СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Традиционная отечественная педагогика: Педагогические аспекты воспитания дочерей. Методическая разработка."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная отечественная педагогика: Педагогические аспекты воспитания дочерей. Методическая разработка".

Просмотр содержимого документа
«"Традиционная отечественная педагогика: Педагогические аспекты воспитания дочерей. Методическая разработка."»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОЧЕРЕЙ

 От чего зависит гармоничность отношений матери и дочери? Этот вопрос в современное время встает все острее и острее по мере взросления дочери. И многие матери задают себе вопрос: «Почему дочь стала скрытной, раздражительной, непослушной и своевольной? В чем просчеты родительского воспитания?»

Эти просчеты воспитания зачастую скрыты еще до момента рождения ребенка. Иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «Женщины бывают первыми деятелями особенно там, где только загорается луч жизни. Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств, по свойству матерей раскрываются добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

Русские матери знали, что для определения судьбы будущего ребенка так значимы чистота, нравственность, кротость поведения их самих. «Она самому зародышу ребенка предает кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадаться о счастливой будущности детей». Давно уже не является секретом, что великие люди своими качествами были обязаны высокому благочестию матерей: вспомним добродетельных благочестивых матерей Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Елизаветы Федоровны и многих других святых. Как благотворно действует на детей благочестие матерей! Но благочестивы ли мы сами, современные матери? Можно ли надеяться на гармоничность отношений с дочерью, если мы преданы всей мирской суете, страстям и рассеянности? Каким первообразом мы являемся?» Следовательно, первое самое строгое требование мы должны предъявить к себе, каяться в наших грехах и молить Господа помочь нам в исправлении себя.

Дочери доступнее язык сердца матери, она скорее угадает подлинный образ мыслей и чувствований матери, чем её наставления. Если мы сами имеем страх Божий, учимся достойно ходить перед Господом, побуждаем себя на добрые дела, милосердны, то и дочь будет благочестива и иметь высокую нравственность. Но это одно из первых условий, положенных в фундамент крепости взаимоотношений матери с дочерью.

Второе, не менее важное, - нельзя дочь воспитывать на духу сего времени: изнеженной, заботящейся только о себе, о своей успешности в личной жизни, учебе, карьере. Необходимо с раннего возраста приучать дочерей к трудолюбию, выполнению домашних обязанностей. Пусть у дочери будут маленькие, но свои дела. По мере взросления дочери обязанности должны становиться серьезнее и требования матери к их исполнению должны быть регулярными. Исполнение обязанностей с детства искореняет склонность к рассеянности и своеволию, внушает, что нужно любить родителей и повиноваться им. Это чувство очень важно для развития кроткого нрава дочери, для создания ее будущей крепкой семьи.

По-настоящему любящая мать учит дочь с терпением и любовью нести свой крест.

Так, Николай Евграфович Пестов повествует о том, что мать, очень любившая свою дочь, высказывала свои опасения духовнику, что ей нестерпимо думать о предстоящих невзгодах её дочери. Матери очень хотелось принять будущие страдания своей дочери на себя.

Духовник упрекнул её в эгоизме, в том, что, отнимая у дочери крест, она лишает её спасения. «Учите её не опираться на вас, а искать опоры всецело у Господа. И в час, когда вас не будет с ней, она не останется одинокой и беспомощной, без поддержки. Сердце девушки, у которой нет рядом матери и которая не умеет прибегать к Господу, это сердце падает, разбивается и часто загрязняется».

Вот поэтому так важно научить дочерей молиться с раннего детства: выполнять домашнее молитвенное правило и посещать церковные богослужения.

Вместе с молитвами должно учить ребенка правильно налагать крестное знамение. Святой Иоанн Златоуст даёт такое наставление матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукой крестное знамение прежде, чем они сами будут в состоянии делать это. Напечатлейте это знамение на челе их вашими собственными руками». Преподобный Амвросий Оптинский наложению крестного знамения также придавал большое значение. «Веками утвержденный опыт показывает, - пишет старец, - что крестное знамение имеет великую силу на все действия чело­века, во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позабо­титься вкоренить в детях обычай ограждать себя крестным зна­мением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом, пред входом куда-либо, и чтобы дети налагали крестное знамение не небрежно, или по-модно­му, а с точностью, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный».

