СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трагедийное и обыденное в произведениях А.П. Чехова. Поиск «общей идеи» в творчестве писателя. Анализ рассказа «Студент» (1894). Лиризм рассказа «Дама с собачкой» (1899).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выяснить соотношение трагедийного и обыденного в художественном мире Чехова (на примере рассказов «Студент» и «Дама с собачкой»). Рассмотреть, как писатель решает проблему поиска «общей идеи» в рассказе «Студент». Исследовать лирическое начало в рассказе «Дама с собачкой» и способы его создания.

Просмотр содержимого документа
«Трагедийное и обыденное в произведениях А.П. Чехова. Поиск «общей идеи» в творчестве писателя. Анализ рассказа «Студент» (1894). Лиризм рассказа «Дама с собачкой» (1899).»



Тема урока. Трагедийное и обыденное в произведениях А. П. Чехова. Поиск «общей идеи» в творчестве писателя. Анализ рассказа «Студент» (1894). Лиризм рассказа «Дама с собачкой» (1899).

Цели урока: выяснить соотношение трагедийного и обыденного в художественном мире Чехова (на примере рассказов «Студент» и «Дама с собачкой»). Рассмотреть, как писатель решает проблему поиска «общей идеи» в рассказе «Студент». Исследовать лирическое начало в рассказе «Дама с собачкой» и способы его создания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Вопросы для проверки домашнего задания 
1. Почему чеховский рассказ воспринимался как явление, разрушающее традиционные каноны литературы? 
2. С помощью каких приемов А. П. Чехову удается на минимальном повествовательном пространстве рассказать о целой человеческой жизни? 
II. Слово учителя по рассказу «Студент». 
Материалы для учителя 
Своеобразие чеховского письма состоит в особом ощущении драматизма жизни. Чехов исследует в своих произведениях не социальное зло («среду») — эта тема в русской литературе была исчерпана к 80-м годам, — но выдвигает на первый план личность и рассказывает «скучную историю» благополучной жизни, которая при ближайшем рассмотрении оказывается герою «чужой». В ней ничего не происходит, в ней отсутствует «общая идея». Редкий миг гармонии в художественном мире Чехова открывается героям, прислушавшимся к жизни, к ее ритму и вступившим в диалог с ней. 
Принцип объективности письма — важная, но не единственная для характеристики стиля Чехова координата. Объективность повествования дополняется в художественном мире этого писателя особым лиризмом, который придает прозаическим произведениям неповторимый чеховский колорит. 
Рассмотрим с этой точки зрения рассказ «Студент» (1894). Сам Чехов считал его «наиболее отделанным». По свидетельству И. А. Бунина, рассказу «Студент» Чехов отводил исключительное место среди своих произведений. 
Перед нами характерное чеховское произведение, в основе которого «случай» из жизни студента духовной академии Ивана Великопольского. Вдовам на огороде он рассказывает (анекдотическая ситуация) притчу о предательстве Христа любимым учеником. Новозаветная реминисценция единственное «событие» в рассказе. Событийный ряд заменяется выражением состояния («подробностей чувств») персонажа. Многое в чеховских персонажах остается невыясненным, и это одна из особенностей его характерологии. Настроение изменяется как-то вдруг, внешне не мотивированно, оно подготовлено ритмической и фонетической организацией рассказа.

В рассказе практически отсутствует мотивировка происходящего, а сюжетное движение организовано как ассоциативный поток настроения с двумя контрастными темами, заявленными в начале рассказа: холода — тепла, мрака — света. Эти темы имеют прямое и обобщенно-символическое значение. Для их разработки важна пространственно-временная организация рассказа. 
Хронотоп определен конкретным временем (страстная пятница) и ограниченным пространством. Подробность православного календаря выполняет в рассказе не только сюжетообразующую, но и смысловую функцию. Благодаря ей возникает ассоциативный ряд и изменяется масштаб повествования: то, что «происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему». На пересечении этих временных пластов возникает миг откровения. Он фиксирует переход от мрака к свету, от безнадежности к надежде. Субъективное ощущение персонажа — «радость» — событие его внутренней жизни. Случайный эпизод открывает закономерность вечного круговорота жизни с неизбежным движением от мрака к свету, приближает героя к пониманию себя в контексте вечности и наполняет рассказ философским содержанием. 
