СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тормозная система автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали

Просмотр содержимого документа
«Тормозная система автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»


Тема «Тормозная система автомоби­лей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»

Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобилей ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.

Иллюстративный материал — учебные плакаты.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — колесные тормозные механизмы (передние и задние), установ­ленные на балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной ци­линдр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; комп­рессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установлен­ные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, раз­резы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крю­чок для снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.

Перечень работ при выполнении задания — приводится описа­ние в общем, виде последовательности выполнения задания по изучению тормозной системы каждого из автомобилей в процессе операций разборки-сборки тормозных механизмов.

При изучении тормозной системы необходимо уяснить места расположения и крепления ее агрегатов.

  1. Изучить тормозную систему автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ- 53-12), включающую в себя колесный тормоз­ной механизм, стояночный тормоз, главный тормозной цилиндр и гидровакуумный усилитель.

  2. Разобрать колесный тормозной механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:

  • вывернуть три винта крепления колесного тормозного бара­бана к ступице колеса и снять его;

  • закрепить поршни колесного цилиндра от выпадения (стя­нуть проволокой);

  • вынуть конец стягивающей пружины из отверстия колодки с помощью тонкой отвертки;

  • отвернуть контргайки опорных пальцев колодок со стороны тормозного щита, снять опорные пальцы, эксцентриковые шай­бы, пластину;

  • снять тормозные колодки, резиновые защитные чехлы, на­жимные сухари с концов корпуса колесного цилиндра. Вывернуть из корпуса цилиндра перепускной клапан, извлечь поршни, ман­жеты, разжимную пружину.

Внимание! Фрикционная накладка задней колодки коро­че, чем у передней.

    1. Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную разборке. Опорные пальцы устанавливать метками внутрь.

Помнить, что колесные тормозные цилиндры гидроприводов тормозных механизмов (см. рис. 5.2) передних и задних колес раз­личаются только размерами.

    1. Выполнить полную регулировку колесного тормозного меха­низма автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:

• вращая тормозной барабан по ходу движения автомобиля повернуть опорный палец передней колодки против часовой стрелки до взаимного касания колодки и тормозного барабана, после чего палец поворачивать в обратную сторону до наступления мо­мента свободного вращения тормозного барабана;

• повернуть опорный палец задней колодки по часовой стрел­ке, выполняя те же операции, что и при регулировке передней колодки. Опорные пальцы передней и задней колодок должны быть повернуты на одинаковый угол;

Внимание! При регулировке тормозного механизма зад­них колес и повороте опорного пальца задней колодки ба­рабан необходимо вращать против хода движения автомо­биля.

поворачивая подпружиненные болты регулировочных экс­центриков, выполнить частичную регулировку тормозного ме­ханизма (при вращении тормозного барабана), подводя накладки колодок к барабану для обеспечения минимального зазора между ними и выполняя такие же операции, как и при полной регу­лировке.

Колесные тормозные цилиндры гидропривода тормозных

механизмов:



а — двухпоршневой; б — однопоршневой; I — перепускной клапан; 2 — пробка; 3 — толкатель; 4 — резиновый чехол; 5 — корпус цилиндра; б — поршень; 7 — резиновая манжета; 8 — пружина

Колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А:



1 — опорные пальцы; 2 — эксцентриковые шайбы; 3 — фрикционные накладки колодок; 4 — направляющие скобы; 5 — регулировочный эксцентрик; 6 — опор­ный диск; 7 — колесный цилиндр; 8, 9 — пружины; 10 — корпус колесного цилиндра; II — манжета; 12— защитный колпак; 13— перепускной клапан; 14 — поршень; 15 — сухарь; 16 — контргайки (стрелками показано их затягивание)

5. Ознакомиться с устройством и разобрать главный тормозной цилиндр гидропривода тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:

  • зажать в тиски главный тормозной цилиндр;

  • снять защитный чехол толкателя, предварительно сняв от­верткой кольца крепления чехла;

  • извлечь из картера главного тормозного цилиндра со стороны толкателя стопорное кольцо, упорную шайбу, поршень с плас­тинчатым клапаном, манжету, пружину, перепускной и обрат­ный клапаны в сборе;

  • вывернуть болты крепления крышки к картеру главного тор­мозного цилиндра.

Внимание! Прочистить перепускное и компенсационное отверстия в нижней части бачка.

