СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционная культура старообрядцев Бурятии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа "Традиционная культура старообрядцев" раскрывает основные этапы становления и развития  культуры старообрядцев Бурятии.

Просмотр содержимого документа
«Традиционная культура старообрядцев Бурятии»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бурятский государственный университет

Институт непрерывного образования

МАУО «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов»

II научно-практическая конференция школьников

«Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»






Исследовательская работа:

«Традиционная культура старообрядцев Бурятии»





Автор: ученица 6 класса

МАОУ «СОШ № 60»

Викторова Маргарита;

Руководитель: учитель литературы

Митупова Инна Гуруевна.












г. Улан-Удэ

2017 г.



Оглавление


Введение……………………………………………………………………………………3


Глава 1. Раскол церкви и заселение Забайкалья семейскими…………………………....7


    1. Раскол Русской Православной церкви……………………………………………….7


1.2. Заселение Забайкалья семейскими………………………………………………...…9


Глава 2. Материальная культура старообрядцев Бурятии……………………..…….....13


2.1. Архитектура и интерьер……………………………………………………………..13


2.2. Традиционная одежда…………………………………………………...…………..14


2.3. Особенности хозяйственной деятельности……………………………………...…15


2.4. Традиционная кухня…………………………………………………………………16


Глава 3. Традиции духовной культуры староверов………………………………...…..18


3.1. Обрядовый фольклор семейских………………………………………………...….18


3.2. Музыкальные традиции………………………………………………………….….19


3.3. Семейные традиции……………………………………………………………….…20


Заключение…………………………………………………………………………….…21


Библиография…………………………………………………………………………....22




Введение

Актуальность избранной нами темы исследования обусловлена выявленными противоречиями, проявляющимися в современной социально-культурной практике и характеризующимися процессами сохранения и развития лучших традиций этнических культур народов России. Противоречия обнаруживаются между возрастающей потребностью общества в изучении, осмыслении духовного и культурного наследия старообрядцев и существующими условиями, способными обеспечить данные потребности.

Проблема исследования - противоречие между уникальным, самобытным культурным наследием старообрядцев, обладающим большим педагогическим потенциалом, и недостаточной представленностью его в современном социально-культурном и образовательном пространстве России.

В прошлом учебном году учащиеся нашей школы ездили на экскурсию в село Тарбагатай. Там мы посетили музей истории и культуры старообрядцев, созданный Батюшкой Сергием, древнеправославную церковь, усадьбу староверов; познакомились с историей, бытом, фольклором, обычаями и традиционной кухней семейских. Таким образом, состоялась очень интересная и познавательная экскурсия, и автор данного исследования решила больше узнать о старообрядцах (семейских), поскольку их духовная и материальная культура является одним из уникальных пластов традиционной русской культуры. Это и послужило основанием для выбора данной темы.

В настоящее время этноконфессиональная группа семейских составляет 200 тысяч, или 20% населения республики. В Бурятии семейские компактно проживают в Бичурском, Заиграевском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Селенгинском, Кижингинском, Хоринском, Кяхтинском районах и городе Улан-Удэ.

Степень изученности проблемы. Следует отметить, что истории переселения старообрядцев в Забайкалье посвящены исследования таких авторов, как Селищев А.М., Покровский Н.Н.; характеристика и многообразие духовной и материальной культуры старообрядцев описаны в работах Масловой Г.С., Болонева Ф.Ф., Юмсуновой Т.Б., Козиной О.М., Максимова С.В.

Уникальность традиционной этнокультуры старообрядцев (семейских) Забайкалья признана сегодня не только в России, но и во всем мире. В 2001 году уникальная этнокультура семейских была признана ЮНЕСКО «шедевром духовного и нематериального наследия человечества».

8 ноября 2016 г. состоялся круглый стол Общественной палаты Республики Бурятия, на котором Председатель совета РОО «Общество культуры семейских РБ» С. П. Петров поднял актуальную проблему сохранения и развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия.

7 августа 2015 г. при поддержке Правительства и общественности Республики Бурятия прошел Всероссийский Этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Отличительной чертой Этнофорума стало участие в его работе патриарха Московского и всея Руси Русской Древнеправославной Церкви Александра (Калинина) и митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия (Титова), представителей старообрядческих общественных и религиозных организаций.

В 2015 г. по распоряжению Народного Хурала Республики Бурятия (а именно Комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям, председатель Цыденжап Бимбаевич Батуев) Бурятским Республиканским институтом образовательной политики (БРИОП) проведен анализ современного состояния этнокультурного образования детей семейских. Выяснено, что в 25 общеобразовательных школах Республики Бурятия преподается история и культура семейских как местный компонент, но нет учебных пособий и единой программы. В этих школах сами учителя с помощью различной старообрядческой литературы разработали учебные программы. Эти школы находятся в семейских селах, где люди заинтересованы в том, чтобы их дети не забыли свою историю и культуру. Общество культуры семейских Республики Бурятия выступило с инициативой подготовки и издания учебно-методического комплекта по истории и культуре семейских Бурятии, а на базе Бурятского Республиканского института образовательной политики создана рабочая группа по подготовке учебного комплекта для образовательных школ в местах компактного проживания семейских. В июле 2015 г. БРИОП совместно с Обществом семейских и Бичурским районным управлением образования издал сборник «Образовательные программы педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и культуре семейских Бичурского района Республики Бурятия».