Авторская позиция в рассказе приглушена, Эта «сдержанность» создает необходимый фон для проявления формальных особенностей текста. По мнению Чехова, произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление».

Существенной особенностью стиля Чехова является музыкальность его прозы. В письме к одному из своих корреспондентов он отмечал: «Корректуру я читаю не для того, чтобы исправить внешность рассказа: обыкновенно в ней я заканчиваю рассказ и исправляю его, так сказать, с музыкальной стороны». Начало и финал рассказа «Студент» контрастны друг другу как страстная пятница и пасхальное воскресенье. Безысходность начала передана фонетическим образом «жалобного гудения»: «Гудело, точно дуло в пустую бутылку», «в лесу неуютно, глухо и нелюдимо». Заключительный абзац звучит в иной тональности: «Правда и красота… всегда составляли главное», «сладкое ожидание счастья – таинственного счастья, овладевало им мало-помалу…». Звучание и ритм фразы – один из чеховских способов создания настроения и звукового образа произведения. 
Финал произведения подчеркнуто оптимистичен. «Общая идея» осмыслена в нем как понимание связи прошлого «с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого». 
III. Беседа с учениками
Вопросы для беседы с учениками
 
1. Какова художественная организация рассказа «Студент»? 
2. На чем сосредоточено преимущественное внимание писателя: на изображении событий или рассказе 
о «подробностях чувства»? 
3. Как соотнесены в рассказе внешний и внутренний сюжеты? 
4. Чем обусловлена психологическая мотивировка поведения персонажа? Попробуйте проследить изменение душевного состояния Ивана Великопольского. 
5. В какой момент происходит перебив
 эмоционального тона рассказа? Чем он обусловлен? 
6. Какими штрихами показывает Чехов перемену в настроении Анфисы и Лукерьи?

7. Возможно ли применительно к чеховскому психологическому рисунку говорить о «диалектике души» героя? 
8. Какую роль в рассказе играют пейзажные описания? 
9. Какова пространственно-временная организация произведения? 
10.
 Найдите пространственные ориентиры рассказа и определите их художественную значимость. 
11.
 В чем состоит особенность временной организации повествования? 
12. Какова художественная функция воспоминаний? 
13. Рассмотрите использование приема контраста в композиционной структуре рассказа. 
IY. Слово учителя по рассказу «Дама с собачкой» 
Материалы для учителя 
Современники по-разному оценивали рассказ А. П. Чехова «Дама с собачкой»Так, Н. А. Лейкин, которого Чехов считал «литературным крестным батюшкой», писал в одном из писем: «Небольшой этот рассказ, по-моему, совсем слаб. Чеховского в нем нет ничего... Рассказывается, как один пожилой уже приезжий москвич-ловелас захороводил молоденькую, недавно только вышедшую замуж женщину, и которая отдалась ему совершенно без борьбы. Легкость ялтинских нравов он хотел показать, что ли!» Лейкин обозначил внешний сюжет произведения — «случай» из курортной жизни, с ясно очерченными «границами любви», когда оба героя сознают временность и бесперспективность этого романа. Он прочитывается без усилий и вписывается в традиционную мелодраматическую схему. Курортное приключение заканчивается во второй главе — прощанием героев, и этим практически исчерпывается внешний (событийный) сюжет. 
В чеховском описании событий и их участников преобладает ироническая тональность. Однако чеховская простота обманчива. Будничная логика фактов скрывает внутреннюю тему. Важным для писателя оказывается показать состояние духа персонажа. «Дама с собачкой» — это откровение человеку о себе, о непредсказуемости собственных поступков. Внутренний сюжет интенсивной духовной жизни развивается на фоне внешнего сюжета, практически лишенного событийности, С третьей главы внимание автора сосредоточено на его развитии. Чехов фиксирует настроение героя, его самоощущение. В некоторых методических пособиях утверждается, что герои «духовно преображаются» под влиянием охватившего их «большого поэтического человеческого чувства». Очевидно, речь должна идти не столько о преображении героев, сколько об осознании ими двойственности существования, о том, что личность невозможно ограничить рамками внешнего (бытового) порядка. 
