СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции жизни христианской семьи: разрушение и возрождение. (На примере священнической династии)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой - это семейные традиции.

Просмотр содержимого документа
«Традиции жизни христианской семьи: разрушение и возрождение. (На примере священнической династии)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 им. Маршала Жукова Г.К.









Тема урока.

Традиции жизни христианской семьи: разрушение и возрождение. (На примере священнической династии)





















Подготовила:
Хохлатова Ирина Евгеньевна
учитель ДКП МБОУ СОШ № 9 г. Ногинска.




















2017г.



Цель урока:
Сформировать основные представления о христианской семье, о браке, о нормах взаимоотношений в семье. 



Задачи:

  • Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

  • Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

  • Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

  • Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений. Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь. 



Тип урока: Открытие новых знаний



Формы работы учащихся:

  • Фронтальная, индивидуальная;

  • Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

  • Выполнение заданий творческой направленности;

  • Просмотр и обсуждение ЭОР.



Оборудование:

Компьютер с выходом в интернет; Мультимедийный проектор; Презентация; Интернет – ресурсы; Семейные фотографии; Рисунки детей на тему «Счастливая семья»; Учебник.













Ход урока.

  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Дома вы составляли родословную своей семьи. Как вы выполняли это задание? Какие фотографии рассматривали? Что для вас было главным в вашей работе? (Ответы детей)

- Так что же такое семья? (слайд 4)

- Сколько лет существует семья?

- В каких семьях должны воспитываться дети?

(Предположительные ответы учащихся: Семья- это ячейка общества, связанная отношениями между родными; Семья существует 1000 лет; Ученые считали, что дети должны воспитываться в семьях, где есть ЛЮБОВЬ.)

- Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного опыта от поколения к поколению.

- Семья-это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени самостоятельного полета (слайд 5)

- ( слайд 6) В наше время развод стал очень привычным делом, хотя это является большой трагедией для каждого человека, особенно для детей. Вступая в брак, молодые люди думают, что та радость, которую они получают при встречах друг с другом, продлится и далее, и, уже будучи супругами, они ничего не хотят делать, в частности, воспитывать себя, чтобы эта радость сохранялась и в браке.
Многие супруги не хотят нести тяжелый «крест» в браке – обязанности, готовность поступиться чем-то ради другого, т. е. понести какие-то тяготы и неудобства, материальные лишения. Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях, оказывается, что они не готовы к этому, и молодые люди расходятся.

( слайд7) С глубокой болью Церковь допускает развод, в старину после развода в течение долгого времени – иногда до 7 лет, она не допускала следующего брака, считая разведенных не готовыми к созданию новой семьи. Они должны были пройти целую «школу» духовного воспитания, дабы понять свои прежние ошибки и вступить в брак зрелыми людьми.

  1. Традиции жизни христианской семьи

- ( слайд 8) Давайте обратимся к прошлому, попробуем ответить на вопрос: почему семьи были крепкими, многодетными, хоть и нелегкой тогда была жизнь, как семья сохранялась, каков был ее уклад?

* Чтение статьи в учебнике на странице 215.

- Найдите слова, характеризующие семью с христианской точки зрения.

* Обобщение ответов.

Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, более всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений.

  • Рассказ учителя.

Желающие вступить в брак подходили к этой проблеме серьезно и осмотрительно, ведь это был союз на всю жизнь. Когда выбирали супругу или супруга, непременно обращали внимание на родителей, ведь «яблочко от яблоньки недалеко падает». Родительское слово при согласии на брак было решающим, молодые, в свою очередь, должны были заручиться родительским благословением.

Кто хотел взять себе жену – помощницу во всем, и чтоб в доме лад и согласие были, женились на равных или беднее себя. Жизненные трудности, нужда располагали ее слушаться во всем мужа, беречь его, и семья жила в единодушии, любви и мире.

Будущий муж должен был быть добрым, честным и благоразумным. Таким образом, в супружество старались вступать не по страсти, но по разуму и благоразумию. Будущие молодожены молились Богу, чтобы жизнь в браке была мирной и счастливой, ведь тогда люди были верующими – православными христианами.