В 2016 г. Обществом культуры семейских, БРИОП, «Бичурским Домом детского творчества» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений был проведен конкурс учебно-методических материалов по истории и культуре семейских среди образовательных организаций Республики Бурятия. По результатам конкурса были определены лучшие программы, которые были изданы в сборнике «Образовательные программы педагогов по истории и культуре семейских Республики Бурятия».

Цель исследования: обосновать целесообразность создания условий единого образовательного и социокультурного пространства, что позволит обеспечить удовлетворение потребности школьников и других категорий общества в процессе освоения, сохранения и развития традиционной культуры семейских.

Задачи исследования:

1. Изучить основные этапы становления и развития традиционной культуры старообрядцев.

2. Выявить художественно-эстетическое своеобразие устного народного творчества, быта и материальной культуры семейских.

Объект исследования: семейские старожилы-старообрядцы Республики Бурятия.

Предмет исследования: основные элементы быта, материальной и духовной культуры, традиционная одежда старообрядцев и домашние ремесла.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что богатейший социально-культурный и педагогический потенциал традиционной культуры старообрядцев Забайкалья может быть использован в образовательных и социокультурных учреждениях более широко для удовлетворения социокультурных и образовательных потребностей общества при условии внедрения инновационных образовательных и социокультурных технологий.

А развитие древней традиционной культуры русского народа возможно лишь при сохранении живых традиций, которые всегда несут в себе зерно нового.

Методологическую основу работы составили труды исследователей истории традиционной культуры семейских Забайкалья, давшие возможность изучить особенности формирования материальной и духовной культуры семейских Бурятии. Изучение особенностей быта и развития культуры русского населения Забайкалья основано на исследованиях локальных культурных явлений в составе единого целого – народной культуры. Мы попытались использовать комплексный подход, основанный на принципах научности, объективности, историзма.

Методы исследования: анализ, описание и сравнительно-исторический поисковый метод. В работе использованы данные таких наук, как история, этнография, отражающие содержание социокультурного и этноконфессионального развития традиционной культуры семейских Забайкалья.

Новизна и практическая значимость исследования состоит в обосновании целесообразности использования педагогического и социально-культурного потенциала традиционной культуры семейских в образовательном процессе: помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, к истории и культуре других народов.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографию.
































Глава 1. Раскол церкви и заселение Забайкалья семейскими

1.1 Раскол Русской Православной церкви

Во второй половине XVII в. при царе Алексее Михайловиче в истории России произошли большие перемены. Одной из них была реформа русской православной церкви, следствием которой стало оформление крупнейшего религиозно-общественного движения – старообрядчества. В исторической литературе эти два события – реформа церкви и выделение старообрядчества известно также под названием раскола в Русской Православной церкви.

Целью реформы было усиление государственного аппарата, расположение к России народов, исповедующих православие. Именно поэтому царь решил реформировать церковь и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных странах. Вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви.

Избранный на должность патриарха, бывший в то время архимандритом Новоспасского монастыря, Никон, опираясь на поддержку кружка единомышленников, наметил программу, которая предполагала:

  1. Подвергнуть пересмотру текст церковно-богослужебных книг и исправить закравшиеся там ошибки;

  2. Исправить обряды и церковный чин богослужения согласно обрядам и чину, установленным в Греческой церкви;

  3. Создать новую школу, пригласив в нее учителей из Киевской Руси, с целью поднять образованность духовенства, среди которого было много хороших начетчиков, часто знающих даже наизусть содержание книги, но мало людей, правильно понимающих смысл написанного и дух церковного учения1.

Против насаждения нового греческого культа в православии выступили такие легендарные фигуры, как Аввакум Петров, Павел Коломенский, боярыня Федосья Морозова, дьякон Федор, князь Иван Хованский, Никита Добрынин (Пустосвят), братья князья Мышецкие (Андрей и Семен Денисовы).

По мнению деятелей раскола, русская культура должна развиваться своим особым путем, предназначенным ей историей, а новые обычаи не должны насаждаться реформами, от кого бы они не исходили. Вот почему раскол означал не только социальный протест русского народа против своих угнетателей, выраженный в религиозной форме, но и защиту русских национальных особенностей; старинных русских обычаев, обрядов, одежды, верований, языка, духовных ценностей, самобытного искусства.

