СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции Ф.М.Достоевского в рассказе Е.Замятина "Наводнение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление. Урок-предупреждение. Средства психологической характеристики героев

Просмотр содержимого документа
«Традиции Ф.М.Достоевского в рассказе Е.Замятина "Наводнение"»

Урок литературы в 10 классе

МОУ-Решоткинская ООШ Клинского района Московской области

Учитель Алексеенкова И.Б.


Тема: «Традиции Ф.М.Достоевского в рассказе е.Замятина «Наводнение»

Цели:

  1. Обучающая: обучение работе с эпическим текстом.

  2. Развивающая: развитие навыков и умений выделять главное.

  3. Воспитывающая: пробуждать у учащихся сострадание, умение видеть человечное в людях.

Тип: урок-размышление.

Эпиграф: А в небе кровавым довеском

Над утренней нашей тропой

С космической достоверностью

Предсказанный Достоевским,

Как спутник, летит топор.

А.Вознесенский «А.Мень».

Ход урока:

  1. Объявление темы, задачи, целей урока.

  2. Слово о Е.Замятине.

В числе тех, кто возвратился сегодня в русскую литературу, - Евгений Замятин. Ему не удалось «прорваться к читателю в 60-е годы «Оттепели», когда вновь зазвучали, казалось ушедшие в небытие голоса А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.Зощенко, когда только-только начала прорываться завеса над тем, что было создано в «катакомбный» период развития нашей культуры, а явление «Мастера и Маргариты» заставило убедиться в том, что «рукописи не горят». Творчество Е.Замятина в те годы оставалось за семью печатями – столь еретическим оно представлялось тем, от кого в те годы зависела судьба нашего населения.

«Гроссмейстер литературы», - так литературовед ОлегМихайлов назвал Е.Замятина в одной из своих статей.

- Вас ничего не удивило?

(«Гроссмейстер» - высшее звание шахматного мастера)

Именно мастер – писатель, размышляющий над проблемами насущными, над вопросами мироздания, над судьбами целого государства («Мы») и каждого человека в отдельности.

  1. На подступах к «Наводнению».

Рассказ «Наводнение» впервые был напечатан в альманахе «Земля и фабрика» в

1929 году.

Литературовед Олег Михайлов пишет: «Наводнение – социально-

психологическая, с изломом, «достоевщинкой» любовная драма».

- Согласны ли вы с этим определением?

(драма, в основе которой лежит преступление)

- Роль эпиграфа?

(Достоевский и наша современность; топор – образ-символ;

насилие не перестаёт быть, а всё более захлёстывает нашу жизнь:

лишь по Московской области ежедневно совершается от четырёх до семи

убийств).

Не раз вы уже знакомились с художественными произведениями, на страницах

которых совершались преступления.

- Назовите авторов, в творениях которых элемент лишения жизни является одним

из аспектов сюжета?

(В.Шекспир «Гамлет», В.Распутин «Живи и помни», В.Астафьев «Людочка» и т.д)

Психологическая драма для того, кто берёт на себя миссию лишить человека жизни.

Одним из таких произведений является рассказ Е.Замятина «Наводнение»

В ст.№ 20 УПК РСФСР говорится, что «…следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие…егоответственность обстоятельства»

Ст.№ 21 «…следователь обязан выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления».

- Вас ничего не поразило в построении этого серьёзного документа?

Попробуем и мы с вами разобраться в причинах и условиях совершённого преступления.

А для этого давайте подумаем, что является основой данного произведения:

фантастическая история, случай, любовная драма, история жизни (выбранное доказать)

  1. Аналитическое прочтение рассказа

- Место и время действия?

- Каким вы увидели Петербург Е.Замятина? (Большие выточенные здания, окутанные серой дымкой, человек здесь теряется, задыхается…)

- Своеобразие начала рассказа? (настороженность, неуверенность; антитеза: раньше-теперь; «что-то не то, не туда попал»- обилие неопределённых местоимений; яма – образ-символ).

Трофим Иванович смятён, и природа вторит его смятению: «Вода в Неве подымалась. И будто связанная с Невой подземными жилами подымалась кровь»

Пейзаж созвучен настроению Софьи, переживающей свою бездетность: «…небо было уже вечернее, непрочное, и его проколола одинокая, тоскливая звезда».

Героиня ранена в самое сердце, как и небо, непрочное небо. Непрочно и положение Софьи. Она как одинокая, тоскливая звезда в пустом небе.

И вдруг среди этого устоявшегося мирка, как яркий лучик, появляется Ганька.

- Просто ли описать ту гамму чувств, которую испытывает Софья к столяровой дочке?

(1. Ненависть от того, что могла бы, но не стала её дочкой;

2. жалость. Решение взять в семью)

- А как Трофим Иванович отреагировал на появление нового члена семьи?

«…зубы у него заблестели, лицо стало новое, он сказал: «Молодец ты, Софья! Веди её

сюда»…»

Казалось, жизнь героини должна измениться к лучшему.

- Так ли это?

Нет. Ганька не стала её дочерью. Напротив, Софье было всякий раз не по себе, когда девочка «пристально наплывала на неё зелёными глазами, …вдруг становилось жутковато от (этих) зелёных глаз, от их непонятной, чужой, кошачьей мысли…»

Гром не замедлил грянуть. Софья застала Ганьку со своим мужем.

- Какова была реакция КАЖДОГО на происходящее?

