Тема «Тормозная система автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»
Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.
Иллюстративный материал — учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленные на балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; компрессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючок для снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.
Перечень работ при выполнении задания — приводится описание в общем, виде последовательности выполнения задания по изучению тормозной системы каждого из автомобилей в процессе операций разборки-сборки тормозных механизмов.
При изучении тормозной системы необходимо уяснить места расположения и крепления ее агрегатов.
Изучить тормозную систему автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ- 53-12), включающую в себя колесный тормозной механизм, стояночный тормоз, главный тормозной цилиндр и гидровакуумный усилитель.
Разобрать колесный тормозной механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:
вывернуть три винта крепления колесного тормозного барабана к ступице колеса и снять его;
закрепить поршни колесного цилиндра от выпадения (стянуть проволокой);
вынуть конец стягивающей пружины из отверстия колодки с помощью тонкой отвертки;
отвернуть контргайки опорных пальцев колодок со стороны тормозного щита, снять опорные пальцы, эксцентриковые шайбы, пластину;
снять тормозные колодки, резиновые защитные чехлы, нажимные сухари с концов корпуса колесного цилиндра. Вывернуть из корпуса цилиндра перепускной клапан, извлечь поршни, манжеты, разжимную пружину.
Внимание! Фрикционная накладка задней колодки короче, чем у передней.
Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную разборке. Опорные пальцы устанавливать метками внутрь.
Помнить, что колесные тормозные цилиндры гидроприводов тормозных механизмов (см. рис. 5.2) передних и задних колес различаются только размерами.
Выполнить полную регулировку колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:
• вращая тормозной барабан по ходу движения автомобиля повернуть опорный палец передней колодки против часовой стрелки до взаимного касания колодки и тормозного барабана, после чего палец поворачивать в обратную сторону до наступления момента свободного вращения тормозного барабана;
• повернуть опорный палец задней колодки по часовой стрелке, выполняя те же операции, что и при регулировке передней колодки. Опорные пальцы передней и задней колодок должны быть повернуты на одинаковый угол;
Внимание! При регулировке тормозного механизма задних колес и повороте опорного пальца задней колодки барабан необходимо вращать против хода движения автомобиля.
поворачивая подпружиненные болты регулировочных эксцентриков, выполнить частичную регулировку тормозного механизма (при вращении тормозного барабана), подводя накладки колодок к барабану для обеспечения минимального зазора между ними и выполняя такие же операции, как и при полной регулировке.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb5bea8b171d/1140594_1.png)
Колесные тормозные цилиндры гидропривода тормозных
механизмов:
а — двухпоршневой; б — однопоршневой; I — перепускной клапан; 2 — пробка; 3 — толкатель; 4 — резиновый чехол; 5 — корпус цилиндра; б — поршень; 7 — резиновая манжета; 8 — пружина
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb5bea8b171d/1140594_2.png)
Колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А:
1 — опорные пальцы; 2 — эксцентриковые шайбы; 3 — фрикционные накладки колодок; 4 — направляющие скобы; 5 — регулировочный эксцентрик; 6 — опорный диск; 7 — колесный цилиндр; 8, 9 — пружины; 10 — корпус колесного цилиндра; II — манжета; 12— защитный колпак; 13— перепускной клапан; 14 — поршень; 15 — сухарь; 16 — контргайки (стрелками показано их затягивание)
5. Ознакомиться с устройством и разобрать главный тормозной цилиндр гидропривода тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:
зажать в тиски главный тормозной цилиндр;
снять защитный чехол толкателя, предварительно сняв отверткой кольца крепления чехла;
извлечь из картера главного тормозного цилиндра со стороны толкателя стопорное кольцо, упорную шайбу, поршень с пластинчатым клапаном, манжету, пружину, перепускной и обратный клапаны в сборе;
вывернуть болты крепления крышки к картеру главного тормозного цилиндра.
Внимание! Прочистить перепускное и компенсационное отверстия в нижней части бачка.
