СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Требования к НОО»

                                                                                                                 Современные требования к качеству начального общего образования.  Система оценивания обучающихся  в рамках текущего (ВСОКО)  и итогового контроля (ВПР)  в начальной школе.

Современные требования к качеству начального общего образования. Система оценивания обучающихся в рамках текущего (ВСОКО) и итогового контроля (ВПР) в начальной школе.

Ирина Анатольевна Винокурова учитель начальных классов, триз-педагог, эксперт социально-эмоционального образования, автор учебно-методических пособий, лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»

Ирина Анатольевна Винокурова

  • учитель начальных классов,
  • триз-педагог,
  • эксперт социально-эмоционального образования,
  • автор учебно-методических пособий,
  • лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен»
Обратная связь    В каком классе Вы преподаете?   1 / 2 / 3 / 4

Обратная связь

В каком классе Вы преподаете?

1 / 2 / 3 / 4

Порядок организации обучения Длительность обучающего вебинара – за 2 часа 2 обучающих блока Сертификат выдается по окончанию вебинара. Скачиваем, распечатываем, вписываем ФИО, количество часов: 2 часа, Москва. Вопросы по содержанию темы вебинара пишем во вкладке «Вопросы», отвечаю в отведенное время Чат : обратная связь ! Уважительное отношение к коллегам и ведущему в чате. ! Учитываем: технические условия разные. Рекомендации: создать условия для онлайн-обучения.

Порядок организации обучения

  • Длительность обучающего вебинара – за 2 часа 2 обучающих блока
  • Сертификат выдается по окончанию вебинара. Скачиваем, распечатываем, вписываем ФИО, количество часов: 2 часа, Москва.
  • Вопросы по содержанию темы вебинара пишем во вкладке «Вопросы», отвечаю в отведенное время
  • Чат : обратная связь
  • ! Уважительное отношение к коллегам и ведущему в чате.
  • ! Учитываем: технические условия разные.
  • Рекомендации: создать условия для онлайн-обучения.
Непрерывное образование Функции обучения: Ключевые вопросы: Получить заряд энергии и вдохновения Запустить процессы собственного творчества Узнать новое, повторить «старое» Отбросить лишнее Взять в работу готовые инструменты Ознакомиться с обзором ресурсов Открыть новые источники для самообразования Получить ответы на волнующие вопросы К какому уровню образованности стремимся? Зачем нужны ВПР? Чем отличаются ВСОКО от ВПР? Чем отличается обучение чтению от читательской грамотности? Как создать мотивирующее оценивание?

Непрерывное образование

Функции обучения:

Ключевые вопросы:

  • Получить заряд энергии и вдохновения
  • Запустить процессы собственного творчества
  • Узнать новое, повторить «старое»
  • Отбросить лишнее
  • Взять в работу готовые инструменты
  • Ознакомиться с обзором ресурсов
  • Открыть новые источники для самообразования
  • Получить ответы на волнующие вопросы
  • К какому уровню образованности стремимся?
  • Зачем нужны ВПР?
  • Чем отличаются ВСОКО от ВПР?
  • Чем отличается обучение чтению от читательской грамотности?
  • Как создать мотивирующее оценивание?
Предисловие: показатели качества образования   1. Качество преподавательского состава.  2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.  3. Мотивация преподавательского состава.  4. Качество учебных программ.  5. Качество студентов.  6. Качество инфраструктуры.  7. Качество знаний.  8. Инновационная активность руководства.  9. Внедрение процессных инноваций.  10. Востребованность выпускников.  11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.  12. Достижения выпускников.

Предисловие: показатели качества образования

1. Качество преподавательского состава. 2. Состояние материально-технической базы учебного заведения. 3. Мотивация преподавательского состава. 4. Качество учебных программ. 5. Качество студентов. 6. Качество инфраструктуры. 7. Качество знаний. 8. Инновационная активность руководства. 9. Внедрение процессных инноваций. 10. Востребованность выпускников. 11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда. 12. Достижения выпускников.

Уровни качества образования:  внешний и внутренний Национальный Региональный, Муниципальный Внутришкольный: ОУ, Учитель и ученик ВСОКО: Учебный план Учебные программы Промежуточный и итоговый контроль Образование кадров, информационное обеспечение, материально-техническая база и т.д. НА ВЕБИНАРЕ: Сбор вопросов по теме. Откуда берутся задания ВПР? Откуда появляются требования к качеству образования? Система контроля и оценивания учителем учеников. Сложность, противоречия, кризис. Что делать? Качество ВПР Контроль Требования  Оценка Поддержка

Уровни качества образования: внешний и внутренний

  • Национальный
  • Региональный, Муниципальный
  • Внутришкольный: ОУ, Учитель и ученик

ВСОКО:

  • Учебный план
  • Учебные программы
  • Промежуточный и итоговый контроль
  • Образование кадров, информационное обеспечение, материально-техническая база и т.д.

НА ВЕБИНАРЕ:

  • Сбор вопросов по теме.
  • Откуда берутся задания ВПР? Откуда появляются требования к качеству образования?
  • Система контроля и оценивания учителем учеников. Сложность, противоречия, кризис. Что делать?

