СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к исследовательской работе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные требования необходимы для выполнения исследовательской работы по любому предмету.

Просмотр содержимого документа
«Требования к исследовательской работе»

Структура исследовательской работы. Общие правила оформления текста исследовательских работ. Язык и стиль изложения. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации.


Цель: получить представление о структуре научно-исследовательской работы и научиться правильному изложению материала.

Задачи:

1. Ознакомится с основными элементами научно-исследовательской работы (далее НИР);

2.Определить порядок всех основных элементов НИР;

3. Изучить правила оформления текста НИР;

4. Изучить правила оформления ссылок, сносок, приложений;

5. Рассмотреть возможные дополнения к НИР;

6. Рассмотреть рекомендации по защите НИР;

7. Ознакомится с ГОСТом Р 7.0.5–2008 (правилами оформления литературных источников, ссылок, сносок).


Основными элементами научно-исследовательской работы в порядке их расположения являются следующие:

  • Титульный лист.

  • Оглавление.

  • Введение.

  • Главы основной части, теоретическая и практическая.

  • Заключение.

  • Список литературы.

  • Приложения.

Титульный лист, оглавление, введение, заключение и список литературы, приложения – это нормативные части - их содержание и оформление осуществляется по обязательным правилам (по шаблону). Содержание и структура, ненормативной части работы (основной части) обуславливается логикой исследования и определяется вашими личными представлениями, т.е. носит творческий характер.

Итак, по порядку: титульный лист является первой страницей работы, он заполняется по строго определенной форме. На титульном листе вверху указывается полное наименование мероприятия. В середине листа пишется название темы, ниже справа – фамилия, имя, отчество автора, учебное заведение, класс/курс, а также фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя, должность, место работы. Внизу страницы – название населенного пункта, где проводится мероприятие, год написания работы. Перенос слов на титульном листе не разрешается. Точка в конце названий не ставится.

Далее идет оглавление, оно помещается на отдельном листе, в котором приводятся заголовки работы, т.е. дается перечень названий всех разделов, подразделов, пунктов работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Название разделов и подразделов должны соответствовать аналогичным названиям в содержании, но не должны совпадать с темой работы.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации должны располагаться точно друг под другом, а заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков относительно предыдущей ступени. Все заголовки должны начинаться с прописной буквы и не иметь точки в конце.

Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. Например: глава I, параграф 1.1., 1.1.1.

Далее рассмотрим структуру непосредственно самой работы: в начале работы помещают введение. Оно служит важным ориентиром для дальнейшего раскрытия темы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обоснование практической значимости, научной новизны.

Во введении дается краткая информация о замысле исследования, дается характеристику объекта, предмета; определяются цели, задачи, выдвигается гипотеза, кратко излагаются методы исследования и экспериментальная база исследования, а также его теоретическая и практическая значимости.

Перейдем к основным главам. Это теоретическая и практическая части. В теоретическом разделе раскрывается история, теория исследуемого вопроса. Главное внимание уделяется литературному обзору, где раскрывается научные и методические разработки по выбранной теме.

Практическая часть посвящается описанию вашего эксперимента или опытной проверке рабочей гипотезы, обсуждению полученных результатов. Она может завершаться методическими рекомендациями или описанием реализованной на практике методики с анализом ее эффективности. Здесь излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного экспериментального исследования. Автор должен последовательно, логично, в полном объеме изложить ход своих действий, рассуждений, анализ и обобщении полученных результатов.

Данные опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в диаграммах, графиках, таблицах и обязательно качественно интерпретированы. По содержанию и объему практическая часть не должна уступать теоретической.

Заключение. Оно должно отражать основные результаты исследования и в целом предполагает обобщенную итоговую оценку проделанной работе. Указываются выводы, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Основное требование – это краткость и обстоятельность. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы: в чем значимость данного исследования, что сделано и к каким выводам пришел автор?

После заключения следует список исследуемой литературы. Здесь дается библиографическое описание использованных в работе источников. По этому списку можно судить об объеме обработанной литературы. Список должен включать все те источники, на которые есть ссылки в тексте. Источники перечисляются в порядке упоминания в тексте работы. В зависимости от типа источника его оформление имеет свои технические особенности.

Общая схема библиографического описания выглядит так: ФИО автора или авторов, заглавие, информация о составителях, редакторах, переводчиках и т.д., данные об организациях от имени которых опубликован документ, далее город, издательство и время издания и объем страниц.

Перейдем к приложениям. В приложениях помещаются вспомогательные материалы, которые не включены в основной текст с тем, чтобы его не загромождать. Они могут представлять собой анкеты, протоколы наблюдений, схемы. Диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии и др.

Приложения оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь тематический заголовок и в верхнем правом углу надпись: «Приложение 1, 2..» Нумерация страниц приложений продолжает общую нумерацию страниц основного текста. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.

В тексте приложения оформляются в круглых скобках, например: (см. Приложение 1)

Правила оформления текста

Общие требования. Материал должен быть машинописный. Текст набирается шрифтом Times New Roman, 12 шрифтом, через полуторный или двойной межстрочный интервал. Поля: по 2 см. Номера страниц печатаются в правом верхнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется, но включаются в общую нумерацию, раздел Формулы вписываются черной пастой либо впечатываются на компьютере. Объем работы – 20 страниц, включая 10 страниц приложений.