Преподобный Амвросий Оптинский обращал особое внимание на воспитание детей в страхе перед Богом. «Без внушения страха Божия, - пишет иеросхимонах Амвро­сий, - чем детей ни занимай, это не принесет желаемых плодов в от­ношении доброй нравственности и благоустроенной жизни».

Очень важно воспитывать в дочери послушание - это основа её добродетелей и будущего семейного счастья. Мать должна учить дочь послушанию с младенчества. В «Алфавите духовно-нравственном» схиархимандрита Иоанна (Маслова) читаем: «Без послушания никакой дар не приносит пользы». Мы часто забываем, что Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям и показал Сам пример послушания. Многочисленные примеры полного послушания детей родителям можно найти в жизнеописаниях святых и подвижников благочестия. «Послушание есть признак истинного почитания Бога» («Алфавит»).

И русская классическая литература учит детей послушанию, например, в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина образцом послушания является Маша Миронова, которая не стала противиться воле родителей Гринёва и была награждена впоследствии счастливым браком. Послушна и Мария Болконская родительской воле в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

За непослушание, по мнению святых отцов, ребенка следует наказывать. Наш великий святитель Тихон Задонский поучает: «Юные ненаказанные и в возраст пришедшие суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна».

Нужна умеренность и в наказании. Нужно показывать, по слову святителя, спокойно и любя, тогда дети почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда оно будет на пользу им».

Вообще мать должна больше думать о воспитании души дочери, добрых качеств характера. К сожалению, в последнее время родители все больше думают о том, как бы их ребёнок не был бы хуже окружающих обеспечен мобильным телефоном, компьютером, плеером... И как актуально звучат слова святителя Иоанна Златоуста: «Родители, вы склоняете детей к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы о их душе, как о чем-то ненужном небрежете, а о том, что им действительно излишне, заботитесь как о самом необходимом и важнейшем».

Ведь мало кто из матерей задумывается, что пристрастие к миру делает их дочерей несчастными: «прилепившийся к миру не в состоянии подняться к небу».

В чем же основная причина такого воспитания? Наверное, в том, что такие родители сами не получили должного христианского воспитания и не знают, чему и как учить своих детей. К тому же иногда современная мать не способна по-настоящему жертвовать собой ради своего ребенка, она хочет сама жить красиво и не отказывать себе во благах мира. А ведь это самолюбие, «через самолюбие и прародители наши от Бога отпали». «Самолюбие есть корень всех зол». Чтобы хорошо воспитать дочь, мать сама должна жить благочестиво, иметь страх Божий в душе. Вот тогда вместо новомодных занятий мать будет читать дочери детскую Библию, жития святых… Тогда не встанет вопроса, во что и как одета дочь и как одеваться ей самой? Одежда должна быть скромной, простой, традиционной. Ни в коем случае нельзя одевать дочь в брюки, да и самой матери нельзя их носить, какими бы удобными они ни казались. Каждая мать должна знать, что, одеваясь сама в мужской костюм и одевая в него свою дочь, совершает страшный грех. Во Второзаконии 22; 5 сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие».

Многие родители замечали, что в младенчестве ребенок быстро развивается, умилялись не только первым словам и шажкам, но быстроте заучивания текстов, умению работать с техникой: телевизором, магнитофоном, компьютером. А потом вдруг происходит как бы торможение в развитии: ребенку трудно дается заучивание текстов, запоминание изучаемого материала. И родители начинают обвинять учителей в плохом, неинтересном преподавании. Но проблема здесь намного глубже. Если мы обратимся к православному пониманию ума, то поймем, что наш ум находится в прямой зависимости от духовного нашего состояния. Как пишет Н.В Гоголь, ум «несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно». Вдумаемся в эти слова. Пока ребенок находится в младенческом возрасте, он подобен ангелу, и Господь дает ему способность быстро развиваться. Когда же ребенок взрослеет, то после 7 лет он начинает отвечать за свои поступки, помыслы и дела самостоятельно. Если ребенок не исповедуется, не причащается, то ум его ослепляется, засоряется. Только покаяние и причастие помогают прояснению ума. Не секрет, что девочка в переходном возрасте начинает хуже учиться, неадекватно вести себя, в ней бушуют страсти - «мучающие душу болезни». «Страсти отравляют и умерщвляют душу», отсюда и понижение умственных способностей детей. Если же девочка исповедуется, причащается, молится, да и мама в этот период усиленно молится за нее, просит Божьей помощи в воспитании ребенка, то переходный период протекает намного спокойнее.

