СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трагический конфликт поэта и эпохи («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «За гремучую доблесть грядущих веков…» Осип Мандельштам)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трагический конфликт поэта и эпохи («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «За гремучую доблесть грядущих веков…» Осип Мандельштам)

Просмотр содержимого документа
«Трагический конфликт поэта и эпохи («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «За гремучую доблесть грядущих веков…» Осип Мандельштам)»

, Предмет Литература

Класс 11

Уровень обучения Базовый

Общее количество часов, отведенное на тему - 3

Урок 2 в системе уроков по творчеству О. Мандельштама

Тема урока Трагический конфликт поэта и эпохи («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз», «За гремучую доблесть грядущих веков…» Осип Мандельштам)

Цель урока: приобщить учащихся к сложным духовным поискам литературы XX века, раскрыть проблему конфликта поэта и эпохи через поэтическое восприятие времени в лирике О. Мандельштама.

Задачи урока:

1. Рассмотреть, как в судьбе поэта и его творчестве отразилась трагедия эпохи 30-х годов.

2. Развивать умение учащихся выразительно читать, интерпретировать поэтическое произведение.

3. Способствовать развитию художественного вкуса, формировать чувство неприятия насилия над личностью человека.

Планируемые результаты.

Личностное понимание: прошлого и настоящего многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей.

Метапредметное понимание: умение самостоятельно определять цели своего обучения, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты.

Предметное понимание: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/ интервью); владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения.

Техническое обеспечение урока: презентация, запись чтения стихотворений мастерами слова, карта урока, цветовыделители.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Беседа с учащимися. Стадия вызова.

- Обратите внимание на уже известные вам историко-литературные факты.

1) 1820 год. А.С. Пушкин. За написание оды "Вольность" царь Александр 1-й хотел сослать Пушкина в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству Карамзина, Жуковского и ряда влиятельных друзей удалось заменить эту жестокую кару на более мягкую - высылку под видом служебного перевода (по окончании лицея Пушкин формально числился на службе в иностранной коллегии) на юг, в Екатеринослав, затем в Кишинёв.

2) 1837год. Причиной именно первой ссылки Лермонтова на Кавказ послужило его стихотворение "На смерть поэта". В нем Лермонтов практически прямо обвиняет государственные власти в гибели Пушкина:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

3) 1921 год. Якобсон вынес свое решение: «На основании вышеизложенного считаю необходимым применить по отношению к гр. Гумилёву Николаю Станиславовичу как явному врагу народа и рабоче-крестьянской революции высшую меру наказания — расстрел". За участие в "таганцевском заговоре" ранним утром 25 августа расстрелян Николай Гумилёв.

4) Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова за свои произведения и взгляды подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.

- Этот список можно продолжать и дальше. Что объединяет всех этих людей? (Это русские поэты, которые в тот или иной период своей жизни, своего творчества были подвергнуты гонениям со стороны властей)

- Чем же были неугодны эти поэты? (Каждый из них противостоял несправедливости власти, вступал в конфликт с миропорядком, который оказывался враждебным высоким человеческим чувствам, порождал несвободу личности, ограничивал творчество)

- Запишите качества поэта и признаки эпохи, при которых возникает конфликт. (Возможные ответы)

ПОЭТ КОНФЛИКТ ЭПОХА

(какой?) (какой?) (какая?)

свободолюбивый ТРАГИЧЕСКИЙпопирающая права

правдивый лишающая свободы

служащий народузапрещающая говорить

не подчиняющийся власти правду

голос своего времени

совесть своей эпохи

III. Мотивация учебной деятельности (учащиеся определяют тему, цели урока)

- Сформулируйте тему урока.

- Данная тема, как вы сами могли убедиться, нашла свое отражение в творчестве многих поэтов.Она является одной из ведущих и в творчестве Осипа Мандельштама. По мнению Е. А. Евтушенко, вот качества, которыми должен обладать настоящий поэт: первое – совесть, второе – ум, третье – смелость. Все они, конечно же, были у Мандельштама. И поэтому он не мог молчать о том, что видел в окружающей его действительности, о тех событиях, которые навсегда изменили его жизнь и жизнь всех его современников, изменили облик его любимого Петербурга, облик всего века, в котором он жил.Образ эпохи во многом отразился в стихотворениях «Ленинград» (декабрь 1830 года) и «За гремучую доблесть грядущих веков» (17-28 марта 1931 года), о которых мы и поговорим сегодня.

