СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Традиции и новаторство жанра волшебной сказки на примере комедийного фильма «Последний богатырь»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа. Выявление соотношения традиции и новаторства жанра волшебной сказки в фильме с целью определения нравственного посыла массовому зрителю.

Просмотр содержимого документа
««Традиции и новаторство жанра волшебной сказки на примере комедийного фильма «Последний богатырь»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежа

Общешкольная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь»











НАУЧНО-ИССЛЕДОВАЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Традиции и новаторство жанра волшебной сказки на примере комедийного фильма «Последний богатырь»









Терентьева Екатерина, ученица 6 б класса

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи



Медведская Т. В., учитель литературы

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи





г. Сегежа

2018





ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Актуализация исследуемой проблемы. Цели и задачи работы…………………………………………………………………………………..

  2. Традиции жанра и новаторский подход в фильме «Последний богатырь»

  1. Основные признаки жанра волшебной сказки;…………………………………………………………………………………

  2. Отражение жанровых признаков волшебной сказки в фильме «Последний богатырь»;……………………………………….

  3. признаки новаторского подхода в фильме;……………………………………………………………………………….

  1. Заключение. Преобладающие жанровые тенденции и их роль в раскрытии основной идеи………………………………………..

  2. Список литературы………………………………………………………………..

  3. Приложение…………………………………………………………………………..











































  1. Актуализация исследуемой проблемы. Цели и задачи работы.

«Последний богатырь» — российский комедийный фильм, производства компании Disney в России и киностудии  Yellow Black and White, режиссёра Дмитрия Дьяченко. Премьера в России состоялась 19 октября 2017 года, а в широкий прокат фильм вышел 26 октября 2017 год

Обычный парень Иван Ильич Найдёнов участвует в телешоу, изображая якобы экстрасенса. По воле случая он переносится из современной Москвы в иной мир — в Белогорье. В этом параллельном сказочном мире живут русские богатыри. Главная роль в происходящих событиях уготована именно Ивану, которого все принимают за сына Ильи Муромца.

« Российская сказка» «Последний богатырь» меньше чем за две недели проката преодолела планку в один миллиард рублей и стала самым кассовым отечественным фильмом 2017 года.

Нас этот фильм также заинтересовал, и мы решили выяснить, какие же жанровые признаки волшебной сказки здесь сохранились и какие новаторские тенденции добавились. Мы с детства помним сказки, которые читала нам мама, сейчас изучаем их на уроках литературы, выявляем особенности этого жанра. В волшебной сказке добро всегда побеждает зло, воспитывает в нас нравственные ориентиры..…А ведет ли нас эта новая «российская сказка» по дороге правды, верности и долга? Оправдано и интересно ли нам смешение различных жанровых тенденций? Помогает ли нам этот новаторский подход в понимании основной идеи?



Объект исследования – «Последний богатырь», российский комедийный фильм, производства компании Disney в России и киностудии Yellow Black and White, режиссёра Дмитрия Дьяченко

Цель: выявление соотношения традиций и новаторства в кинофильме «Последний богатырь».



Задачи:

1 изучить жанровые особенности волшебных сказок;

2. выявить жанровые признаки волшебной фольклорной сказки в фильме "Последний богатырь";

3. определить новаторские тенденции в фильме;

4. понять, помогает ли новаторский подход сохранить традиционный нравственный посыл волшебной сказки;

5. создать краткое и аргументированное сообщение об итогах работы , подкрепленное красочной презентацией.



Рабочая гипотеза: органичное сочетание традиций и новаторства в кинофильме «Последний богатырь» позволяет более полно понять и прочувствовать нравственный посыл жанра волшебной сказки.

Систематизация жанровых особенностей кинофильма, определение его основной идеи и нравственного ориентира составляет практическую ценность для отечественных зрителей.

Актуальность работы обусловлена стремлением выяснить, какие жанровые тенденции преобладают в исследуемом кинофильме, сохраняется ли традиционный нравственный посыл волшебной сказки в погоне за новомодными зрелищными предпочтениями современного кинематографа.