В 1653-1660 гг. по указанию патриарха Никона была проведена церковная реформа. Он разослал по церквям «память». В ней предписывалось заменить земные поклоны поясными, а двуперстие, которым крестно знаменовали себя верующие русские люди, – троеперстием. Были внесены исправления в книги, изменено хождение посолонь, то есть хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшено количество поклонов. В церковной службе вместо «многогласия» было введено единогласие. Сильно было изменено и церковное песнопение, вместо так называемого хомового пения Никоном было введено наречное – то, что теперь в обиходе в наших церквах2. Наряду с этими изменениями, также по реформе, вместо «Исус» стали писать «Иисус», вместо «певцы» - «песнопевцы», вместе с восьмиконечным крестом был признан четырехконечный, «аллилуйя» стала провозглашаться троекратно вместо двух раз и т. д. Изменения были окончательно закреплены постановлениями Церковных соборов 1654 и 1655 гг.3

Церковная реформа вызвала протест в русском обществе. Многие верующие восприняли это как введение на Руси фактически новой веры взамен привычной старой. Они объявили существующие власти ставленниками Антихриста, отказались от всякого общения с мирским (в еде, питье, молитве и т. д.). Свою богослужебную практику они строили на старых богослужебных книгах. Во главе движения против нововведений Никона выступил протопоп Аввакум.

Русское общество раскололось на приверженцев старой и новой веры. Церковь и государство совместными усилиями пытались в самом начале подавить выступления сторонников старых обрядов. Церковный собор 1666-1667 гг. принял постановление, в котором говорилось, что своих противников, «если будет от священного сана», церковная власть «извергает и предает проклятию», а мирян «анафеме предает и от церкви отлучает, как еретиков и непокорников»4.

В зависимости от выбранного культа, от обрядов и возможности их отправления происходило выделение направлений в среде самих старообрядцев. Уже в конце XVII в. Само старообрядчество раскололось на два основных направления: поповцев и беспоповцев. Первые признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, вторые отрицали всякую возможность существования «истинного духовенства», так как оно, по их мнению, истреблено антихристом5. Поповцы и беспоповцы разбились на различные толки: беглопоповский, поморский, федосеевский, филипповский, страннический и др. Эти толки, в свою очередь, разбились на многочисленные «согласия». Но такое разделение нисколько не ослабляло самого отделения раскола от господствующей церкви.

Против староверов использовались все средства притеснения. Царское правительство издало ряд специальных законов, в соответствии с которыми, староверы или «раскольники», как их официально стали называть, подвергались пыткам, гонениям и преследованиям. Идеологов старообрядчества ссылали или заключали в остроги. Так протопоп Аввакум после сибирской ссылки, а с ним протопоп Никифор, священник Лазарь и инок Епифаний царским указом от 26 августа 1667 г. Были сосланы в Пустоозерск, где их и казнили в 1682 г. Тысячи сторонников старообрядчества были также казнены6.

1.2. Заселение Забайкалья семейскими

Скрываясь от преследований, раскольники убегали на окраины Российского государства: на Волгу, Печору, Дон, к Белому морю, в Сибирь. В последнюю попадать стали сначала сосланные староверы, а позднее – ушедшие по собственному желанию подальше от властей.

В конце XVII – начале XVIII вв. После вступления в силу указа от декабря 1684 г. «О наказании разсевающих и принимающих ереси и расколы» изданного правительством царевны Софьи, значительная часть староверов бежала из Московской, Тульской, Калужской и Рязанской губерний в Польшу, где и поселились в двух районах пограничных с Россией – в Стародубье и на Ветке (бывших Черниговской и Могилевской губерниях).

Первоначально Веткой называли остров на р. Сож, а также слободу, основанную старообрядцами в 1685 г. неподалеку от г. Гомеля и получившую свое прозвание по имени острова. В дальнейшем Веткой стала называться вся эта обширная местность, населенная старообрядцами и находившаяся за литовским рубежом, почему сюда и бежали старообрядцы. Польские власти охотно принимали беглецов, поскольку новопоселенцы быстро преобразовывали ранее пустующие земли в сельскохозяйственные угодья. Им дали свободу вероисповедания, разрешили иметь своих священников и печатать церковные книги. Таким образом, в конце XVII – первой трети XVIII вв. в районах Гомеля, Ветки и Стародубья собралось очень предприимчивое, гордое и трудолюбивое население.

Старообрядческие слободы за польским рубежом стали притягательными для многих русских людей, не желающих жить под кабалой помещиков и никонианских пастырей. Люди бежали в указанные районы и от солдатского ярма.

В связи с этой ситуацией правительство Анны Иоановны издало 2 августа 1734 г. манифест «О возвращении беглецов из-за границы на прежнее жилище и даче им для поправления своего состояния льготы от государственных податей на несколько лет»7. Однако лишь незначительное число староверов откликнулось на этот манифест.