- Сформулируйте цель урока.

Чтобы почувствовать поэтическое восприятие Мандельштамом того времени, давайте вспомним о событиях, которыми оно было наполнено, и восприятии поэтом происходящего.

IV. Сообщение ученика « Мандельштам и эпоха»

V. Анализ стихотворения «Ленинград»

- Есть города, которые играют огромную роль в жизни людей. Один из таких – Ленинград. Мандельштам не родился в этом городе, но он стал для него родным, поэт был крепко связан с ним особыми узами.

На слайде:

Петербург - Петроград - Ленинград

- Запишите свои ассоциации.

Петербург - Петроград - Ленинград

прекрасныйреволюция война

город Петра хаос блокада

величественный кровь город-победитель

двойственный

Вопросы и задания для анализа стихотворения

- Образ этого города нашел отражение в творчестве многих поэтов и писателей. Давайте познакомимся с городом Мандельштама.

(звучит запись выразительного чтения стихотворения, тексты у каждого ученика), (отрывок из фильма «Осип Мандельштам», 1 часть, 22 минута)

- В декабре – январе 1930 года поэт оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.

Свои впечатления он отразил в этом стихотворении. Каким настроением оно проникнуто? (печаль, горечь утраты друзей, сильнейшая тревога)

- Какова цветовая гамма стихотворения? Почему?

(желтый – цвет тревоги, черный – цвет предчувствия беды, трагедии)

- Обратимся к композиции стихотворения. Из скольких строф оно состоит? Проследите развитие сюжета. (Работа с таблицами)

- Найдите ключевые образы стихотворения. (Я и город) Я – лирический герой, ГОРОД – Петербург, Ленинград.

- Постройте словесные тематический ряды. Какие слова характеризуют город (Петербург и Ленинград), а какие – лирического героя? (работа в парах) Выделите их разными цветами в тексте стихотворения. (Образ лирического героя создают слова: «я, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез, еще не хочу умирать, еще есть адреса, мертвецов голоса, на лест­нице черной живу, в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок, всю ночь жду гостей дорогих, кандалами цепочек дверных».Образ города создают слова: «мой город, знакомый, мои номера телефонов, Петербург (о Петербурге); Ленинград, глотай скорей рыбий жир ленинград­ских фонарей, декабрьский денек, зловещий деготь, желток (о Ленинграде)»)

- Обратите внимание на композицию стихотворения. Давайте определим формулу композиции, форму композиции, то, на чем она строится. ( Формула композиции: 1 + 2 + 2 + 2. Форма композиции — диалог лирического героя с городом или самим собой. Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда.)

- В чем противопоставлены образы Петербурга и Ленинграда? (Петербург детства проти­вопоставлен Ленинграду взрослого человека.) Антитеза обнаруживается и в 1-й и 2—3-й строфах: приметы умерше­го Петербурга и приметы живого современного Ленинграда, также кон­трастны 4—5-я и 6—7-я строфы.

- Чтобы лучше понять идею стихотворения обратимся к анализу средств выразительности.

Найдем их и попытаемся объяснить значение в контексте стихотворения. (Работа с текстом)

Метафоры. «Рыбий жир фонарей»— мутный цвет, неприятные вкусовые ощущения. «Деготь» — темнота, очень черное, неприятное. «Желток»— свет фонарей или жалкое декабрьское солнце. «Гости»представители НКВД; ироничность. «Вырванный с мясом звонок» — рана, насилие, смерть, удивительно, что он все равно звонит, неизбежность происходящего. «Мертвецов голоса» — все близкие, жившие в Ленинграде, погибают. «Кандалы цепочек дверных»— страх, ожидание насилия.

Эпитеты.   «Детские железы» — детство, счастье. «Зловещий деготь» — кошмар, страх. Лестница «черная» в переносном значении вызывает ассоциации, связанные со смертью (в прямом значении — противопоставляется па­радной лестнице).

Гости «дорогие»ирония, на самом деле страшные (противопоставле­ние).

Олицетворения.    «Петербург» — как живое любимое существо. «Звонок ударяет в висок»— как убийца. «Звонок, вырванный с мясом»— насилие.

Символы.   «Петербург» — символ прошлого, детства, счастья. «Ленинград» — символ настоящего, ужаса, смерти.

