СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Томас Джефферсон- государственный муж. Отражение его деятельности в школьном курсе истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описаны аспекты жизни и работы Томаса Джефферсона

Просмотр содержимого документа
««Томас Джефферсон- государственный муж. Отражение его деятельности в школьном курсе истории»»

«Томас Джефферсон- государственный муж. Отражение его деятельности в школьном курсе истории»


Введение………………………………………………………………………………

Глава I. Годы становления и борьбы. Джефферсон дипломат и политик.

§1. Происхождение и юность ……………………………………………….

§2. Начало политической карьеры. Декларация независимости.…………………

§3. Федералисты и антифедералисты. Конституция США 1787 года……………..

§4. Деятельность Джефферсона после 1787 года. Джефферсон и Гамильтон……

Глава II. Политическая философия Томаса Джефферсона

§1. Философские основания политических идей.……………………………..

§2. Концепция демократического правления.……………………………….

§3. Идеал местного самоуправления по Джефферсону.……………................

Глава III. В Белом доме и после президентства.

§1. Возвращение в политику……………………………………………………

§2. Президентство Т. Джефферсона……………………………………………

§3. "Мудрец из Монтичелло"……………………………………………………

Глава IV. Личность и политическая деятельность Т.Джефферсона

в школьном преподавании

§1. Изучение личности исторического деятеля в школьном курсе истории……

§2. Урок на тему: «Томас Джефферсон. Итоги войны за независимость. Образование США»…………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………

Список источников и литературы...………………………………………………..

Работа состоит из введения,4 глав,12 параграфов, заключения и списка источников и литературы.

Список источников и литературы

Источники:

  1. Американские просветители. Избранные произведения в двух томах. Т. 1—2. Сост. Н. М, Гольдберг. Под общ. ред. Б. Э. Быховского. Пер. с англ. М., «Мысль», 1968—1969.

  2. Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. Л., 1990

  3. Сироткин В.Г.Хрестоматия по новой истории, 1640-1870. - М, 1990

  4. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца ХХ века. М., 1995.

  5. Согрин В.В. Джефферсон. Человек, мыслитель, политик. М., 1989

  6. Согрин В. В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983

  7. Томас Джефферсон о демократии. СПб, 1992

Литература:

  1. Вард Грег История США. Пер. с англ. И.А.Сергеевой М., 2009

  2. Иванян Э.А. История США. М., 2004

  3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. - М., 1999

  4. Макинерни Д. США: История страны.

  5. Мусский С.А. 100 великих людей. М., 2008.

  6. Нерсесянц В.С.Учебник для вузов.М.,1998

  7. Нерсесянц В.С.История политических и правовых учений. М., 2000

  8. Падовер С.К. Джефферсон. Жизнь и идеи великого американца. Нью-Йорк, 1962

  9. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984

  10. Севостьянов Г.Н. История США в четырех томах. Т1. М.,1976

  11. Севостьянов Г. Н., Уткин А. И. Томас Джефферсон. М., 1976.

  12. Трояновская М.О. Томас Джефферсон – государственный деятель, дипломат и просветитель. / Преподавание истории и обществознания в школе. 2012 № 7

  13. Филимонова М. Тень будущей войны: Север и Юг в дискурсе антифедералистов (1787–1788 гг.)/ Всеобщая история. Современные исследования. Вып. 12. / Под ред. С.Ф. Блуменау. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. С. 45-56.

  14. Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона. М., 1996.

  15. Ширяев Б.А. Политическая борьба в США: 1783-1801. Л., 1981

Электронные ресурсы:

23. http://www.civisbook.ru/files/File/Sytin_2008_1.pdf Сытин А.Г. Политическая философия демократии: вклад Томаса Джефферсона.



3


8

13

22

26


37

40

44


54

58

70



78


81

93

99





Имя Томаса Джефферсона - одно из самых почитаемых среди американского народа, оно стоит в ряду выдающихся деятелей мировой истории. Его жизнь и деятельность оста­вила глубокий след в памяти человечества. Он вошел в историю не только как крупный государственный и политический деятель, но и как философ-гуманист, просвети­тель, лингвист, ботаник, географ, архитектор, этнограф, палеонтолог.

Томас Джефферсон жил в эпоху, ознаменовавшуюся бурными событиями в Америке – революционной, освободительной войной колоний, становлением США – первой буржуазной республики в Новом Свете. Ему довелось стать одним из её основателей, автором знаменитой Декларации независимости, и еще своими современниками он был причислен к тем немногим, чья жизнь составляет часть национальной истории США.