В конце февраля 1735 г. царские власти посылают на Ветку против старообрядцев солдат под командованием полковника Сытина, который «наказывал» старообрядцев, сжигая их дома и монастыри. Свыше 13 тысяч человек было выведено с Ветки, а по другим данным – 40 тысяч. В основном староверов переселили в Россию по прежним местам жительства8. После первой «выгонки» (переселения) в 1735 г., Ветковская община была восстановлена и оставалась в пределах Польши до 1762 г. Предположительно, небольшая группа староверов, изгнанных из Польши, была направлена на поселение в Забайкалье.

Во второй половине XVIII в. в начале царствования Екатерины II остро встал вопрос о заселении окраин России и особенно Сибири. Русское правительство понимало, что районы Польши являются удобным пристанищем для всех недовольных, рассадником инакомыслия, и оно же усмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут производить хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Принудительное переселение давало возможность обезопасить центр страны от беспокойных бунтарей и заселить окраины, решив, таким образом, еще и вопрос об охране ее границ. Высылая старообрядцев на окраины страны, правительство питало надежду на то, что новые поселенцы Забайкалья станут основными поставщиками хлеба в этом малонаселенном крае. Таким образом оно стремилось решить проблему снабжения продовольствием Нерчинских горных заводов.

Специальным указом от 14 декабря 1762 г.9 Сенатом была сделана попытка вернуть в Россию из Польши всех беженцев, предоставив им льготные условия поселения в Сибири и в других местах, согласно прилагаемого реестра. Однако желающих возвратиться добровольно было по-прежнему мало. По этой причине в 1764 г. генерал-майор Маслов со своими полками окружил Ветку и без суда и следствия отправил на поселение в Сибирь «около 20 тыс. душ обоего пола»10. Это была вторая «выгонка» старообрядцев из польских пределов с поселением их на Алтае и в Забайкалье.

Переселение в Забайкалье происходило не одновременно, а поэтапно. Староверы заселялись следующим образом. В декабре 1756 г. первая партия старообрядцев прибыла в Иркутск, оттуда в январе-феврале 1767 г. – в Забайкалье11. Они были поселены по рекам Чикою и Иро, притокам Селенги. Часть их основала на Чикое поселения Урлук, Кочон (Архангельское), часть перешла через горы на севере и поселилась в Верхнеудинском округе, где впоследствии образовались две волости: Тарбагатайская и Мухоршибирская.

Прибыв на места поселения в Забайкалье, старообрядцы очень быстро обустроились – за 3-4 года. В этом им помогли привычка к общинной жизни, большой сельскохозяйственный опыт, трудолюбие и предприимчивость.

В 1764 г. из пределов Польши выселили в Сибирь еще одну партию старообрядцев, одна группа из которой была поселена по притокам Иртыша и на Алтае, другая группа была направлена в Забайкалье на р. Джиду. В. П. Мотицкий в своей работе «Старообрядчество Забайкалья» на основе архивных документов пишет, что переселение «польских» старообрядцев в Забайкалье шло отдельными партиями и группами. Наиболее крупные партии прибыли в 1767-1768 гг., более мелкие прибывали вплоть до конца 80-х гг. XVIII в. Всего было переселено 20 тыс. человек12.

В марте 1767 г. в Забайкалье прибыла третья партия старообрядцев. Шли они в «Заганские деревни». Старообрядцы этой группы основали селения Шаралдай, Новый Заган, Мухоршибирь, Хонхолой, Никольское и др.13 Часть семейских, которая основалась сначала на реке Джида, снялась оттуда, так как там были места непригодные для поселения, и отправилась на р. Хилок, где были кочевья бурят. Старообрядцы, переселившиеся с Чикоя, основали поселения Большой Куналей, Куйтун, Надеено. Четвертая партия староверов прибыла в 1780 г. и также была расселена в Забайкалье в селах, где уже жили староверы14.

К концу XIX в. На Чикое поселение стало достаточно плотным, поэтому произошли выселки в Читинский округ Забайкальской области, где возникли села Ново-Павловское, Дешулан, Ново-Салия, Старые и Новые Ключи.

Таким образом, в Забайкалье старообрядцы стали жить обособленными группами в Верхнеудинском округе в нынешнем Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, частично Хоринском и Заиграевском районах Бурятии, а также Нерчинском округе, ныне Красночикойском районе Читинской области.




Глава 2. Материальная культура старообрядцев Бурятии

2.1. Архитектура и интерьер

В семейскую усадьбу входят жилой дом и наземные помещения для скота, амбар, погреба с надстройкой для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, баня. Двор ранее обносился высоким тыном с воротами, в настоящее время – забором.

Постройки семейских – это большие, рубленные из толстого леса избы – связи или пятистенные с сенцами и крытым крыльцом. Покрывали избы драньем. Сверху дранье скрепляли охлопнем. Нижние концы положены в желоба, которые придерживались толстыми деревянными крючьями, называемые «курицами». Дома строились на высоком подклете и чаще всего с двускатной крышей. Окна украшались красивыми наличниками (резьбой), и непременно закрывались ставнями. Рамы были одинарными, и чтобы они сильно не промерзали, их на ночь прикрывали ставнями. В окна в место стекла (из-за отсутствия последнего) вставляли бычие пузыри или проолифиную холстину. В ограду вели высокие ворота, которым испокон века придавалось символическое значение. Поэтому чаще всего их делали крытыми, с причудливыми украшениями в виде зверей, птиц, цветов и иных изображений.

Внешний вид дома был наряден. Карнизы, наличники, фронтоны и причелины по обычаю декоративно оформлялись и окрашивались в различные цвета с преобладанием красного, синего, зеленого, белого, голубого. Дома семейские красят внутри и снаружи и моют два раза в год – в Чистый четверг перед Пасхой и перед Покровом.

Двор был разделен на передний и задний. В переднем дворе находились дом, тепляк, амбары, завозня, сенник. Заканчивался передний двор воротами на огород. Задний двор был предназначен для скота, разные животные отгорожены друг от друга изгородями. Тут располагались стайка для коров, сарай для лошадей, овчарни для овец, мерлог – теплый хлев для свиней. В огороде отдельно от пристроек стояла баня. Топилась она обычно по-черному, то есть не имела трубы для выхода дыма, топилась каменкой.

В избах у забайкальских старообрядцев всегда чисто и опрятно. Пол застилается коврами - половиками, ранее посыпался песком. Дом внутри разделялся чаще всего на три части: передний угол, куть и запечье. Особое место в избах занимал красный угол, в котором размещались иконы. Семейские бережно хранили и хранят их поныне, передавая их из поколения в поколение.

Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам которого свешиваются концы «рушника» - полотенца.

В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью располагались высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь. Помещение перед печью часто отделялось «заборкой» – перегородкой из досок или занавеской. Между печью и боковой стеной было небольшое помещение – «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Перед печью расположен лаз в «подполье», где хранились соления и картошка. Подполье изнутри иногда было обито досками, в нем устраивались полки для посуды, и выкапывалась яма для овощей. В подполье также очень чисто и прибрано, на полках расставлена – «молостная» посуда в посты, «постная» в мясоед.

Стены жилища и сеней, опечек, иногда верхнюю часть печи, потолок, пол, матицу, перегородки, ставни, наличники и двери семейские покрывали росписью, сочетая геометрические и полурастительные мотивы. Популярны были круги, завитки, кресты, уголки и др. Излюбленный мотив росписи – распустившийся цветок. В настоящее время многие домовые росписи закрашены, традиции почти утеряны и сохраняются лишь немногими народными художниками.

2.2. Традиционная одежда

Яркой особенностью семейских является их одежка, которую можно назвать подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. На своеобразие одежды повлияли не только приверженность старине и верность заветам предков, но также правительственные указы и межэтнические связи. Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце XVII - начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше. В одежде семейских исследователи выделяют прежде всего северо-великорусские особенности наряда, находя в нем и южно-великорусские черты, а также элементы польского, белорусского, украинского костюмов. В сложных климатических условиях Забайкалья семейские заимствовали у бурят отдельные предметы одежды.

Комплект мужской одежды у семейских смешанный: рубаха косоворотка типично великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа. Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Рубаха - косоворотка шилась долгой, со скошенным бочками и рукавами. По-старинному шили ее голошейкой, т.е. без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на узелок, игравший роль пуговицы. С начала XIX в. рубахи стали шить более короткими и с небольшим стоячим воротником. Шить рубаху с разрезом посередине груди считалось "за грех". Рубаху носили на выпуск, подпоясывая широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой. Штаны носили широкие (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Обувь была разнообразной.

Основными частями народа семейской замужней женщины были: рубаха, сарафан, кушак, запон, кичка и платок. Женская рубаха у семейских состояла из двух частей верхняя – «чехлик» и нижняя – «станушка», «стануха», «станина». Поверх надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на "проймах" (лямках) в праздничные дни, а в будничные дни — темный одноцветный, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс. Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д. Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый "запон" - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками. На шею на гайтане (шнурке или тесемке) вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Головной убор замужней женщины был сложным. На голову надевалась кичка, сшитая из стеганой материи, имеющая возвышение рожок. Сзади кички прикреплялся сшитый из позумента "назатыльник" или "подзатыльник", а спереди кокошник, украшенный бисером, "кучерями" из перьев селезня. Кичка покрывалась шалью, которая завязывалась углом, концы его перекручивались спереди и прятались сбоку, а два других падали на шею. Сверху надевали косынки, платки, шали, полушалки. Способ повязывания платков был разный: в семейских селах Бурятии тонкая большая шаль (или атлас) повязывалась по кичке в виде чалмы. В Читинской области повязывали небольшой сложенный платок по очелью кокошника.

Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек. Вместо них девушки использовали платок, завязанный концами назад. В праздники на голову надевали повязки с бисерными кистями. Обыкновенно они надевались на "гумажку" - картон, вырезанный в виде кокошника и обернутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым.