Анафора.   «Петербург»в двух центральных строфах (4-й и 5-й). Я в 1-м и последнем предложениях. Композиционно выделены ключевые слова: «я»и «Петербург»— два ге­роя стихотворения.

Инверсия.  В последних трех предложениях необычное синтаксическое построение (определение после определяемого) увеличивает силу воздействия на читателя.

- Интерпретировать поэтический текст помогает прием  Е. Эткинда «Вверх по лестнице смыслов».

  Внешний сюжет. Возвращение лирического героя в родной город, который превратился в город смерти.

Природа и человек. Декабрь вызывает у человека ощущения трево­ги, тоски, страха.

Мир и человек. Лирический герой любит мир прошлого (Петер­бург). Он боится жить в новом мире (Ленинград). Новый мир холоден и жесток, он подавляет все живое, убивает все, что связано с прошлым.

Человек. Душевное состояние человека ужасно: отчаяние, одино­чество, страх, тоска.

 - Таким образом, анализ текста вывел нас к авторской позиции Мандельштама.Теперь мы можем более точно сформулировать идею текста.(Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором бы­ло тепло и уютно, но город уже стал Ленинградом, в котором жить страшно и одиноко. Стихотворение построено на контрасте прошлого и насто­ящего. Прошлое — это детство, друзья, культура, уют, Петербург. Настоя­щее — гибель культуры, друзей, самого лирического героя, Ленинград. Название «Ленинград» — символ жизни, в которой нет места лири­ческому герою.)

- Запишите выводы.

VI. Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…»

- В эпоху, в которой нет места свободе человека, не находит себе места и поэт. Он вступает в конфликт, дает свою оценку современности. Как же оценил свой век Осип Мандельштам? Послушайте стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков» (отрывок из фильма «Осип Мандельштам», 2 часть, начало)

- Определите тему стихотворения. (Главная тема – трагическая судьба поэта, человека, живущего в эпоху «века-волкодава») Какие чувства оно вызывает у вас? Каким настроением проникнуто? (Чувства подавленности, тревоги, настроение безысходности, желания покинуть это страшное время.)

Беседа по вопросам.

- Как вы понимаете строки «За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей»? (Образ настоящего, тех событий, которые происходят в стране: революция должна привести к великому будущему, к лучшей жизни для всех людей, но цена велика)

- Объясните значение слова «гремучую». Посмотрите, какие значения приведены в словаре Ожегова. Почему именно этот эпитет использует поэт? Какой прием усиливает данный эффект? (Таким образом, смысл слова «доблесть» дискредитируется, разоблачается словом «гремучая».Поэт прибегает к аллитерации согласных «ГР».)

- Позиция поэта созвучна позиции героя Ф.М. Достоевского Ивана Карамазова о цене прогресса, т.е. будущей гармонии: «О, по моему, по жалкому, земному эвклидовскому уму моему, я знаю лишь то, что страдание есть, что виновных нет, что всё одно из другого выходит прямо и просто, что всё течет и уравновешивается, - но ведь это лишь эвклидовская дичь, ведь я знаю же это, ведь жить по ней я не могу же согласиться! Что мне в том, что виновных нет и что всё прямо и просто одно из другого выходит, и что я это знаю - мне надо возмездие, иначе ведь я истреблю себя. И возмездие не в бесконечности где-нибудь и когда-нибудь, а здесь уже на земле, и чтоб я его сам увидал. Я веровал, я хочу сам и видеть, а если к тому часу буду уже мертв, то пусть воскресят меня, ибо если всё без меня произойдет, то будет слишком обидно. Не для того же я страдал, чтобы собой, злодействами и страданиями моими унавозить кому-то будущую гармонию. Я хочу видеть своими глазами, как лань ляжет подле льва и как зарезанный встанет и обнимется с убившим его».

- Чего лишается поэт в настоящем? Чем ему приходится пожертвовать? Объясните строки «Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей». («Отцы» - это поэты- предшественники, «пира» которых поэт лишен, лишен славы, радости жизни и чести)

- У поэта есть возможность приобщиться к другому братству – братству людей, но для этого нужно поверить в будущее и не замечать настоящего. Какие черту эпохи называет поэт в стихотворении? ( Трусость и порожденная страхом «хлипкая грязца», кровь невинных жертв времени.Подчёркнуто брезгливое отношение к окружающему его миру всеобщего доносительства и предательства. )

- Какие ассоциации связаны у вас со словом «колесо»? (Колесо истории.Кровавая машина, которая уничтожает все на своем пути, «переезжает» всех неугодных) «Не исключено, что правильная работа колеса непосредственно способствует “доблести грядущих веков” (К. Анкундинов)

- Как называет свой век поэт? Образ волкодава пришел из первой песни Данте:

«Ты должен выбрать новую дорогу, -

Он отвечал мне, увидав мой страх, -

И к дикому не возвращаться логу;

96

Волчица, от которой ты в слезах,

Всех восходящих гонит, утесняя,

И убивает на своих путях;

99

Она такая лютая и злая,

Что ненасытно будет голодна,

Вслед за едой еще сильней алкая.

