СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трагическая судьба Анны Карениной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развивать умение анализировать текст; выяснить, как развивается образ главной героини.

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина»; репродукция картины М.А. Врубеля «Свидание Анны с сыном».

                                                    

Ход урока

 

I.   Проверка домашнего задания

  • Каково значение образа Анны Карениной в системе образов романа?

      (Анна Каренина заглавная героиня романа. Как мы помним, замысел писателя родился из этого образа: «тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя». Толстой словно следует за Пушкиным, размышляя, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. В этом смысле Толстой развивает традиции русской классической литературы. Анну приводит к гибели её страсть. Размышления Левина о разрушительной силе страстей это размышления и самого Толстого. Мысль автора связывает таким образом главных героев романа.)

  • Как начинается история Анны и Вронского?

      (Герои впервые появляется на страницах романа в главе ХVIII первой части. Мы видим её глазами Вронского, который приехал на вокзал встретить свою мать. Анна ехала с ней в одном вагоне. Вронский «почувствовал необходимость ещё раз взглянуть на неё не потому что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей её фигуре, но потому что в выражении миловидного лица... было что-то особенно ласковое и нежное... Как будто избыток чего-то так переполнял её существо, что мимо её воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке». В этом описании можно разглядеть зачаток будущих отношений Анны и Вронского, её внутреннюю силу, её жажду жизни.

      Катастрофичность этих отношений предсказана несчастьем, случившимся на железнодорожной станции: поездом раздавило сторожа. Анна чувствует, что это дурное предзнаменование». Оно действительно оправдывается Анна погибла, бросившись под поезд.)

 

Просмотр содержимого документа
«Трагическая судьба Анны Карениной»


Уроки 5–6.

Семинар.

Трагическая судьба Анны Карениной


Цель урока: развивать умение анализировать текст; выяснить, как развивается образ главной героини.

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина»; репродукция картины М.А. Врубеля «Свидание Анны с сыном».


Ход урока


I. Проверка домашнего задания

  • Каково значение образа Анны Карениной в системе образов романа?

(Анна Каренина заглавная героиня романа. Как мы помним, замысел писателя родился из этого образа: «тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя». Толстой словно следует за Пушкиным, размышляя, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. В этом смысле Толстой развивает традиции русской классической литературы. Анну приводит к гибели её страсть. Размышления Левина о разрушительной силе страстей это размышления и самого Толстого. Мысль автора связывает таким образом главных героев романа.)

  • Как начинается история Анны и Вронского?

(Герои впервые появляется на страницах романа в главе ХVIII первой части. Мы видим её глазами Вронского, который приехал на вокзал встретить свою мать. Анна ехала с ней в одном вагоне. Вронский «почувствовал необходимость ещё раз взглянуть на неё не потому что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей её фигуре, но потому что в выражении миловидного лица... было что-то особенно ласковое и нежное... Как будто избыток чего-то так переполнял её существо, что мимо её воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке». В этом описании можно разглядеть зачаток будущих отношений Анны и Вронского, её внутреннюю силу, её жажду жизни.

Катастрофичность этих отношений предсказана несчастьем, случившимся на железнодорожной станции: поездом раздавило сторожа. Анна чувствует, что это дурное предзнаменование». Оно действительно оправдывается Анна погибла, бросившись под поезд.)


II. Объяснение преподавателя

Надо сказать, что Толстым образ железной дороги понимался как враждебный человеку. Крушения и несчастные случаи на железных дорогах производили ужасное впечатление, вызывали страх перед «чугункой»: «Что ни дорога, то душегубка», – говорилось во «Внутреннем обозрении» «Отечественных записок» (1875, VI). «Железные дороги – душегубки», – писал Некрасов в поэме «Современники».


III. Диспут по теме семинара

  • Каковы представления Вронского о семейной жизни?