Собрать главный тормозной цилиндр гидропривода тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Ознакомиться с устройством и разобрать гидровакуумный усилитель тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:
зажать гидровакуумный усилитель в тисках за корпус цилиндра усилителя;
отсоединить резиновый шланг от воздушной камеры усилителя, затем отвернуть его вместе со штуцером от корпуса клапана управления;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb5bea8b171d/1140594_3.png)
Главный тормозной цилиндр гидропривода тормозных механизмов автомобиля ГАЗ-5ЗА:
1 — стопорное кольцо; 2 — упорная шайба; 3, 5 — манжеты; 4 — пластинчатый клапан; 6 — пружина перепускного клапана; 7 — обратный клапан; 8 — перепускной клапан; 9 — резьбовая пробка; 10 — крышка картера; II — картер главного тормозного цилиндра; 12 — штуцер; 13 — пружина; 14 — поршень; 15 — защитный чехол толкателя; 16 — толкатель; 17 — контргайка; 18 — тяга; 19 — педаль; 20 — оттяжная пружина; А, Б — перепускные отверстия; В — компенсационное отверстие
отметить положение вакуумной камеры относительно цилиндра усилителя;
разъединить хомуты вакуумно-воздушной камеры и снять их;
отвернуть гайку штока цилиндра усилителя, придерживая резиновую диафрагму рукой, снять со штока пружинную шайбу, малую тарелку, диафрагму с упорной тарелкой, пружину, резиновое кольцо с шайбой штока;
отвернуть гайки крепления цилиндра к корпусу вакуумной камеры и снять ее вместе с картонной прокладкой и уплотнитель- ным кольцом;
отвернуть торцовую пробку цилиндра усилителя вместе с уп- лотнительной (медной) шайбой и извлечь из цилиндра шток в сборе с поршнем;
вывернуть из цилиндра усилителя гайку уплотнительного корпуса и извлечь уплотнительный корпус и упорную шайбу;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb5bea8b171d/1140594_4.png)
Гидровакуумный усилитель тормозной системы автомобиля
ГАЗ-53А:
1 — впускная труба; 2 — шланг; 3 — вакуумная камера; 4 — диафрагма; 5 — пружина; 6 — шток; 7 — вакуумный клапан; 8 — крышка; 9 — воздушный клапан; 10 — пружина вакуумного и воздушного клапанов; 11 — пружина клапана управления; 12 — корпус; 13 — клапан управления; 14 — поршень клапана управления; 15 — воздушный фильтр; 16 — перепускной клапан; 17 — цилиндр усилителя; 18 — поршень; 19 — клапан поршня; 20 — манжета; 21 — толкатель; 22 — шайба; 23 — уплотнительный корпус; 24 — главный тормозной цилиндр; 25 — педаль; 26 — запорный клапан; А, Б, Д, Е — полости; В, Г — отверстия; cz — разрежение; к^ — движение воздуха; — движение тормозной жидкости
отвернуть болты крепления крышки, а затем корпуса клапана управления, снять его с цилиндра, вынуть клапан управления из цилиндра усилителя.
Собрать гидровакуумный усилитель тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Изучить (см. рис. 5.6) и разобрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-5ЗА (или ГАЗ-53-12) следующим образом:
отсоединить вилку тяги привода от рычага разжимного механизма;
вывернуть болты крепления тормозного барабана, снять его;
1,6 — рычаги; 2 — зубчатый сектор; 3 — защелка; 4 — тяга; 5 — тормозной барабан; 7 — палец; 8 — отражатель; 9, 13 — тормозные колодки; 10, 14 — пружины; 11 — корпус регулировочного механизма; 12 — тормозной щит; 15 — корпус разжимного механизма; 16 — ребро колодки; 17 — плавающие опоры тормозных колодок; 18— сухарь; 19— толкатель; 20— шарики; 21 — разжимной стержень; 22 — регулировочный винт; КП — коробка передач
отсоединить от тормозных колодок стягивающие пружины и снять колодки;
Б-Б
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb5bea8b171d/1140594_5.png)
Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А:
А-А
снять регулировочный механизм, предварительно вывернув болты крепления. Вывернуть из корпуса регулировочный винт и извлечь плавающие опоры тормозных колодок; снять разжимной механизм, предварительно вывернув болты его крепления к тормозному щиту. Извлечь из корпуса разжимной стержень с шариками и толкателем.
Собрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-5ЭА (или ГАЗ- 53-12), выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Выполнить регулировку стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:
поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение;
завернуть регулировочный винт так, чтобы от усилия рук тормозной барабан не проворачивался;
отвернуть контргайку регулировочной вилки тяги привода стояночного тормоза;
расшплинтовать палец вилки и вынуть его;
отрегулировать длину тяги привода регулировочной вилкой до упора рычага разжимного механизма в разжимном стержне, выбрав все зазоры в соединении;
увеличить длину тяги привода, отвернув регулировочную вилку на один-два оборота до совпадения отверстия в вилке с отверстием в рычаге;
поставить палец головкой вверх и зашплинтовать;
затянуть контргайку;
отвернуть регулировочный винт на столько, чтобы барабан свободно вращался, а при приложении усилия 600 Н на рукоятку рычага защелка должна перемещаться на три-четыре зуба сектора.
Изучить тормозную систему автомобиля ЗИЛ-130, в том числе колесный тормозной механизм, его регулировку, стояночный тормоз и др.
Разобрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130 следующим образом:
снять ступицу колеса вместе с тормозным барабаном;
отсоединить стягивающие пружины от колодок при помощи длинного стержня;
отвернуть гайки крепления эксцентриковых осей тормозных колодок, снять фиксирующие скобы и серьги, извлечь эксцентриковые оси и снять колодки.
Продефектировать снятые детали.
Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Разобрать тормозную камеру, в частности:
снять крышку и диафрагму;
ослабить контргайку, отсоединить вилку штока от регулировочного рычага и вывернуть ее и контргайку;
извлечь из корпуса камеры шток с пружинами и опорным диском.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb5bea8b171d/1140594_6.png)
Колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130:
1, 15 — кронштейны; 2 — эксцентриковая ось; 3 — чека; 4 — накладка; 5 — щит; 6 — обод щита; 7 — тормозная колодка; 8 — фрикционная накладка; 9 — войлочное уплотнение; 10 — шайба; 11, 22 — пружины; 12 — диафрагма; 13 — хомутик; 14 — тормозная камера; 16 — шток; 17 — рычаг; 18 — квадратная головка вала червяка; 19 — кронштейн поворотного вала; 20 — поворотный вал; 21 — кулак; 23 — фиксатор; 24 — червяк; 25 — червячная шестерня
Продефектировать детали и далее собрать тормозную камеру автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в порядке, обратном разборке.
Выполнить полную регулировку тормозного механизма автомобиля ЗИЛ-130. Перед регулировкой проверить и устранить осевой люфт подшипников ступиц колес. Тормоза при регулировке должны быть холодными. Полная регулировка тормозного механизма проводится в следующем порядке:
ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув их метками одну к другой;
отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту отпустить также болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щиты;
вынуть палец штока тормозной камеры и, нажав на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану;
поворачивая эксцентрики в одну и в другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Проверять зазор щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20...30 мм от наружных концов накладок. На задних тормозах проверку выполнять удобнее со стороны заднего моста — щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
не отпуская регулировочного рычага и удерживая эксцентриковые оси от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру заднего моста;
отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.
Для проведения частичной регулировки тормозного механизма автомобиля ЗИЛ-130 выполнить следующее:
провернуть регулировочный болт регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15...25 мм для передних тормозов и 20...30 мм для задних;
проверить, как вращаются тормозные барабаны (должны вращаться свободно, равномерно, без касаний колодок). Щупом проверить зазоры между тормозным барабаном и колодками (должны быть зазоры: 0,4 мм у разжимного кулака и 0,1...0,2 мм у осей колодок).
3