* Раскрытие смысла венчания.

Семья всегда строилась с благословения Божия, с венчания в церкви, и на всю жизнь (слайд 9) Самым главным в венчании является возложение венцов на голову жениха и невесты.

- Выберите, что символизируют брачные венцы.

Царство

Мученичество
Награда

Вечность

Богатство

Единство любви и испытание

- В чине венчания отображена традиция церковного осмысления основ семейной жизни. Супружество – это «путь подвижничества», постоянного упражнения в заповедях Божиих.

( слайд 10) В православном понимании в брак вступают, чтобы жить во взаимной любви, это жизнь «единой личности в двух лицах». Рождение детей – его составная часть. Дети являются не только продолжателями рода, но и всего духовного, внутреннего состояния, духа семьи, нравственных начал, присущих семье. В центре христианской семьи должна быть любовь, радость. Христианская – это означает такое отношение друг к другу, где один человек почитает, любит другого, считается с ним, жертвует чем-то ради другого. Детям тоже стараются внушить, что добро приносит радость, воспитывают их в правде и любви.

( слайд11) Бог есть Свет, и христиане должны быть светом в этом мире, поэтому совершенно недопустимо унижать, оскорблять, раздражать окружающих.
Труд каждого супруга по возделыванию семейной нивы весьма нелегок, но только так семья станет надежной пристанью для всех домочадцев, особенно детей.
Мужчина и женщина созданы для их единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24). Благословенный Богом союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода.

( слайд 12) Жена в христианском браке должна повиноваться своему мужу, потому что «муж есть глава жены, как Христос глава Церкви.», «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».
«Мужья, любите своих жен, – обращается апостол Павел к супругам, – как и Христос возлюбил Церковь. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя»
В христианском браке муж – глава семьи, и всю заботу о материальном устроении берет на себя, жена же во всем его помощница и друг. Супруги едины во всех своих устремлениях. «Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; жена. наблюдает за домом, но кроме этого занятия у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царствия Божия».

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Новый Завет)

- Как вы поняли, что такое бремя?

- Какой смысл несёт данная фраза?

( слайд 13) Дети осваивали в семье трудовые обязанности, овладевали практическими умениями, осознавали свои функции во взрослой жизни. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства.
( слайд 14) Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. Особенно большое влияние на детей имели отцы. Отец детьми был особенно уважаем, в нем видели источник всего полезного, хорошего. Авторитет отца поддерживала мать.

( слайд 15) Духовно-религиозные традиции христианской семьи основаны на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению.

  1. Священническая династия Романовых.

( слайд 16) Вот каков был, например, семейный уклад последнего русского царя Николая II (вся царская семья – это мученики: сам император, царица Александра, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и царевич Алексей. Их называют так потому, что они были зверски убиты в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Без суда и следствия их расстреляли большевики, добив выстрелами в затылок

(слайд 17) Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтоб вступить в брак.
* Просмотр видеофильма. (слайд 18) «Император Николай II и Императрица Александра Федоровна. СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ! (1)»
* Продолжение беседы.

( слайд 19) Семья государя была истинно верующей, православной. День Николая II начинался с молитв в его домовой церкви. Вся семья регулярно ходила на богослужения в церковь. Его дочери хорошо знали смысл церковных служб, принимали в них участие

( слайд 20) Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Например, все они спали на жестких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались все очень просто: во время войны никому не было сшито ничего нового. И деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали.

( слайд 21) Они должны были либо читать, либо заниматься рукоделием. Все ее дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. П. Жильяр, воспитатель детей царской семьи, в своих воспоминаниях пишет: он никогда не видел детей императора скучающими. По свидетельству его окружения, любовь к Богу, простота, непритязательность в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

( слайд 22) Все заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям. Например, когда государыня была больна, дочери решили организовать дежурство у ее постели. Они, сменяя друг друга, неотлучно находились при ней. Отец для всей семьи был сердечным другом, перед которым преклонялись и которого почитали.