Предмет исследования - жизнь и деятельность Т.Джефферсона.

Объект исследования - философия американского просвещения и политическая система США того времени.

Актуальность избранной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, Томасу Джефферсону по праву принадлежит одно из центральных мест в блестящей плеяде мыслителей, государственных деятелей, политических теоретиков. Он сыграл одну из ключевых ролей в процессе становления США и потому его жизнь и деятельность заслуживает особого внимания. Во-вторых, личность Джефферсона служит ярким примером, когда идейно-теоретические взгляды человека почти не соответствует его практической деятельности, и поэтому требуют изучения. В-третьих, эта тема актуальна еще и потому, что американские (и не только) государственные и общественные деятели часто обращаются к наследию Джефферсона, часто приводят цитаты из его работ и документов, сопровождаемые собственными комментариями.

Таким образом, изучение темы этой работы мне представляется актуальным, так как имя Томаса Джефферсона неразрывно связано со всеми политическими событиями второй половины 18–начала 19 века и изучение жизни и деятельности этого деятеля позволяют лучше понять и оценить их.

Целью данной работы является изучение и анализ всей жизнедеятельности Томаса Джефферсона, специфики философской мысли и политической практики и влиянии, оказанным им на первую американскую буржуазную революцию и дальнейшее становление государственности США.

Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- в хронологической последовательности проследить важнейшие этапы жизни и деятельности Томаса Джефферсона;

- изучить политическую деятельность Т. Джефферсона и оценить его вклад в дело американской революции и становление государственности США;

- изучить эволюцию социально-философских и политических концепций Томаса Джефферсона,

- проанализировать основные этапы деятельности и наследия, оставленного Джефферсоном;

При написании данной работы, мною была использована следующая литература:

Важный вклад в изучение личности и взглядов Джефферсона внес В.В. Согрин. Среди его работ следует выделить, прежде всего, монографию «Джефферсон. Человек, мыслитель, политик», где автор ярко, в живой манере раскрывает незаурядную противоречивую личность великого американца. Джефферсон предстает в книге как глубокий и всесторонне образованный мыслитель эпохи Просвещения, намного опередивший время, как мудрый и дальновидный политический деятель, отличавшийся способностью реалистически, трезво и самокритично оценивать текущие события и исторический опыт, как убежденный демократ и смелый реформатор. Автор показал вклад Т.Джефферсона в общественный процесс с учетом конкретно-исторических объективных возможностей и условий.

Другая работа Согрина В.В. «Основатели США: исторические портреты» содержит главы, посвященные жизни и деятельности выдающихся политических деятелей США, заложивших основы государства, партий, идейных традиций – «отцов-основателей» США. Отдельная глава посвящена Томасу Джефферсону. Автор отмечает некоторую «двойственность» в его деятельности, а также называет демократические идеалы, которые исповедовал Джефферсон: отмена рабства, требование безвозмездной раздачи земли неимущим, признание права народа на восстание. Одновременно, автор отмечает способность этого политического деятеля к приспосабливанию к интересам торгово-промышленной буржуазии. Автор толкует эти противоречия как драму личности известного просветителя и третьего президента США, а также отмечает, что его духовное наследие послужило источником вдохновения для многих американских демократов;

В другой работе Согрина В.В. «Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века» рассматриваются общественные идеалы Америки, различных ее социальных слоев, политических партий и групп от образования США до наших дней. Основываясь на обширном круге источников, автор раскрывает 200-летнюю идейную историю США через мировоззрение американских мыслителей и политических деятелей Т. Джефферсона и А. Гамильтона, Д. Кэлхуна и А. Линкольна, В. Вильсона и Т. Рузвельта, Г. Гувера и Ф.Д. Рузвельта, Д.К. Гэлбрайта и Б. Голдуотера, Д. Кеннеди и Р. Рейгана и многих других. Автор показывает, как конкуренция разнообразных идейно-политических традиций обогащала каждую из них и оказывала плодотворное воздействие на американскую историю в целом.