Мешает развитию умственных способностей девочки и ее желание нравиться. Иеромонах Порфирий (Левашов) поясняет: «Желание нравиться происходит единственно от испорченного сердца», «Искусство нравиться предполагает совершенную бесхарактерность и безволие,.. предполагает душу без положительного понятия о добре, без самостоятельной мысли о лицах, вещах и явлениях».

Вот поэтому, чтобы дочь не была безвольной, необходимо девочку с раннего детства учить воздержанию. «Христианин должен воздерживаться не только в пище и питии, но и от всякого зла».

Необходимо с детства учить дочь воздерживаться и от злых дел (не ссориться, не драться, не обижаться…) и от злых помыслов. Воздержание поможет воспитанию в дочери целомудрия. Целомудрие - это целостность ума, не поврежденного страстями! Когда девочка целомудренна, то она стыдлива. Иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «…стыдливость есть прирожденный страх невинности… Ослаблять это благодетельное чувство - значит разрушать ограждение самой природы. Потому-то природа и наделила женщин таким преимуществом пред мужчинами, как стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями…»

К сожалению, большинство современных родителей с детства сами, раскрепощая дочерей, ломают этот «прирожденный страх невинности» - чувство стыдливости, а потом удивляются, почему современные девушки так легко нарушают нравственный закон. Зачастую от современных мам можно услышать такие рассуждения: «Пусть поживут сначала гражданским браком, проверят себя». Но прежде чем так рассуждать, нужно помнить: преступивший закон нравственности наказывается. «Грех без казни не бывает». Сможет ли быть счастлива такая девушка в дальнейшем? Девушку, до брака потерявшую целомудрие, можно сравнить с разбитым сосудом, который ничем уже не исправишь.

Для того чтобы оградить дочь от необдуманных поступков, мать должна приучить ребенка всегда советоваться с родителями. И как только девочка пренебрегает советом матери - жди беды! Примеров этому и в классической литературе, и в жизни немало. Важно, чтобы дочь без родительского благословения не делала ничего. Дочь должна помнить грозное предупреждение святителя Тихона Задонского: «Человек, совершающий самое малейшее действие без благословения, подобен язычникам» («Алфавит»).

Немалое значение для воспитания дочери имеет речь ребенка, в которой часто раскрываются его духовные язвы и пороки. Необходимо, чтобы речь дочери была с раннего детства чиста, ясна, спокойна. Пресекать тягу девочки к спору, так как спор несет раздражение, лишает душу мирного устроения, способствует развитию грубости и лишает девочку смирения. Тем более нельзя допускать, чтобы дочь кого-либо дразнила, придумывала прозвища. Такое «безобидное озорство» лишает маленького ребенка способности любить, с детства приучает к нарушению Заповеди Божьей. Вообще необходимо очень бережно относиться к каждому произнесенному слову, потому что «…более всего человек грешит языком».

Мы все хотим, чтобы дочери наши были счастливы, здоровы, почтительны к родителям… Но все это напрямую связано с духовным здоровьем наших детей и с их нравственными качествами. Иеромонах Порфирий пишет: «…дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию…»

Воспитание благонравия дочерей - это залог их крепких семейных отношений с мужем, детьми, родителями. Преподобный Серафим Саровский раскрывает сущность взаимоотношений матери и ребенка: «Чадолюбивая мать не в свое угождение живет, но в угождение детям. Немощи немощных чад сносит с любовью, в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, обувает, согревает, питает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать их малейшего вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей».

Любовь, забота, а часто и самопожертвование матери - залог будущих крепких взаимоотношений с дочерью. Невнимание к дочери со стороны матери - страшный грех. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в учении и наставлении Господнем».




0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!