III. Организация познавательной деятельности | - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чем оно? Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна. - О чем это стихотворение? - Как вы понимаете смысл слова Родина? - Да, все верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живет человек, родная сторона, отечество. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Да, тема сегодняшнего урока связана со словом Родина. - О каком удивительном человеке мы сегодня будем говорить? - А это вы узнаете, разгадав шифр. - Шифр вы будете решать в парах. Раздаю карточки каждому на парту. - Значит о каком удивительном человеке, страстно любящим природу и Родину мы будем говорить? Прочитайте фамилию на карточках. - Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет. - Какую цель мы поставим на уроке? - Дополните предложения. - Я познакомлюсь … - Узнаю, определю … - Буду тренироваться … Подготовительная работа к восприятию произведения. - Молодцы! А сейчас четверо ваших одноклассников прочитают биографию Пришвина. - Слушайте внимательно, потом я буду задавать вопросы. Прошу хорошо читающих детей прочитать биографию Пришвина. А) Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь он свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи». В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. - Где родился Пришвин? - Кто запомнил, сколько детей было в семье Пришвина? - В каком году вышла первая книга писателя? Как она называлась? - А чем любил заниматься Пришвин? Чтение нового произведения в целом. - А вот в чем была ее особенность, вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина, который называется «Моя Родина». - Я читаю, а вы внимательно слушайте, обращая внимание на то, в чем заключалась охота писателя. Краткая беседа по проверке первичного восприятия. - Вам понравилось произведение? - Какие картины вы представляли себе, слушая произведение? - Так в чем заключалась охота писателя? - Верно! - Какие слова вам встретились в рассказе, которые вызвали затруднение? - Ребята, а кто знает, что такое сокровища? - Сокровища – это драгоценность, дорогая вещь. Еще, так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом. - А кто знает, что такое кладовая? - Да, все верно. Чтение произведения по частям и анализ. - А сейчас мы прочитаем произведение еще раз. Читаем выразительно, соблюдая все знаки препинания. Читаем по цепочке, в любой момент я могу вас остановить и будет читать следующий. - Определите жанр и тему произведения. - Кто является главным героем в произведении? - Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте. - Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай? - Какие «сокровища жизни» надо охранять? - Писатель в этом рассказе не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину. | Слушают стихотворение. - Это стихотворение о Родине. - Родина – это то место, где человек родился и вырос. - Мы будем говорить о Родине. - Не знаем. - Пришвин. - Познакомлюсь с биографией Пришвина и его произведением. - Узнаю, определю жанр произведения. - Буду тренироваться читать без ошибок, выразительно. Внимательно слушают. - Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии - В семье было пятеро детей. - Первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». - Он любил заниматься охотой. Внимательно слушают. - Да, понравилось. Ответы детей. - Охота писателя заключалась в том, что он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем. - Сокровища, кладовая. - Сокровища – это какие-то дорогие вещи. - Кладовая – это помещение для хранения материалов, товаров. Читают по цепочке. - Это рассказ. Тема произведения – Родина. - Сам автор. - Надо охранять рыб, леса, степи, горы, животных. | Л.: умеют работать в парах. П.: умеют понимать и принимать учебную задачу. П.: выразительно читают. |