Книга Печатнова В. О. «Гамильтон и Джефферсон» посвящена анализу воззрений ведущих идеологов американского либерализма рубежа ХVIII-ХIХ веков. В данной работе автор отмеча­ет особое место Т. Джефферсона и А. Гамильтона в заложении фундамента буржуазного государства. Отмечая то, что два этих деятеля были непримиримыми врагами, Печатнов говорит о том, что их борьба имела огромное политическое значение. В его работе преобладает концепция, согласно которой именно Джефферсон является носителем демократической и прогрессивной тенденции в развитии американского конституционализма, а Гамильтон противопоставляется Джефферсону как представитель консервативного крыла. Автор изучает их жизнь и деятельность в неразрывной связи друг с другом и характеризует их как мону­ментальные фигуры американской истории. В данной книге приводятся цитаты из работ, писем персонажей книги, а также важнейших документов той эпохи.

История США в четырех томах под редакцией Севостьянова Г.Н. - был использован первый том собрания - в данной книге описаны основные исторические события, имев­шие место в США, в том числе и в период жизни и деятельности Томаса Джефферсона. Приведены основные документы этого периода, хорошо описана роль отдельных выдаю­щихся деятелей в основных событиях истории США.

В работе Севостьянова Г.Н. и Уткина А.И. «Томас Джефферсон» авторы освещают всю жизнь и деятельность Томаса Джефферсона от рождения до самых последних дней. Они отмечают его политическую и просветительскую деятельность как успешную и во многом прогрессивную, большое внимание уделяют характеристике его личностных ка­честв. Авторы взяли на себя попытку глубокого анализа книг и статей, а также высказы­ваний историков о Томасе Джефферсоне.

Гэррет Шелдон в книге “Политическая философия Томаса Джефферсона” ставит задачей своего исследования ответ на вопрос: каких взглядов придерживался Джефферсон в большей мере, либеральных или республиканских? В результате исследования делается вывод о том, что те и другие взгляды сочетались в теоретической и практической политической деятельности Джефферсона в различных комбинациях, зависящих от конкретной политической ситуации.

«Американские просветители» сост. Н.М.Гольдберг в двух томах. Второй том содержит важнейшие произведения выдающегося государственного деятеля и мыслителя Т. Джефферсона («Общий обзор прав Британской Америки», «Декларация представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс», «Заметки о штате Вирджиния» и др.)

В целом, обозначенные выше источники и литература позволяют реконструировать заявленную нами тему исследования.




Томас Джефферсон, почти единодушно признаваемый у себя на родине демократом № 1, прожил долгую (1743-1826), наполненную яркими политическими победами и духовными взлетами жизнь. Он единственный среди выдающихся просветителей покорил крупнейшие политические вершины: избирался губернатором Виргинии и вице-президентом, назначался министром иностранных дел, наконец, в течение двух сроков, с 1801 по 1809 г., являлся хозяином Белого дома. Но мировую известность Джефферсону принесли не только эти высокие должности, но и передовые, подчас намного опережавшие время политические и социальные идеалы.

Томас Джефферсон – одна из наиболее противоречивых и спорных фигур среди “отцов - основателей” США.

Проводя аналогии с книгой Согрина «Джефферсон: Человек, мыслитель, политик», мы можем тоже подвести итог жизнедеятельности великого американца:

Человек. После прочтения большинства биографий политических деятелей в памяти остаются в основном их идеи и свершения, в нашем же случае запоминается человек. И во многом благодаря драматическим событиям личной жизни Джефферсона. Он рано потерял отца, с которым был очень близок, с матерью сердечных отношений не сложилось. После смерти горячо любимой жены поклялся не вступать в брак и сдержал обещание. Из шести детей Джефферсона лишь старшая дочь пережила отца. Будучи идеалистом и перфекционистом, он с трудом переносил зигзаги в политических воззрениях друзей и соратников, то прерывая, то возобновляя переписку с известными современниками Адамсом, Вашингтоном, Гамильтоном. Джефферсон неустанно заботился об устройстве университета в родном штате Виргиния, оставил многочисленные проекты введения всеобщего светского образования,

Его личные качества вызывают уважение и восхищение, прежде всего, это целеустремленность и напористость, стремление к достижению начатого дела и расширению кругозора, «нелюбовь» к праздности. Эти качества позволили достигнуть Джефферсону поразительных результатов во многих сферах деятельности.

Мыслитель. Парадоксально, но занимавший ряд высших правительственных должностей Джефферсон наибольшего успеха добился именно как интеллектуал и мыслитель, а не как государственный деятель.