(Вронский появляется в романе как предполагаемый жених Кити. Однако сам он так не считает. Ему нравится ухаживать за Кити, однако он не строит планов жениться на ней. «Вронский никогда не знал семейной жизни». Мать его была в молодости «блестящей светской женщиной», имела «много романов, известных всему свету», отца он почти не помнил, «был воспитан в Пажеском корпусе». Для Толстого важно показать истоки краха Вронского в попытке устроить семью, пусть и «незаконную» с Анной.)

  • Как открывается Анна в эпизодах примирения Долли с мужем, в эпизодах с Кити, с детьми Долли?

(Анна тактично содействует примирению Долли со своим братом, Стивой Облонским. Влюбчивая натура брата, очевидно, была сходной с натурой Анны, которая до встречи с Вронским не предполагала этого в себе. Искренним сочувствием, состраданием Анна добивается того, что Долли прощает своего неверного мужа, причинившего ей столько горя. Стива изображён славным, весёлым, общительным, влюбчивым человеком, который всем нравится, но который ни за что не отвечает. Он полон жизни, которая заключается для него в приятном времяпрепровождении и в полном безразличии к службе.

Анна располагает к себе Кити, сестру Долли своей простотой и открытостью: Кити «чувствовала себя не только под её влиянием, но чувствовала себя влюблённой в неё, как способны влюбляться молодые девушки в замужних и старших дам». Дети Долли, племянники Анны, буквально ходят за ней по пятам, льнут к ней. Всё это говорит об особой притягательности, обаянии Анны, её естественности: ведь дети легко могут распознать фальшь.)

  • Как меняется отношение Кити к Анне на балу?

(Кити видит Анну в разгаре бала «совершенно новою». «Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения». Состояние Анны Толстой описывает через обострённые ощущения Кити. Девушка поняла тайную, едва начавшуюся, но уже неразрывную связь Вронского, в которого была влюблена, и Анны, которой восторгалась: она испытывала «отчаяние и ужас». «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней» сказала себе Кити. Анна открывается с новой и для неё самой стороны. На первый план выступает «чуждое», «бесовское». Толстой подчёркивает состояние опьянения успехом, которое захватывает героиню и подавляет все остальные чувства.)

  • Какова история замужества Анны?

(Анна вышла замуж за человека, который на двадцать лет был старше её, без любви. Алексей Александрович «по долгу чести» сделал предложение: брак Анны устроила её тётка, внушившая Каренину, что он обязан это сделать. Каренин «отдал невесте и жене всё то чувство, на которое был способен». Анна жила спокойной, размеренной жизнью. Чувства дремали в ней. Свою потребность в любви она полностью перенесла на сына. После встречи с Вронским Анна старается сосредоточиться на своей семейной жизни, думать о муже, о сыне. Каренин, встретивший её на вокзале в Петербурге, вызвал в ней «какое-то неприятное чувство». Она как будто впервые взглянула на мужа и на всю свою жизнь с ним: «Ах, боже мой! Отчего у него стали такие уши?» Толстой останавливается на этой детали: Анна глядит на «поразившие её теперь хрящи ушей, подпиравшие поля круглой шляпы». Эта деталь уши, существующие как бы сами по себе, показывает перемену, произошедшую в Анне, в её восприятии жизни.

Анна испытывает чувство, похожее на состояние притворства, которое она испытывала в отношениях к мужу; но прежде она не замечала этого чувства, теперь она ясно и больно сознала его».)

  • Пытается ли Анна бороться со своим чувством? Что мешает ей в этом?

(Анне чужды ложь и притворство. Новое чувство захватывает её всё больше, но она пытается сопротивляться ему. После бала она пытается объяснить своё состояние Долли, пытается уверить себя, что не сомневается в себе (ч. I, гл. ХХVIII). Но тут же проявляется истинное чувство: «она не только сомневалась в себе, она чувствовала волнение при мысли о Вронском и уезжала скорее, чем хотела, только для того, чтобы больше не встречаться с ним». На пути в Петербург она пытается читать, но ей неприятно было следить за отражением жизни других людей. Ей слишком самой хотелось жить».

