менделя и выявить их цитологическую основу

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с законами Г. Менделя, выявить их цитологическую основу, результатами их практического использования.

  • Применять полученные на уроке знания для определения закономерностей наследования признаков.

  • Закрепить и расширить знания о понятиях генетики

Развивающие:

  • Развитие мыслительных операций - анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.

  • Продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстовым материалом, схемами, нахождение нужной информации.

  • Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство товарищества, аккуратность.

  • Воспитывать бережное отношение своему здоровью.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях;

  • представлять биологическую информацию в виде схемы и делать выводы на основании представленных данных;

Метапредметные:

  • регулятивные:

    • самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

    • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • коммуникативные:

    • обсуждать в рабочей группе информацию;

    • слушать товарища и обосновывать свое мнение;

    • выражать свои мысли и идеи.

  • познавательные:

    • продолжить формирование умения работать с учебником и другими источниками информации;

    • продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные:

  • повышать мотивацию к достижению хороших результатов в обучении через изучение личностных качеств ученых - генетиков,

  • воспитывать умение работать в группах, элементы коммуникативного общения.

Основные понятия: закон доминирования, закон расщепления, закон чистоты гамет, генотип и фенотип, доминантные и рецессивные признаки, аллельные гены, гомозиготные и гетерозиготные организмы.

Методы и технологии:

  • ИКТ

  • Частично-поисковый

  • Иллюстративно-объяснительный

  • Проблемное обучение

Оборудование: проектор, презентация «Закономерности наследования», распечатанный дополнительный материал, дидактическая карточка «Генетика»


Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем  наш урок.


Приветствует учащихся,

проверяет общую готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают дату.


Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция


2

Актуализация знаний

Цель: актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания.


Выполнить задания.

1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа.

2) Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков.

3) Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов.

4) При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови.

5) Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен с помощью гибридологического метода.


Ответы: 4 – 3 (влияние среды на фенотип), 4 (кариотип), 5 (генеалогического метода).

2. Вставить пропущенные слова



Взаимопроверка.

10-9 баллов - «5», 8-7 - «4», 6-5 - «3», 4 и ≤ - «2»

Задает вопросы с использованием

презентации


Выполняют задание самостоятельно.

Производят взаимопроверку




Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3

Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Какой метод использовал Г. Мендель при изучении наследственности гороха? Почему?


Тема урока: Закономерности наследования

Цель урока: изучить законы Г. Менделя и выявить их цитологическую основу

Организует подводящий к теме диалог.


Организует обмен мнениями.



Отвечают на вопрос




Формулируют тему и цель урока, записывают тему урока в тетрадь.


Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4

Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний.

Исследования Г. Менделя

Демонстрация презентации: Слайды 6-13

Закономерности наследования, открытые Г. Менделем

Закрепление: Слайд 19


Демонстрация ЭОР:

https://www.youtube.com/watch?v=FCL2EMgcgrk


Работа в группах:

I Закон доминирования

II Закон расщепления

III Закон чистоты гамет

Рассказ учителя с демонстрацией презентации


Предлагает посмотреть ЭОР


Организует групповую работу по самостоятельному изучению учебного материала.


Организует обмен мнениями.







Просматривают видеоурок



Изучают дополнительный материал (приложение 1)





Представляют результаты работы групп

Формирование УУД: (Р) формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5

Проверка усвоения изученного материала

1. Выполните задание «Закономерности наследования. Базовые понятия генетики»

https://learningapps.org/watch?v=prjdy9eea22


Предлагает учащимся выполнить задание

Выполняют задание

Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция


6

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока. Была ли достигнута цель урока?

Отметьте на «лестнице успеха» ту ступень, на которой вы сейчас находитесь.

Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?


Что на уроке показалась наиболее интересным?


Что вызвало затруднение?


Можем ли мы использовать полученные знания в повседневной жизни?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.


Самостоятельно оценивают результаты своей деятельности

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

7

Домашнее задание

§ 17 – учить.

Знать понятия и термины по теме (глав «Основы генетики») Выполнить задание «Подумайте» на стр. 65


Дает пояснения

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.


Используемая литература и интернет ресурсы:

1) Основы общей генетики / Г.Л. Снигур, Э.Ю. Сахарова, Т.Н. Щербакова. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. – 136 с.

2) Биологический энциклопедический словарь / гл.ред. М.С. Гиляров – 2-е изд., испр. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 864 с.

3) Генетика в вопросах и ответах / Е.И. Морозов, Е.И. Тарасевич, В.С. Анохина. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: Университетское, 199. – 288 с.