Мировоззрение Джефферсона отмечено сильным влиянием английского деизма и французского материализма. У Джефферсона нет специальных трудов, всесторонне отражающих его социально-политические, социологические и философские взгляды. Его философское наследие заключено в отдельных произведениях по вопросам политики и экономики, в составленных им государственных актах, в его «Автобиографии» и особенно в колоссальной переписке со множеством современников — видных деятелей науки и культуры Америки и Европы.

В целом Джефферсон был наиболее радикальным демократом своего времени, и даже в наши дни отстаиваемый им принцип прямого народовластия, эгалитаризма, не реализован в полной мере.

Политик. Как упоминалось выше, говоря о политической деятельности Джефферсона, несмотря на большое количество высоких занимаемых должностей, Джефферсон как государственный деятель был не очень удачлив. Он был плохим губернатором (из-за его медлительности англичане сожгли столицу Виргинии Ричмонд), неудачливым послом (слишком радикальным для двора французского короля), государственным секретарём, который ничего не решал, наконец, президентом, не сумевшим реализовать многие предвыборные обещания. Наиболее важным событием его правления стала покупка Луизианы, в результате которой площадь страны удвоилась. Его затяжной конфликт с главой Верховного суда федералистом Маршаллом закончился победой последнего и в конечном итоге привёл к торжеству разделения властей, когда судьи получили право объявлять президентские законы неконституционными. Странным образом на себе испытал Джефферсон ограничения президентской власти и подтвердил работоспособность американской демократии. Может ли государственный деятель желать большего торжества своих принципов?
































Глава I:Годы становления и борьбы. Джефферсон дипломат и политик.

§1. Происхождение и юность


-родился 13 апреля 1743 года в одном из глухих уголков  Виргинии, первой английской колонии в Северной Америке. Джефферсоны были выходцами из Уэльса


-После окончания колледжа в 1767 году Джефферсон под руководством Уайта стал готовить себя к юридической практике.


§2. Начало политической карьеры. Декларация независимости.


-В 1769 году 26-летний владелец Шедвела был избран членом законодательной палаты Виржинии, а еще через год возглавил ополчение графства.

-в 1769 году, когда молодой вирджинец занял место в законодательной палате колонии в качестве депутата от графства Албермал

-После избрания делегатом на 2-й Континентальный конгресс в 1775 Джефферсон подготовил проект резолюции, в которой отвергались примиренческие предложения британского премьер-министра Норта

- получившийся вариант был утверждён Конгрессом 4 июля 1776. Сейчас 4 июля — главный праздник США, День Независимости

- в 1779 он был избран преемником П.Генри на посту губернатора Виргинии

-В 1783 он вернулся в активную политику, стал лидером Конгресса и вновь занялся интенсивной законодательной деятельностью. В 1784 году Конгресс послал его в Париж как посла по особым делам, где в 1785 году он сменил Бенджамина Франклина на посту посланника. вернулся на родину в 1789.


§3. Федералисты и антифедералисты. Конституция США 1787 года.

-Федералисты - бизнесмены, крупные торговцы, отстаивали идею сильного федерального правительства, имели четкий план построения политической системы. Федералисты, к которым принадлежали президент Дж. Вашингтон, вице-президент Дж. Адамс и министр финансов А. Гамильтон, отличались проанглийскими симпатиями и выступали защитниками высокой морали и охраны прав собственника, которые могут быть обеспечены лишь сильным правительством

- Антифедералисты (будущие республиканцы) во главе с Т. Джефферсоном не скрывали своих симпатий к революционной Франции и открыто выражали свои опасения, что целью их политических оппонентов является восстановление монархии, подобно английской, опирающейся на регулярную армию, высокие налоги и субсидируемые государством монополии. Правительство, тем более сильное, было в глазах Джефферсона главным врагом народа и его «совратителем». Антифедералисты отстаивали идею Билля о правах и минимального вмешательства федерального правительства в дела штатов.

-15 декабря 1791 г. они стали составной частью Конституции США под общим названием «Билль о правах».


§4. Деятельность Джефферсона после 1787 года. Джефферсон и Гамильтон.

- высший круг государственных чиновников, в который вступил весной 1790 го­да Томас Джефферсон, входили представители различных и, более того, противоборст­вующих политических направлений. Джефферсон сразу же начинает пристально наблюдать за молодым и целенаправленным министром финан­сов Александром Гамильтоном. Едва ли не с первого обмена мнениями выявилась проти­воположность взглядов Джефферсона и Гамильтона. Сила Гамильтона состояла в том, что он возглавлял ведущий департамент и его поддерживали консолидированные силы север­ных и срединных штатов, состоявшие из той буржуазии, которая в страхе перед общест­венным подъемом требовала правительства твердой руки.

