Тема занятия: 1) О чем расскажут топонимы?
2) Топонимы родного края.
3) Топонимы села Дульдурга.
Цель: Исследовать этимологию топонимов села Дульдурга .
Задачи:
1. Сбор и анализ топонимов с точки зрения того, какие сведения о данной местности, ее особенностях может хранить название.
2. Развивать интерес к истории родного края; речь учащихся, эстетический вкус.
3. Воспитывать патриотические чувства.
Вводно- мотивационный этап:
Сценка:
«Чи та, чи не та?» Возвращались пешими из далеких краев два казака к своим очагам и семьям. А дорога к своему стану — не ближний путь. Заплутались казаки. И никто им помочь не может — нет у того хуторка имени. Шли они, шли и однажды к вечеру взобрались на пригорок. Оглядели все округ и узрели вдалеке тусклые огоньки вроде бы своих хатенок, и местность, никак, знакомая.
— Чи та, чи не та? — молвил один казак.
— Кажись, та, — облегченно выдохнул второй. И угадал. С тех пор к деревеньке и пристало название Чита.
Вопрос:
Почему так долго искали хуторок?
Чего не было у этого хуторка?
Ответ:
Названия.
Вопрос: Может ли населенный пункт существовать без названия? А реки? А горы?
Ответ: НЕТ.
Вопрос: Как называется наука, которая изучает географические названия?
Ответ: ТОПОНИМЫ.
Топонимика
(от греч. tо́pos — место и о́nyma — имя, название)- совокупность географических названий какой-л. определенной территории.
Учитель: Дома вы исследовали некоторые топонимы нашего села. Вам понравилось? Интересно было изучать? А сегодня на занятии будем изучать топонимы всей Росси или нет? Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.
Ответы: Топонимы села Дульдурга.
Вопрос: Дульдурга, что для вас?
Ответ: Родной край.
Значит тема занятия: Топонимы родного края.
Учитель: Что мы должны сейчас сделать?
Ответы: Обобщить результаты исследовательской работы по топонимам.
Операционно-содержательный этап:
Работа в группах:
1 группа.
А) Обобщить результаты исследования названий ойконимов (населенные пункты) Дульдурга, Шабартай, Талача
Б) Обобщить результаты исследования названий годонимов (улицы) ул. Набережная, ул. Гагарина
В) Какие методы вы использовали при исследований гидронимов и оронимов?
2 группа.
А)Обобщить результаты исследования названий гидронимов (водоемы) река Иля, озеро Бальзино.
Б) Обобщить результаты исследования названий оронимов (хребтов, гор) Алханай, Магулиха.
В) Какие методы вы использовали при исследований гидронимов и оронимов?
Рефлексивно-оценочный этап.
На нашем макете села появились названия, тайны которых мы исследовали.
Но все ли мы изучили? Для чего нам нужно продолжать нашу работу?
Ответы: Чтобы знать историю своего края. Знать как произошли названия рек, гор , улиц.