( слайд 23) Во время Первой мировой войны царица Александра Федоровна, великие княжны Ольга и Татьяна прошли курсы сестер милосердия и ухаживали за ранеными в госпитале в Царском Селе.

( слайд 24) И даже царевич Алексей, которому было только двенадцать лет, в 1916 году был вместе с отцом в ставке и разъездах. Он говорил, что хотел бы видеть всех счастливыми, и чтоб не было несчастных и бедных.

( слайд 25) Царская семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия, кичливости и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.
( слайд 26) Следует упомянуть еще об одной замечательной черте царских детей. Все они были горячими патриотами, любили Россию и все русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II, подавал им в этом пример: он прекрасно знал русский язык, отмечал любые погрешности в правописании и не терпел употребления иностранных слов.

  • Письма венценосных супругов.

( слайд 27) Действительно это удивительная семья, глубоко верующая - семья, в которой жила любовь. Вам интересно о чем писали любящие друг друга люди 100 лет назад? Итак, перед нами строчки из писем русской императрицы Александры Федоровны с начала к своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу.

«О, Ники, мои мысли полетят вслед за тобою, и ты будешь чувствовать, как твой Ангел-Хранитель парит над тобой. И хотя мы неразлучны, наши сердца и мысли вместе, мы связаны друг с другом невидимыми прочными узами, и ничто не может разъединить нас….Как я тебя люблю с каждым днем все больше и больше.» 1894 год.

Вопросы:

- Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.)

- Какие слова говорят о любви?

- А чем письма отличаются? (между письмами разница в 20 лет).

Вывод: Настоящая любовь в семье живет всегда.


  • Гибель Романовых

( слайд 28) 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева была расстрелена семья последнего императора.
ЗАВЕЩАНИЕ НИКОЛАЯ II:
“ПРОШУ ПЕРЕДАТЬ ВСЕМ ТЕМ, КТО МНЕ ОСТАЛСЯ ПРЕДАН,….ЧТОБЫ ВЫ НЕ МСТИЛИ ЗА МЕНЯ, ТАК КАК Я ВСЕХ ПРОСТИЛ И ЗА ВСЕХ МОЛИЛСЯ, ЧТОБЫ НЕ МСТИЛИ ЗА СЕБЯ, И ЧТОБЫ ПОМНИЛИ, ЧТО ТО ЗЛО, КОТОРОЕ СЕЙЧАС В МИРЕ, БУДЕТ ЕЩЁ СИЛЬНЕЕ, НО ЧТО НЕ ЗЛО ПОБЕДИТ ЗЛО, А ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!”

( Слайд 29) Просмотр видеоролика «Романовы. Венценосная семья. Трейлер»

  • Причисление к лику святых.

( Слайд 30) В 1981 г. Николай II и его семья были прославлены Русской Зарубежной Церковью.
В соответствии с решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви от
20 августа 2000 г. Николай II, царица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых.

( слайд 31) Память святых Царственных страстотерпцев Церковь чтит 17 июля.

  • Разрушение христианской православной культуры в России. ( слайд 32)

Разрушение христианской православной культуры в России носило планомерный массовый характер. Была свергнута трехсотлетняя династия русских царей Романовых, изменено государственное устройство, разрушено согласие государства и Церкви.

Разрушительный удар был нанесён по основе духовной мощи России – христианской семье. В православной России христианская семья до революционного переворота 1917 года была первым воспитателем детей в традициях благочиния.

  • Просмотр видеоклипа песни «Портрет». ( слайд 33)

  1. Итог урока. ( слайд 34)

Христианская семья объединена и скреплена,,духом благодати.
Христианская семья –это вместилище божественной любви.
Семья-источник любви для детей.Выросшие в атмосфере любви, дети несут её в себе и дальше, создавая свои семьи ,наполняют этой любовью землю.
- Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции».

Традиции семьи легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним.
- Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока.

Любовь пламенная, крепче ограды каменной;

Нет такого дружка, как родная матушка;

Семь раз отмерь и один раз отрежь;

Вся семья вместе — и душа на месте;

Тише едешь дальше будешь;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!