СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные и инновационные формы и варианты физического воспитания и оздоровления дошкольников, применение их в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т.Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления. Основные идеи педагогики оздоровления реализуются и в работах доктора педагогических наук Н.Н.Ефименко, а её ключевым принципом является индивидуально-дифференцированный подход. 

Просмотр содержимого документа
«Традиционные и инновационные формы и варианты физического воспитания и оздоровления дошкольников, применение их в ДОУ»



«Традиционные и инновационные формы

и варианты физического воспитания

и оздоровления дошкольников, применение их в ДОУ »

В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, которые представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической развитии. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т.Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления. Основные идеи педагогики оздоровления реализуются и в работах доктора педагогических наук Н.Н.Ефименко, а её ключевым принципом является индивидуально-дифференцированный подход.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам. Далее разрабатывается стратегия и тактика физкультурно-оздоровительной работы с той или иной типологической группой детей.

Отличительной чертой нашей работы явился новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Ключевые моменты этой системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной – постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа – к ходьбе, бегу, прыжкам).

2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.

3. Педагогический «спидометр», или творчество педагога в подборе общеразвивающих упражнений.

4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути.

5. Театр физического воспитания дошкольников, а не обыкновенные физические упражнения (играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать).

6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).

7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.

8. Создай тренажеры сам.

9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.

10. Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.

Мы полностью видоизменили общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий.

Теперь имеет смысл перечислить те девять основных двигательных режимов, которые и составляют базу естественного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [6, с. 8]:

0 – водный (или плавательный)

I – «лежачий»

II – ползательный

III –«сидячий»

IV – стоячий

V – ходьбовой

VI –лазательный

VII – беговой

VIII – прыжковый


Мы использовали традиционные (отмечены значком •) и инновационные (отмечены значком *) формы физкультурно-оздоровительной работы, рекомендуемые в дошкольном образовательном учреждении:

* утренняя гимнастика пробуждения («зарядка»);

* забавные физкультуринки;

* горизонтальный пластический балет («пластик-шоу»);

• занятие по физической культуре в помещении («физкультурная сказка»);

• самостоятельная двигательно-игровая активность детей (свободный стиль);

• занятие по физической культуре на улице («физкультурная сказка»);

• индивидуальное занятие с ребенком (мини-группой детей);

• физкультурная минутка;

• физкультурная пауза;

* гимнастика пробуждения после дневного сна (в условиях спальни);

• физкультурные развлечения;

• закаливающие процедуры;

• подвижные игры (народные, спортивные, авторские);

• малый (или упрощенный) туризм: пешие переходы по пересеченной местности, преодоление определенных естественных препятствий, ориентирование в пространстве и др.;

• эстафеты (с участием двух и более команд);

• соревнования в определенном (адаптированном для дошкольников) виде спорта;

• физкультурный праздник;

• День здоровья;

* физкультурные коррекционные этюды;

* занятие по коррекционному физическому развитию;

* оздоровительные тренинги по пластик-шоу для сотрудников ДОУ (прежде всего, педагогического персонала, непосредственно работающего с детьми) .


Остановимся на некоторых инновационных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста.

Горизонтальный пластический балет (ГПБ) – это новая эстетико-оздоровительная технология, сочетающая в себе элементы физической культуры, хореографии, ритмики, пантомимы, художественной гимнастики, аэробики, аква-аэробики, йоги, пилатеса. Может выступать в качестве отдельной малой формы физического воспитания дошкольников. Начинается программа ГПБ из следующих стартовых поз: позы «эмбриона» (лежа на боку, сгруппировавшись), позы «полуэмбриона» (то же самое, только несколько раскрыв туловище и конечности; похожа на типичную позу сна), лежа на спине, лежа на животе, в позе на низких четвереньках (в собранном коленно-локтевом положении). Большинство поз и упражнений в ГПБ осуществляется в лежаче-горизонтированных, четырехопорных («животных») положениях – можно вести речь о партерной гимнастике, выполняемой в кошачьем стиле.

Для горизонтального пластического балета характерны относительно медленные, спокойные, плавные движения, приближающиеся к естественным ритмам функционирования основных систем организма (частоты дыхания, сердечных сокращений в спокойном состоянии, ритмичных сокращений желудка и кишечника и др.).