102

Со всяческою тварью случена,

Она премногих соблазнит, но славный

Нагрянет Пес, и кончится она.

111

Свой бег волчица где бы ни стремила,

Ее, нагнав, он заточит в Аду,

Откуда зависть хищницу взманила.

- Но у Мандельштама век «кидается на плечи», давит человека. Он враждебен поэту. Ведь тот, кто с ним соприкасается – волк, зверь. Для лирического героя утрата права быть человеком слишком страшна. Он никогда не откажется от права оставаться человеком – ведь, как восклицает лирический герой, « не волк я по крови своей».

- Что предпочитает лирический герой? (Мысль поэта ясна: он мечтает о ссылке в Сибирь.)

- Как в стихотворении рисуется образ Сибири? Почему в ссылке поэт видит для себя лучшую судьбу? (Там есть надежда обрести подлинную внутреннюю свободу.Сибирь видится поэту миром, где сохранилась первозданная природная гармония, где сияют «голубые песцы» в «первобытной красе» и «сосна до звезды достает». «В этой образной связи - «сосны... до звезды» - в качестве носителя главного поэтического смысла можно усмотреть не только образ могучей сибирской природы, но и образ согласия земли и неба, мечту поэта о желанной гармонии бытия, относимой, скорее всего, к «грядущим векам». (История русской литературы XX века(20-90-е годы).Основные имена. Под редакцией С. И. Кормилова.))

- К каким временам отсылают слова «племя», «первобытный»? (Ко времени безвозвратно ушедшему, возможно, более ясному, простому, лучшему, не тронутому человеком.Лирический герой хочет покинуть не только своё пространство, но и своё время.)

- Объясните последнюю строфу стихотворения. Кого поэт называет равным? ( Лирический герой еще раз повторяет мысль, выражающую его главный жизненный принцип: «Потому что не волк я по крови своей». Он никогда не примет правил «века-волкодава. Но поэта может привести к смерти только равный ему, то есть творец. Физическая смерть его не пугает. Творения же его дают ему право на жизнь, не подвластную людям, даже обличенным властью)

-Подобные мотивы мы встречаем у Б.Пастернака в стихотворении «Гамлет»:

…Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль,

Но сейчас идёт другая драма

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий

И неотвратим конец пути.

Я один. Всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

VII.Подведение итогов. Самостоятельная работа.

- Противостояние поэта и власти, как это часто бывает, закончилось победой последней. Осенью 1833 года начинается литературная травля, а в ноябре поэт сочиняет эпиграмму на Сталина, которую Б. Пастернак назовет самоубийством. В 1834 году он был арестован, сильно пострадало его психическое здоровье. Ссылка в Воронеж. Страшное отсутствие средств к существованию, негде жить ему и жене. В 1938 году Мандельштама вновь арестовали. Осипа Эмильевича отправили по этапу на Дальний Восток, при этом приговор был не слишком жесток по тем временам — пять лет концентрационного лагеря за контрреволюционную деятельность. 27 декабря он умер от тифа, находясь в пересыльном лагере Владперпункт (территория современного Владивостока). Поэта не хоронили вплоть до весны, как и прочих скончавшихся узников. Затем его погребли в братской могиле, местоположение которой остается неизвестным по сей день.

- Но можно ли его назвать побежденным? Кто же сильнее: эпоха или поэт?

- Напишите даймонд со словами «поэт» - «эпоха». (Пример)

Поэт

свободный, правдивый

творит, отражает, несет истину

противостоит веку-волкодаву, вступает в конфликт с эпохой, лишающей свободы

убивает, угнетает, лишает

страшная, давящая

Эпоха

VIII. Домашнее задание.

- Написать анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…» Осип Мандельштам.

- подготовить презентацию «Культурологические образы в лирике Мандельштама» (для сильных учеников)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!