4) https://easyen.ru/load/biologija/9_klass/didakticheskaja_kartochka_genetika_slovarnoe_oblako/76-1-0-70499

5) https://www.youtube.com/watch?v=FCL2EMgcgrk











Приложение 1



Основные понятия генетики. Законы Менделя


Основные понятия генетики

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Датой «рождения» генетики можно считать 1900 год, когда Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли» законы наследования признаков, установленные Г. Менделем еще в 1865 году.

Наследственность — свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.

Изменчивость — свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки. В широком смысле под изменчивостью понимают различия между особями одного вида.

Признак — любая особенность строения, любое свойство организма. Развитие признака зависит как от присутствия других генов, так и от условий среды, формирование признаков происходит в ходе индивидуального развития особей. Поэтому каждая отдельно взятая особь обладает набором признаков, характерных только для нее.

Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

Ген — функционально неделимая единица генетического материала, участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, молекулы транспортной или рибосомной РНК. В широком смысле ген — участок ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.

Генотип — совокупность генов организма.

Локус — местоположение гена в хромосоме.

Аллельные гены — гены, расположенные в идентичных локусах гомологичных хромосом.

Гомозигота — организм, имеющий аллельные гены одной молекулярной формы.

Гетерозигота — организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным.

Рецессивный ген — аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным.

Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным.

Закон единообразия гибридов первого поколения, или первый закон Менделя

Успеху работы Менделя способствовал удачный выбор объекта для проведения скрещиваний — различные сорта гороха. Особенности гороха: 1) относительно просто выращивается и имеет короткий период развития; 2) имеет многочисленное потомство; 3) имеет большое количество хорошо заметных альтернативных признаков (окраска венчика — белая или красная; окраска семядолей — зеленая или желтая; форма семени — морщинистая или гладкая; окраска боба — желтая или зеленая; форма боба — округлая или с перетяжками; расположение цветков или плодов — по всей длине стебля или у его верхушки; высота стебля — длинный или короткий); 4) является самоопылителем, в результате чего имеет большое количество чистых линий, устойчиво сохраняющих свои признаки из поколения в поколение.

Опыты по скрещиванию разных сортов гороха Мендель проводил в течение восьми лет, начиная с 1854 года. 8 февраля 1865 года Г. Мендель выступил на заседании Брюннского общества естествоиспытателей с докладом «Опыты над растительными гибридами», где были обобщены результаты его работы.

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Если его предшественники пытались изучить закономерности наследования сразу многих признаков, то Мендель свои исследования начал с изучения наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков.

Мендель взял сорта гороха с желтыми и зелеными семенами и произвел их искусственное перекрестное опыление: у одного сорта удалил тычинки и опылил их пыльцой другого сорта. Гибриды первого поколения имели желтые семена. Аналогичная картина наблюдалась и при скрещиваниях, в которых изучалось наследование других признаков: при скрещивании растений, имеющих гладкую и морщинистую формы семян, все семена полученных гибридов были гладкими, от скрещивания красноцветковых растений с белоцветковыми все полученные — красноцветковые. Мендель пришел к выводу, что у гибридов первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только один, а второй как бы исчезает. Проявляющийся у гибридов первого поколения признак Мендель назвал доминантным, а подавляемый — рецессивным.

При моногибридном скрещивании гомозиготных особей, имеющих разные значения альтернативных признаков, гибриды являются единообразными по генотипу и фенотипу.

  Генетическая схема закона единообразия Менделя

(А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин)

 

Р

AA
желтые

×

аа
зеленые

Типы гамет  

   А 

 

  а 

F1


желтые
100%

 Закон расщепления, или второй закон Менделя

Г. Мендель дал возможность самоопылиться гибридам первого поколения. У полученных таким образом гибридов второго поколения проявился не только доминантный, но и рецессивный признак. Результаты опытов приведены в таблице.

Признаки

Доминантные

Рецессивные

Всего

Число

%

Число

%

Форма семян

5474

74,74

1850

25,26

7324

Окраска семядолей

6022

75,06

2001

24,94

8023

Окраска семенной кожуры

705

75,90

224

24,10

929

Форма семени

882

74,68

299

25,32

1181

Окраска семени

428

73,79

152

26,21

580

Расположение цветков

651

75,87

207

24,13

858

Высота стебля

787

73,96

277

26,04

1064

Всего:

14949

74,90

5010

25,10

19959

 

Анализ данных таблицы позволил сделать следующие выводы:

  1. единообразия гибридов во втором поколении не наблюдается: часть гибридов несет один (доминантный), часть — другой (рецессивный) признак из альтернативной пары;

  2. количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в три раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак;

  3. рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а лишь подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем, наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным закономерностям. На основе этого Мендель сделал еще один вывод: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении.