Данная форма работы с детьми была использована нами в качестве гимнастики пробуждения, в подготовительной части физкультурного занятия, как фрагмент музыкального занятия, занятия по хореографии, театрализованного представления, а также применялясь для коррекции нарушений осанки у детей и психокоррекции.

В ГПБ максимально полно отражаются образность, музыкальность, хореографичность, эмоциональность, выразительность в ролевых проявлениях, воображение детей. Именно в этой форме (индивидуальной балетной композиции или группового тренинга) можно максимально полно воплотить образы, созданные в воображении, в реальный двигательный рисунок.

Гимнастика пробуждения после ночного или дневного сна стала разумной альтернативой традиционной зарядке. Целью гимнастики пробуждения является создание педагогом таких двигательно-игровых условий, при которых ребенок смог бы естественным образом перейти из состояния сна, покоя, небытия к состоянию оптимальной психофизической готовности. Проводится в виде ситуационной мини-игры, двигательно-игровой сказки, посредством образных движений. Такой разумный переход из одного состояния в другое позволил сохранить позитивный эмоциональный фон, избежать возбуждающего стресса, постепенно подготовиться к активным учебным действиям первой или второй половины дня.

В идеале гимнастика пробуждения должна начинаться на кроватях дома под руководством родителей, после чего дети отправляются в детский сад в необходимом тоническом состоянии. Однако этот вариант не может быть гарантирован – поэтому гимнастика пробуждения выполнялась под руководством педагога уже в ДОУ. Утренняя гимнастика пробуждения, в зависимости тот времени года и погодных (температурных) условий проводилась на улице (на площадке, мини-стадионе, любом другом подходящем для этого месте), а также в помещении (в групповой комнате, в музыкальном или физкультурном зале).

Гимнастика пробуждения после дневного сна всегда проводилась в условиях спальни, на кроватях или с использованием межкроватного пространства (в зависимости от конструкции кроватей и интерьера спальни) сразу после тихого часа. Здесь необходимо учесть основные типы отдыха ребенка (не спящие вообще, нестабильно спящие, крепко спящие), чтобы постепенно вовлекать детей в процесс пробуждения. Для гимнастики пробуждения подходят как раз такие спокойные, мягкие, «кошачьи» движения в состоянии оптимальной (равномерной) нагрузки на позвоночный столб.

«Забавные физкультуринки» – новая, более гибкая и демократичная форма гимнастики пробуждения. Ее отличие от гимнастики пробуждения заключается в том, что в работе с детьми педагог теперь не использует единый игровой сюжет (поскольку дети приходят в детский сад по-разному, также как просыпаются они днем не все одновременно, а постепенно).

Под «забавными физкультуринками» подразумеваются отдельные игровые упражнения, не связанные друг с другом по сюжету, желательно, с веселыми, юмористическими названиями, которые проводятся по эволюционному принципу (от горизонтальных положений – к вертикальным). Удобны для проведения как в помещении, так и на улице. Использовались в качестве динамической разминки в процессе относительно долгой учебной статической деятельности. «Забавные физкультуринки» отличает их веселость, радостность – именно здесь педагог в полной мере может реализовать такой важный для дошкольной педагогики клоунада-стиль (мим-стиль) (по Н. Н. Ефименко), скомороший стиль (по В. Т. Кудрявцеву).

Одной из модифицированных форм физкультурно-оздоровительной работы являются физкультурные развлечения в их новом методическом воплощении – это малая форма, проводимая обычно в виде единой ситуационной мини-игры, в которой обязательно должны присутствовать элементы состязательности (самим с собой) или соревновательности (друг с другом, команды с командой). Желательна также предметно-манипулятивная деятельность: с мячами, кубиками, обручами, гимнастическими палками, вращающимися дисками, эстафетными палочками, ленточками, скакалками, шариками и т.д. Под «волшебным действием детей» предметы как бы оживают и становятся равноправными участниками игрового действия («ловкий обруч», «стул-непоседа», «любопытный мяч» и др.). Физкультурные развлечения проводились как в помещении, так и на улице ‒ особенно характерны они для летнего оздоровительного периода.