   























  1. Традиции жанра и новаторский подход в фильме «Последний богатырь».

2.1 Основные признаки жанра волшебной сказки.

Сказка – занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Различают сказки волшебные, бытовые и о животных.



Жанр волшебной сказки подробно изучен. Наиболее известны труды ученого-фольклориста В. Я. Проппа «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки», на которые мы и будем опираться в нашей работе.

Большинство исследователей, в т. ч. и В. Я. Пропп, сходятся во мнении, что основе волшебной сказки лежат обряды инициации, которые и определяют ее жанровые признаки. Рассмотрим их более подробно.

1.Наличие волшебства, чуда. Обряд инициации и сопутствующие ему предметы и действия обладали сакральным смыслом, таинственностью. Отсюда в волшебной сказке появляется «иной мир» (волшебное тридевятое царство и т.д.), волшебные персонажи (Баба-Яга, Кощей и т.д), волшебные предметы (скатерть-самобранка, меч-кладенец), превращения как переход из одного состояния в другое.

2.Мотив пути. Инициация представляет собой ритуал перехода из одной возрастной категории в другую, прохождение испытания и, как следствие - трансформацию, переход на новый уровень развития. В волшебной сказке главный герой совершает путешествие, преодолевая препятствия, чтобы достичь желаемого. Дорога символизирует судьбу человека.

3.Художественное пространство. Разграничение настоящего и сакрального также обусловило наличие в волшебной сказке двух миров: «иной мир» и мир реальный. В соответствии с обрядом движение героя всегда можно записать одной и той же формулой: реальный мир - иной мир - реальный мир.

4.Однако, волшебные сказки, как подчеркивал В.Я. Пропп, «выделяются не по признаку волшебности или чудесности… а по совершенно четкой композиции». Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о запрещении и нарушение запрета. В завязке сказки главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её .

Развязка — это преодоление потери, или недостачи.

5. В. Я. Пропп также считает, что по структуре волшебная сказка-это «рассказ, построенный на правильном чередовании функций действующих лиц». Функции действующих лиц всегда постоянны, их последовательность одинакова, число-ограничено-31:

1. отлучка; 2. запрет; 3. нарушение; 4. выведывание; 5. выдача; 6.подвох; 7. пособничество; 8. вредительство (или недостача); 9.посредничество; 10. начинающееся противодействие; 11. отправка;
12. первая функция дарителя; 13. реакция героя; 14. получение волшебного средства; 15. перемещение в иное царство; 16. борьба; 17. Клеймение; 18. победа; 19. начальная беда или недостача ликвидируется; 20. возвращение; 21. погоня; 22. спасение; 23. неузнанное прибытие; 24. необоснованные притязания; 25. трудная задача; 26. решение; 27. узнавание; 28. обличение; 29. трансфигурация; 30. наказание; 31. свадьба, воцарение.



  1. Исходя из выделенных функций, В. Я. Пропп называет 7 неизменных действующих лиц, выполняющих одну или несколько функций:
    1. герой; 2. отправитель; 3. антагонист (злодей); 4. даритель; 5.царевна /царевич; 6. помощник; 7. ложный герой.

  2. Нравственная составляющая, поучительный характер всегда присутствуют в волшебной сказке. Четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, испытания героя, в которых проявляются лучшие его качества, порицание зла и восхваление добра также являются результатом поэтического переосмысления опыта наших предков. Когда обряды стали вымирать, общественное сознание, будучи не в состоянии оценить их значимость, постепенно трансформировало эти понятия в область волшебной сказки.

    Подводя итоги исследовательской работы с научной литературой, выделим основные признаки жанра волшебной сказки: волшебство, мотив пути, разделение художественного пространства на реальное и волшебное, устойчивость композиции, строгое распределение и последовательность функций действующих лиц, «семиперсонажная» система образов, поучительный характер (добро побеждает зло).







    1. Отражение жанровых признаков волшебной сказки в фильме «Последний богатырь».