Качество

ВПР

Контроль

Требования

Оценка

Поддержка

ПЛАН ФГОС Новое: ФГ ФГ, ВПР и ВСОКО ВПР-2021 Читательская грамотность - основа ФГОС Новое: ФГ ФГ, ВПР и ВСОКО ВПР-2021 Читательская грамотность - основа Требования к качеству Оценивание Оценка и отметка Пример оценивания по шкале Оценивание Оценка и отметка Пример оценивания по шкале Система оценивания  Отношение к ошибкам  Отношение к ошибкам

ПЛАН

  • ФГОС Новое: ФГ ФГ, ВПР и ВСОКО ВПР-2021 Читательская грамотность - основа
  • ФГОС
  • Новое: ФГ
  • ФГ, ВПР и ВСОКО
  • ВПР-2021
  • Читательская грамотность - основа

Требования к качеству

  • Оценивание Оценка и отметка Пример оценивания по шкале
  • Оценивание
  • Оценка и отметка
  • Пример оценивания по шкале

Система оценивания

  • Отношение к ошибкам
  • Отношение к ошибкам
УЧИМ УЧИТЬСЯ Читательская грамотность УУД основы Требования ФГОС к результатам: ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ

УЧИМ УЧИТЬСЯ

Читательская грамотность

УУД

основы

Требования ФГОС к результатам:

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Функциональная грамотность как уровень образованности Современного школьника Современного школьника как базовое образование «Цифрового» поколения школьников «Цифрового» поколения школьников

Функциональная грамотность

как уровень образованности

  • Современного школьника
  • Современного школьника

как базовое образование

  • «Цифрового» поколения школьников
  • «Цифрового» поколения школьников
Явление функциональной безграмотности

Явление функциональной безграмотности

из истории вопроса

  • Слово “грамотность” произошло от греческого grammata – чтение и письмо.
  • Буквально оно означает определённую степень владения навыками устной и письменной речи.
  • Содержание понятия “грамотность” изменялось на различных этапах экономического и политического развития общества, оно расширялось и углублялось повышением требований к развитию человека.
  • Первоначально грамотными считались лица, умеющие только читать , позднее те, кто умел читать и писать , затем в качестве критерия грамотности добавились навыки счёта и т.д.
  • В 1957 году ЮНЕСКО определяло грамотным “человека, владеющего чтением и письмом настолько, чтобы понимать простые и краткие сообщения, касающиеся его повседневной жизни”, введен новый термин: «функциональная грамотность». Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

« Функциональная грамотность —способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

А. А. Леонтьев (Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35)

Новые грамотности

Новые грамотности

Компоненты ФГ: ИНТЕГРАТИВНЫЕ: ПРЕДМЕТНЫЕ: Читательская Коммуникативная Социальная Информационная Языковая Литературная Математическая Естественно-научная Технологическая Художественная и т.д. и т.д.

Компоненты ФГ:

ИНТЕГРАТИВНЫЕ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Читательская
  • Коммуникативная
  • Социальная
  • Информационная
  • Языковая
  • Литературная
  • Математическая
  • Естественно-научная
  • Технологическая
  • Художественная
  • и т.д.
  • и т.д.
 Международные исследования  качества образования    PISA TIMSS PIRLS   Оценка эффективности изменений и образовательных решений за истекший период PISA – международная программа по оценке образовательных достижений, оценивается сформированность функциональной грамотности (математической, естественнонаучной и читательской) обучающихся 15-летнего возраста. Раз в 3 года, 2000-2018 TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования школьников 4-х и 8-х классов, сравнение результатов. Раз в 4 года, 1995-2016 PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста», 4 класс. Раз в 5 лет, 2001-2016

Международные исследования качества образования

  • PISA
  • TIMSS
  • PIRLS

Оценка эффективности изменений и образовательных решений за истекший период

  • PISA – международная программа по оценке образовательных достижений, оценивается сформированность функциональной грамотности (математической, естественнонаучной и читательской) обучающихся 15-летнего возраста. Раз в 3 года, 2000-2018
  • TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования школьников 4-х и 8-х классов, сравнение результатов. Раз в 4 года, 1995-2016
  • PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста», 4 класс. Раз в 5 лет, 2001-2016
PIRLS PIRLS-2001•16 место среди 35 участников PIRLS-2006•1-е место среди 45 участников PIRLS-2011•2-е место среди 35 участников PIRLS-2016•1-е место среди 50 участников PIRLS-2021•? В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место . Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.

PIRLS

PIRLS-2001•16 место среди 35 участников

PIRLS-2006•1-е место среди 45 участников

PIRLS-2011•2-е место среди 35 участников

PIRLS-2016•1-е место среди 50 участников

PIRLS-2021•?

В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место . Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером.

Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.

Задания в ВПР. Откуда они берутся?

Задания в ВПР. Откуда они берутся?

Примеры заданий TIMSS и ВПР  Пример задания ВПР Пример задания TIMSS Суть заданий: использование приобретённых знаний в практической деятельности.

Примеры заданий TIMSS и ВПР

Пример задания ВПР

Пример задания TIMSS

Суть заданий: использование приобретённых знаний в практической деятельности.

Применение знаний в ситуациях, приближенных к реальным,  практико-ориентированные задания 10 вариантов, в каждом: 2 части - 2 типа текст. В заданиях: тема, название, жанр, тип текста, план, рассуждения, тропы и др. Примеры заданий №12: Представь, что у твоего друга потерялся питомец. Помоги ему написать объявление (вариант 3). Представь, что ты поссорился с лучшим другом (подругой) из-за пустяка. Напиши ему (ей) письмо с предложением помириться (вариант 5).

Применение знаний в ситуациях, приближенных к реальным, практико-ориентированные задания

10 вариантов, в каждом: 2 части - 2 типа текст.

В заданиях: тема, название, жанр, тип текста, план, рассуждения, тропы и др.

