Традиция празднования православных праздников в нашей школе
Старцева Л.Г. учитель ОРКСЭ,
зам.директора по ВР МОУ «СОШ п.Октябрьский
Балашовского района Саратовской области»
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеалах или заимствованных у другого народа».
К.Д. Ушинский
Школа обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она создаёт особые условия для познавательной активности и стимулирования творческого процесса. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности, любви к Родине. Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи педагогов, родителей. Этому способствует курс «ОРКСЭ» в 4 классе, внеурочная деятельность по ОПК, занятия в кружках «Мы и наша культура», «Мир вокруг и внутри нас», «О чём рассказывают икона и библия», «ОДНКНР».
В школе есть музей. Одна из экспозиций представлена в виде фрагмента русской избы. Здесь собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Посещая музей, дети соприкасаются с прошлым нашей Родины.
Стало традицией проводить в школе православные праздники, выставки, конкурсы, рождественские недели. Православные христианские праздники — это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых. Долгое время в нашей стране об этих праздниках говорить было не принято, хотя отмечали их во многих домах. Все это позволяет заинтересовать учащихся и способствует их духовно–нравственному воспитанию.
Праздник помогает воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и в их памяти оставляет глубокий след. Проведение детских православных праздников как раз и преследует цель донести до юных душ значение Рождества и Воскресения Христова, смысл соблюдения постов и многое другое, без чего невозможно воспитание высоконравственного гражданина. Помимо прочего, православные праздники отличаются гораздо большей торжественностью, пышностью, в сравнении с обычными праздниками, и вся эта просветленная атмосфера праздника оказывает неоценимое влияние на детей.
Особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Хорошими помощниками в этом деле могут быть и дети, и родители. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания.
Православные праздники учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в старшей школе.
В нашей школе на протяжении уже нескольких десятилетий я взяла на себя миссию пропаганды культурного наследия и возрождения православных традиций празднования праздников: Пасха, Рождество Христово, Крещение, Масленица, Троица не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс.
Готовясь к празднику, ребята разучивают песни, ставят сценки, рисуют, принимают участие в конкурсах.
Проводя внеклассные мероприятия «Весенние обрядовые праздники», «Пасха - праздников праздник» я включала в сценарий и готовила с детьми сценки: «Сказание о первом пасхальном яичке», « Сказ о пасхальном Колобке», «Как царь веру выбирал». Для праздника «Рождество» дети подготовили вертепное представление «Смерть царя Ирода», «Ёлочка», ставили сценки «Вифлиемская звезда», «Коляда». На празднике показывали фольклорные представления с колядками, рождественскими песнями. Дети с удовольствием смотрят эти представления, участвуют в играх «Рождественский мешок», «Катание яиц», «Чокание яицами» и в других.
На уроках рисования и кружковых занятиях изготавливаем поздравительные открытки, которые дети дома дарят родным и друзьям. Мы проводим выставки рисунков и поделок.
На уроках технологии изучаем, как украсить пасхальные яйца. В рамках Дня открытых дверей я проводила мастер-класс для родителей по украшению пасхальных яиц атласными лентами.
На уроках музыки слушаем классическую и церковную музыку, например, увертюру Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник», П.И. Чайковского «Времена года».
В дни Светлой седмицы мы посещаем храм Пресвятой Богородицы в с. Пады.
На внеклассном мероприятии «Крещение. Богоявление» знакомлю детей с традицией празднования этого праздника; объясняю, почему в этот День вода становится святой и почему в купель погружаются троектратно. В завершении провожу викторину.
Праздник «Масленица» у нас проводится совместно с ДК «Октябрьский», где дети принимают участие в хороводе, играх, конкурсах, сожжении чучела Масленицы, а на классных часах они знакомятся со всеми днями Масляничной недели и традициями их празднования.
Троица - летний праздник, который приходится на время летних каникул. На базе летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания провожу праздник «Троица святая-слава тебе!». Рассказываю о празднике и о традициях его празднования. Дети рисуют, плетут берёзовые венки, изготавливают различные поделки. По итогам тематических недель и праздников награждаем лучших обучающихся за активное участие и победу в конкурсах.
В практике своей работы я использую и метод проектов. С целью пропагандирования православных праздников и воспитания любви к традициям православия были выполнены проекты «Православный праздник. Пасха», «Традиции празднования Рождества Христова», которые в дальнейшем были реализованы через проведение общешкольных мероприятий.
Проведение православных праздников подтвердило свою эффективность, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования.
Русские традиции, возрождающиеся в нашей школе, на основе православных праздников способствуют привитию русской культуры, формированию патриотизма, развитию творческих способностей. Они обогащают ребят нравственно, восстанавливают связь времён и поколений. После участия в подобных праздниках в памяти ребят остаётся незабываемый вкус масленичных блинов или пасхальных куличей, меда или яблок, запах хвои на Рождество, красота русской березы на Троицу… И, конечно, уважение к истории и традициям родного края.
Возвращение национальной памяти позволяет со знанием и любовью относится к старинным праздникам, фольклору, в которых проявляются сокровища национальной духовной культуры. Приобщение к нравственным традициям способствует укреплению национального самосознания, позволяющего сохранять самобытность общества, прошлое и будущее нашего народа. Они учат детей видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира, способствуют развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, духовного, эстетического потенциалов. Формируют навыки межличностного общения. 10.01.2020г.
2