В предыдущей главе нами было выделено семь жанровых признаков волшебной сказки. Рассмотрим их более подробно и выясним, какие же из них находят свое отражение в объекте нашего исследования.

  1. Наличие волшебства, чуда. В фильме «Последний богатырь» много чудесного: Белогорье-сказочная страна; традиционные для волшебной сказки персонажи (Кощей, Баба-Яга, Василиса, Варвара, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Водяной, Илья Муромец), волшебные предметы (меч-кладенец, живая вода, молодильные яблоки, смерть Кощея), превращения (в камень, птицу, лягушку).

  2. Мотив пути. Весь сюжет фильма строится на путешествии в поисках меча-кладенца. Дорога также символизирует судьбу Ивана, правильность его морального выбора.

  3. Разделение художественного пространства на реальное и волшебное.

В фильме существует реальный мир, наше время, и далекая и сказочная страна Белогорье.

  1. Устойчивость композиции. В основе сюжета, как и в волшебной сказке, лежит преодоление потери или недостачи при помощи волшебных помощников и предметов. В экспозиции фильма рассказывается о причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета (почему Ивана спрятали в реальном мире, возвращение героя в Белогорье). Завязка фильма состоит в том, что главный герой обнаруживают потерю отца и остальных богатырей , недостачу волшебного меча.

Развитием сюжета ( поиском потерянного или недостающего) в фильме является поиск меча-кладенца.

Кульминация -сражение с противоборствующей силой и победа над ней. В фильме Иван сражается со злом (Варвара и Добрыня Никитич) и побеждает его.

Развязка — это преодоление потери или недостачи. В сказке обычно герой в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Иван находит меч-кладенец, спасает отца и остальных богатырей, освобождает жителей Белогорья от злых сил, становится признанным богатырем ( сыном Ильи Муромца), женится.

  1. Строгое распределение и последовательность функций действующих лиц. Рассмотрим каждую из функций, выявленных В. Я. Проппом, и выясним, можно ли их найти в фильме «Последний богатырь».

(1)Отлучка. Фильм называется «Последний богатырь» потому, что Иван Найденов таковым и является, все остальные богатыри превращены в камни. Мотив временной смерти часто присутствует в волшебной сказке.

(2)Запрет. Ивану нельзя в Белогорье, он спрятан в реальном мире по соображениям безопасности.

(3)Нарушение запрета. С помощью волшебного помощника Иван попадает в сказочный мир.

(4, 5)Выведывание, выдача. Варвара (вредитель) узнает о местонахождении Ивана, доставляет его во дворец.

(6) Подвох. Варвара и Добрыня притворяются положительными персонажами, чтобы усыпить бдительность Ивана.

(7) Пособничество. Иван поддается обману, соглашается пойти отдохнуть с дороги, а попадает в темницу.

(8) Вредительство. В темнице Иван узнает о том, что Варвара не только всех богатырей обратила в камни, она также хочет расправиться и с остальными сказочными персонажами (Баба-Яга, Кощей, Василиса).

(9) Посредничество. Ивану сообщают, что спасти Белогорье и одолеть Варвару можно добыв меч-кладенец.

(10) Начинающееся противодействие. Иван совершает побег из темницы.

(11) Отправка. Иван отправляется на поиски волшебного предмета.

(12) Первая функция дарителя. Иван подвергается нападению, испытаниям, поэтому обеспечивается волшебными помощниками: Бабой-Ягой, Кощеем и Василисой. Появляется первый волшебный предмет-эликсир силы.

(13, 14) С помощью Бабы- Яги, Василисы и Кощея Иван приобретает еще одного волшебного помощника-Водяного, который должен помочь перебраться через Смерть-реку.

(15) Перемещение к месту поиска. Иван доставляется к Белым горам.

(16) Борьба. Иван борется с Варварой и ее стражей.

(17) Клеймение. Ивана клеймят волшебным кнутом, заставляя искать меч-кладенец.

(18) Победа. Иван побеждает Варвару и ее стражу.