Примеры заданий №12:

  • Представь, что у твоего друга потерялся питомец. Помоги ему написать объявление (вариант 3).
  • Представь, что ты поссорился с лучшим другом (подругой) из-за пустяка. Напиши ему (ей) письмо с предложением помириться (вариант 5).

О ВПР 4 класс: математика, русский язык, окружающий мир

  • Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по итогам обучения в каждом классе (начиная с 4 класса).

Формат:

  • Каждому ученику выдаются задания на бумажных носителях. В начале обычно прописываются правила написания работы и рекомендации для учеников. Потом идут непосредственно задания.
  • Время: 45 минут.
  • Место: в стенах своих школ.
  • Наблюдатели: педагоги, контролирующие соблюдение правил выполнения заданий и выявляющие попытки списывания, подсказок или использования литературы либо смартфонов. На столах могут присутствовать только непосредственно задания, канцелярские принадлежности, черновик.
  • Критерии оценивания: за каждое верно выполненное задание присваиваются баллы. В некоторых школах они переводятся в стандартные привычные оценки.
  • Каждая школа заносит свои результаты ВПР в федеральную информационную систему, что позволяет проводить централизованный анализ этих данных.
  • Дата проведения – единая по стране. Сообщается заранее.
Интересно, что… ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования (около 3 миллионов школьников и почти 40 тысяч школ). Задания ВПР разрабатываются лучшими специалистами с учетом российского и мирового опыта. В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету. Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов.

Интересно, что…

  • ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования (около 3 миллионов школьников и почти 40 тысяч школ).
  • Задания ВПР разрабатываются лучшими специалистами с учетом российского и мирового опыта.
  • В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету.
  • Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов.
Обратная связь Влияет ли результат ВПР на итоговую оценку ученика?  + /  –

Обратная связь

Влияет ли результат ВПР на итоговую оценку ученика?

+ /

5 принципов оценивания ВПР: Оценка – составная часть учебного процесса. Отражает ценность обратной связи. Объективность оценки. На основании оценочных данных принимаются поддерживающие управленческие решения. Оценка того, чему учили. Введено понятие: ядро содержания образования. Формат оценки влияет на содержание образования. Изменения во ФГОС. Например, отказ от тестов, проявление способностей обучающихся. Оценка – стимулирование развитие (мотивирующее оценивание). Результаты используются только для стимулирования развития образования.

5 принципов оценивания ВПР:

  • Оценка – составная часть учебного процесса. Отражает ценность обратной связи.
  • Объективность оценки. На основании оценочных данных принимаются поддерживающие управленческие решения.
  • Оценка того, чему учили. Введено понятие: ядро содержания образования.
  • Формат оценки влияет на содержание образования. Изменения во ФГОС. Например, отказ от тестов, проявление способностей обучающихся.
  • Оценка – стимулирование развитие (мотивирующее оценивание). Результаты используются только для стимулирования развития образования.
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Самодиагностика школы, выявление пробелов в знаниях учащихся для проведения последующей методической работы. ВПР позволяют осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС. Отметки учащимся за выполнение ВПР не выставляются. По результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника. Эти результаты не влияют на получение аттестата и на перевод в следующий класс. ВЫВОД: для кого ВПР?
  • ВПР не являются государственной итоговой аттестацией.

Самодиагностика школы, выявление пробелов в знаниях учащихся для проведения последующей методической работы.

  • ВПР позволяют осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС.
  • Отметки учащимся за выполнение ВПР не выставляются.
  • По результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника. Эти результаты не влияют на получение аттестата и на перевод в следующий класс.

ВЫВОД: для кого ВПР?

Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране , для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. *Результаты ВПР важны как итоги независимой диагностики для школ, учителей и родителей школьников, чтобы понять, какие пробелы есть в подготовке учащихся и с чем нужно дополнительно поработать.

Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране , для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися.

*Результаты ВПР важны как итоги независимой диагностики для школ, учителей и родителей школьников, чтобы понять, какие пробелы есть в подготовке учащихся и с чем нужно дополнительно поработать.

Нельзя! Недопустимо использование результатов для принятия административных решений, наказания учителей и директоров слабых школ, где учащиеся продемонстрировали недостаточно высокий уровень знаний. По результатам оценочных процедур нельзя сравнивать эффективность работы регионов, школ, учителей.

Нельзя!

  • Недопустимо использование результатов для принятия административных решений, наказания учителей и директоров слабых школ, где учащиеся продемонстрировали недостаточно высокий уровень знаний.
  • По результатам оценочных процедур нельзя сравнивать эффективность работы регионов, школ, учителей.
Важно знать про ВПР: ВПР – важная и нужная мера, призванная повсеместно и масштабно оценивать качество реального российского школьного образования. Практика была введена с 2015-го года и уже продемонстрировала положительные результаты. С будущего года проверочные работы затронут еще большее количество учащихся.

Важно знать про ВПР:

ВПР – важная и нужная мера, призванная повсеместно и масштабно оценивать качество реального российского школьного образования.

Практика была введена с 2015-го года и уже продемонстрировала положительные результаты.

С будущего года проверочные работы затронут еще большее количество учащихся.

Планируемые изменения в 2021 году: 1. Дата проведения – не будет проводится в один чёткий день, который установило Министерство Образования. Каждой школе вместо чётких дней теперь будут даваться временные промежутки, в которые и нужно будет провести ВПР. Теперь система будет более гибкой и учителя смогут сами выбирать более оптимальное расписание ВПР. Ориентировочно: русский язык – с 30-го марта по 10-е апреля, математика и окружающий мир с 13-го по 24-е апреля. 2. У каждой школы будут свои варианты. Хоть они и равноценны, они не одинаковы. Это позволит избежать утечек заданий в интернет, а значит предотвратить списывания и получить более честные результаты.

