ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
I. Развитие предмета СОЛЬФЕДЖИО в детских музыкальных школах.
Сольфеджио, что это
Задачи сольфеджио
I. Сольфеджио – это дисциплина, которая даёт учащимся знания и умения охватить всё многообразие различных музыкально-языковых средств. Концепция обучения имеет два направления:
1) Исторический подход к изучению музыкального языка.
2) Совершенствование методики преподавания, которая направлена на оптимизацию работы всех механизмов музыкального слуха. Инновация – это нововведение, где люди стремятся к изобретению нового, необычного, уходящего от традиционных систем. Инновация в преподавании сольфеджио – это переосмысление собственной деятельности, традиционных методик, то есть внесение нового в традиционную педагогику.
2. Задача предмета сольфеджио – организация музыкального слуха учащегося, его развитие и активное использование слуха в творческой, исполнительской практике. Навыки сольфеджио должны опираться на музыкальную грамотность, на воспитание слуха, терпение в овладении знаниями.
II. Традиционные и инновационные методы, применяемые на уроках
сольфеджио.
Традиционные
Инновационные
1. Традиционные методы преподавания.
Метод обучения опирается на образное мышление учащихся, звучание гамм, интервалов, аккордов, - и они интуитивно улавливают эту информацию. Тот же процесс происходит при разборе примеров из музыкальной литературы. И на примере анализа учащиеся делают эту работу самостоятельно (то есть, используя тот же приём подражания).
Существует множество методик традиционного преподавания сольфеджио: Т.Боровик, Т.Зебряк, К.Калинина - они изобретают вокальные метроритмические упражнения, Я в своей практике опираюсь на традиционные программы сольфеджио, совмещая их с современными методиками преподавания.
2. Инновационные методы обучения.
Использование современных образовательных технологий считается обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся. Использование мультимедийных презентаций, информационных и коммуникационных технологий на уроках сольфеджио способствует совершенствованию учебного процесса. Главный вопрос - не упрощать предмет сольфеджио, а сделать его привлекательным и востребованным, возбудить в учащихся интерес к занятиям.
Несколько лет назад в школах стали внедряться новые образовательные технологии:
Интерактивная доска – это не только большой телевизор, это огромный выбор для творчества (в нашей школе интерактивная доска с 20….). Это широкие возможности и простор для творчества учащихся. Для педагога – это создание наглядных мультимедийных ресурсов, разработанные готовые уроки, слайды с ритмическими рисунками, знакомство с нотной грамотой, музыкальными инструментами, нотным письмом, гаммами, интервалами. Всё это делает уроки сольфеджио познавательными и интересными.
Инновационные технологи - мощный инструмент в образовательном процессе современной музыкальной школы. За последние годы создано большое количество обучающих программ, электронных пособий, мобильных приложений для знакомства с нотной грамотой. Как правило,
преподаватели сталкиваются с проблемой заинтересованности в обучении детей предмету сольфеджио, особенно, на начальном этапе обучения. Применение же новых технологий позволяет сделать сольфеджио уроком современным и актуальным.
Использование электронно-образовательных ресурсов на уроках музыкальной литературы.
Применение новых информационных технологий в дополнительном образовании детей – этот вопрос возникает всё чаще. Педагоги стремятся использовать новые технологии и новые формы обучения. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому преподавателю необходимо владеть новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучающимися.
Образовательная деятельность, заинтересованность учащихся – одна из проблем, особенно, в сфере культуры и искусства, где невозможно достичь успеха без использования ЭОР. В нашей музыкальной школе в 20… году была приобретена интерактивная доска. Это сразу позволило:
- Выставить видеоряд фрагментов балета, оперы, музыкальных мультфильмов, концертов классической музыки;
- Зрительный ряд: портреты композиторов, художников, произведения изобразительного искусства, обзоры мировых музеев;
- Творческие задания: интерактивные тесты в виде презентаций биографий композиторов, жанров в музыке, отдельные презентации об определённом историческом моменте, связанном с изучением какого-либо произведения
или периодом жизни композиторов (эпохи барокко, классицизма и т.д.);
- Тестовые задания: тесты применяются для контроля и проверки знаний, для выявления степени обученности.
Использование ЭОР вносит в образовательную деятельность в сфере музыкального искусства положительные результаты: обучение становится увлеченным и интересным, учащиеся слушают и воспринимают музыку, самостоятельно делают презентации. Использование ЭОР облегчает творческую деятельность как педагогов, так и учащихся.
Организация учебно-образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность учебной и трудовой деятельности учащихся, расширяет индивидуальную активность, даёт возможность реализации личностно-ориентированного подхода к обучению.
/1) Башкирова Д.Г. Роль дистанционного обучения в дополнительном образовании.
Калинина И.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах./