Методическая разработка урока по теме:
«ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЛИЦЕВОЙ И ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОН В ТКАНИ»
Выполнил:
Горнова Анна Николаевна
учитель технологии
МАОУ Гальчинская СОШ
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка урока технологии по теме «Ткацкие переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани» разработана для проведения практической работы в 5 классе по ФГОС второго поколения.
Актуальность урока основана на реализации новых образовательных стандартов в системе среднего образования.
При разработки урока использована методика обучения, ориентированная на действие, методика дидактических задач, что позволяет развить самостоятельность, толерантность, умение работать в группах.
Цель урока: Технология изготовления ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомить обучающихся с основные виды ткацких переплетений, научиться определять лицевую и изнаночную сторону в ткани, выполнять образцы переплетений.
Развивающие: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления.
Воспитывающие: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.
На уроке используется мультимедийное сопровождение, образцы тканей различных переплетений, карточки- опросники для закрепления темы, работы обучающихся прошлых лет.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения урока: словесный, наглядный, практический.
Использование данного материала на уроке технологии, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполненных операций; способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
Прежде чем приступать к выполнению проектов по технологии «обработки ткани», обучающие должны знать всё о тканях и умело применять свои знания в работе.
Главная задача для разработки урока состояла в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать практическую деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
При организации практической работы возможна не только индивидуальная самостоятельная работа на уроке, но и работа группой. Эта работа привлекает обучающихся своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме того, групповая работа:
-воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
-позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества, дух к победе.
Требования к качеству обученности обучающихся.
1. В ходе урока способствовать развитию у обучающихся аналитического мышления.
2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся: самостоятельности, толерантности, умению работать в группе.
Планируемые результаты обучения.
1. Обучающейся должен получать практический опыт.
2. Анализировать правильность и последовательность выполнения практической работы.
3. Владеть технологиями и приёмами работы с учётом содержания новых ФГОС и механизмом формирования общих и учебных компетенций.
Практическая работа является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретённые знания, умения, навыки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Практическая работа: «Ткацкие переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани».
Технологическая карта урока
№ этапа урока | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок ( «могу» ) 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ). | На предыдущем уроке мы с вами познакомились с видами волокон которые используются в получении нитей и затем тканей. Вопрос: Кто знает, как получаются ткани? Одинаковы ли переплетения нитей в ткани? Как могут переплетаться нити в ткани? Какие рисунки на полотне ткани образовывают нити? На каком оборудовании и где изготавливают ткань? Какие профессии связаны с производством тканей? Где в практике можно применять полученные знания? | Предполагаемые ответы: - Ткани получаются из нитей, путем их переплетения. - Нити в ткани могут переплетаться по разной схеме. | Л. Самоопределение, самоорганизация, К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке П.Правильность организации рабочего места |
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы. | Знакомство с историей: виды ткацких станков и их история. История прядения нитей и получения тканей. А теперь, давайте рассмотрим с помощью лупы образцы различных тканей и как в них переплетаются нити. Слайд1. «Полотняное переплетение» Слайд 2. «Саржевое переплетение». Отличительная характеристика каждого переплетения, т.е. как переплетается нить основы и утка? В каких тканях применяется полотняное переплетение? Как влияет переплетение на определение лицевой стороны ткани? Слайд 3. «Сатиновое и атласное переплетение» Сравните эти схемы переплетений нитей. Что одинаково в этих схемах переплетений? Почему они выглядят по- разному? Зависит ли ткацкое переплетение от направления долевой нити? | Прослушивание рефератов по истории прядения и ткачества ткани Ответы учащихся. Сравнение образцов Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения… ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! | Л.Смыслообразование. П.Анализ,синтез,обобщение,классификация,извлечение необходимой информации из текстов. Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
3. | Изучение теоретического материала | Постановка цели учебной деятельности,выбор способа и средств её реализации. Организовать фиксацию затруднения ,соответствие своих действий. | Мы с вами познакомились с четырьмя видами ткацких переплетений, а теперь поработаем с каждым видом отдельно. Учитель показывает правила и технику переплетения нитей в тканях с полотняным, затем - саржевым, сатиновым, атласным переплетениями, согласно образцов и инструкционно-технологических карт. Индивидуальная работа учащихся по технологической карте, с учебником по изготовлению ткацких переплетений. | Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет. Ответы учащихся Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах. Работа с учебником Я не смогла определить в образце ткани вид ткацкого переплетения | П.Анализ,синтез,постановка и формулирования проблемы, структуирование знаний. Чтение технологических карт, работа с учебником |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | В каком месте испытали затруднение? Почему? Какую цель поставите перед собой на уроке? Вспомним правила работы в группе. | Научиться определять полотняное переплетение в ткани. Дать отличительную характеристику. Научиться определять лицевую и изнаночную сторону в ткани. | Личностные (УУД): - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор. Метапредметные (УУД): регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - проводить анализ своей творческой деятельности; познавательные: самостоятельное создание способов решения творческого характера. коммуникативные: ориентироваться в учебнике и в технологической карте; |
