СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. «На смерть Жукова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с прилагающимся рабочим листом

Просмотр содержимого документа
«Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. «На смерть Жукова»»

Рабочий лист


Иосиф Бродский «НА СМЕРТЬ ЖУКОВА»


Выпишите из стихотворения слова, значение которых вам непонятно.




















Г. К. Жуков

Г. Р. Державин

А. В. Суворов



Давайте подумаем, в чем сходство, а в чем

принципиальное различие этих двух стихотворений? Тема Жанр (докажите)





Ритм



Отношение автора (выпишите примеры из текста, выражающие авторскую позицию)









Вывод







С юных лет приучайся прощать проступки

ближнего и никогда не прощай своих собственных.

А. В. Суворов


Гавриил Державин СНИГИРЬ


Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдём войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян всё побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом; Шутками зависть, злобу штыком,

Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом; Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, снигирь!

Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! — что воевать?

Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.


«На смерть Жукова»


Интерпретация и подробный анализ стихотворения И. А. Бродского «На смерть Жукова». Работа с текстом, толкование непонятных слов, работа с понятием интертекстуальность, сравнение с

произведением Г. Р. Державина «Снигирь». Рабочий лист к уроку. Цель:

  • познакомиться с творчеством И. А. Бродского;


  • понять отношение автора к личности легендарного полководца;


  • совершенствовать умения анализировать поэтический текст.


Вступительное слово учителя


Отношения Иосифа Бродского к советской власти и к режиму, конечно, было отрицательным. И фигура маршала Жукова, безусловно, олицетворяла советский строй. Поэт имел свое представление о

личности легендарного полководца и его роли в истории. Давайте познакомимся со стихотворением и попробуем понять позицию автора.

Чтение произведения учителем или прослушивание актерской записи.


Работа с текстом


Уже во время прочтения стихотворения возникнут трудности в понимании отдельных слов и

выражений. Даем им толкование, предварительно попросив учеников назвать им непонятные слова. Кратко записываем значение слов в рабочий лист.

Лафет – станок артиллерийского орудия.


Ганнибал – (Ганнибал Барка) карфагенский полководец. Считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним

значимым лидером Карфагена.


Велизарий – прославленный византийский полководец армянского происхождения, сподвижник императора Юстиниана I.

Помпей – древнеримский государственный деятель и полководец


Лета – река забвения в подземном царстве.


Прахоря – индивидуально-авторский неологизм от слова прах и прохоря, что означает -жарг.- сапоги с высоким голенищем (безусловно, присутствует игра слов)

  1. строфа

  • О чем говорится в первой строфе? С какого ракурса мы наблюдаем события? Какие слова автор употребляет в адрес умершего?

(Мы являемся зрителями, как будто со стороны видим происходящее, но не слышим звуков, будто видим процессию по телевизору (картинка сменяется, как кадры). Лежащий в гробу человек весь в регалиях (наградах), автор называет его «пламенным», но, при этом, относительно умершего автор

употребляет сниженную лексику – «труп». Уже на этом этапе мы начинаем чувствовать неоднозначное отношение автора)

  1. строфа

  • Расскажите, как вы понимаете смысл второй строфы?

(«Воин, пред коим многие пали

стены, хоть меч был вражьих тупей» – намёк на то, что силы противника превосходили, но тем не менее победа была одержана. Поэт ставит Г.К. Жукова в один ряд с великими полководцами, имена

которых мы знаем из мировой истории. Но при этом упоминает о том, что последние годы своей жизни маршал Жуков провел в опале.

  • Известны ли вам причины такого отношения к нему?

Существует следующее мнение историков, что после войны генералиссимус Сталин очень опасался возросшего авторитета маршала Жукова. Он боялся, что власть и сила Георгия Константиновича растет, и он может составить достойную конкуренцию вождю пролетариата. В 1946 году Сталин публично

оскорбил Жукова, лишил его должности главнокомандующего сухопутными войсками и заместителя министра Вооруженных Сил. На пленуме его вывели из ЦК. А на его даче провели обыск. Жукова ударил инфаркт.

  1. строфа

  • Давайте разбираться в смысловых нюансах третьей строфы. С точки зрения композиции, чем является 3 строфа? (кульминация)

  • Как автор относится к деятельности полководца?

(Жукову вменяется огромное количество жертв среди солдат)

—Как оправдывает себя полководец в контексте стихотворения? («Я воевал» - как бы отвечает нам умерший маршал)

  • На склоне лет Жукова спрашивали:

«— Правда ли, Георгий Константинович, что вы были на войне жестоки? Маршал ответил:

  • Время было такое — война вообще жестока».

Думаю, именно об этих словах Г. К. Жукова пишет ёмко Бродский «Я воевал».

  • По мысли автора, мучился ли полководец угрызениями совести из-за совершенных ошибок? (Бродский думает, что нет)

  • И. А. Бродский даже говорит об адовых муках, которые ожидают умершего за гробом. Но почему? В чем обвиняет автор великого полководца? Обращаю также ваше внимание на то, что солдаты, по мысли автора, тоже в аду.