Заголовки основных структурных частей композиционного строения работы печатаются прописными буквами симметрично тексту. Точку в конце заголовка не ставят. В заголовках не допускаются переносы.

Все цитаты заключаются в кавычки и должны полностью соответствовать подлиннику – сохранять его особенности, в частности, орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста. При пересказе, при изложении мыслей других авторов, своими словами следует делать соответствующие ссылки на первоисточник.

Ссылки в тексте. Как правило, используются квадратные скобки, в которых указывается порядковый номер цитируемого источника в списке использованной литературы. Это можно делать следующим образом: [19, с. 127] - означает ссылку на страницу 127 источника под номером 19; [там же] - ссылка на тот же источник, данный, как правило, на этой же странице выше, и ту же страницу, если она была указана; если страница другая, то ссылка имеет такое оформление [там же, с. 37].

Ссылки могут быть пронумерованы и оформлены внизу страницы традиционным способом как сноски.


Оформление формул, табличного и иллюстративного материала

Таблицы могут помещаться в основном тексте или в приложении. Надо лишь соблюдать правила оформления. Указывается номер таблицы над правым ее углом, без значка №, без кавычек и без точки.

При наличии в тексте лишь одной таблицы она не нумеруется и не обозначается словом «таблица». Тематические заголовки таблиц располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

Иллюстративный материал, используемый в работе, может включать в себя схемы, чертежи, рисунки, фотографии, диаграммы. Все виды иллюстраций должны оформляться с учетом следующих требований: каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью, «Рис. 1» с указанием сквозного порядкового номера, выполняемого арабскими цифрами, имеет тематический заголовок (без кавычек и точки) и пояснительные записи.


Возможные дополнения к структуре НИР

Краткая аннотация: краткое описание работы, написанное простым, понятным языком, с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов, не более 10 строк по объему. Оформление: вверху посередине страницы указывается название проекта, ФИО автора, город, учебное заведение, класс/курс. Затем посередине печатается заголовок: «Краткая аннотация», идет текст краткой аннотации.

Аннотация: наиболее важные сведения о работе, в том числе цели и задачи, методы исследования, применяемые методики, полученные результаты, выводы. Объем не менее 20 строк машинописного текста, но не более 1 страницы. Оформление: вверху посередине страницы указывается название проекта, ФИО автора, город, учебное заведение, класс/курс. Затем печатается посередине заголовок: «Аннотация», идет текст аннотации.

План исследований: должен содержать такие разделы, как проблема исследования и гипотеза по ее решению, подробное описание метода исследования либо плана проведения исследования, библиография (не менее трех основных источников). Оформление: вверху посередине страницы указывается название проекта, ФИО автора, город, учебное заведение, класс/курс. Затем печатается посередине заголовок: «План исследований», ниже идет текст аннотации. Объем не более 4 страниц. Листы скрепляются в левом верхнем углу.

Дневник регистрации данных: журнал, в который исследователь заносит сведения о ходе научной работы, данные по поиску литературных источников, результаты текущих наблюдений, измерений и экспериментов, календарь исследований, другую важную информацию для оценки значимости проекта.

Электронная презентация работы.

Сопровождающие материалы: отзывы на исследовательскую (творческую) работу, рекомендации научных руководителей, рекомендательные письма, справки о внедрении или использовании на практике результатов работы, сведения, характеризующие творческую деятельность автора.


Правила оформления списка литературы

С 1 января 2009 года был введен в действие новый ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями предъявленными в вышеуказанном ГОСТе.


Образец оформления литературных источников

Монография:

1. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Редкол.: М.И. Кондаков и др. — М.: Педагогика, 1985. — 493 с.

2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обуче­ния. - М.: Просвещение, 1980. - 159 с.


Статья в собрании сочинений:

Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологиче­ские труды в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 310-316.


Статья в периодическом издании: Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников // Вопросы психологии. - 1986. - №1. - С. 47-53.

Новикова Л. И. В зоне «хаоса» можно все // Учительская газета. - 1995, № 52 (26 декабря). - С. 8.


Сборник с редактором

Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука,
1981.-250 с.


Статья из сборника:

Люблинская А.А. Проблемные действия в учебной деятельности как фактор умственного развития младших школьников // Обучение и развитие младших школьников. Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г.С. Костюка. - Киев: Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, 1970. - с. 17-20.


Сборник с составителем:

Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.


Язык и стиль изложения

Стилистическая организация речи – это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Выделяют пять стилей: четыре книжных (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.

В НИР недопустимо использование публицистического («газетного»), художественного (метафоры, эпитеты и т.п.), фольклорного, разговорного стиля. Стиль изложения должен быть строго научным. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность – это, по возможности, наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.


Остановимся подробно на том стиле, в котором излагается НИР.

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

Научный стиль – функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль подразделяется на:

- собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат);

- учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации);

- научно-популярный (очерк, статья).

Таким образом, одно из основных свойств научного стиля – безусловная аргументированность суждений, т.е. каждая мысль, каждая тенденция должны иметь соответствующее подтверждение и обоснование. Например, недостаточно сказать, что предприятие испытывает проблемы со сбытом; необходимо подтвердить это цифрами, фактами


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!