Так началась его четырехлетняя «борьба принципов управления» с министром финансов А.Гамильтоном, сторонником сильного централизованного правления.

-Но Джефферсону было трудно вести широковещательную борьбу с политикой правительства, по­этому этим занялись его многочисленные политические соратники, и прежде всего Джон Мэдисон.

-Целью Томаса Джефферсона был нейтра­литет. Он придерживался нейтралитета не из-за отвлеченных гуманных схем, чего в целом также нельзя не учитывать, но и исходя из интересов Соединенных Штатов. Новый мир, пишет он, может «извлечь выгоды из глупостей Старого мира». «Они должны воевать, а мы - укрепляться». Такой представляет себе Джефферсон основную линию американской политики. Именно торговой политике и политике невмешательства в деятельность евро­пейских государств Джефферсон отдавал предпочтение. Начиная с 1790, Джефферсон рассматривал нейтралитет как политический курс, полностью соответствующий интересам США.

-Еще одно поражение Томас Джефферсон потерпел от Гамильтона с подписанием указа о создании национального банка США, главной целью деятельности которого было продолжение обогащения североамериканской буржуазии.

Томас Джефферсон, как лидер демократической оппозиции, считал «естественной аристократией» именно людей земли, фермеров и сельских хозяев.

- партию федералистов стали называть гамильтоновской», а демократическо-республиканскую —джефферсоновской»

-В середине лета 1793 го­да происходит личный кризис. В конце июля Томас Джефферсон уведомляет Вашингтона, что уйдет со своего поста 30 сентября 1793 года. Вашингтон в ответ лично приезжает к Джефферсону, но разговор идет о его приемнике. Разногласия по этому вопросу с Ва­шингтоном заставляют Джефферсона принять решение остаться на своем посту до января 1794 года. Вторая половина года прошла в напряженной обстановке, но Томас Джеффер­сон уже твердо пришел к выводу: лучше полное выяснение отношений, отделение и от­крытая оппозиция, чем двусмысленность «надпартийной» политики. 5 января 1794 года он оставил свой пост и уехал на юг

- Таким образом, невозможно переоценить вклад Томаса Джефферсона в развитие своей страны. Уже в 26-летнем возрасте Томас Джефферсон был избран депутатом Виргинской законодательной ассамблеи, в стенах которой провел шесть лет (1769-1775 гг.), зарекомендовав себя поборником сопротивления политике метрополии, направленной на безусловное подчинение североамериканских колоний господству Англии. Джефферсон выступал активным участником освободительного движения колоний, вылившегося в войну за независимость США 1775-1783 гг. В 1775 г. Он был избран депутатом Континентального конгресса, принявшего впоследствии историческое решение об отделении североамериканских колоний от Англии.

В 1776-1779 гг. он, член законодательного собрания Виргинии, входил в состав комиссии по пересмотру законов штата. Им была написана преамбула в Виргинской конституции, содержавшая многие идеи Декларации независимости.

В 1779-1781 гг. он занимал пост губернатора Виргинии. Джефферсон одобрил выработанную Конституционным конвентом в 1787 г. Федеральную конституцию при условии ее дополнения статьями о правах человека. В 1791 г. Конгресс США принял Билль о правах человека, который составляет основу ныне действующей американской конституции.

В 1790-1793 гг. Джефферсон находился на посту государственного секретаря в первом правительстве Джорджа Вашингтона. В 1796 г. он был избран вице-президентом.




Глава II. Политическая философия Томаса Джефферсона


§1. Философские основания политических идей.

-Взгляды Джефферсона в целом определялись ценностями эпохи Просвещения, в которую он сформировался как мыслитель и как политический деятель. Джефферсон безраздельно верил в силу человеческого разума

§2. Концепция демократического правления.

-Ключевой в политической концепции Джефферсона выступает, на наш взгляд, его трактовка такого понятия, как "суверенитет народа". В понимании мыслителя это не просто юридическая формула или политико-философский принцип, а вполне реализуемый способ построения государства.