Планируемые изменения в 2021 году:

1. Дата проведения – не будет проводится в один чёткий день, который установило Министерство Образования. Каждой школе вместо чётких дней теперь будут даваться временные промежутки, в которые и нужно будет провести ВПР. Теперь система будет более гибкой и учителя смогут сами выбирать более оптимальное расписание ВПР.

Ориентировочно: русский язык – с 30-го марта по 10-е апреля, математика и окружающий мир с 13-го по 24-е апреля.

2. У каждой школы будут свои варианты. Хоть они и равноценны, они не одинаковы. Это позволит избежать утечек заданий в интернет, а значит предотвратить списывания и получить более честные результаты.

Нововведение 2021: вариативность.  Готовность к ВПР: + опыт выполнения  различных вариантов = повторение изученного. Формирование умений: в течение года на уроках. Тренировка: ВПР издательства «Экзамен»

Нововведение 2021: вариативность. Готовность к ВПР: + опыт выполнения различных вариантов = повторение изученного.

  • Формирование умений: в течение года на уроках.
  • Тренировка: ВПР издательства «Экзамен»
Издания по 10 и по 25 вариантов 4 класс

Издания по 10 и по 25 вариантов

4 класс

По 15 вариантов. ФИОКО. 2 класс и 4 класс

По 15 вариантов. ФИОКО. 2 класс и 4 класс

3 в 1  8 х 3 = 24 (варианта) Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Для ознакомления сразу со всеми предметами, участвующими в ВПР ПЕРЕПУТАТЬ И ПОТЕРЯТЬ НЕВОЗМОЖНО!

3 в 1

8 х 3 = 24 (варианта)

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Для ознакомления сразу со всеми предметами, участвующими в ВПР

ПЕРЕПУТАТЬ И ПОТЕРЯТЬ НЕВОЗМОЖНО!

Формы подготовки к ВПР Учитель сам решает вариант ВПР в начале учебного года. Учитель решает вариант от имени ребенка, «как бы решил ученик». Учитель «встраивает» аналогичные задания в учебный процесс в течение учебного года. Маркер «ВПР». Объяснить трудное задание. И его же задать на дом. «Перевернутый класс» (ничего не объяснять) Аналогия. Сделал номер – придумай аналогичное задание сам. Почти аналогия. Придумай задание в виде теста (с правильными и неправильными вариантами).

Формы подготовки к ВПР

  • Учитель сам решает вариант ВПР в начале учебного года.
  • Учитель решает вариант от имени ребенка, «как бы решил ученик».
  • Учитель «встраивает» аналогичные задания в учебный процесс в течение учебного года. Маркер «ВПР».
  • Объяснить трудное задание. И его же задать на дом.
  • «Перевернутый класс» (ничего не объяснять)
  • Аналогия. Сделал номер – придумай аналогичное задание сам.
  • Почти аналогия. Придумай задание в виде теста (с правильными и неправильными вариантами).
1-ая часть ВПР по русскому языку - диктант Универсальные  пособия

1-ая часть ВПР по русскому языку - диктант

Универсальные пособия

Самоподготовка: ВПР с ответами – сделал, сверил, над чем еще надо поработать? Повторяем изученное за 4 года и готовимся к ВПР!  Русский язык усилен дополнительными 25 вариантами!

Самоподготовка: ВПР с ответами – сделал, сверил, над чем еще надо поработать?

Повторяем изученное за 4 года и готовимся к ВПР!

Русский язык усилен дополнительными 25 вариантами!

Саморефлексия во время подготовки к ВПР  ПОМЕТКИ: УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: ТРУДНО СПРАВЛЯЮСЬ ЛЕГКО НАДО ПОВТОРИТЬ/ИЗУЧИТЬ  ! Во время выполнения заданий рядом с выполненным заданием делаем пометку в виде условного знака. Условный знак помогает определить темы, над которыми надо еще поработать. Значение пометок может дать учитель, а можно составить вместе с ребятами. Условные знаки к пометкам придумывают сами ученики.

Саморефлексия во время подготовки к ВПР

ПОМЕТКИ:

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:

ТРУДНО

СПРАВЛЯЮСЬ

ЛЕГКО

НАДО ПОВТОРИТЬ/ИЗУЧИТЬ

!

  • Во время выполнения заданий рядом с выполненным заданием делаем пометку в виде условного знака.
  • Условный знак помогает определить темы, над которыми надо еще поработать.
  • Значение пометок может дать учитель, а можно составить вместе с ребятами.
  • Условные знаки к пометкам придумывают сами ученики.
Используем ВПР без ответов! Назначение пособий — отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе. Ответы к заданиям даны в середине пособий и могут быть легко изъяты, чтобы уже проверить повышает объективность оценки знаний учащихся. Для работы в классе Для взаимопроверки Для индивидуальной работы Для индивидуальных траекторий Для домашней работы Для рекомендаций родителям Вводим саморефлексию

Используем ВПР без ответов!

Назначение пособий — отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе.

Ответы к заданиям даны в середине пособий и могут быть легко изъяты, чтобы уже проверить повышает объективность оценки знаний учащихся.

