СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ткацкие переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока. "Ткацкие переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани".

Просмотр содержимого документа
«Ткацкие переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.»


Методическая разработка урока по теме:

«ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЛИЦЕВОЙ И ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОН В ТКАНИ»





Выполнил:

Горнова Анна Николаевна

учитель технологии

МАОУ Гальчинская СОШ








Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

  2. Основная часть…………………………………………………………………5

  3. Заключение…………………………………………………………………….15

  4. Список литературы……………………………………………………………17













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка урока технологии по теме «Ткацкие переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани» разработана для проведения практической работы в 5 классе по ФГОС второго поколения.

Актуальность урока основана на реализации новых образовательных стандартов в системе среднего образования.

При разработки урока использована методика обучения, ориентированная на действие, методика дидактических задач, что позволяет развить самостоятельность, толерантность, умение работать в группах.

Цель урока: Технология изготовления ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Задачи урока:

Обучающие: ознакомить обучающихся с основные виды ткацких переплетений, научиться определять лицевую и изнаночную сторону в ткани, выполнять образцы переплетений.

Развивающие: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления.

Воспитывающие: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.

На уроке используется мультимедийное сопровождение, образцы тканей различных переплетений, карточки- опросники для закрепления темы, работы обучающихся прошлых лет.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения урока: словесный, наглядный, практический.

Использование данного материала на уроке технологии, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполненных операций; способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.

Прежде чем приступать к выполнению проектов по технологии «обработки ткани», обучающие должны знать всё о тканях и умело применять свои знания в работе.

Главная задача для разработки урока состояла в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать практическую деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

При организации практической работы возможна не только индивидуальная самостоятельная работа на уроке, но и работа группой. Эта работа привлекает обучающихся своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме того, групповая работа:

-воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

-позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества, дух к победе.

Требования к качеству обученности обучающихся.

1. В ходе урока способствовать развитию у обучающихся аналитического мышления.

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся: самостоятельности, толерантности, умению работать в группе.

Планируемые результаты обучения.

1. Обучающейся должен получать практический опыт.

2. Анализировать правильность и последовательность выполнения практической работы.

3. Владеть технологиями и приёмами работы с учётом содержания новых ФГОС и механизмом формирования общих и учебных компетенций.

Практическая работа является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретённые знания, умения, навыки.


















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



Практическая работа: «Ткацкие переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани».

Технологическая карта урока


№ этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1.

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок ( «могу» )


3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с видами волокон которые используются в получении нитей и затем тканей.


Вопрос: Кто знает, как получаются ткани? Одинаковы ли переплетения нитей в ткани?


Как могут переплетаться нити в ткани?


Какие рисунки на полотне ткани образовывают нити?


На каком оборудовании и где изготавливают ткань?


Какие профессии связаны с производством тканей?


Где в практике можно применять полученные знания?

Предполагаемые ответы:


- Ткани получаются из нитей, путем их переплетения.



- Нити в ткани

могут переплетаться по разной схеме.

Л. Самоопределение, самоорганизация,


К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.


Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке


П.Правильность организации рабочего места

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.


Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.


Выявить затруднения в организации работы.

Знакомство с историей:

виды ткацких станков и их история. История прядения нитей и получения тканей.

А теперь, давайте рассмотрим с помощью лупы образцы различных тканей и как в них переплетаются нити.


Слайд1. «Полотняное переплетение»


Слайд 2. «Саржевое переплетение».


Отличительная характеристика каждого переплетения, т.е. как переплетается нить основы и утка?

В каких тканях применяется полотняное переплетение?

Как влияет переплетение на определение лицевой стороны ткани?

Слайд 3. «Сатиновое и атласное переплетение»

Сравните эти схемы переплетений нитей.

Что одинаково в этих схемах переплетений?

Почему они выглядят по- разному?

Зависит ли ткацкое переплетение от направления долевой нити?


Прослушивание рефератов по истории прядения и ткачества ткани



Ответы учащихся.


Сравнение образцов



Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…












ЗАТРУДНЕНИЕ!



ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

Л.Смыслообразование.


П.Анализ,синтез,обобщение,классификация,извлечение необходимой информации из текстов.


Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3.

Изучение теоретического материала

Постановка цели учебной деятельности,выбор способа и средств её реализации. Организовать фиксацию затруднения ,соответствие своих действий.

Мы с вами познакомились с четырьмя видами ткацких переплетений, а теперь поработаем с каждым видом отдельно.

Учитель показывает правила и технику переплетения нитей в тканях с полотняным, затем -

саржевым, сатиновым, атласным переплетениями, согласно образцов и инструкционно-технологических карт.