Физкультурная сказка – это новый тип занятия по физической культуре, в основу которого положен спектакль, целостное игровое действо с хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Здесь есть увертюра, развитие сюжета, его кульминация и послесловие, мораль. Это – «Театр физического воспитания». Такие физкультурные сказки разрабатывались педагогом на основе больших тематических игр, запланированных для реализации в данном конкретном ДОУ. Они были увязаны с календарем, государственными праздниками, значимыми датами, региональными особенностями, а также другими образовательными направлениями. В широком смысле слова мы использовали метод погружения в тему, когда во всех образовательных областях педагоги с разных сторон, под разным углом и с помощью различных методических приемов исследуют вместе с детьми какую-либо тему: «Осень золотая», «Бородинское сражение», «Новогодняя сказка», «Весна-красна», «В мире животных», «Будь здоров!» и т.д. Именно в этой форме наиболее полно может быть учтен принцип сопряженного психофизического развития.

Учитывая тот факт, что большинство дошкольников нуждаются в профилактике и коррекции тех или иных двигательных нарушений, нами была предложена инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в виде коррекционных физкультурных этюдов. Они представляют собой фрагменты (элементы, наброски) занятия по коррекционному физическому воспитанию, направленные на полное или частичное решение одной из двигательных задач (снять напряжение в шейно-воротниковой зоне и улучшить мозговое кровоснабжение; осуществить дозированное вытяжение позвоночного столба для профилактики и коррекции сутулости; улучшить подвижность и кровоснабжение в пояснично-тазовой области; стимулировать вялые подошвенные мышцы при наличии плоскостопия и т.д.). Реализуется эта форма в стиле театрализованного действия с эмоциональными ролевыми проявлениями. Коррекционным физкультурным этюдом мы заполняли любую возникающую в образовательном процессе паузу.

Большое значение в реализуемых формах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками отводилось речевому развитию детей (включая аспект коррекции). Система «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» предусматривает:

• опорные воздействия на «предплечье-область лучезапястного сустава-кисть» и их влияние на речевое развитие детей;

• развитие мелкой моторики кистей (пальцев) и ее роль в активизации речевого развития ребенка;

• развитие координации общей и мелкой моторики (включая артикуляционную);

• нормализацию мышечного тонуса в теле, конечностях, артикуляционном аппарате и мимических мышцах; разблокировку энергетических каналов (снятие мышечных «панцирей», по В. Райху);

• улучшение дыхания, дыхательной составляющей речи;

• озвучивание и оречевление движений (двигательно-логопедическая коррекция);

• позитивная двигательная эмоциональная составляющая в речевом развитии детей;

• общерелаксационные техники;

• массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений;

• музыку в преодолении речевых нарушений;

• комбинированные варианты воздействия.


Особо следует отметить большие возможности использования природных факторов для закаливания организма детей. В соответствии с СанПиН, закаливание детей предусматривало следующую систему мероприятий:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) использовали дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОО, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняли по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки».

При проведении закаливающих процедур мы руководствовались следующими общими принципами:

- закаливающие процедуры должны быть не отдельными, фрагментарными мероприятиями, а системой, образом жизни педагога и детей;

- закаливание воздухом и водой нужно производить постепенно и последовательно;

- во время закаливающих процедур дети обязательно должны двигаться;

- не следует слишком тепло одевать детей, особенно во время их движений: в этом случае сосуды рефлекторно расширяются и отдача тепла организмом усиливается (наступает противоположный, охлаждающий эффект!);

- желательно, чтобы рефлекторные зоны терморецепторов (а это область рта и носа) были открыты для доступа атмосферного воздуха – в этом случае реакция организма на холодный воздух будет адекватной.

Единение ребенка и природы – очень важная составляющая физического воспитания и оздоровления дошкольников.

Гигиенические факторы являются неотъемлемой составляющей физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО, обеспечивая при этом упреждающий, профилактический эффект в возникновении различных заболеваний. К гигиеническим факторам для детей в дошкольном образовательном учреждении принято относить:

• мероприятия по личной гигиене;

• мероприятия по гигиене быта;

• мероприятия по гигиене занятия;

• мероприятия по гигиене отдыха (восстановления);

• мероприятия по гигиене сна;

• мероприятия по гигиене питания;

• мероприятия по гигиене трудовой деятельности;

• мероприятия по гигиене психики;

• мероприятия по гендерной гигиене (для мальчиков и девочек).


Работа ДОО в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогических коллективов нашли свое развитие в будущем.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!