Колеблющийся полумрак сопровождает её смятённое состояние, беспричинную радость. Она сомневается, «вперёд ли едет вагон, или назад, или вовсе стоит». Она словно теряет ориентиры в пространстве и в жизни, теряет своё «я»: «И что сама я тут? Я сама или другая? Ей мерещится какой-то мужик, который грызёт что-то в стене, старушка, превратившаяся в чёрное облако, красный огонь, ослепивший глаза. «И потом всё это закрылось стеной. Анна почувствовала, что она провалилась». Все эти кошмары должны были бы напугать, предостеречь её, но всё это было не страшно, а весело». Ею словно овладела колдовская сила. Внутренне Анна уже переменилась, перестала принадлежать себе, потеряла власть над собой.

Вронский неотступно следует за Анной. Их встреча на станции сопровождается страшной бурей, которая «рвалась и свистела между колёсами вагонов и по столбам из-за угла станции». «Казалось, нельзя было противостоять ей». Все эти символические образы предвестия беды и её неотвратимости.

Вернувшись из Москвы в Петербург, в привычные условия жизни, она «чувствовала себя опять твёрдою и безупречною». Она весь вечер проводит с сыном, ей становится легко и спокойно и ей кажется то, что случилось на железной дороге, «лишь один из обычных ничтожных случаев светской жизни». Она пытается уверить себя в том, что её муж «всё-таки хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере». Однако тут же вновь бросается в глаза неприятно поразившее её: «Но что это уши у него так странно выдаются!»

У Каренина была одна дурная привычка «трещание пальцев». Этой деталью Толстой подчёркивает сухость, «машинность» Каренина, противопоставляет ему полную жизни Анну.)

  • Какие ещё детали доказывают несовместимость Анны и её мужа?

(Во внешности Анны Толстой постоянно подчёркивает внутренний огонь, который одухотворяет её красоту, делает её притягательной: «Огонёк замигал в её глазах»; «В глазах её вспыхивал радостный блеск»; «неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжёг его». Этот внутренний огонь дремал в ней, «но пришло время, и Анна поняла, что она живая, что ей нужно любить и жить». Для Анны становится понятно, что муж восемь лет душил её жизнь, «душил всё, что было в ней живого». И поняв это, она не может больше мириться с таким положением.

Каренин же изображён автором рациональным, расчётливым, холодным; словно он был не человеком, а машиной. Его девизом было «Без поспешности и без отдыха». Он отчётливо выговаривает каждое слово, живёт размеренно и однообразно, как заведённый: «Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена». Толстой подчёркивает его «холодную самоуверенность», холодность в разговоре.

«Холодный», расчётливый Каренин таким образом противопоставлен живой и полной внутреннего огня Анне.)

  • Была ли любовь единственным талантом Анны?

(Анна умный, тонкий, деликатный, проницательный человек. Толстой описывает круг её чтения, её интересы: она свободно разговаривала и об искусстве (живописи, архитектуре), и об агрономических, даже коннозаводческих проблемах.)

  • Как складывались отношения Анны с Вронским в начале их любви?

(Когда «обворожительная мечта счастья осуществилась», Анна совсем не чувствует себя счастливой. Напротив, она «чувствовала себя преступною и виноватою», «физически чувствовала своё унижение». Вронский же, осуществив «исключительно одно желанье жизни», «чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишённое им жизни». Он ещё не понимает, почему Анна говорит «Всё кончено». Её внутренний огонь гасит «холодное отчаянье». Противоречивые чувства разрывают её. Она чувствует «стыд, радость и ужас перед этим вступлением в новую жизнь».

Анна не способна лгать, скрывать свои чувства. Вронский понимает, что невозможно «лгать, обманывать, хитрить тогда, когда страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всём другом, кроме своей любви». Кризис наступает, когда Анна говорит Вронскому о своей беременности (ч. II, гл. ХХII).)