«Пробуждение человеческого в человеке у Чехова начинается с любви», — проницательно заметил З. С. Паперный, и это важно помнить. К Гурову вместо внешнего скольжения по поверхности приходит сознание собственной внутренней неоднозначности. Однако это новое, истинное знание скрыто от всех. Это его «личная тайна», которая не обнаруживает себя в движении внешнего сюжета. 
Уходит план изображения внешней конкретики, писателя интересует история драматического влияния случая на привычно текущую жизнь героев. Тональность повествования приобретает лирико-драматическое звучание, ирония становится неуместна. 
Внешний и внутренний сюжет в единое художественное целое объединяет мотив «безостановочного убывания времени» (В. Камянов). Каждый из персонажей вовлечен в поток времени и ощущает его движение, каждый ведет свою тему времени. В этом смысле весьма показательна первая реплика, произнесенная героиней: «Время идет быстро...» Во второй главе эта тема получит дальнейшее развитие: «Хотелось пожить — есть же другая жизнь!» 
В ином ракурсе осмыслена тема времени Гуровым: ощущение неумолимого хода времени переживается персонажем и при встречах с Анной Сергеевной, и при виде ее молодости: «Но тут все та же несмелость, угловатость неопытной молодости, неловкое чувство…» (I1 гл.) Мотив уходящего времени вновь зазвучит в рассуждениях Гурова об Анне Сергеевне, когда он станет отыскивать в ее облике черты неизбежного увядания (IУ гл.). 
Движение психологического сюжета, связанного с внутренним миром Гурова, располагается между двумя размышлениями персонажа, переданными в форме несобственно-прямой речи («Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете... Все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших идеалах, своем человеческом достоинстве» (II гл.) — «Он почувствовал сострадание к этой жизни, еще такой теплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блекнуть и вянуть, как его жизнь» (IУ гл). Лирические размышления автора во второй главе о шуме моря, говорящем о покое, о вечном сне, нас ожидающем, зеркально отразятся в субъективно переживаемом и физически ощущаемом Гуровым движении времени. Это трагическое знание открывает незнакомое ему ранее чувство сострадания к женщине и бросает лирический отблеск на эту историю любви. 
Развязка внешнего сюжета не разрешает тупиковой ситуации, в которой оказываются герои рассказа, но для внутреннего сюжета финал разомкнут, перспектива открыта. Главный итог финала состоит в том, что первоначально замкнутый мир теперь открыт навстречу другому и впереди работа преодоления одиночества. 
В этом рассказе Чехов рассуждает о быстротечности жизни, о том, что все на свете проходит. (Эта тема впоследствии отзовется в «Вишневом саде».) За внешним трагизмом суетности мелочей скрываются необратимость движения времени и неминуемое приближение старости. Сюжет уходящего времени становится важнейшим и определяет движение внутреннего сюжета и философскую проблематику рассказа. 
Внутренний строй чеховского рассказа ориентирован на законы лирики. Сохраняя объективный тон повествования, писатель стремится изобразить не событие или героя, но выразить настроение, передать ощущение. В его произведениях, подобно тому, как это бывает в стихотворениях, мы ощущаем присутствие чего-то полураскрытого, недосказанного, что в действительности оказывается самым важным. 
Лирическое настроение в рассказе создается с помощью пейзажа. В качестве примера можно рассмотреть описание ночной Ореанды (II гл.). С одной стороны, это фон, эмоционально созвучный состоянию героев, с другой — описание моря с его вечным шумом становится для автора поводом для размышлений о вечности жизни и сиюминутности человека на земле. Возникает лирическая тема Чехова о гармонии вечной природы и дисгармонии конечной жизни людей. Рассказ построен на переходах от житейских частностей к размышлениям о вечном море и недолговечности каждого из нас. С помощью пейзажа Чехов вводит в рассказ философскую тему уходящего времени, а море и его шум становятся поэтическим символом вечности. 