Индивидуальная работа учащихся по технологической карте, с учебником по изготовлению ткацких переплетений.

Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет.


Ответы учащихся


Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.


Работа с учебником


Я не смогла определить в образце ткани вид ткацкого переплетения

П.Анализ,синтез,постановка и формулирования проблемы, структуирование знаний.


Чтение технологических карт, работа с учебником

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

В каком месте испытали затруднение?


Почему?


Какую цель поставите перед собой на уроке?


Вспомним правила работы в группе.







Научиться определять полотняное переплетение в ткани. Дать отличительную характеристику.


Научиться определять лицевую и изнаночную сторону в ткани.

Личностные (УУД):

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- проводить анализ своей творческой деятельности;

познавательные:

самостоятельное создание способов решения творческого характера.

коммуникативные:

ориентироваться в учебнике и в технологической карте;

5.

Реализация построенного проекта (Работа над изделием).

Построение и фиксация


Научиться выполнять различные ткацкие переплетения и распознавать на ткани.


Развивать моторику пальцев.


Прививать аккуратность при выполнении работы

Работа по инструкционной – технологической карте.


1. По схеме переплетают нити полотняным, саржевым, атласным, сатиновым переплетениями.

2. Сравнение полученных работ.

3. Обобщение сделанных выводов.

4. Сравнение с эталоном.

Выполнение практической работы

происходит в индивидуально-самостоятельной форме.


Корректировка своей деятельности по представленной технологической карте.


Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу.


Выявление и устранение типовых ошибок.

Индивидуальная помощь.


Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт.


П. разработка алгоритма в выполнении машинных швов.


К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Давайте обобщим сделанные выводы.


Назовите основные виды ткацких переплетений.


Какая ткань будет больше осыпаться?


Перечислите виды простых ткацких переплетений.


Чем отличаются ткани с простым и сложным переплетением?


Каковы их отличия?


Как определить лицевую и изнаночную сторону в ткани?



Просмотр работ выявление достоинств и недостатков.



Уточняем, правильно ли ученики поняли задание, нет ли вопросов по ходу ведения работы.

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новые знание в и типовых условиях.


Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.


Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.


Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.


По результатам выполнения проектной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.



П. Анализ, синтез, обобщение, выполнение действий по алгоритму, доказательство.


Р. Контроль и оценка.


К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученногоматериала


Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.


Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Карточки – опросники, кроссворды, загадки, ребусы



Ответы учащихся




Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.


Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции

Личностные (УУД):

- умение анализировать собственную художественную деятельность


Метапредметные (УУД):


регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выделение и осознание учащимися, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


познавательные:

- выбор критериев для сравнения.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, учащимся.


Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подведём итог урока.


Что нового вы узнали сегодня на уроке? Когда это знание будет вам необходимо? Какие виды переплетений вам больше всего понравилось выполнять?


В каких изделиях можно применить полотняное переплетение?




Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.


Ученики оценивают степень достижения цели.


Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений.


Личностные (УУД):

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли

познавательные:- построение логической цепи рассуждений








ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сегодня, в связи с реформированием школьной системы образования, особую актуальность приобретает формирование у учащихся УУД. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Практическая работа на уроке технологии в 5 классе, рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Планируемые результаты практической работы выполнимы в полном объёме, так :

1) Предметные – учащиеся познакомятся со схемой получения тканей, историей ткачества, профессией ткачиха, различными видами тканей, научатся последовательности выполнения ткацких переплетений.

2) Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение , классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.

3) Личностные – самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

На практической работе применяются такие методы обучения, которые:

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные;

  • формируют не просто умения, а компетенции, т е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения, в практической деятельности;

  • приоритетно нацелены на развитее познавательного интереса учащихся;

  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.

2. Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.

3. Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.

4. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

5. Зотов М.И. определение уровня сформированности трудовых умений и навыков у учащихся.// М.: Высшая школа, 2003.

6. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.

7.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271//Министерство образования и науки РФ: сайт. 2010.- 06 февраля.-Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.-09.03.2010. - 15.08.2013.

8. Каневец О.Ф Технология: Тетрадь для учащихся 6 классов- Саратов.

9. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.

10. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.

11. Симоненко В.Д. Технология: 5 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). М.//Издательский центр «Вентана- Граф» 2012.

11. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.

12. Ярославцева Е. Ю. Познавательные задачи на уроках по технологии обработки ткани.// Школа и производство, №7 2005.

Дополнительная литература

1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий [Текст]: пособие /А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 159с.

2.Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст]: методические рекомендации / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова и др.: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2010. – 402 с.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

4. Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)

14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!