В базисном учебном плане предмет Технология входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области Технология начальной школы. В соответствии с новой концепцией преподавания предметной области «Технология» предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных, содержание которой осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы, а также через общественно полезный труд и творческую деятельность в пространстве общеобразовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование, в том числе в 5-х классах - по 70 часов (из расчета – 2 часа).
Обучение технологии в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Общие результаты технологического образования состоят:
- проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- планирование образовательной и профессиональной карьеры, становление самоопределения;
- осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности, самооценка умственных и физических способностей в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации.
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок и обоснование способов их исправления.
- проектирование последовательности технологических операций, составление технологических карт изготовления изделий;
- выявление и устранение несоответствия (неисправности) планируемому результату;
- рефлексия – осмысление (осознание) полученных результатов труда.
Познавательными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью ИКТ;
- структурирование и классификация знаний с применением общенаучных знаний естественно-математического цикла;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий в зависимости от видов сырья, материалов и средств труда;
- алгоритмизация процесса познавательно-трудовой деятельности, комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества;
- применение инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства и правил безопасности.
- ориентация в средствах создания объектов труда, распознавание видов и назначение материалов;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач, применение общенаучных знаний и овладение способами научной организации труда (НОТ).
Коммуникативными универсальными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология»:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов, публичная презентация и защита проектов.
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Виды/ формы контроля |
по плану | по факту |
Введение в предмет – 2 часа |
1-2 | | | Введение в Технологию. Инструктаж по ТБ и правилам поведения на уроках технологии | Формирование целостного мировозрения соответствующего современному уровню развития мира, ценности здорового и безопасного образа жизни | РсИ, СЗ / Ф |
Производство – 5 часов |
3 | | | Производство. Что такое техносфера? Технические объекты и объекты природной среды. | Формирование целостного представления о техносфере. Классификация объектов окружающего мира. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, СЗ, Н / Ф, Ин |
4 | | | Что такое потребительские блага? Потребительские блага, антиблага, материальные, нематериальные блага. | Оценка и классификация благ в зависимости от их значения и проявление в жизни человека. Организация и сотрудничество с учителем, сверстниками. Формирование умения работать в парах и малых группах. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
5 | | | Производство потребительских благ. | Оценка и классификация видов производства (промышленного, сельскохозяйственного и сферы услуг). Организация и сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование умения работать в парах и малых группах. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс/ Ф, Гр |
6 | | | Общая характеристика производства. | Ориентация на моральные нормы и их выполнение, осознание полезности труда. Организация и сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование умения работать в парах и малых группах. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
7 | | | Практическое (творческое) задание. | Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Проявление познавательных интересов и активности. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний | РсИ, Н, СЗ, РПЗ / Ф, Ин |
Методы и средства творческой и проектной деятельности – 3 часа |
8 | | | Проектная деятельность | Формирование понятия проектной деятельности и основных этапов проектирование. Проектирование последовательности технологических операций (тех. карта). Овладение нормами и правилами НОТ. | РсИ / Ф |
9 | | | Что такое творчество? 6 уровней творчества. | Формирование интереса к себе и окружающему миру. Развитие творческого мышления. Проявление инновационного подхода к решению учебных задач. | РсИ, СЗ / Ф, Ин |
10 | | | Практическое (творческое) задание. | Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Проявление инновационного подхода к решению практических задач. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний. | СЗ, РПЗ, РЭВД / Ф, Ин |
Технология – 3 часа |
11 | | | Что такое технология? Продукт, предмет, средство труда. | Формирование целостного представления о техносфере, производстве. Организация и сотрудничество с учителем и сверстниками. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
12 | | | Классификация производств и технологий | Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Работа с информацией, анализ, синтез. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ, РЭВД / Ф, Гр |
13 | | | Практическое (творческое) задание. | Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Становление самоопределения, самостоятельная организация и выполнение различных работ. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний | РсИ, Н, Экс / Ф, Ин |
Техника – 4 часа |
14 | | | Что такое техника? | Формирование целостного представления о техносфере, производстве. Рефлексия. | РсИ, СЗ |
15 | | | Инструменты, механизмы, технические устройства. | Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, владение безопасными приемами работы с техническим устройством и уходом за ним. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, РПЗ / Ф, Ин |
16-17 | | | Практическая работа. Изучение правил поведения и безопасной работы в учебной мастерской. Практическая работа. Знакомство со швейной машиной. | Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, владение безопасными приемами работы с техническим устройством и уходом за ним. Проявление технико-технологического мышления и рациональное использование технической информации. Становление самоопределения. | РсИ, Н, Экс / Ф, Ин |
Материалы для производства благ – 5 часов |