  • А первая строка данной строфы вас не смущает? (Почему земля «чужая»? Насколько мне известно, мы защищали свою землю!)

  • А что вы по этому поводу думаете, ребята?

  1. строфа

  • Какие строки привлекают наше внимание в четвертой строфе? (две последние)

  • Как вы их понимаете? На какие грустные события нашей истории намекает автор? Как относились в военное время к людям, попавшим в плен?

(Допросы, пытки, лагеря, люди из одного плена попадали в другой).

  • После смерти И. В. Сталина все изменилось. Маршал снова был на коне. Его назначили министром обороны. А на пленуме ЦК Жуков требовал изменить отношение к военнопленным, которые попали в плен потому, что оказались в окружении. Георгий Константинович предложил время пребывания в

плену включить в срок воинской службы, и наградить тех, кто совершил побег из плена.

Но Жукова вновь лишили должности, на этот раз силу его авторитета испугался Никита Хрущев,

занявший после смерти Сталина пост главы правительства. Жуков старался действовать в интересах государства, не уважал политработников, его обвинили в том, что он не слушается Центральный комитет. В итоге Георгия Константиновича отправили на пенсию, в его доме установили прослушку.

  1. строфа

  • Пятую финальную строфу мы можем расценивать как вывод. С какими словами обращается лирический герой к маршалу, как вы понимаете эти строки?

(Все буде забыто, канет в небытие, как и останки телесные и сапоги солдатские (прахаря – прохоря, игра слов)

  • Тем не менее автор осознает величину подвига Г. К. Жукова («родину спасшего»), а потому свои слова называет жалкой лептой, но (опять неоднозначность!) финальной строкой являются слова,

намекающие мудрому читателю на еще одно стихотворение – Г. Р. Державина «Снигирь». Обратимся к

рабочим листам, я прочитаю это стихотворение. Ваша задача подумать, в чем сходство и различие этих двух стихотворений (подсказка, обратите внимание на тему, жанр, ритм и отношение автора).

Обсуждение стихотворения

Тема – оба стихотворения написаны на смерть великих полководцев

Жанр – ода (присутствует торжественный тон; возвышенность, взволнованность речи; высокий стиль; изображение великих исторических и государственных деятелей)

Уточнить, что у Бродского это не классическая ода, потому что он не восхваляет героя своего произведения.

Ритм – удивительно схож, напоминает барабанный бой, ритм марша.

Просим учеников выписать примеры, выражающие позицию автора по отношению к деятельности маршала Г. Жукова.

Отношение автора: примеры из текста.

Кратко записываем вывод: у Г. Р. Державина абсолютно положительная оценка деятельности А. В. Суворова, в стихотворении оплакивается смерть полководца, воздается хвала, смысл

стихотворения прозрачен. У Бродского стихотворение намного сложнее. Образ маршала представлен неоднозначно. Наряду с тем, что автор говорит о признании заслуг, мы чувствуем явное осуждение.

  • Но, дорогие ребята, вы должны понимать, что стихотворение – это мнение конкретного автора, а мы имеем право иметь свое.

Прием, который использует Бродский, называется интертекстуальность – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение

смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

  • Знаете ли вы что-нибудь о А. В. Суворове, о его подвигах и отношении к простому солдату?

(Генералиссимус Александр Васильевич прославился своими победами в войне с турецкой армией,

знаменитым походом через Альпы; простые солдаты очень любили полководца, который не брезговал с ними есть из одного котла. В речи мы до сих пор используем его афоризмы).

  • В конце стихотворения Г. Р. Державин просит снегиря не петь военную песню, потому что нет больше

«мужа на свете столь славна». Но Бродский вступает с ним в диалог, он, наоборот, считает, что эта высокая военная музыка здесь уместна.

Давайте подведем итог: перед нами сложное стихотворное произведение, выражающее

неоднозначное отношение автора к деятельности легендарного полководца. Бродский пытается дать оценку действиям маршала Г. К. Жукова, но говорить о стратегических ошибках, если таковые

имеются, наверно, вправе тот, кто имеет соответствующее образование и опыт. Георгий

Константинович внес неоценимый вклад в победу русского воинства над немецко-фашистскими

захватчиками. А стихотворение это лишь отражение субъективной точки зрения, с которой мы вольны соглашаться или нет.



Ещё больше материала в телеграм-канале «Тонким пёрышком» https://t.me/tonkoe_pero

Электронные источники информации


Воины: https://warriors.fandom.com/ru/wiki


Хронос. Велизарий: http://hrono.ru/biograf/bio_we/velizary.php


Синоним орг: https://sinonim.org/t/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D1%8F


«Между строк»: «На смерть Жукова» Иосифа Бродского: https://polka.academy/podcasts/758


Википедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0

%BA%D1%81%D1%82


Млечин Л. В чем преступление маршала Жукова: https://www.mk.ru/social/2014/06/17/v-chem- prestuplenie-marshala-zhukova.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!