ΙΙ. Объяснение нового материала. Знакомство с остановочным путём транспортных средств. | Повторение о видах транспортных средств и их назначении. Отгадывание загадок. Что за чудо – этот дом, Окна светятся кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином? Красный вагон по рельсам бежит, Всех куда надо он быстро домчит, Заливистый звон его нравится детям. Так в чём же мы с вами по городу едем? Сверху – белый, Снизу – синий, На груди его звезда, А над ним воздушных линий Протянулись провода. Силач на четырёх ногах В резиновых сапогах. Прямиком из магазина Притащил нам пианино. В синем небе он летает, Стрекозу напоминает. Возит грузы и людей, Там, где нет других путей. Виды транспорта: воздушный, морской, сухопутный, речной, железнодорожный. Игра «Знаешь ли ты машины?» - Какой транспорт перевозит пассажиров? - Какой транспорт перевозит грузы и какие? - Какие машины помогают убирать улицы? - Какие машины перевозят продукты? - Какие специальные машины ты знаешь? Рассказ учителя. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими машинами? Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. При торможении транспортное средство проходит по инерции какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы наехать на пешехода. Положение усугубляется в ненастную погоду (дождь, гололёд, снег), когда дорога скользкая. В такую погоду переходить дорогу и улицу особенно опасно. От скорости движения автомобиля зависит безопасность движения. Безопасной является скорость, которая обеспечивает остановку автомобиля до места опасности. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути или дистанция безопасности. Остановочный путь – это расстояние, которое пройдёт автомобиль после того, как водитель заметил опасность, до момента, когда машина полностью остановится, не доезжая до места остановки. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути. Одна секунда… много это или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть. А для водителя автомобиля та же секунда порой весьма серьёзная. За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров. А если её скорость 80 километров в час, то 22 метра. Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, всё равно спешит перебежать дорогу перед самым её носом. Думает: «А, ерунда, в крайнем случае водитель успеет затормозить!» Ему и невдомёк, что водитель при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться. Особенно в том случае, когда дорога скользкая или идёт под уклон. Тормозной путь при этом всё удлиняется и удлиняется. В результате при скорости 80 километров в час да на покрытой корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 (!) метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра машина трудно управляема. Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам. Расстояние между вами и автомобилем должно быть таким, чтобы вы успели перейти через дорогу. Примерно такое расстояние между тремя фонарными столбами. Чтение рассказов по данной теме Анализ ситуации. Чтение рассказа «Мы за рулём, на дорогу выбегает мальчик…» Х. Тайдре. Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля. Что мы – водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители. Стрелка спидометра, вздрагивая, показывает: 20, 30, 40. Мы едем со скоростью 40 километров в час – это достаточная и вполне умеренная скорость для езды по городу на легковом автомобиле… И вдруг на дорогу, прямо перед нашим автомобилем, выбегает мальчик. Нажимаем на тормозную педаль… С момента, когда водитель замечает опасность, и до момента, когда он нажимает педаль тормоза. Проходит некоторое время, которое называется временем реакции водителя. Это время очень короткое и может показаться даже незначительным, но имеет огромное значение. У здорового человека оно составляет 0,8 – 1,0 секунду. В то время, когда человеческий мозг «телеграфирует» - даёт ноге указание для остановки. Автомобиль движется дальше. Это – путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя. С момента нажатия на педаль тормоза колёса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются. Но автомобиль ещё не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путём торможения. А путь, который проходит автомобиль с того момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным путём. Таким образом, остановочный путь равен пути, проходимому за время реакции водителя, плюс путь торможения. К счастью, мальчик отделался лёгким пинком. Но от испуга он побледнел и готов был расплакаться. Хорошо, что так. Пока водитель разговаривал с мальчиком, кто-то из очевидцев успел позвонить на станцию скорой помощи и в отдел полиции, и вскоре примчалась машина «скорой помощи» с включенной сиреной. Врач осмотрел мальчика – не поломаны ли конечности. Но полома костей он не обнаружил, даже царапины не нашёл. После осмотра печальное лицо врача просветлело, и он сказал: «Этот молодой человек без нашей, врачебной помощи сто лет проживёт, но – на улице надо всё же быть осторожным» Автоинспектор записал имя мальчика, номер школы и домашний адрес. Потом похлопал его по плечу и сказал: «Этот урок запомни на всю жизнь – на улице бегать нельзя – это опасно. А теперь иди домой» Мальчик утёр рукавом последнюю слезинку и, заикаясь, попросил дяденьку милиционера, чтобы тот не говорил об этом случае папе с мамой и не сообщал в школу. - Я больше никогда не буду бегать по улице… А ведь всё могло кончиться иначе. Как? Попробуйте перечислить все возможные последствия поступка этого мальчика… Варианты ответов: Мальчик мог получить увечье, мог остаться инвалидом. Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов. Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д. | Автобус Трамвай Троллейбус Грузовик Вертолет Автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси и т.д. Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и др. Снегоочистители, поливальные и др. Фургоны: «Хлеб», «Мясо»; цистерны: «Молоко», «Квас», «Живая рыба» и т.д. «Скорая помощь», пожарные, дорожные катки, «Техпомощь», «ГАИ», и т.д. | Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное); Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме) Коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); Познавательные УУД ( строить речевые высказывание в устной форме; строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию) |