  • Проанализируем эпизод красносельских скачек. Какое место в романе занимает этот эпизод?

(Этот эпизод одна из кульминаций романа. В день красносельских скачек (ч. II, гл. ХХVIIIXXIX) Анна «ничего и никого не видела, кроме одного», поглощённая зрелищем скакавшего Вронского. Когда Вронский упал, Анна «совершенно потерялась. Она стала биться, как пойманная птица», «не могла удержать рыданий». В отчаянии Анна признаётся мужу в своей измене: «Я люблю его, я его любовница, я не могу переносить, я боюсь, я ненавижу вас... Делайте со мной, что хотите». Каренин же требует «соблюдений внешних условий приличия».

Толстой показывает душевное смятение, раскаяние Анны. Её мучит чувство вины: «Она не могла решиться взглянуть в глаза тем, с кем она жила». «Жить как прежде», как предлагал Каренин, Анна не могла. Положение её было безвыходным: она не могла жить с мужем, и не могла оставить сына. «Она не могла представить себе даже, чем это кончится».)

  • Обратимся к эпизоду родов Анны. Почему Анна раскаивается перед Карениным и просит у него прощения? Какие чувства испытывает Анна после выздоровления?

(Во время родов у Анны наступает ещё один кризис. Она чувствует, что ей «осталось жить немного», что теперь она «всё понимает, всё видит». Анна опять чувствует раздвоение, когда говорит мужу: «Я всё та же... Но во мне есть другая, я её боюсь она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». Близкая смерть высвечивает все события её жизни совсем по-другому. В горячечном бреду, перед лицом смерти Анна просит Каренина о прощении, и он прощает её. Впервые, пожалуй, Каренин оживает, испытывает «счастье прощения», его «светлый, спокойный взгляд» поразил Вронского. Вронский «не понимал чувства Алексея Александровича, но чувствовал, что это было что-то высшее и даже недоступное ему в его мировоззрении».

Но Анна выжила, и прежние чувства вернулись к ней. Она понимает, что не может жить с Карениным, что она ненавидит его, ненавидит даже за его великодушие. В этом она сознаётся в разговоре с братом, Стивой Облонским. Опять возникает мотив конца. Анна сбивчиво говорит Стиве: «Я погибла, погибла! Хуже чем погибла. Я ещё не погибла, я не могу сказать, что всё кончено, напротив, я чувствую, что не кончено. Я как натянутая струна, которая должна лопнуть. Но ещё не кончено... и кончится страшно». Это её предчувствие сбудется.

Сложности, которые возникли с разводом, уже перестали занимать Анну. Начался новый виток в её жизни. Она оставляет мужа и сына и уезжает с Вронским в Италию, отказавшись от развода, надеясь на то, что, наконец, они с Вронским будут одни, «как муж с женой и в то же время думая: «Ах, зачем я не умерла, лучше бы было!»)

  • Как и почему меняются взгляды Вронского на его отношения с Анной?

(Вронский, потрясённый болезнью Анны, объяснением с Карениным, сделал попытку самоубийства. Его взгляды переменились: своё счастье он теперь видел в любви к Анне.)

  • Какую роль играет описание путешествия Анны и Вронского в Италию (ч. V)?

(Первое время, проведённое в Италии, было, пожалуй, действительно счастливым для Анны и Вронского. Потребность жизни, свойственная её натуре, была так сальна, что «Анна чувствовала себя непростительно счастливою». Но это была не жизнь, а лишь временная передышка. Вронский «не был вполне счастлив», «он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска». Вронский ради Анны оставил карьеру, привычную жизнь, она ради него оставила сына. Отношения их неизбежно шли к кризису, судьба лишь дала им отсрочку. Путешествие вдруг утратило своё очарование, представило всё в обыденном свете. Нужно было возвращаться в Россию.)

  • Какова была главная цель Анны вернуться в Россию?

(Анна страдала от разлуки с сыном и мечтала повидать его.)