18 | | | Виды материалов. Классификация материалов и их свойства. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Ин |
19 | | | Натуральные, искусственные и синтетические материалы. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
20 | | | Конструкционные материалы. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. | РсИ, Н, Экс |
21 | | | Текстильные материалы. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Классификация материалов и оценка их свойств. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс |
22 | | | Практическая работа. Описание коллекции конструкционных (текстильных материалов) | Распознавание видов, назначение материалов применяемых в технологических процессах. Классификация материалов и оценка их свойств. Рефлексия. Становление самоопределения | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Свойства материалов – 3 часа |
23 | | | Механические свойства конструкционных материалов. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Классификация материалов и оценка их свойств. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс |
24 | | | Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Классификация материалов и оценка их свойств. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс |
25 | | | Практическая работа. | Распознавание видов, назначение материалов применяемых в технологических процессах. Классификация материалов и оценка их свойств. Рефлексия. Становление самоопределения | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Технологии обработки материалов – 4 часа |
26 | | | Технология механической обработки материалов. | Формирование основ графической культуры. Проявление познавательных интересов и активности. Овладение установками, нормами и правилами НОТ. | РсИ, РЭВД / Ф, Ин |
27 | | | Графическое отображение формы предмета. | Формирование основ графической культуры. Проявление познавательных интересов и активности. Овладение установками, нормами и правилами НОТ. | РсИ, РЭВД / Ф, Ин |
28-29 | | | Практическая работа. | Владение способами НОТ, формирование приемов работы с элементами восприятия действительности и методами чтения графического представления информации | РсИ, Экс , РЭВД / Ф, Гр, Ин |
Пища и здоровое питание – 4 часа |
30 | | | Кулинария. Основы рационального питания. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс, Н/ Ф, Ин |
31 | | | Витамины и их значение в питании | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс, Н/ Ф, Ин |
32 | | | Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний | РсИ, Экс |
33 | | | Тестирование по пройденному материалу. | Оценка, систематизация знаний | Ф, Ин |
Технологии обработки овощей – 6 часов |
34 | | | Овощи в питании человека. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс, Н / Ф, Ин |
35 | | | Технология механической обработки овощей. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс, Н / Ф, Ин |
36 | | | Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс, Н / Ф, Ин |
37 | | | Технология тепловой обработки овощей. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности. Оценка, систематизация знаний | РсИ / Ф, Ин |
38-39 | | | Практическая работа по кулинарии. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний. | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Технологии получения, преобразования и использования энергии – 5 часов |
40 | | | Что такое энергия. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
41 | | | Виды энергии. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
42 | | | Накопление механической энергии. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
43-44 | | | Практическая работа. | Соблюдение норм правил безопасной работы. Оценка, систематизация знаний. | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Технологии получения, обработки и использования информации – 4 часа |
45 | | | Информация. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. | РсИ, РПЗ / Ин |
46 | | | Каналы восприятия информации человеком. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. | РсИ, РПЗ / Ин |
47 | | | Способы материального представления и записи визуальной информации. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. | РсИ, РПЗ / Ин |
48 | | | Практическая работа. | Соблюдение норм правил безопасной работы. Оценка, систематизация знаний. | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Технологии растениеводства – 6 часов |
49 | | | Растения как объект технологии. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
50 | | | Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
51 | | | Общая характеристика и классификация культурных растений. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
52 | | | Исследования культурных растений или опыты с ними. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
53-54 | | | Практическая работа. | Соблюдение норм правил безопасной работы. Оценка, систематизация знаний. | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Животный мир в техносфере – 3 часа |
55 | | | Животные и технологии 21 века. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
56 | | | Животноводство и материальные потребности человека. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
57 | | | Практическая работа. | Соблюдение норм правил безопасной работы. Оценка, систематизация знаний. | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Технологии животноводства – 6 часов |
58 | | | Сельскохозяйственные животные и животноводство. | Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. | РсИ, РПЗ / Ин |
59 | | | Животные – помощники человека. | Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. | РсИ, РПЗ / Ин |
60 | | | Животные на службе человека. | Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. | РсИ, РПЗ / Ин |
61 | | | Животные для спорта, охоты, цирка и науки. | Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. | РсИ, РПЗ / Ин |
62-63 | | | Практическая работа. | Соблюдение норм правил безопасной работы. Оценка, систематизация знаний. | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
Социальные технологии – 7 часов |
64 | | | Человек как объект технологии. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ |
65 | | | Потребности людей. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ |
66 | | | Содержание социальных технологий. | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ |
67-68 | | | Практическая работа. | Контроль и систематизация информации о техносфере, современном производстве и их применении при решении практических задач. | Ин |
69-70 | | | Итоговое занятие | Обобщающая беседа по изученному курсу | |