СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции народного мастерства в учебном процессе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиции народного мастерства в учебном процессе»

Сатиева Р. Н.,

МБОУ СОШ №4, г. Бирск

Аннотация. В статье говорится о традициях народного мастерства, о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании национальной культуры подрастающего поколения.

Традиции народного мастерства в учебном процессе

Формирование духовно богатой личности предполагает развитие личности, способной к эстетическому познанию мира и культуры, не ограниченному ни временными рамками, ни приоритетом какого-либо из искусств. Такая личность способна понять и почувствовать всечеловечность образов народного творчества как основы культурной коммуникации людей разных национальностей и исторических эпох, использования региональных особенностей бытования и развития народного искусства во многих странах.

«…Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности [2, с.10].

Академик Д. Лихачев говорил: « Искусство любого народа, - это, прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом».

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть национальной культуры.

Начало научного изучения художественно-эстетической ценности произведений народного искусства, исследованию его художественно-выразительных средств, духовной ценности было положено в конце XIX - начале XX вв. Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в трудах И. Я. Богуславской, Т. М. Разиной, М. А. Некрасовой. В этих работах на методологическом уровне определена роль народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства как особого типа художественного творчества.

Народные мастера и художники в своем творчестве часто обращаются к теме природы. Но каждый из них применяет природное богатство по-своему: одни используют природную форму для своих поделок и изделий, другим природа подсказывает цвет, третьим – образы.

Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Художественные изделия радуют своей красотой, ведь вещи, сделанные руками народного мастера, вбирают в себя богатейшие традиции орнаментального искусства. Узор, как отражение тысячелетней истории, завораживает зрителей своей глубиной и отточенностью, поэтому необходимо изучать орнаменты разных народов, раскрывать секреты его прочтения подрастающему поколению, продолжателям прекрасных национальных традиций.

Народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Тема. Изображение на плоскости. Платок, украшенный узором в форме тюльпана.

Цель урока: выполнить несколько эскизов растительного орнамента в форме тюльпана для украшения платка;

- продолжить знакомство с видами декоративно-прикладного искусства;

- рассказать о творчестве мастеров Павловского Посада;

- познакомить с узорами народов Казахстана и Средней Азии;

- определить композиционное расположение узора в сочетании с формой изделия, передача выразительности и богатства цветового узора.

Ход урока: Учитель напоминает, что различные орнаментальные композиции, узоры используются для украшения одежды, посуды, мебели; демонстрация различных предметов, украшенных орнаментом: полотенца, коврики, платки, посуда и пр.

Учащимся предлагается выполнить несколько эскизов с растительным орнаментом в форме цветка тюльпана для украшения платка. Напоминание учащимся: для построения рисунка орнамента большое значение имеет линия симметрии.

Учащимся демонстрируется несколько вариантов построения орнаментальной композиции:

- большие двойные формы заполняют углы и середину платка, мелкие элементы связывают крупные по периметру;

- то же, что и в первом случае, только расположение мелких элементов идет по диагонали к центру;

- повторение одного и того же мотива по всему периметру, в центре – тот же мотив и т. д.

Вначале выполняются наброски тюльпана, затем уточняется композиция элементов узора на эскизе и проводится линейное построение узора в квадрате. Каждый рисунок узора в квадрате начинается с изображения на плоскости листа бумаги квадрата, который затем диагональными линиями делится на четыре равные части. Затем линии построения убираются ластиком и учащиеся продолжают работу в цветовом решении.[1, с. 17]

Литература.

  1. Болатбаев К. К., Ибрагимов У. Ш. Изобразительное искусство. Методическое руководство: Для учителей 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы:. Атамура, 2001. – 32с.

  2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод.пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской, - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!