(19) Начальная беда или недостача ликвидируется. Иван находит меч-кладенец, Кощей, Баба-Яга, Василиса обретают свободу. Появление лжегероя-Добрыни Никитича.

(20) Возвращение. Иван возвращается в реальный мир.

(21, 22) Погоня, спасение. Иван спасается волшебным помощником из тюрьмы и переправляется обратно в Белогорье.

(23) Неузнанное прибытие. Появление Ивана в Белогорье оказывается незамеченным.

(24) Ложный герой предъявляет необоснованные притязания. Добрыня Никитич хочет быть всегда первым, абсолютной силы и власти. Именно поэтому ему нужно расправиться со всеми богатырями.

(25) Герою предлагается трудная задача. Иван обнаруживает, что Добрыня бессмертный.

(26) Задача решается. Иван понимает, как справиться с Добрыней.

(27) Героя узнают. Если в течение фильма было сомнение, является ли Иван сыном Ильи Муромца, то в момент борьбы его все считают богатырем.

(28) Ложный герой или вредитель изобличается. Добрыня признается, что он и Варвара превратили в камень отца Ивана (Илью Муромца).

(29) Герою дается новый облик. Иван-богатырь, сын Ильи Муромца.

(30) Враг наказывается. Добрыня и Варвара побеждены.

(31) Герой вступает в брак. Фильм заканчивается тем, что Василиса везет Ивана знакомиться со своими родителями.

Все заявленные В. Я. Проппом функции действующих лиц в волшебной сказке находят свое отражение в фильме «Последний богатырь, они строго распределены и последовательны.

6. «Семиперсонажная» система образов. В. Я. Пропп считает, что приведенные функции всегда распределяются среди следующих семи персонажей. В нашем объекте исследования мы наблюдаем такую же картину.

1) Герой- Иван Найденов. Отправляется на поиски волшебного предмета, преодолевает препятствия, побеждает зло, приобретает новый статус, женится.

2) Отправитель-Варвара. Отправляет главного героя на поиски волшебного предмета.

3) Атагонист (злодей)-Варвара. Занимается вредительством, создает разнообразные препятствия на пути главного героя.

4) Даритель-Баба-Яга, Кощей. Баба-Яга дарит Ивану волшебный эликсир силы и живую воду. Кощей дарит Ивану волшебный камень, в котором заключена его смерть.

5) Царевна /Царевич-Василиса. Спутница Ивана, на которой тот женится в конце сказки.

6) Помощники-старик с посохом, Кощей, Баба-Яга, Василиса, Водяной, Змей-Горыныч-всячески помогают Ивану преодолевать возникающие препятствия и выручают его из беды.

7) Ложный герой-Добрыня-Никитич. Истинное лицо персонажа открывается только в финале. Изначально заявленный как положительный персонаж в конце фильма оказывается главным злодеем.

7. Поучительный характер. Традиционный нравственный посыл волшебной сказки также сохраняется в фильме: зло побеждено и наказано, добро торжествует.

Проанализировав итоги выявления жанровых признаков волшебной сказки в фильме «Последний богатырь», мы приходим к выводу, что объект нашего исследования полностью соответствует требованиям означенного жанра.





























2.3. Признаки новаторского подхода в фильме «Последний богатырь».

Сразу оговоримся, что под «новаторским подходом» мы будем подразумевать все детали, которыми отличается фильм «Последний богатырь» от традиционной фольклорной волшебной сказки.

В процессе исследования мы обратим внимание на такие критерии, как форма, авторство, особенности изображения художественного пространства и времени, персонажей, композиционное построение, способы передачи основной идеи фильма.

Форма фольклорной волшебной сказки устная, и автором ее является народ. Наша «сказка» представлена в виде фильма (не только слышим, но и видим), над сценарием которой трудились не один день.

Форма фильма подразумевает массового зрителя, многогранность основной идеи, разноплановое прочтение, авторское отношение к происходящему.