  1. Собрать главный тормозной цилиндр гидропривода тормоз­ного механизма автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последователь­ность операций, обратную разборке.

  2. Ознакомиться с устройством и разобрать гидро­вакуумный усилитель тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:

  • зажать гидровакуумный усилитель в тисках за корпус цилин­дра усилителя;

  • отсоединить резиновый шланг от воздушной камеры усили­теля, затем отвернуть его вместе со штуцером от корпуса клапана управления;

Главный тормозной цилиндр гидропривода тормозных механизмов автомобиля ГАЗ-5ЗА:

1 — стопорное кольцо; 2 — упорная шайба; 3, 5 — манжеты; 4 — пластинчатый клапан; 6 — пружина перепускного клапана; 7 — обратный клапан; 8 — пере­пускной клапан; 9 — резьбовая пробка; 10 — крышка картера; II — картер главного тормозного цилиндра; 12 — штуцер; 13 — пружина; 14 — поршень; 15 — защитный чехол толкателя; 16 — толкатель; 17 — контргайка; 18 — тяга; 19 — педаль; 20 — оттяжная пружина; А, Б — перепускные отверстия; В — компенса­ционное отверстие



  • отметить положение вакуумной камеры относительно цилин­дра усилителя;

  • разъединить хомуты вакуумно-воздушной камеры и снять их;

  • отвернуть гайку штока цилиндра усилителя, придерживая резиновую диафрагму рукой, снять со штока пружинную шайбу, малую тарелку, диафрагму с упорной тарелкой, пружину, рези­новое кольцо с шайбой штока;

  • отвернуть гайки крепления цилиндра к корпусу вакуумной камеры и снять ее вместе с картонной прокладкой и уплотнитель- ным кольцом;

  • отвернуть торцовую пробку цилиндра усилителя вместе с уп- лотнительной (медной) шайбой и извлечь из цилиндра шток в сборе с поршнем;

  • вывернуть из цилиндра усилителя гайку уплотнительного кор­пуса и извлечь уплотнительный корпус и упорную шайбу;

Гидровакуумный усилитель тормозной системы автомобиля

ГАЗ-53А:



1 — впускная труба; 2 — шланг; 3 — вакуумная камера; 4 — диафрагма; 5 — пружина; 6 — шток; 7 — вакуумный клапан; 8 — крышка; 9 — воздушный кла­пан; 10 — пружина вакуумного и воздушного клапанов; 11 — пружина клапана управления; 12 — корпус; 13 — клапан управления; 14 — поршень клапана уп­равления; 15 — воздушный фильтр; 16 — перепускной клапан; 17 — цилиндр усилителя; 18 — поршень; 19 — клапан поршня; 20 — манжета; 21 — толкатель; 22 — шайба; 23 — уплотнительный корпус; 24 — главный тормозной цилиндр; 25 — педаль; 26 — запорный клапан; А, Б, Д, Е — полости; В, Г — отверстия; cz — разрежение; к^ — движение воздуха; — движение тормозной жидкости

  • отвернуть болты крепления крышки, а затем корпуса клапана управления, снять его с цилиндра, вынуть клапан управления из цилиндра усилителя.

  1. Собрать гидровакуумный усилитель тормозной системы авто­мобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность операций, обрат­ную разборке.

  2. Изучить (см. рис. 5.6) и разобрать стояночный тормоз авто­мобиля ГАЗ-5ЗА (или ГАЗ-53-12) следующим образом:

  • отсоединить вилку тяги привода от рычага разжимного меха­низма;

  • вывернуть болты крепления тормозного барабана, снять его;

1,6 — рычаги; 2 — зубчатый сектор; 3 — защелка; 4 — тяга; 5 — тормозной барабан; 7 — палец; 8 — отражатель; 9, 13 — тормозные колодки; 10, 14 — пружины; 11 — корпус регулировочного механизма; 12 — тормозной щит; 15 — корпус разжимного механизма; 16 — ребро колодки; 17 — плавающие опоры тормозных колодок; 18— сухарь; 19— толкатель; 20— шарики; 21 — разжимной стержень; 22 — регулировочный винт; КП — коробка передач

  • отсоединить от тормозных колодок стягивающие пружины и снять колодки;

  • Б-Б

    Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А:


    А-А


    снять регулировочный механизм, предварительно вывернув болты крепления. Вывернуть из корпуса регулировочный винт и извлечь плавающие опоры тормозных колодок;

  • снять разжимной механизм, предварительно вывернув болты его крепления к тормозному щиту. Извлечь из корпуса разжимной стержень с шариками и толкателем.