-В то же время очень важно, что самоопределение и самоуправление народа он впервые выражает на языке прав, относя "право на самоуправление" к фундаментальным, естественным правам

§3. Идеал местного самоуправления по Джефферсону.

- Для формирования самоуправления Джефферсон предлагал в структуре государства выделить такую единицу, как относительно самостоятельные местные округа. В ведении такого округа (который он характеризовал как "малую республику") могли бы находиться организация начального образования, забота о бедных, о дорогах, о выборах, назначение присяжных и т.п. В пределах округов Джефферсон считал возможным и полезным "правление основной массы граждан, действующих лично и непосредственно, по правилам, установленным большинством"

- Таким образом, в концепции Джефферсона прямая демократия на местном уровне дополнялась на уровне федеральном представительной демократией, построенной в соответствии с такими революционными для того времени правилами, как регулярные выборы законодательных органов и должностных лиц на основе всеобщего избирательного права, равное представительство граждан в законодательных учреждениях, избрание представителей исполнительной власти, судей, присяжных и шерифов, гласность и контроль народа над властью всех уровней, включая вопросы расходования государственных средств.

- Вопрос о свободе слова и рабстве.


Глава III. В Белом доме и после президентства

§1. Возвращение в политику

-К 1794 г. во внутренней политике выяснилось, что федералисты зашли слишком далеко в ограничении буржуазно-демократических начинаний Американской революции.

- Джефферсон осенью 1796 г., не покидая Монтичелло, даёт согласие руководящему партии выдвинуть его кандидатуру на предстоящих президентских выборах.

Президентская кампания 1796 года прошла под знаком борьбы федерализма и рес­публиканской партии. Не принимая в борьбе прямого участия, Томас Джефферсон стал лидером республиканцев и ее кандидатом.

- До победы ему не хватило 4 голосов и президен­том стал Джон Адамс - кандидат федералистской партии и старый знакомый Томаса Джефферсона. Второе место давало ему право на пост вице-президента. В беседах два государственных деятеля сумели найти общую платформу их будущего временного со­трудничества. Адамс нуждался в лидере республиканцев для усиления правительственной власти.

-1797-1798 годы были для Джефферсона очень напряженными и проходили под зна­менем борьбы с федералистской партией, которые в закамуфлированном виде проводили политику изменения характера правления США. Он выставляли многочисленный требо­вания к Адамсу. В результате анализа развития событий 1798 года Джефферсон приходит к выводу, что следует нанести реакции ответный удар. К тому времени создалась уже дос­таточно громоздкая система республиканской партии. В основном она существовала как оппозиция правящему федерализму, не имела широкой программы конструктивных ре­форм и в будущей позитивной деятельности полагалась скорее не на согласованные еди­ные проекты, а на убеждения своего руководства. Широкие взгляды Томаса Джефферсо­на, соединившего в своей политической философии немало противоположных начал, да­вал партии ту платформу, в которой она нуждалась для борьбы перед избирательными ур­нами. Однако, в программе Джефферсона можно было выделить три основных принципа:

  1. избежать превращения республики в монархию, то есть сохранение фео­дальной конституции и прав штатов;

  2. свобода слова, совести, право народа подвергать критике власти и противо­стоять им; поощрение развития науки;

  3. свободная торговля со всеми нациями, никаких политических союзов с од­ной из них;

Главным же принципом было стремление «держаться подальше» от воюющей Евро­пы. Это единственный шанс сохранения независимости.

С такими требованиями подошла партия республиканцев во главе с Томасом Джефферсоном к новым политическим выборам 1800 года.

§2. Президентство Т. Джефферсона

-12 декабря 1800 года было объявлено об итогах президентских выборах с перевесом в 8 го­лосов. Он стал третьим президентом США.

-Политика джефферсоновских республиканцев благодаря этой ее второй стороне дала толчок развитию основополагающего принципа американской двухпартийной системы

-изложение основополагающих принципов предлагаемой им формы правления, которая включала:

  • равное и справедливое правосудие для каждого человека независимо от его социального статуса и религиозных или политических убеждений;

  • мирные отношения, развитие торговли и дружбы со всеми государствами, но без "обременительных" союзов с кем-либо из них;

  • поддержку правительств штатов во всех их правах как наиболее компетентных органов управления в вопросах внутренней политики;

  • защиту всех конституционных полномочий центрального правительства;

  • ревностную заботу о праве народа на выбор; непререкаемое согласие с решениями большинства; высокодисциплинировaнное ополчение, подчинение военного руководства гражданскому;

  • экономию государственных расходов;

  • честную выплату долгов и сохранение общественного доверия;

  • поощрение сельского хозяйства и торговли; распространение информации и вынесение всех злоупотреблений на суд общественного разума; религиозную свободу; свободу печати и свободу личности; суд свободно избираемых присяжных.