Непременная и излюбленная деталь женского костюма семейских – бусы. Шея и грудь женщины украшалась «корольками» в несколько ниток (от 5 – 6 до 20 нитей). Особенно ценились бусы янтарные, из речного жемчуга, из перламутра, имитирующего жемчуг. Особым украшение костюма семейских является «жарелок», представляющий собой нанизанный на нить жемчуг или перламутровые бусы, пришитые к ткани в виде воротника.

В качестве верхней одежды семейские использовали зипун, халат, халатик, курмушку, бекешку, борчатку, шубу или доху.

2.3. Особенности хозяйственной деятельности

Основным занятием семейских всегда являлось земледелие. Старообрядцы традиционно выращивали ярицу, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху и огородные культуры. Они использовали традиционную русскую систему земледелия – двухполье с перелогом, когда часть земли назначалась под возделывание хлебов, а остальная отдыхала несколько лет под залежью. Семейские ввели искусственное орошение полей и удобрения их навозом.

Скотоводство играет в хозяйстве семейских подсобную, но важную роль. Традиционно в хозяйстве были лошади (как средство передвижения и тягловая сила), овцы, коровы, свиньи, птица.

Заметную роль в хозяйстве семейских играли промыслы: охота, рыболовство, ореховый промысел, выделка кожи, гончарство, кузнечное дело, выгонка дегтя. Повсеместно в домашнем хозяйстве семейских женщин особое значение имели прядение и ткачество.

Замкнутый образ жизни семейских и удаленность их селений от больших городов диктовали ограниченность внутреннего рынка. Поэтому повсеместно у них было развито натуральное хозяйство. Большая часть потребностей удовлетворялась продуктами собственного домашнего производства. Иногда собственную продукцию выменивали на предметы, изготовленные местными мастерами. Но чаще деревянные бытовые вещи были собственного изготовления. У местных кузнецов приобретали железные, литые и кованые изделия (сошники, топоры, серпы, косы и т. д.)

2.4. Традиционная кухня

Кухня семейских более чем за столетний период адаптировалась к природно-климатическим условиям региона, однако во многом она продолжает традиции прошлого. Качественная сторона блюд традиционной кухни семейских Бурятии обусловлена рядом составляющих устоев. Церковным уставом определён набор продуктов, которые можно употреблять в пищу, а которые нет. Запреты в потреблении продуктов для питания наложены как на растительную пищу, так и на мясо животных. К таковым относятся спиртное, брага, отвары на травах, в том числе и потребление чая. Разрешено потреблять мясо от животных только с раздвоенным копытом, птицу, которая не летает, и рыбу.

Правила потребления пищи у старообрядцев выстроены по церковному календарю, а кухня разделяется на постную и молосную. Четырём Великим праздникам предшествуют длительные посты, выпадающие в каждом из четырёх времени года. Посты положено соблюдать и на молосной неделе - в среду и пятницу.

Главным продуктом традиционного стола семейских испокон веков является хлеб и множественные изделия из ржаной и пшеничной муки. Наибольшей популярностью и высоким качеством продукта пользуется хлеб, замешанный на опаре и выпеченный на поду, т.е. на кирпичах. Опара ставится на закваске, которая приготавливается из ржаной муки грубого помола. Из пшеницы изготавливались калачи на опаре, замешанные на воде или сдоблённые молоком, пироги с рыбой, сдобная выпечка. Из сдобного теста крутились тарки, ватрушки с творогом, сгибни (сдибни), «лепёшки» или сладкие пироги, пирожковая мелочь с яйцом, черёмухой, сладкой морковью. Из простого теста на молоке заворачивались пирожки, начиненные капустой, грибами, зелёным луком, осердиями (внутренности животных). Для забавы ребятишек из пресного теста на сметане выпекались калачики, а из сдоблённого и на опаре - пышки.

Продукты из молока употребляются только в молосные дни. Из коровьего или козьего молока варят творог, ставят крынки на кислую сметану, взбивают масло.

Мясные блюда – обязательная составляющая рациона: щи, супы с мясом, жареное мясо, котлеты с картошкой и др. Самым излюбленным мясным продуктом является свиное сало. Рыбные блюда изначально имелись в небольшом количестве, поскольку не все старообрядческие поселения расположены возле реки и длительные перевозки не позволяли разнообразить стол изделиями из рыбы. Современная рыбная кухня разнообразна – раба жаренная, вяленная, уха, пироги с рыбой и др.

Растительная пища являлась основным блюдом постного стола. Основными растительными продуктами были зерновые, картофель, капуста. Семейских, вдобавок к огородине, всегда кормил лес. Это - грибы, ягоды, орехи, полевой лук, чеснок (мангир).

В традиционной кухне имеется ряд рецептов для приготовления напитков - это разновидности кваса (хлебный, свекольный), ботвинья, солодуха, бурдук, морсы из ягод с медом, кисели.