  • Для работы в классе
  • Для взаимопроверки
  • Для индивидуальной работы
  • Для индивидуальных траекторий
  • Для домашней работы
  • Для рекомендаций родителям

Вводим саморефлексию

Использование в речи устойчивых выражений, крылатых фраз, поговорок и др.,  развитие речи, анализ и интерпретация информации

Использование в речи устойчивых выражений, крылатых фраз, поговорок и др., развитие речи, анализ и интерпретация информации

Готовимся к ВПР с 1 класса, постепенно Данные пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книги содержат 10 вариантов типовых тестовых заданий Всероссийской проверочной работы по основным предметам курса обучения  в начальной школе: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.

Готовимся к ВПР с 1 класса, постепенно

Данные пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Книги содержат 10 вариантов типовых тестовых заданий Всероссийской проверочной работы по основным предметам курса обучения в начальной школе: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.

Внутренняя система оценки качества образования с 1 класса Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к внутренней системе оценки качества образования.

Внутренняя система оценки качества образования с 1 класса

Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к внутренней системе оценки качества образования.

ВСОКО 2 класс

ВСОКО 2 класс

ВСОКО 3 класс  математика Соответствие ФГОС Практико-ориентированные задания Наглядность Развитие мышления Читательская грамотность Использование изображений, схем, диаграмм, таблиц и т.п. Вопросы и с выбором ответа, и без выбора.

ВСОКО 3 класс математика

  • Соответствие ФГОС
  • Практико-ориентированные задания
  • Наглядность
  • Развитие мышления
  • Читательская грамотность
  • Использование изображений, схем, диаграмм, таблиц и т.п.
  • Вопросы и с выбором ответа, и без выбора.
ВСОКО 3 класс  русский язык

ВСОКО 3 класс русский язык

Итак ВПР – независимая диагностика на уровнях: национальном, региональном, муниципальном (4 класс) ВСОКО – независимая диагностика на внутришкольном уровне (1-3 классы)

Итак

ВПР – независимая диагностика на уровнях: национальном, региональном, муниципальном (4 класс)

ВСОКО – независимая диагностика на внутришкольном уровне (1-3 классы)

Обратная связь: что такое читательская грамотность? Читательская грамотность – это осознанное прочтение Читательская грамотность – это безошибочное, плавное, выразительное и осмысленное чтение Читательская грамотность – это выбор нужной информации из прочитанного 1 / 2 / 3

Обратная связь: что такое читательская грамотность?

  • Читательская грамотность – это осознанное прочтение
  • Читательская грамотность – это безошибочное, плавное, выразительное и осмысленное чтение
  • Читательская грамотность – это выбор нужной информации из прочитанного

1 / 2 / 3

самообразования, умения учиться " width="640"

Чтение – основа формирования УУД, =самообразования, умения учиться

1, 2, 3, 4 классы

1, 2, 3, 4 классы

*ТИПЫ ТЕКСТОВ Тексты делят на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями). Сплошные тексты состоят из предложений, соединенных в абзацы. Примеры сплошных текстов: описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, отчет, репортаж); объяснение (рассуждение, интерпретация, толкование, резюме); инструкция (правила, уставы, законы, указания); аргументация (научный комментарий, обоснование). Несплошные тексты содержат особые связи единиц текста. К ним относятся: информационные листы (расписания, каталоги, прейскуранты); сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); также таблицы, графики, диаграммы, расписки, карты. Кроме того, тексты делятся на смешанные , соединяющие в себе черты сплошных и несплошных текстов, и составные тексты, соединяющие в себе несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным

*ТИПЫ ТЕКСТОВ

Тексты делят на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями). Сплошные тексты состоят из предложений, соединенных в абзацы.

Примеры сплошных текстов:

  • описание (художественное и техническое);
  • повествование (рассказ, отчет, репортаж);
  • объяснение (рассуждение, интерпретация, толкование, резюме);
  • инструкция (правила, уставы, законы, указания);
  • аргументация (научный комментарий, обоснование).

Несплошные тексты содержат особые связи единиц текста. К ним относятся:

  • информационные листы (расписания, каталоги, прейскуранты);
  • сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
  • призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
  • формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
  • также таблицы, графики, диаграммы, расписки, карты.
  • Кроме того, тексты делятся на смешанные , соединяющие в себе черты сплошных и несплошных текстов, и составные тексты, соединяющие в себе несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным
Цель работы: извлечение нужной информации из текста/ов  Оцениваются: Читательская грамотность относится только к информационным текстам.  Чаще – несплошным .

Цель работы: извлечение нужной информации из текста/ов Оцениваются:

Читательская грамотность относится только к информационным текстам.

Чаще – несплошным .

Понимание термина ЧГ ГРАМОТНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ, СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (новый уровень образованности)

Понимание термина ЧГ

ГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ, СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (новый уровень образованности)

 Формирование читательской грамотности в начальной школе

Формирование читательской грамотности в начальной школе

Читательская грамотность

Читательская грамотность

Уже в 1 классе начинается работа над читательскими умениями: № 4 - соотносить информацию; № 5 - формулировать выводы; № 6 - анализ и оценка структуры текста.

Уже в 1 классе начинается работа над читательскими умениями:

  • № 4 - соотносить информацию;
  • № 5 - формулировать выводы;
  • № 6 - анализ и оценка структуры текста.
 Тесты по обуч. грамоте

Тесты по обуч. грамоте

Универсальные пособия Тесты по обуч. грамоте

Универсальные пособия

Тесты по обуч. грамоте

Тренировка работы с несколькими текстами, с несплошными текстами.