  1. Собрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-5ЭА (или ГАЗ- 53-12), выполняя операции в последовательности, обратной раз­борке.

  2. Выполнить регулировку стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:

  • поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение;

  • завернуть регулировочный винт так, чтобы от усилия рук тор­мозной барабан не проворачивался;

  • отвернуть контргайку регулировочной вилки тяги привода стояночного тормоза;

  • расшплинтовать палец вилки и вынуть его;

  • отрегулировать длину тяги привода регулировочной вилкой до упора рычага разжимного механизма в разжимном стержне, выбрав все зазоры в соединении;

  • увеличить длину тяги привода, отвернув регулировочную вилку на один-два оборота до совпадения отверстия в вилке с отверсти­ем в рычаге;

  • поставить палец головкой вверх и зашплинтовать;

  • затянуть контргайку;

  • отвернуть регулировочный винт на столько, чтобы барабан свободно вращался, а при приложении усилия 600 Н на рукоят­ку рычага защелка должна перемещаться на три-четыре зуба сек­тора.

  1. Изучить тормозную систему автомобиля ЗИЛ-130, в том числе колесный тормозной механизм, его регулировку, стояночный тормоз и др.

  2. Разобрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130 следующим образом:

  • снять ступицу колеса вместе с тормозным барабаном;

  • отсоединить стягивающие пружины от колодок при помощи длинного стержня;

  • отвернуть гайки крепления эксцентриковых осей тормозных колодок, снять фиксирующие скобы и серьги, извлечь эксцент­риковые оси и снять колодки.

  1. Продефектировать снятые детали.

  2. Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.

  3. Разобрать тормозную камеру, в частности:

  • снять крышку и диафрагму;

  • ослабить контргайку, отсоединить вилку штока от регулиро­вочного рычага и вывернуть ее и контргайку;

  • извлечь из корпуса камеры шток с пружинами и опорным диском.

Колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130:



1, 15 — кронштейны; 2 — эксцентриковая ось; 3 — чека; 4 — накладка; 5 — щит; 6 — обод щита; 7 — тормозная колодка; 8 — фрикционная накладка; 9 — вой­лочное уплотнение; 10 — шайба; 11, 22 — пружины; 12 — диафрагма; 13 — хомутик; 14 — тормозная камера; 16 — шток; 17 — рычаг; 18 — квадратная головка вала червяка; 19 — кронштейн поворотного вала; 20 — поворотный вал; 21 — кулак; 23 — фиксатор; 24 — червяк; 25 — червячная шестерня

  1. Продефектировать детали и далее собрать тормозную каме­ру автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в порядке, обрат­ном разборке.

  2. Выполнить полную регулировку тормозного механизма ав­томобиля ЗИЛ-130. Перед регулировкой проверить и устранить осевой люфт подшипников ступиц колес. Тормоза при регулиров­ке должны быть холодными. Полная регулировка тормозного ме­ханизма проводится в следующем порядке:

  • ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцент­рики, повернув их метками одну к другой;

  • отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту отпустить также болты крепления крон­штейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щиты;

  • вынуть палец штока тормозной камеры и, нажав на регули­ровочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при тор­можении, прижать колодки к тормозному барабану;

  • поворачивая эксцентрики в одну и в другую стороны, сцент­рировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозно­му барабану. Проверять зазор щупом через окно в переднем тор­мозном барабане на расстоянии 20...30 мм от наружных концов накладок. На задних тормозах проверку выполнять удобнее со сто­роны заднего моста — щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;

  • не отпуская регулировочного рычага и удерживая эксцентри­ковые оси от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепле­ния кронштейна разжимного кулака к картеру заднего моста;

  • отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тор­мозной камеры.

  1. Для проведения частичной регулировки тормозного меха­низма автомобиля ЗИЛ-130 выполнить следующее:

  • провернуть регулировочный болт регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15...25 мм для передних тормозов и 20...30 мм для задних;

  • проверить, как вращаются тормозные барабаны (должны вра­щаться свободно, равномерно, без касаний колодок). Щупом про­верить зазоры между тормозным барабаном и колодками (должны быть зазоры: 0,4 мм у разжимного кулака и 0,1...0,2 мм у осей колодок).



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!