Джефферсон представил слушателям скорее изложение его убеждений, чем программу действий на будущее, в его речи не содержалось ничего революционного.


-«Мы все - республиканцы, мы все - федералисты»

- Вступив на пост президента, он сделал доступным для чтения и осмысления свое инаугурационное послание - «Великую хартию вольностей» в политике, как называли ее республиканцы. Этот документ отразил веру Томаса Джефферсона и его окружения в то, что, добившись равенства граждан пред законом, они вместе со всей страной вступают в новый этап развития, где не будет сверх­богатства и злосчастной бедности. Это была политическая платформа, рассчитанная в значительной степени на избирателей, ждавших от нового правительства реформ и пере­мен.


-1803 год-покупка штата Луизианы.


Вторая администрация Т. Джефферсона

-Принятая по инициативе Джефферсона XII поправка к Конституции США исключила возможность повторения на президентских выборах 1804 г. ситуации 1800 г. Отныне голосование по кандидатурам на посты президента и вице-президента в Коллегии выборщиков проводилось раздельно. Бывший некогда соперником Джефферсона, a затем его вице-президентом А. Бер выбыл из игры. Выборы закончились триумфальной победой Джефферсона - он получил более 92 % голосов (162 голоса из общего количества 176 выборщиков от 17 штатов США).


-Единственной акцией администрации Джефферсона, не вызвавшей критики оппозиции, были военные действия против морских разбойников "Пиратского берега" - Средиземноморского побережья Северной Африки

-Хотя второй президентский срок Джефферсона уступал первому по достигнутым успехам и был омрачен серьезным падением его популярности в стране, он мог бы вновь попытаться баллотироваться, так как не существовало прямого конституционного запрета на третий срок. Но, подобно Джорджу Вашингтону, Джефферсон считал два срока вполне достаточными.

Таким образом, став президентом, Джефферсон призвал к национальному единству, достижению партийного согласия ради блага страны. Фраза Джефферсона "все мы республиканцы, все мы федералисты" стала хрестоматийной, а ее автор - одним из основоположников двухпартийной системы. Курс администрации Джефферсона отличался прагматизмом, склонностью к компромиссам. Были сокращены армия и флот, аппарат управления, уменьшен государственный долг. Объективный путь развития США побудил Джефферсона отказаться от его излюбленной идеи создания "республики мелких земельных собственников" и заявить о том, что "земледелие, мануфактуры, торговля и судоходство - четыре столпа нашего процветания". Он отходит от принципа невмешательства государства в экономику, а отстаиваемые им ранее идеи свободы торговли уступают место протекционизму.

Президентство Джефферсона, находившегося в Белом доме с 4 марта 1801 по 4 марта 1809, было отмечено покупкой в 1803 у Франции за 15 млн. долларов Луизианы, увеличившей почти вдвое территорию США; организацией трансконтинентальной экспедиции М. Льюиса и У. Кларка, которая в 1804-1806 вышла на тихоокеанское побережье и вернулась в Сент-Луис, пройдя более 8 тыс. миль; установлением в 1808-09 дипломатических отношений с Россией.

Выборы 1804 принесли новый успех Джефферсону и его партии. Однако второй срок президентства был омрачен внутренними и внешними неурядицами. Расколом страны и международными осложнениями грозил заговор А. Бэрра (1805-07). Нейтралитет США был поколеблен возобновившимися наполеоновскими войнами. Стремясь избежать вовлечения в европейский конфликт и поддержать суверенитет страны, Джефферсон в декабре 1807 подписал Акт об эмбарго, предусматривавший прекращение всей внешней торговли. Эмбарго (действовавшее до весны 1809) практически не затронуло интересы Англии и Франции, но нанесло значительный урон американской экономике, вызвало внутренние беспорядки и ослабило позиции республиканцев. Все это привело к фактическому свертыванию социально-экономических преобразований.