Художественное пространство традиционно разделено. В фильме-это Белогорье и современная Россия. В волшебной сказке преобладание значимости художественного пространства над временем-закон жанра. Описываемые события происходят очень давно и оцениваются народом с точки зрения нравственного посыла. Вымысел-также жанровый признак волшебной сказки. В фильме же «Последний богатырь» в изображении и того, и другого пространства прослеживается установка на реалистичность и злободневность происходящего, акцент делается более на художественное время, чем на пространство. Так как события происходят в настоящее время, оценке подвергается духовное здоровье не только жителей Белогорья, но и современного социума.

Персонажи волшебной сказки всегда «статичны», задача каждого из них-выполнить свою «функцию». Главный герой волшебной сказки идеален. Характер главного героя, Ивана Найденова, показан в развитии, способы создания его образа разнообразны. Изначально Иван предстает перед нами как успешный современный молодой человек, участник «Битвы экстрасенсов». Далее узнаем, что за свои победы на шоу он платит деньги и в жизни часто руководствуется не совсем честными принципами. Истоки нравственного дезориентирования кроются в сиротском детстве-Иван вырос в детдоме. В ходе развития действия мы наблюдаем, как развивается его личность в различных перепитиях фильма. Истинное лицо героя открывается на пороге главного нравственного выбора (сбежать, как обычно, или вступить в открытую борьбу; выбрать собственное благополучие или спасти близких ему людей). Новаторство фильма также в том, что здесь каждый герой -индивидуальность, живой, думающий, чувствующий, стоящий перед проблемой морального выбора человек. Волшебные персонажи ничем не отличаются от людей. Водяной заигрывает с Бабой-ягой, Добрыня Никитич желает власти и силы, Варвара предает все, что ей дорого, ради мужа, Кощей хочет просто жить… Каждый выбирает свой путь. Самопожертвование, наивысшая степень духовного богатства, к пониманию ценности которой пришел Иван в конце фильма, знакомо и волшебным персонажам. Водяной и Кощей жертвуют своей жизнью ради близких и благополучия Белогорья.

Здесь намечается еще одна особенность фильма.

В волшебной сказке деление героев на положительные и отрицательные всегда явное. В фильме «Последний богатырь» стирается эта четкая черта. Зритель понимает, что не бывает плохих и хороших людей, человеческий характер многогранен.

Композиционное построение фильма не ограничивается только правилами сказки и также заслуживает более пристального внимания. И в сказочном, и реальном мире Иван Найденов чувствует свою несостоятельность, не знает, кто он есть на самом деле и на что способен. Будь то постановочная «Битва экстрасенсов» в реальности или настоящая битва в сказочной стране, герой ведет себя одинаково.

Фальшивый борец с силами зла, экстрасенс Святозар, в Москве пасует перед совершением настоящего чуда (спасения жизни), и фальшивый богатырь, сын Ильи Муромца в Белогорье также сбегает от трудностей, как только его благополучие оказывается под угрозой. Найдя свое «я» в Белогорье, Иван выполняет свою «миссию» и в Москве: исцеляет неизлечимо больную девочку, помочь которой отказался, играя роль Святозара в начале фильма. Изначально мы видим беспринципного эгоиста, желающего известности и денег. В конце фильма в палату к девочке входит тот же Иван, но совершенно другой по сути. Герой входит тихонько, без свидетелей, дает больной живой воды, и девочка исцеляется. Иван совершает чудо не ради чего-то материального, а для спасения жизни. История исцеления девочки является кольцевым обрамлением классической линейной композиции волшебной сказки и имеет ту же последовательность. Экспозиция: Иван стал обманщиком и эгоистом, так как детство провел в детдоме, где его обижали. Завязка: история с девочкой заставила ощутить потерю нравственных ориентиров. Развитие действия: поиск «себя». Кульминация: нравственный выбор (возвращаться или нет в Белогорье, чтобы вступить в битву?). Развязка: слабости, моральная несостоятельность побеждена, девочка исцелена. В Москве ему также помогает волшебный помощник (старичок с посохом), добивается желаемого Иван с помощью волшебного предмета (живой воды). Волшебным героем является теперь он сам, не выходец из детдома, Иван Найденов, а сказочный богатырь, сын Ильи Муромца. Если в волшебной сказке главный герой в сказочном мире всегда инородное существо, то в фильме Иван становится достойным представителем каждого мира и опять же может выбрать, где ему остаться.