Блюда семейской кухни в формах приготовления и подачи имеют свою особенность - это блюда семейного стола. Правила не позволяли употреблять большого количества пищи, чтобы не помешать трудиться. Семья три раза в день на завтрак, обед и ужин вся усаживалась за столом. Обычно подавалась похлебка или жарёха с хлебом, один большой пирог, чтобы умеренно насытились все. Блюдо всегда было свежеприготовленным и предназначалось для употребления за один раз. Остатков еды обычно не было. Освобождённую посуду перемывали и готовили к следующему столу. Между обедами не принято было просить еды дополнительно.







Глава 3. Традиции духовной культуры староверов

    1. Обрядовый фольклор семейских

Семейские, в силу религиозно-этических убеждений, сохранили в своем быту и духовной жизни многие стороны обрядности в неискаженном виде. Обрядовый фольклор условно можно разделить на календарный и бытовой.

К праздникам старообрядцы относились особо: их отмечали также строго, как и посты. Всякая работа, кроме домашней прекращалась уже накануне вечером, устраивались всенощные богослужения. В праздники надевали самые лучшие, нарядные одежды и ходили друг к другу в гости.

Святки, святые дни, празднуются от Рождества до Крещенья и представляют собой большой, шумный и веселый праздник. Помимо ряжения, Святки предполагают большой набор обычаев, обрядов, игр, примет. Среди них – святочный обычай ходить по домам – «машкарадить». Встречали машкарат с уважением и радостно. Считалось грехом не пустить ряженых.

За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Распустившиеся почки вербы считались в этот день наделенными особой магической силой. Заготовленными с вечера ветками этого растения похлестывали детей, приговаривая: «Верба, верба, вербоклест, не болей мой прирост.» Вербу ставили не только на «божницу» в красный угол, но крепили и в опорные столбы заборов, в стайки скота. Верба была своеобразным оберегом для всей семьи и хозяйства.

Светлое Христово Воскресение является величайшим из христианских праздников. Пасха отличалась на селе широко. Было принято вставать с рассветом, чтобы посмотреть в «душник», как восходит солнце. Все домашние приветствовали друг друга возгласами: «Христос воскрес» и ответом «Воистину воскресе». За завтраком разговлялись яйцами. Ребятишки рассаживались в переднем углу с приготовленными заранее шапками, а отец или дед одаривали их крашеными яйцами, выделяя особо послушных. Потом дети убегали на гору катать яйца по желобкам. В течение дня яйцами обменивались, давали знакомым. Вечером сравнивали, кто больше набрал.

Летние дни не были для семейских праздными. Только на Петров и Ильин день старались не работать и не мыться в бане. После Ильи не разрешалось купаться в реке. Вода, по поверьям, в это время считается «гадкой и нечистой». Сельскохозяйственный год крестьянина завершался на Покров. Ждали снега, приговаривали: «Батюшка Покров; землю покрой, сохрани ее и согрей, к новому урожаю приготовь». После Покрова начиналось время свадеб.

Свадебный обряд состоит из сватовства, пропоин, девишника, церковного венчания (обряд венчания совершали лишь старообрядцы-поповцы), гуляния – пирования. Просватание невесты не всегда решалось в первое посещение сватов. Бывало так, что лишь на третий раз они получили согласие. Сваты же договаривались и о приданом. Часто оно состояло из сундука, в котором лежала одежда молодой. Шилась постель, ткались половики. В приданое входила телка – кормилица, поросята для «расплода».

Обряд крещения издавна считался вторым рождением человека. Окрестить ребенка семейские стремились как можно быстрее, т.к. боялись, что младенец может умереть некрещеным. У старообрядцев поповского толка крещение осуществлял поп, у старообрядцев-беспоповцев - уставщик. Крестили детей холодной водой. Таинство совершалось в виде троекратного погружения в воду. Имя ребенку давали по святцам. Девочке выбирали одно из имен святых, приходившихся на восьмой день до или после рождения, мальчику – только на восьмой день до рождения.

Обряд похорон у старообрядцев был тоже своеобычен. Они хоронили своих покойников не в гробах, а так называемых домовинах, которые выдалбливали из сухого, толстого дерева, обычно из комля сосны, предварительно расколов его на две части. Покойника одевали в белый саван, сшитый по обычаю без единого узла. Во время похорон все родственники плакали с причитаниями.

    1. Музыкальные традиции

Инструментальная музыка не особо популярна в среде семейских. Зато очень любят семейские петь. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Песни чаще всего грустные протяжные, как правило лирические, рекрутские песни и песни тюрьмы, каторги и ссылки. Из-за своеобразного говора их бывает трудно понять. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

Песенное творчество потомков старообрядцев в Забайкалье более ста лет находиться под пристальным вниманием фольклористов, филологов, искусствоведов-музыкантов. В протяжных песнях особенно ярко раскрываются самобытные черты семейской песни – многоголосное исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосная песня – основное достояние фольклорной культуры семейских, их гордость, то, что они сохранили и пронесли сквозь века.