III. Работа с художественным материалом

Обратимся к репродукции картины М.А. Врубеля «Свидание Анны с сыном».

  • Почему художник выбрал для иллюстрации этот эпизод?

  • Какими средствами Врубель передаёт психологическое состояние героев?

(Момент свидания Анны с сыном острый, драматичный момент её жизни. Материнская любовь на какое-то время побеждает, оказывается сильнее, целиком захватывает героиню. Анна испытывает и счастье, и муку, понимая, как мгновенна радость свидания с сыном, В центре картины сама героиня, лица Сережи мы не видим. Его чувства передают порывисто и крепко обнявшие мать руки. Колорит картины выдержан в тёмных тонах, чем усиливается драматизм, тягостное впечатление.)


IV. Продолжение диспута

  • Как относится Анна к своим детям?

(Дочь Анны родилась от любимого человека, и всё же Анна не питала к ней тех чувств, которые испытывала к сыну. Сын был для неё всем в прежней жизни, в отношении к нему примешивалось чувство вины, раскаяния. «Всё в этой девочке было мило, но всё это почему-то не забирало за сердце». «Кроме того, всё было ещё ожидания, а Сережа был уже почти человек, и любимый человек; в нём уже боролись мысли, чувства; он понимал, он любил, он судил её», думала она. «И она навсегда не только физически, но духовно была разъединена с ним, и поправить этого нельзя было» (ч. V, гл. ХХХI). Это мучение было так сильно, что Анна не хотела больше иметь детей. Это противоречило жизненным взглядам Толстого, считавшего материнство главным предназначением женщины.)

  • Проанализируем эпизод «В театре» (ч. V, гл. ХХХII–XXXIII).

(Вернувшись из-за границы, Вронский возвратился к своей прежней жизни, Анна же оказывается в изоляции: свет не принимает её. Анна решает доказать всем, и прежде всего самой себе, что она равнодушна к мнению окружающих. Однако в театре, словно выставив себя к позорному столбу, она испытывает чувство одиночества и унижение. Графиня Картасова, оскорбившая Анну, выразила всеобщее осуждение.

Вронского охватывает чувство досады на Анну, «почти злобы за ее умышленное непонимание своего положения». Анна со слезами отчаяния и злости бросает Вронскому обвинения: «Ты, ты виноват во всем!» Она сомневается в его любви, он же «в душе своей упрекал ее». Вронский начинает тяготиться «теми любовными сетями, которыми Анна старалась опутать его». Любовь Анны и Вронского приходит к очередному кризису.)

  • Что привело Анну к гибели (ч. VII)?

(Анна всё более запутывается, пытаясь разобраться в самой себе и в отношениях к ней Вронского. Она чувствует себя глубоко несчастной и одинокой. Ей представляется, что все осуждают её, желают ей зла. Даже церковный звон раздражает её, кажется ложью. Любовь отступает, теперь она считает так: «мы все ненавидим друг друга». «Всё вызывало в ней отвращение и злобу и давило её какой-то тяжестью». Она больше не верит Вронскому: «Чего он искал во мне? Любви не столько, сколько удовлетворения тщеславия». Анна приходит к отчаянию: «Моя любовь всё делается страстнее и себялюбивее, а его всё гаснет и гаснет. И помочь этому нельзя».

Анна оказывается на железнодорожной станции без определённого намерения покончить с собой. Судьба словно привела её снова туда, откуда началась история её любви к Вронскому. Решение пришло как будто спонтанно: «И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день её первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать». Бросившись под поезд, она в то же мгновение «ужаснулась тому, что делала». Но было поздно: «что-то огромное, неумолимое толкнуло её в голову и потащило за спину».

Толстой заканчивает линию Анны символическим образом свечи: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей всё то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».)

Преподаватель. Кто же виноват в гибели Анны? Один из ответов – светское общество, которое осудило её, оттолкнуло от себя, оставило в невыносимом одиночестве.


V. Домашнее задание

Проанализировать, как изображает Толстой светское общество.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!