Раскрытию основной идеи фильма способствуют красочность изображения, динамичный сюжет, устойчивая «подмена понятий» и, конечно же, юмор.

Красочность изображения и динамичный сюжет усиливают интерес к фильму.

В условиях постоянной подмены понятий зритель держится в напряжении в течение всего фильма. Антитеза «ожидаемое-неожиданное» прослеживается в самых различных областях. Реальный мир оказывается не родным домом для Ивана, детдомовец-богатырем, Змей Горыныч-очень маленьким, Баба-Яга, Водяной, Кощей-положительными персонажами, Варвара и Добрыня Никитич-злодеями.

Юмор, установка на реалистичность и злободневность не только способствует зрительскому интересу, но и отражает авторскую оценку происходящему. Если над положительными персонажами мы наблюдаем добродушное подсмеивание, то в изображении реальной Москвы с ее фальшивой «Битвой экстрасенсов» и псевдогероями чувствуются уже отголоски сатиры.

Таким образом, новаторский подход к жанру волшебной сказки мы обнаружили на следующих уровнях: форма (фильм); художественное пространство и время (превалирование времени над пространством); персонажи (индивидуализация, многогранность); композиция (классическая и ее обрамляющая); авторская оценка; красочность и динамика изображения; установка на реалистичность и злободневность; «подмена понятий», юмор и сатира.

III. Заключение. Преобладающие жанровые тенденции и их роль в раскрытии основной идеи.

Цель исследования: выявление соотношения традиций и новаторства в кинофильме «Последний богатырь».

Проанализировав итоги выявления жанровых признаков волшебной сказки в фильме «Последний богатырь», мы пришли к выводу, что объект нашего исследования полностью соответствует требованиям означенного жанра: волшебство, мотив пути, разделение художественного пространства на реальное и волшебное, устойчивость композиции, строгое распределение и последовательность функций действующих лиц, «семиперсонажная» система образов, поучительный характер (добро побеждает зло).

Новаторский подход к жанру волшебной сказки мы обнаружили на таких уровнях, как форма (фильм); художественное пространство и время (превалирование времени над пространством); персонажи (индивидуализация, многогранность); композиция (классическая и ее обрамляющая); авторская оценка; красочность и динамика изображения; установка на реалистичность и злободневность; «подмена понятий», юмор и сатира.

Рассмотрев соотношение традиций жанра и новаторства, мы считаем, что превалирует новаторский подход. Фольклорная волшебная сказка взята за основу для выдвижения аксиомы: добро всегда побеждает зло. Новаторский подход служит для переосмысления и развенчивания этих канонов.



Традиционный нравственный посыл волшебной сказки в фильме видоизменяется и усложняется: добро не всегда побеждает зло. Победа зависит от людей, которые участвуют в этой битве. Нет только плохих и только хороших людей. Каждый человек многогранен, у каждого множество вариантов жизненного пути. От того, какую дорогу выберет тот или иной человек, зависит окончательный исход противодействия добра и зла. «Подмена понятий» заставляет задуматься над истинными ценностями; установка на реалистичность и злободневность максимально актуализирует основную идею фильма; использование юмора и сатиры облегчает понимание авторской оценки происходящего; красочность , динамика и ,опять же, юмор способствуют привлечению массового зрителя, на которого и распространяется нравственный посыл кинофильма.

Таким образом, рабочая гипотеза нашего исследования - органичное сочетание традиций и новаторства в кинофильме «Последний богатырь» позволяет более полно понять и прочувствовать нравственный посыл жанра волшебной сказки – несколько видоизменяется. Сочетание традиций и новаторства органично и способствует пониманию основной идеи. Изменена сама идея. Нравственный посыл волшебной сказки актуализирован, расширен и дополнен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!