Важно обратить внимание на технику выполнения Чеховым описаний природы. Пейзаж в его мире – это сочетание непредсказуемо возникших деталей. Подобная импрессионистичность разрешает вполне определенную художественную задачу. Автор не стремится создавать изобразительные картины внешнего мира, но пытается выразить и передать едва уловимые переживания персонажей. Его пейзажи оказываются «психологически активными» (В. Камянов). Они включают в себя момент впечатления, душевной реакции персонажа на то или иное явление. Вспомним, например, описание зимы в Москве или серого города С. (III гл.). Внутренний мир персонажа А. П. Чехов раскрывает, ориентируясь, с одной стороны, на законы драмы (душевное состояние героя должно быть понятно из его действий), с другой – лирики (внимание фиксируется на внешних проявлениях чувства персонажа, которые становятся знаками его внутреннего мира). Чехов сосредоточивает внимание читателя на какой-либо одной доминантной черте персонажа. Так, эволюция внутреннего состояния Гурова, эволюция отношения Гурова к женщине выражается в следующих репликах: «Низшая раса» (1 гл.), «Что-то в ней есть жалкое все-таки (1 гл.), «Каких только не бывает в жизни встреч!» (II гл.), «Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте» (III гл.), «Вот тебе и дама с собачкой... Вот тебе и приключение…» (III гл.). 
Вместо развернутого описания состояния героя с помощью внутреннего монолога А. П. Чехов дает намек, легкий штрих, который должен раскрыть читателю настроение персонажа. Об этой стороне стиля писателя размышлял Л. Н. Толстой: «У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов: смотришь, человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадают под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние и в общем получается цельное впечатление», А. П. Чехов фиксирует изменяющееся настроение героя, которое прямо не называется, но проявляется — «материализуется — в подробностях внешнего вида, лейтмотивных жестах (деталях), в «случайных» (сюжетно немотивированных) репликах. 
Так, вопрос дочери Гурова: «Почему зимой не бывает грома?» — можно не заметить при беглом чтении, пропустить как малозначащий. Между тем эта «случайная» реплика играет важную роль для понимания всего произведения. Во-первых, она принадлежит дочери Гурова, которая, очевидно, является одним из важных «обстоятельств», не позволяющих герою принять окончательное решение. Во-вторых, с помощью этой «случайной» реплики писатель обращает внимание читателя на протяженность во времени этого затянувшегося романа. Важно обратить внимание, что последующий за этим внутренний монолог Гурова, данный в форме несобственно-прямой речи, означает паузу, своеобразную остановку в развитии сюжета. Это момент формулировки персонажем какого-либо решения, следствие внезапного понимания им своих взаимоотношений с другими людьми, Прочитанная в контексте, эта «случайная реплика проясняет внутренний смысл размышлений Гурова о невозможности изменить что-либо в естественном течении событий: «Он... думал о том, что вот он идет на свидание и ни одна живая душа не знает об этом и, вероятно, никогда не будет знать. У него было две жизни...» В подтексте этого фрагмента звучит лирическая тема вечного несовпадения между людьми, трагического несоответствия реального и идеального. 
Авторская установка на выражение состояния персонажа вызывает эффект сопереживания с ним, пробуждает активность читателя, Случайная деталь или неожиданное сравнение создают особый поэтический эффект. В чеховских сравнениях соединяются образы из разных смысловых рядов, каждое из сравнений оказывается семантически значимо. Отражаясь друг в друге, они провоцируют у читателей возникновение ассоциативного ряда, что характерно для лирических произведений. Например, «кружева на их белье казались ему (Гурову) тогда похожими на чешую» (II гл.), «было впечатление растерянности, как будто кто вдруг постучал в дверь» (II гл.), «она задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине» (II гл.). 
Сравнения помогают А. П. Чехову создать лаконичный и в то же время объемный образ, они придают тексту неповторимый колорит: переводят предмет из плоскости прозаического видения в сферу поэтического ощущения. 
Прозе А. П. Чехова присуща музыкальность. Она создается особым ритмом повторов, причем повторяться могут как эпизоды, так и детали или сравнения. «Безумие» любви героев передается с помощью повторяющегося сравнения. 