§3. "Мудрец из Монтичелло"

Вплоть до 1814 года Томас Джефферсон оставался президентом Американского фи­лософского общества - практически американской академии наук. Его вкладом в работу общества явилась критика философии Юма и Белкстона, разбор философии эпикурейцев, сравнительный анализ классификаций органического мира Линнея, Кювье и Блюменбаха, описание и характеристика американских и сибирских, разбор новой испанской конститу­ции, работы по математике, стандартам мер и весов, языкознанию.

В политическом плане большая часть письменного наследия тех лет была направле­на против Верховного суда США. Томас Джефферсон считал, что пожизненное назначе­ние судей, узурпированное (как он полагал) право судить о конституционности тех или иных законов представляют собой первостепенную опасность для демократических про­цессов.

-Созданный в 1819 году Вирджинский университет - главный памятник просвети­тельской работы Томаса Джефферсона. Он возглавлял законодательную инициативу, ма­териальное обеспечение, архитектурное планирование, создание системы обучения, выбор дисциплин и прочее.

-Его порадовало наступление пятидесятилетнего юбилея революции, но этот день, 4 июля 1826 года, стал последним в его жизни. В маленьком ящичке стола нашли надпись, которую следовало высечь на могиле. И плита, покрывавшая могилу, возвещала: «Здесь похоронен Томас Джефферсон, автор Декларации американской независимости, виргинского статута о религиозной свободе и основатель Виргинского университета».


Глава IV. Личность и политическая деятельность Т.Джефферсона

в школьном преподавании

§1. Изучение личности исторического деятеля в школьном курсе истории

В школьном преподавании деятельность Джефферсона представляется, прежде всего, как главного автора Декларации независимости США 1776 года, борца за независимость США, как «отца-основателя» американского государства. Рамки прохождения событий войны за независимость и становление США в школе – 7 класс, где деятельность Т.Джефферсона освещается в ходе этих событий американской истории. В старшей школе, 10-11 классе, где исторические события всеобщей и отечественной истории дублируют предыдущие курсы, но с новыми проблемными подходами, можно и провести урок по освещению личности в данной исторической эпохе и конкретной стране.


Курсы всеобщей и отечественной истории, которые обучающиеся изучают в школе, содержит десятки имён выдающихся государственных и политических деятелей, вождей народных масс и талантливых полководцев, учёных и деятелей культуры. С другой стороны, именно в подростковом возрасте усиливается интерес к другим людям, проявляется стремление понять и оценить их. Школьная история образовывает и просвещает юного человека, который вовсе не собирается стать профессиональным историком. Людей интересуют, прежде всего люди, их жизнь и судьба, они стремятся понять и оценить их.

Таким образом, как материал школьного курса истории, так и возрастные особенности обучающихся открывают ряд позитивных возможностей для решения проблемы формирования знаний обучающихся об исторических личностях, однако школьная практика показывает, что эта проблема стоит остро и заставляет нас искать подходы к ее решению.



§2. Урок на тему: “Томас Джефферсон. Итоги войны за независимость. Образование США”


Цели урока:

1. Познакомить с выдающимся деятелем мировой истории – Томасом Джефферсоном.

2. Рассмотреть и разобрать такие важные документы в истории США, как “Декларация независимости США”, “Конституция США”, “Билль о правах”.

3. Изучить итоги войны за независимость.

4. Воспитывать уважение к праву, закону.

Новые термины: конституция, декларация, суверенитет, республика, федерация.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карта “Война за независимость. Образование США”, документы “Декларация независимости США”, “Билль о правах”, учебник, тетрадь, папки с дополнительным материалом для каждой группы.

Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800годы. А.Я.Юдовская, А.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; Москва «Просвещение».

Личность в истории: Томас Джефферсон (1743-1826).

Основные Даты:

• 4 июля 1776- принятие Декларации независимости

• 1775-1783 г.г. – Война за независимость в североамериканских колониях Англии.

• 1787 г. – принятие Конституции США.

• 15 декабря 1791 г. – вступил в силу “Билль о правах”. (10 поправок к Конституции).

• 1783 г. – Подписан мирный договор между США и Англией.



План урока:

1. Проверка знаний (вопросы по Толленгеровой), работа с сигнальными карточками.

2. Личность в истории: Томас Джефферсон (презентация)

3. Декларация независимости (работа с документом)

4. Итоги и значение войны за независимость (самостоятельная работа учащихся с учебником)

5. Конституция США (таблица + работа с учебником)

6. “Билль о правах” (рассказ учителя + компьютер). Взаимосвязь с Конституцией РФ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!