(работа с текстом)


Ганька

Трофим Иванович

Софья

«сжалась, как кошка…

метнулась назад…

« стоял – будто вкопан по колено в землю…»

«…весь сморщился, забился в какой-то угол внутри себя…»

«…у неё ничего не было, ни рук, ни ног – только одно сердце, и оно, кувыркаясь птицей, падало, падало…»

«…губы дёргались, как пенка на молоке, совсем застывая…»





- Испытывали ли вы когда-нибудь давление замкнутого пространства?

- А Софья? Как ведёт себя героиня, оказавшись в закрытой клетке собственной

семейной жизни?

« Всё в мирк шло по-прежнему, и надо было жить», - пишет автор.

Но как? Софья оказалась в таком же положении, как муха под опрокинутой банкой.

«Уйти ей было некуда, но она всё-таки ползала весь день».

- О ком это? (о мухе, но и о Софье тоже)

Кто знает, как бы дальше «поползла» жизнь Софьи, если бы не наводнение.

В 1929 году в статье «Закулисье» (альманах «Земля и фабрика») Е.Замятин писал: «…интегральный образ наводнения я попытался провести через рассказ о 2-х планах, реальное петербургское наводнение отражено в наводнении душевном – в их общее русло вливаются все основные образы рассказа».

- Как поняли мысль автора?

Разбушевавшаяся стихия была именно тем, что «ей было нужно – вот такой ветер, чтобы всё захлестнуло, смело, затопило… Она повернулась навстречу, губы раскрылись, ветер ворвался и запел во рту, зубам было холодно,хорошо».

И вдруг Софья ловит себя на мысли, что беспокоится не за мужа, а за Ганьку, за ту, кто сделал жизнь Софьи невыносимой.

- Как же приходит героиня к преступлению? (рассматриваются эпизоды «Сон», «Проповедь Фёдора о дне Страшного суда», «Наводнение»

- Кульминационный момент рассказа?

Задание по группам: посредством наблюдения за пейзажными зарисовками, авторскими

ремарками, действиями передать внутреннее состояние героини:

а) непосредственно за несколько минут до убийства;

б) во время совершения преступления.

Совершено преступление. Героиня должна быть в ужасе от содеянного.

- А что она чувствует? (странный ряд однородных членов: 2 наречия + определительное

местоимение).

Как и в романе Достоевского «Преступление и наказание» всё для преступницы складывается весьма удачно. Все сходятся на мысли: Ганька «сбежала с хахалем». Ни малейшее подозрение не падает на Софью. Напротив, судьба ей, кажется, улыбнулась: она забеременела, муж стал внимательнее. Сбылось то, о чём мечтала Софья.

- Можно ли ТЕПЕРЬ утверждать, что героиня счастлива? (Нет. Её постоянно преследует страх. Сначала от того, что Трофим Иванович догадывается, затем от мысли, что вот-вот жизнь оборвётся, потом от сознания содеянного. «Софья не спала. Она перестала спать по ночам. Да и ночей уже почти не было…»,- пишет автор.

- Давайте попробуем воссоздать внутренний монолог героини.

* * *

Когда в душе покоя нет, темно,

И сердце от тоски заледенело,

Стучит холодный мелкий дождь в окно,

В тебе как будто всё закаменело.


Ничто уже не радует тебя:

И взгляд потух, и путаются мысли.

И страшно жить вот так, себя губя,

Но надо, ведь в тебе уже две жизни…


Преступница и будущая мать…

Никто не может в этом разобраться.

Сначала убивать…, потом обнять

Свою кровиночку, с ней плакать и смеяться.


За будущую жизнь в ответе ты.

Судьба твоя с её судьбой сольётся.

Ну а пока лишь думы и мечты

Ведь знаешь: жить в грехе тебе придётся.


Что скажешь ей, когда душа болит,

И чувства, как натянутые струны,

И страх с тобой ночами говорит,

А днём сомненья, мрак и думы, думы…


Придёт успокоение души,

Но не сейчас, а через покаянье.

Иных путей ты больше не ищи.

Спасти здесь может лишь одно – признанье…

И.Б.Алексеенкова

.

- Согласны ли вы с мыслями, высказанными в стихотворении?

- Можно ли момент покаяния назвать развязкой произведения?

Мужественно восходит Софья на свою Голгофу. Сама себя приговорив к распятью, героиня находит силы прилюдно признаться в убийстве.

Да, Софья «вылилась вся», т.к. смогла «вылить» из сердца свою боль.

Героиня пронесла свой крест до конца, и теперь ей действительно было всё равно: «сердце билось ровно, спокойно…Она спала, дышала ровно, тихо, блаженно, губы у неё были широко раскрыты».

- Объясните роль наречий?( полное душевное успокоение: а) Софья – мать;

б) признание).

Софья, - прежде всего, женщина. А в каждой женщине заложен инстинкт человечности.

- Так в чём же наказание Софьи? (в её одиночестве, мучениях, в осознании того, что она совершила).

- Рассказ прочитан. Какие чувства он оставил в ваших душах?

V. Вывод:

- Какие же традиции Достоевского вы увидели в рассказе Е.Замятина?

1. Тема Петербурга. Мотив духоты, одиночества.

2. Мотив двойничества.

3. Сон как средство психологической характеристики героя.

4. Параллелизм природы и состояния человека (психологический параллелизм).

5. Тема «маленького» человека.

6 Символика.

VI. Д/З: к уроку в/ч современная проза о Великой Отечественной войне.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!