СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТКУ по литературному чтению на тему «Поговорим о самом главном. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)» (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс. Тема урока «Поговорим о самом главном. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)»

Просмотр содержимого документа
«ТКУ по литературному чтению на тему «Поговорим о самом главном. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)» (3 класс)»

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Дидактическое обоснование: учебник «Литературное чтение», Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс 2 часть, УМК «Школа России»

Тема урока: «Поговорим о самом главном. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению с биографией М. Пришвина и его произведением «Моя Родина»

Задачи:

Дидактические:

- познакомить учащихся с биографией М. Пришвина;

- познакомить учащихся с произведением «Моя Родина»;

- формировать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения.

Развивающие:

- формировать умение извлекать информацию в тексте;

- развивать речь, познавательный и читательский интерес;

- формировать умение анализировать произведение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная

Средства обучения: учебник, демонстрационный материал (портрет автора), раздаточный материал (шифр)









Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный

момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Константиновна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверим, все ли у вас готово к уроку. Все лишнее с парт убираем.















Приветствуют учителя.




Проверяют готовность к уроку.

Р.: настраиваются на продуктивную работу.



II. Актуализация знаний

Речевые упражнения

- Прежде чем начать урок, нам нужно провести речевую разминку.

- У вас на столах лежат карточки. Сначала говорю я, потов вы.

- Давайте прочитаем все вместе.

- та – та – та – у нас дома чистота;

- ты – ты – ты – сметану съели все коты;

- ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

- тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

- то – то – то – стали мы играть в лото;

- ат – ат – ат – берём с собою самокат.

- Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.






Читают вместе с учителем.


III. Организация познавательной деятельности

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

- О чем это стихотворение?

- Как вы понимаете смысл слова Родина?


- Да, все верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живет человек, родная сторона, отечество.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Да, тема сегодняшнего урока связана со словом Родина.

- О каком удивительном человеке мы сегодня будем говорить?

- А это вы узнаете, разгадав шифр.

- Шифр вы будете решать в парах.

Раздаю карточки каждому на парту.

- Значит о каком удивительном человеке, страстно любящим природу и Родину мы будем говорить? Прочитайте фамилию на карточках.

- Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет.

- Какую цель мы поставим на уроке?

- Дополните предложения.

- Я познакомлюсь …


- Узнаю, определю …

- Буду тренироваться …


Подготовительная работа к восприятию произведения.

- Молодцы! А сейчас четверо ваших одноклассников прочитают биографию Пришвина.

- Слушайте внимательно, потом я буду задавать вопросы.

Прошу хорошо читающих детей прочитать биографию Пришвина.

А) Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь он свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Где родился Пришвин?

- Кто запомнил, сколько детей было в семье Пришвина?

- В каком году вышла первая книга писателя? Как она называлась?

- А чем любил заниматься Пришвин?

Чтение нового произведения в целом.

- А вот в чем была ее особенность, вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина, который называется «Моя Родина».

- Я читаю, а вы внимательно слушайте, обращая внимание на то, в чем заключалась охота писателя.

Краткая беседа по проверке первичного восприятия.

- Вам понравилось произведение?

- Какие картины вы представляли себе, слушая произведение?

- Так в чем заключалась охота писателя?


- Верно!

- Какие слова вам встретились в рассказе, которые вызвали затруднение?

- Ребята, а кто знает, что такое сокровища?

- Сокровища – это драгоценность, дорогая вещь. Еще, так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом.

- А кто знает, что такое кладовая?

- Да, все верно.

Чтение произведения по частям и анализ.

- А сейчас мы прочитаем произведение еще раз. Читаем выразительно, соблюдая все знаки препинания. Читаем по цепочке, в любой момент я могу вас остановить и будет читать следующий.

- Определите жанр и тему произведения.

- Кто является главным героем в произведении?

- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.

- Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?

- Какие «сокровища жизни» надо охранять?

- Писатель в этом рассказе не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

Слушают стихотворение.















- Это стихотворение о Родине.

- Родина – это то место, где человек родился и вырос.




- Мы будем говорить о Родине.




- Не знаем.





- Пришвин.









- Познакомлюсь с биографией Пришвина и его произведением.

- Узнаю, определю жанр произведения.

- Буду тренироваться читать без ошибок, выразительно.



Внимательно слушают.

























































- Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии

- В семье было пятеро детей.



- Первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц».


- Он любил заниматься охотой.









Внимательно слушают.







- Да, понравилось.


Ответы детей.



- Охота писателя заключалась в том, что он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем.






- Сокровища, кладовая.



- Сокровища – это какие-то дорогие вещи.






- Кладовая – это помещение для хранения материалов, товаров.





Читают по цепочке.






- Это рассказ. Тема произведения – Родина.


- Сам автор.









- Надо охранять рыб, леса, степи, горы, животных.




























Л.: умеют работать в парах.









П.: умеют понимать и принимать учебную задачу.




















































































































П.: выразительно читают.

IV. Закрепление изученного на уроке

- Ребята, а вы любите наблюдать за природой?

- Сейчас каждый из вас придумает свой рассказ о том, как был в лесу летом.

- Несколько человек выйдут к доске и прочитают свои рассказы.

- Да, любим.


Придумывают рассказ.





К.: развита речь учащихся.

V. Итоги урока

- С творчеством какого писателя, мы познакомились сегодня на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.

– Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина»?


- Мы познакомились с творчеством М. Пришвина.






- Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный.

П.: знакомы с творчеством автора

VI. Домашнее задание

Д/з. прочитать рассказ «Моя Родина», подготовить пересказ.



VII. Рефлексия

- Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

- Поднимите палец вверх, если вам все понравилось на уроке, и вы узнали много нового.

- Опустите палец вниз, если вам не понравилось на уроке, и вы не узнали ничего нового.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!