Тренировка работы с несколькими текстами, с несплошными текстами.

Каждый вариант: 2 части, 8 страниц А4. В каждом варианте даны 2 текста на одну тему: художественный и научно-популярный. Например, вариант 3 (2ая часть): «На неведомой дорожке» по Н.Сладкову – 267 слов Слепозмейка (научная статья) – 204 слова Задания (зачем, почему, выбрать верное утверждение, обобщить информацию в таблице и др.
  • Каждый вариант: 2 части, 8 страниц А4.
  • В каждом варианте даны 2 текста на одну тему: художественный и научно-популярный.
  • Например, вариант 3 (2ая часть):
  • «На неведомой дорожке» по Н.Сладкову – 267 слов
  • Слепозмейка (научная статья) – 204 слова
  • Задания (зачем, почему, выбрать верное утверждение, обобщить информацию в таблице и др.
Формирование читательской грамотности в начальной школе (все предметы НШ) Постепенно увеличиваем объём информационных текстов и их сложность

Формирование читательской грамотности в начальной школе (все предметы НШ)

Постепенно увеличиваем объём информационных текстов и их сложность

Оценивание читательских умений  Формирующее оценивание В международных тестах ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ = ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценивание читательских умений

Формирующее оценивание

В международных тестах

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ = ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

??????????????????? Основной принцип: ошибка = наказание Отношение к ошибкам… 1 класс – безотметочное обучение… Мотивирующее оценивание или поощрение отметкой… Формирующее или предвзятость…. «А вот у него…» Обратная связь: Напишите свои трудности, сомнения, вопросы, связанные с оцениванием.

???????????????????

Основной принцип:

ошибка = наказание

  • Отношение к ошибкам…
  • 1 класс – безотметочное обучение…
  • Мотивирующее оценивание или поощрение отметкой…
  • Формирующее или предвзятость….
  • «А вот у него…»

Обратная связь:

Напишите свои трудности, сомнения, вопросы, связанные с оцениванием.

Как не навредить оценкой?

Мнения родителей:

  • Не знаю, как другие родители относятся к плохим оценкам детей. Но лично для меня "тройка" - это сигнал: ребёнок что-то не понял, надо с ним позаниматься и объяснить. Иначе потом (если вовремя не поймать проблему) ребёнок не усвоит тему и дальше ему трудно будет учиться. Если могу, объясняю сама. Если не могу, прибегаю к помощи специалистов. Но никогда не оставлю этого на самотёк. Ведь не может же быть такого, что ребёнок всё знает и понимает, но специально пишет на "три". "Тройка" всегда означает какую-то проблему.

  • А мне неважны оценки. Моя дочь - личность творческая. Пишет рассказы, увлекается фотографией, с удовольствием рисует и читает. При этом по математике у нее между 4 и 3, зачастую с уклоном к 3. Меня все учитель и знакомые дергают: найми профильного репетитора. А я искренне не понимаю, на кой нужен репетитор по математике в данном случае?

Вот что пишут учащиеся 4 А класса нашей школы, рассуждая об оценке:

  • « Оценка – это результат работы и балл за знания»
  • «Оценка – это то, как оценивают твои способности другие люди»
  • «Оценка – это балл, которым оценивают учащегося его уровень знаний».

А вот ответы учащихся на вопрос: «Зачем нужна оценка?»

  • «Я думаю, чтобы узнать, какой у меня уровень знаний»
  • «Она нужна для того, чтобы оценить себя: свои знания и способности»
  • «Оценка нужна, чтобы знать свои ошибки и уровень знаний»
Отметка и оценка

Отметка и оценка

Система оценивания http:// docs.cntd.ru/document/901758698 Констатирующее и формирующее оценивание: Констатирующее – это сравнение с образцом, общим для всех. Формирующее – сравнение с моим предыдущим достижением.

Система оценивания

http:// docs.cntd.ru/document/901758698

Констатирующее и формирующее оценивание:

Констатирующее – это сравнение с образцом, общим для всех.

Формирующее – сравнение с моим предыдущим достижением.

КРИТЕРИИ: Безошибочность Формулировка выводов Составление плана Выделение главной мысли Аккуратность оформления … Формирующее оценивание

КРИТЕРИИ:

  • Безошибочность
  • Формулировка выводов
  • Составление плана
  • Выделение главной мысли
  • Аккуратность оформления

Формирующее оценивание

Линейка Цукерман

После выполнения письменной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале.

Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа.

Например, возьмем два критерия:

  • Грамотность – Г
  • Аккуратность – А

После работы на полях тетради ученики чертят два отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.

Каждая линеечка помечается буквой «Г», «А» и т.д.

Учитель договаривается с детьми, за что ставиться та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа.

Например, Грамотность (Г):

Высокий уровень – «у меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу»;

Выше среднего – «у меня есть одна-две ошибки»;

Средний уровень – «у меня есть три-четыре ошибки»;

Ниже среднего – «у меня почти все неправильно»;

Низкий уровень – «я совсем не справился с заданием».

 

Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы.

ПОСЛЕ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ:

ЧЕРТИМ ЛИНЕЕЧКИ, ОБОЗАЧАЕМ УСЛОВНОЕ НАЗВАНИЕ ШКАЛЫ, ОТМЕЧАЕМ ДЕЛЕНИЯ ШКАЛЫ.

Сначала – самооценка ученика – крестиком на линеечке.

Учитель при проверке помечает свою оценку по шкале: если согласен с самооценкой – обводит в кружок.