При моногибридном скрещивании гетерозиготных особей у гибридов имеет место расщепление по фенотипу в отношении 3:1, по генотипу 1:2:1.

 

Генетическая схема закона расщепления Менделя

(А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин):

 

P

Aa
желтые

×

Aa
желтые

Типы гамет  

  A 

  a 

 

  A 

  a 

F2

AA
 желтые 

Aa
 желтые 
75%

 

Aa
 желтые 

aa
 зеленые 
25%

 

Закон чистоты гамет   

   

С 1854 года в течение восьми лет Мендель проводил опыты по скрещиванию растений гороха. Им было выявлено, что в результате скрещивания различных сортов гороха друг с другом гибриды первого поколения обладают одинаковым фенотипом, а у гибридов второго поколения имеет место расщепление признаков в определенных соотношениях. Для объяснения этого явления Мендель сделал ряд предположений, которые получили название «гипотезы чистоты гамет», или «закона чистоты гамет». Мендель предположил, что:

  1. за формирование признаков отвечают какие-то дискретные наследственные факторы;

  2. организмы содержат два фактора, определяющих развитие признака;

  3. при образовании гамет в каждую из них попадает только один из пары факторов;

  4. при слиянии мужской и женской гамет эти наследственные факторы не смешиваются (остаются чистыми).

В 1909 году В. Иогансен назовет эти наследственные факторы генами, а в 1912 году Т. Морган покажет, что они находятся в хромосомах.

Для доказательства своих предположений Г. Мендель использовал скрещивание, которое сейчас называют анализирующим (анализирующее скрещивание — скрещивание организма, имеющего неизвестный генотип, с организмом, гомозиготным по рецессиву). Наверное, Мендель рассуждал следующим образом: «Если мои предположения верны, то в результате скрещивания F1 с сортом, обладающим рецессивным признаком (зелеными горошинами), среди гибридов будут половина горошин зеленого цвета и половина горошин — желтого». Как видно из приведенной ниже генетической схемы, он действительно получил расщепление 1:1 и убедился в правильности своих предположений и выводов, но современниками он понят не был. Его доклад «Опыты над растительными гибридами», сделанный на заседании Брюннского общества естествоиспытателей, был встречен полным молчанием.

 

Р

Аа
желтые

×


зеленые

Типы гамет  

  A      a

 

  a 

F

Аа
желтые
50%

 

аa
зеленые
50%

 

Цитологические основы первого и второго законов Менделя

Во времена Менделя строение и развитие половых клеток не было изучено, поэтому его гипотеза чистоты гамет является примером гениального предвидения, которое позже нашло научное подтверждение.

Явления доминирования и расщепления признаков, наблюдавшиеся Менделем, в настоящее время объясняются парностью хромосом, расхождением хромосом во время мейоза и объединением их во время оплодотворения. Обозначим ген, определяющий желтую окраску, буквой А, а зеленую — а. Поскольку Мендель работал с чистыми линиями, оба скрещиваемых организма — гомозиготны, то есть несут два одинаковых аллеля гена окраски семян (соответственно, АА и аа). Во время мейоза число хромосом уменьшается в два раза, и в каждую гамету попадает только одна хромосома из пары. Так как гомологичные хромосомы несут одинаковые аллели, все гаметы одного организмы будут содержать хромосому с геном А, а другого — с геном а.

При оплодотворении мужская и женская гаметы сливаются, и их хромосомы объединяются в одной зиготе. Получившийся от скрещивания гибрид становится гетерозиготным, так как его клетки будут иметь генотип Аа; один вариант генотипа даст один вариант фенотипа — желтый цвет горошин.

У гибридного организма, имеющего генотип Аа во время мейоза, хромосомы расходятся в разные клетки и образуется два типа гамет — половина гамет будет нести ген А, другая половина — ген а. Оплодотворение — процесс случайный и равновероятный, то есть любой сперматозоид может оплодотворить любую яйцеклетку. Поскольку образовалось два типа сперматозоидов и два типа яйцеклеток, возможно возникновение четырех вариантов зигот. Половина из них — гетерозиготы (несут гены А и а), 1/4 — гомозиготы по доминантному признаку (несут два гена А) и 1/4 — гомозиготы по рецессивному признаку (несут два гена а). Гомозиготы по доминанте и гетерозиготы дадут горошины желтого цвета (3/4), гомозиготы по рецессиву — зеленого (1/4).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!