Объясняя свое «падение» Гурову, Анна Сергеевна признается: «И здесь все ходила, как в угаре, как безумная...» (II гл.). В финале этой же главы Гуров после прощания оценивает все происшедшее с ними как «сладкое забытье», «безумие». Заявленная тема получает дальнейшее развитие в мыслях Гурова о «куцей, бескрылой жизни», которую он сравнивает с жизнью в «сумасшедшем доме» или «арестантских ротах». В этом монологе сравнение из плоскости оценки внутреннего состояния персонажа трансформируется в мотив несвободы, который имеет подчеркнуто негативный характер. В финале рассказа обозначенная тема вновь прозвучит, но в смягченной, опоэтизированной тональности, когда к героям рассказа приходит понимание того, что «сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках» (IV гл.). Используя повторяющееся сравнение, А. П. Чехов разрабатывает лейтмотивный сюжет обреченности героев на одиночество и несвободу. Эта тема не так прожитой жизни является сквозной для всего творчества писателя. В рассказе «Дама с собачкой» она разрешена в подчеркнуто лирической тональности. 
Исследователями чеховского творчества замечено, что музыкальность его прозы достигается особым построением фразы. «Это своеобразие и музыкальность языка, — отмечал Н. Н. Шанский, часто дает определенная ритмико-синтаксическая фигура, которая создается троекратным повторением однородных синтаксических единиц как отдельных членов предложения, так и целых фраз». Например: «Она казалась красивее, моложе, нежнее, чем была» (II гл.), «и то, что было на молу, и раннее утро с туманом на горах, и пароход из Феодосии, и поцелуи» (III гл.), «она глядела на него со страхом, с мольбой, с любовью» (III гл.). Возможно добавить, что эти троекратные повторения присутствуют не только на уровне слов и словосочетаний, но и на уровне части слова: «Эта их любовь изменила их обоих». 
Очень важны в поэтике А. П. Чехова слова со значением неопределенности: «почему-то», «как-то», «что-то». Например: «...что-то в ней есть жалкое все-таки» ((II гл.), «...в его натуре было что-то привлекательное, неуловимое» (1 гл.), «...эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова» (III гл.). Используя неточные слова, Чехов решает вполне определенные задачи: с их помощью выразить душевное состояние персонажей, что ему вполне удается. Эти слова создают атмосферу неустойчивости и зыбкости происходящего, Вместе с тем они свидетельствуют об отсутствии категоричности и однозначности в позиции автора, не желающего навязывать свою волю читателям. 
Однозначность и определенность происходящего разрушают в чеховском тексте также противительные союзы «а» и «но», которые соединяют части предложений в пределах одного синтаксического целого. В качестве примера можно привести фрагмент текста из первой главы, где в форме несобственно-прямой речи даны самохарактеристики Гурова и Анны Сергеевны во время их знакомства: «по образованию филолог, но…», «готовился когда-то петь в частной опере, но...», «она выросла в Петербурге, но...» (1 гл.). В подчеркнуто повторяющемся союзе «но» обозначена ироническая ситуация несовпадения в прошлой жизни героев, с одной стороны, и скрыта трагедия невозможности совпадения в будущем — с другой. В финальном предложении рассказа («И казалось, что еще немного — И решение будет найдено, И тогда начнется новая, прекрасная жизнь; И обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко И что самое сложное И трудное только еще начинается») преобладающим становится союз «и». Он создает особый ритмический рисунок, лирический по своей природе, свидетельствующий о возникающем понимании, о возможном приближении к решению вопроса. Однако слово «казалось» разрушает эту иллюзию и делает зыбким и весьма неопределенным ожидаемое будущее… 
Финалы чеховских произведений называют «открытыми». Они напоминают концовки лирических произведений, о которых Т. Сильман сказала: «В подлинно лирическом стихотворении никаких «вопросов» о дальнейшем, так же как никаких разъяснений, быть не может. Сказано мало, но для «закрытия» сюжета, для его внутреннего завершения 
сказано вполне достаточно. Остальное предоставляется активности читателя — как во всяком произведении с глубинным вторым планом», В чеховских произведениях вопросы поставлены, но ответы на них обращены в будущее, оставлены за рамками рассказа (повести, пьесы). 
В финале рассказа «Дама с собачкой» автор оставляет своих героев в психологическом тупике. Они не могут расстаться (тогда их жизнь утратит всякий смысл) и не имеют сил остаться навсегда вместе (в силу объективных обстоятельств или нравственных принципов). И все же в этих встречах есть своя тайна и поэзия: их никогда не коснется быт. В финале слышны различные интонации: авторская ирония над героями, пытающимися скрыться от себя за ничего не значащими разговорами о будущем, драматические переживания того, что никогда не произойдет, элегические ноты сожаления о том, как безжалостно уходит время.