Пример формирующего оценивания 2. Про птиц  Чиж вьёт гнездо на большой высоте. У грача перья как чёрный плащ. Первый луч солнца, а грач уже на полях ест червячков и даже мелкую дичь. Правда или ложь, что стриж может спать во время полёта? (7) Взаимопроверка и самопроверка.  3. Ночь, дочь, мяч, вещь, борщ, душ, мощь. (7) Сверка по образцу и самопроверка. Тема «Правописание имен существительные с шипящим звуком на конце слова» 3 класс В конце темы: Контрольный диктант (60). Подготовка: 4 часа – 4 маленьких диктанта. Критерий: грамотное написание сущ. с шипящим звуком на конце слова 1. Известный курорт.  Горячий Ключ – это маленький город, вокруг – глушь. Гуляя по лесным тропкам, захвати ковш. Возьми плащ на случай дождя. Если предстоит ночь в ущелье, можно сделать шалаш. (7) Взаимопроверка, самопроверка и проверка учителем.

Пример формирующего оценивания

2. Про птиц

Чиж вьёт гнездо на большой высоте. У грача перья как чёрный плащ. Первый луч солнца, а грач уже на полях ест червячков и даже мелкую дичь. Правда или ложь, что стриж может спать во время полёта? (7)

Взаимопроверка и самопроверка.

3. Ночь, дочь, мяч, вещь, борщ, душ, мощь. (7)

Сверка по образцу и самопроверка.

Тема «Правописание имен существительные с шипящим звуком на конце слова» 3 класс

В конце темы: Контрольный диктант (60).

Подготовка: 4 часа – 4 маленьких диктанта.

Критерий: грамотное написание сущ. с шипящим звуком на конце слова

1. Известный курорт.

Горячий Ключ – это маленький город, вокруг – глушь. Гуляя по лесным тропкам, захвати ковш. Возьми плащ на случай дождя. Если предстоит ночь в ущелье, можно сделать шалаш. (7)

Взаимопроверка, самопроверка и проверка учителем.

Пример: волшебные «линеечки» в 3-4 классах

Пример: волшебные «линеечки» в 3-4 классах

Важно про формирующее оценивание:

Важно про формирующее оценивание:

Важно про формирующее оценивание: Учитель на первых порах не оценивает, а поддерживает положительные изменения, подкрепляет конструктивное учебное поведение. Оценка РАБОТЫ , а не УЧЕНИКА (тонкая работа со сравнением работы с образцом, а не сравнение учеников). Доброжелательность, эмоциональный контакт, доверие: «У тебя получится!». Отмечать малейшие конструктивные изменения ученика. Сравнивать прошлое с настоящим.

Важно про формирующее оценивание:

  • Учитель на первых порах не оценивает, а поддерживает положительные изменения, подкрепляет конструктивное учебное поведение.
  • Оценка РАБОТЫ , а не УЧЕНИКА (тонкая работа со сравнением работы с образцом, а не сравнение учеников).
  • Доброжелательность, эмоциональный контакт, доверие: «У тебя получится!».
  • Отмечать малейшие конструктивные изменения ученика. Сравнивать прошлое с настоящим.
Учим самооцениванию с 1 класса На листе каждому начертить широкую и рабочую строку, потом вписать туда слово. Есть легенда, что в Китае в древности императоры сдавали 2 экзамена: каллиграфию и стихосложение. Выложите работы от письма воина-новобранца, которому предстоит еще долгий путь, до работы императора. Сложный иногда бывает выбор!

Учим самооцениванию с 1 класса

  • На листе каждому начертить широкую и рабочую строку, потом вписать туда слово.
  • Есть легенда, что в Китае в древности императоры сдавали 2 экзамена: каллиграфию и стихосложение.
  • Выложите работы от письма воина-новобранца, которому предстоит еще долгий путь, до работы императора.
  • Сложный иногда бывает выбор!
1 класс Что увлекательного может быть на уроках письма в 1-ых классах? Мастер-класс: пишем на кальке. Сначала обводим образец, потом пишем в строке это слово, а потом сверяем накладыванием кальки на то, что получилось.

1 класс

  • Что увлекательного может быть на уроках письма в 1-ых классах?
  • Мастер-класс: пишем на кальке. Сначала обводим образец, потом пишем в строке это слово, а потом сверяем накладыванием кальки на то, что получилось.
1 класс Притча о маме, встретившей своего сына, который целый год учился иероглифам в школе. Она захотела проверить, чему научился сын. Мудрая женщина сказала, что выключит свет, и в полной темноте напечет сыну его любимых пирожков. А в это время предложила ему написать в темноте иероглифы.  - Как же я буду писать в темноте?  - Так же, как я печь. Если ты хорошо умеешь делать дело, сделаешь его и с закрытыми глазами.  Когда пирожки были готовы, мать включила свет. Румяные, ровненькие, ароматные пирожки получились! А сын, посмотрев на свои письмена, решил, что ему еще надо поучиться. Самым смелым ребятам было предложено с завязанными глазами составить из шнурков и кубиков письменную строчную букву «у». Это было нелегко. Посмотрите, что получилось. Надо совершенствоваться, как думаете?