Развитые напевы характерны для многих протяжных песен в различных областях России, но там чаще распевается один слог, что не ведет к искажению слова. Распевание же такого количества дополнительных слогов, частые словообрывы, за счет которых тоже происходит «накручивание кален», характерны только песенной традиций для семейских.

В настоящее время в Бурятии существует множество фольклорных коллективов – участников, дипломантов и лауреатов различных всероссийских и международных фестивалей и конкурсов: «Судьбинушка», «Янтари», «Былина», «Черпачок», «Истоки» Большекуналейский народный хор и др.

    1. Семейные традиции

Для старообрядческой семьи, прежде всего, характерны патриархальность, уважение к старшим, духовная и телесная чистота. Браки между родственниками запрещены до 8-го колена. Главой семьи считался муж. Разводы запрещались. Естественный прирост населения у семейских был самым высоким в Забайкалье, женщины рожали от 10 до 24 детей. Между семейскими и бурятами, несмотря на запрет, издавна существовали не только хозяйственные, но и родственные связи.

Ментальность старообрядцев получила свое достаточно четкое выражение в условиях адаптации в Забайкалье — «не пить, не курить табак, не блудить, трудиться», всякое отступление от этих правил и норм поведения осуждалось и преследовалось самым строжайшим образом и не только церковным проклятием или преданием анафеме, но и мерами всеобщего осуждения.




















Заключение

Исследование показало, что изучение культуры русского народа будет неполным без культурного наследия русского старообрядчества, поскольку старообрядческая культура сохранила исконные духовно-нравственные ценности и идеалы русской народной культуры, которые важно изучать и сохранять в современной России.

Одна из семейских бабушек посетовала, что некому передать это драгоценное наследие. Действительно, в условиях растущей безработицы местного населения, оттока в поисках заработка, снижения интереса молодого поколения к истокам своей семейской культуры и снижении роли семьи в становлении этнического самосознания, возникает проблема сохранения традиционных устоев в современных условиях. Несмотря на все трудности представители данной культуры прилагают все усилия, чтобы сохранить ее в первозданном виде и передать подрастающему поколению.

Поддержка этнокультурных центров семейских со стороны министерств культуры Бурятии и России оказывает огромное влияние на их деятельность. Открытие музеев, создание новых центров, выступления фольклорных ансамблей семейских в других городах России и разных странах мира способствуют тому, что к старообрядческой культуре пробуждается интерес не только со стороны ее исследователей, но и со стороны людей, интересующихся русской культурой и осознающих её непреходящую ценность.

Проблемы сохранения и развития традиций культуры семейских Забайкалья должны решаться комплексно. Их решение возможно в рамках региональной программы, которая могла бы интегрировать усилия ученых, специалистов социально-культурной сферы и образования, предусмотреть всемерную поддержку этнокультурных центров, народных мастеров и коллективов, а также издание научной и учебной литературы.













Библиография

  1. Болонев Ф. Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. – 224 с.

  2. Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. – 340 с.

  3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. XXVI. СПб., 1899.

  4. Маслова Г. С. Русская народная одежда Забайкалья (XIX-XX вв.) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск. 1975. Ч. 2: Забайкалье.

  5. Мотицкий В. П. Старообрядчество Забайкалья. Прошлое и настоящее. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1976. – 79 с.

  6. Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1985. – 448 с.

  7. Покровский Н.Н. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. 1975. № 6. Сер. обществ. наук. Вып. 2

  8. Полное собрание законов Российской империи. http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html

  9. Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: Изд-во ИГУ. 1920. – 81 с.

  10. Смолич И. К. История русской церкви. 1700-1917 / История русской церкви. Кн.8. Ч.2. – М., 1997.

  11. Христианство: словарь / под общ. Ред. Л. Н. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. – 559 с.

  12. Шмурло Е. Ф. История России 862-1917 гг. М.: Аграф, 1997. – 736 с.

1 Никольский Н. М. История русской церкви. – М., 1985. – С. 124-127

2 Шмурло Е. Ф. История России 862-1917 гг. – М., 1997. – С. 342.

3 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. XXVI. – СПб., 1899. – С. 288-289.

4 ПСЗРИ-I. Т. I. № 412.

5 Смолич И. К. История русской церкви. 1700-1917 / История русской церкви. Кн.8. Ч.2. – М., 1997. – С. 119.

6 Христианство: словарь / под общ. Ред. Л. Н. Митрохина и др. – М., 1994. – С. 6.

7 ПСЗРИ-I. Т.IХ. № 6612.

8 Болонев Ф. Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992. – С. 20.

9 ПСЗРИ-I. Т.XVI. № 12272.

10 Болонев Ф. Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992. – С. 23.

11 Болонев Ф. Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992. – С. 43.

12 Мотицкий В. П. Старообрядчество Забайкалья. – Улан-Удэ, 1976. – С. 15-16

13 Болонев Ф. Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992. – С. 43-44.

14 Болонев Ф. Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992. – С. 44.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!