Y. Беседа с учениками.

 Вопросы для беседы с учениками 
1. Какие события происходят в рассказе «Дама с собачкой»? 
2. Как соотнесены в рассказе внешний и внутренний сюжеты? 
3. Какова временная организация рассказа? Какое значение имеет мотив уходящего времени? 
4. Что в большей степени интересует автора: подробности чувств героев или изображение событий? 
5. Представлены ли в рассказе психологические мотивировки поведения героев? С помощью каких приемов Чехов показывает внутренний мир персонажей? 
б. В чем проявляется двойственность главного героя произведения? 
7. Как возникает и реализуется в произведении конфликт между внешней (обыденной) жизнью и внутренним (драматическим) состоянием героя? 
8. Прочитайте финал произведения. Как вы определите его тональность: элегический
— драматический — иронический? 
9. Каковы формы выражения авторской позиции в рассказе: образы-лейтмотивы, поэтические символы, подтекста? 
10. Как решает Чехов вопрос о счастье человека? Какое значение имеет в его представлении семейное счастье? 
11.
 Какова художественная функция пейзажа в рассказе? 
12. С помощью каких художественных приемов Чехов придает рассказу лирическую окраску? 
13. Выясните художественную функцию детали в рассказе Чехова. 
14. Что такое «случайные» детали? Какую роль они играют? 
Выводы по уроку. 

В центре внимания Чехова не исключительное событие, но обыденная жизнь людей и особенности их внутреннего мира. 
Описание обыкновенной на первый взгляд истории провоцирует постановку важнейших этических проблем, например таких, как содержание и смысл человеческой жизни. Чехов пишет об испытании человека бытом, о трагизме мелочей и готовности личности к повседневному усилию для их преодоления. Трагично, с точки зрения Чехова, не только исключительное, но и обыкновенное, обыденное, подчас скрытое в «случайных» мелочах. Это основные темы творчества писателя 1890—1900-х годов. 
В художественном мире А. П. Чехова обыденная жизнь при детальном рассмотрении оказывается трагической. Внешний — событийный — ряд дополняется внутренним сюжетом, ориентированным на подробности чувства персонажей, их настроение. Герои, и вместе с ними автор, мечтают о другой, осмысленной жизни. Миру разъединения и одинокого существования противостоит мир человеческого понимания и достоинства, и тогда повествование Чехова выходит в план трагедийный и лирический. Идеальное у Чехова практически всегда выведено за рамки материального и связано с работой человеческой души. Это может быть откровение и возникшее родство душ («Студент») или шум моря и человеческое понимание без слов и сострадание к другому («Дама с собачкой»). 
Проза А. П. Чехова раскрепощена от централизующей роли сюжета. В ней отсутствуют необходимые внешние мотивировки происходящего, она открыта миру случайностей. «Случай» в структуре чеховского рассказа становился способом постижения философских законов жизни. Отсутствие четко выраженной авторской позиции компенсировалось иными художественными средствами: детализацией, пространственно-временной и ритмической организацией текста, усилением символической образности. Названные особенности создают лирический подтекст чеховской прозы. 
А. П. Чехов представляет мир в его нерасчлененной полноте (звук, цвет, запах...) и общезначимости. В своих рассказах он утверждает важность единичного, преодолевая иерархию высокого и низкого, главного и второстепенного, значимого и случайного. 
По мнению Л. Н. Толстого, Чехов стал «истинным и несравненным художником жизни», уничтожив границу между прозой жизни и ее поэзией. 
А. П. Чехов создал новую эстетическую модель рассказа, противостоящую традиции классической литературы, и во многом определил пути развития русской прозы ХХ века. 
Домашнее задание 
1. Каковы особенности сюжетного построения рассказа? Почему ослаблена сюжетная интрига повествования? Какую роль играет внутренний сюжет? 
2. Основываясь на проведенном в классе анализе произведения, рассмотрите формы выражения авторского сознания (образы-мотивы, поэтические символы, подтекст). 
3. Какова оценка творчества А. П. Чехова Л. Н. Толстым? Почему именно в Чехове Толстой увидел соперника? 
4. Прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!