5. | Реализация построенного проекта (Работа над изделием). | Построение и фиксация Научиться выполнять различные ткацкие переплетения и распознавать на ткани. Развивать моторику пальцев. Прививать аккуратность при выполнении работы | Работа по инструкционной – технологической карте. 1. По схеме переплетают нити полотняным, саржевым, атласным, сатиновым переплетениями. 2. Сравнение полученных работ. 3. Обобщение сделанных выводов. 4. Сравнение с эталоном. | Выполнение практической работы происходит в индивидуально-самостоятельной форме. Корректировка своей деятельности по представленной технологической карте. Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу. Выявление и устранение типовых ошибок. Индивидуальная помощь. | Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт. П. разработка алгоритма в выполнении машинных швов. К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Давайте обобщим сделанные выводы. Назовите основные виды ткацких переплетений. Какая ткань будет больше осыпаться? Перечислите виды простых ткацких переплетений. Чем отличаются ткани с простым и сложным переплетением? Каковы их отличия? Как определить лицевую и изнаночную сторону в ткани? | Просмотр работ выявление достоинств и недостатков. Уточняем, правильно ли ученики поняли задание, нет ли вопросов по ходу ведения работы. | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке;- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка умения применять новые знание в и типовых условиях. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки. По результатам выполнения проектной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | | | П. Анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму, доказательство. Р. Контроль и оценка. К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
8. | Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученногоматериала Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Карточки – опросники, кроссворды, загадки, ребусы | Ответы учащихся Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции | Личностные (УУД): - умение анализировать собственную художественную деятельность Метапредметные (УУД): регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выделение и осознание учащимися, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; познавательные: - выбор критериев для сравнения. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, учащимся. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Подведём итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Когда это знание будет вам необходимо? Какие виды переплетений вам больше всего понравилось выполнять? В каких изделиях можно применить полотняное переплетение? | Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы. Ученики оценивают степень достижения цели. Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений. | Личностные (УУД): - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. Метапредметные (УУД): регулятивные:- осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли познавательные:- построение логической цепи рассуждений |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, в связи с реформированием школьной системы образования, особую актуальность приобретает формирование у учащихся УУД. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Практическая работа на уроке технологии в 5 классе, рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.
Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
Планируемые результаты практической работы выполнимы в полном объёме, так :
1) Предметные – учащиеся познакомятся со схемой получения тканей, историей ткачества, профессией ткачиха, различными видами тканей, научатся последовательности выполнения ткацких переплетений.
2) Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение , классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.
3) Личностные – самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
На практической работе применяются такие методы обучения, которые:
формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные;
формируют не просто умения, а компетенции, т е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения, в практической деятельности;
приоритетно нацелены на развитее познавательного интереса учащихся;
реализуют принцип связи обучения с жизнью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
2. Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.
3. Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.
4. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.
5. Зотов М.И. определение уровня сформированности трудовых умений и навыков у учащихся.// М.: Высшая школа, 2003.
6. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
7.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271//Министерство образования и науки РФ: сайт. 2010.- 06 февраля.-Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.-09.03.2010. - 15.08.2013.
8. Каневец О.Ф Технология: Тетрадь для учащихся 6 классов- Саратов.
9. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
10. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.
11. Симоненко В.Д. Технология: 5 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). М.//Издательский центр «Вентана- Граф» 2012.
11. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.
12. Ярославцева Е. Ю. Познавательные задачи на уроках по технологии обработки ткани.// Школа и производство, №7 2005.
Дополнительная литература
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий [Текст]: пособие /А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 159с.
2.Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст]: методические рекомендации / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова и др.: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2010. – 402 с.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
4. Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)
14