1 класс

  • Притча о маме, встретившей своего сына, который целый год учился иероглифам в школе. Она захотела проверить, чему научился сын. Мудрая женщина сказала, что выключит свет, и в полной темноте напечет сыну его любимых пирожков. А в это время предложила ему написать в темноте иероглифы. - Как же я буду писать в темноте? - Так же, как я печь. Если ты хорошо умеешь делать дело, сделаешь его и с закрытыми глазами. Когда пирожки были готовы, мать включила свет. Румяные, ровненькие, ароматные пирожки получились! А сын, посмотрев на свои письмена, решил, что ему еще надо поучиться.
  • Самым смелым ребятам было предложено с завязанными глазами составить из шнурков и кубиков письменную строчную букву «у». Это было нелегко. Посмотрите, что получилось. Надо совершенствоваться, как думаете?
Обратная связь: что волнует больше? Отношение к ошибкам учеников  Ваше отношение к ошибкам учеников 1 / 2

Обратная связь: что волнует больше?

  • Отношение к ошибкам учеников

  • Ваше отношение к ошибкам учеников

1 / 2

Ура, ошибка!.. Любимые ошибки… Как думать об ошибке учителю?

Успешные люди ошибаются больше остальных

Грамматическая аптечка (работа над любимыми ошибками)

Этим они и отличаются от нас, обычных людей.

http://www.openlesson.ru/? p=9031

Создатель знаменитых комиксов Dilbert Скотт Адамс сказал: «Я рад признать, что потерпел гораздо больше поражений, чем все те, кого я знаю».

«…У моей Кати по всем предметам было хорошо, кроме русского. С русским – беда: по 20 ошибок на страницу, уже не говоря о дисграфии. Ей не помогали ни дополнительные занятия с учительницей, ни курсы врождённой грамотности, ни репетиторы, которые в очередной раз объясняли ей правила, а толку-то… Если бы не методы Марии Владимировны, я даже не хочу думать, что было бы… Катя так и осталась бы «патологически безграмотной». А уж о высшем образовании и речи бы не было.

Сара Блейкли, самая молодая женщина-миллиардер по версии журнала Forbes, основательница империи по производству женского нижнего белья Spanx, рассказывает о том, как любовь к ошибкам помогла ей построить собственный бизнес. «Мой отец всегда поощрял неудачи. Каждый вечер, когда я возвращалась домой, он спрашивал: «Что не удалось тебе сегодня?». Он считал бездействие единственной ошибкой.

А так, дырявый текст, клеёнчатые тетради и проработка ошибок постепенно сделали своё дело. Через два года Катя написала диктант в архитектурный колледж на пятёрку…»

https:// interesno.co/myself/fa55ab15083b

правильно реагируем Ошибка – это место между «могу» и «не могу» Ошибка – ура, обнаружили «непонятку»! Ошибка – ура, повод повторить, прояснить… Да, ошибка, зато была смелость, риск, скорость, забота или … Да, ошибка, какой следующий шаг? Давай вместе… «У тебя всё получится!» внимания к успеху, восхищения, признания (адекватного), обосновывать тревогу, *(хвалить за дело, за шажок, за действие) Фокус в будущее, вложиться в помощь, поддержку, признание, восхищение НАУЧИТЬ ОШИБАТЬСЯ Ошибок не должно быть! Ха-ха, ошибка… Почему дети боятся ошибиться, проиграть? Почему скрывают, врут, стесняются? Ошибки – плохо. Надо действовать безошибочно. Вот у меня… а вот у кого-то… нет ошибок ХРОНИЧЕСКИЙ НЕУСПЕХ, БУЛЛИНГ " width="640"

Правильно думаем = правильно реагируем

  • Ошибка – это место между «могу» и «не могу»
  • Ошибка – ура, обнаружили «непонятку»!
  • Ошибка – ура, повод повторить, прояснить…
  • Да, ошибка, зато была смелость, риск, скорость, забота или …
  • Да, ошибка, какой следующий шаг? Давай вместе…
  • «У тебя всё получится!»
  • внимания к успеху, восхищения, признания (адекватного), обосновывать тревогу,
  • *(хвалить за дело, за шажок, за действие)
  • Фокус в будущее, вложиться в помощь, поддержку, признание, восхищение
  • НАУЧИТЬ ОШИБАТЬСЯ
  • Ошибок не должно быть!
  • Ха-ха, ошибка…
  • Почему дети боятся ошибиться, проиграть?
  • Почему скрывают, врут, стесняются?
  • Ошибки – плохо.
  • Надо действовать безошибочно.
  • Вот у меня… а вот у кого-то… нет ошибок
  • ХРОНИЧЕСКИЙ НЕУСПЕХ, БУЛЛИНГ
Итоги

Итоги

Непрерывное образование Функции обучения: Ключевые вопросы: Получить заряд энергии и вдохновения Запустить процессы собственного творчества Узнать новое, повторить «старое» Отбросить лишнее Взять в работу готовые инструменты Ознакомиться с обзором ресурсов Открыть новые источники для самообразования Получить ответы на волнующие вопросы К какому уровню образованности стремимся? Зачем нужны ВПР? Чем отличаются ВСОКО от ВПР? Чем отличается обучение чтению от читательской грамотности? Как создать мотивирующее оценивание?

Непрерывное образование

Функции обучения:

Ключевые вопросы:

  • Получить заряд энергии и вдохновения
  • Запустить процессы собственного творчества
  • Узнать новое, повторить «старое»
  • Отбросить лишнее
  • Взять в работу готовые инструменты
  • Ознакомиться с обзором ресурсов
  • Открыть новые источники для самообразования
  • Получить ответы на волнующие вопросы
  • К какому уровню образованности стремимся?
  • Зачем нужны ВПР?
  • Чем отличаются ВСОКО от ВПР?
  • Чем отличается обучение чтению от читательской грамотности?
  • Как создать мотивирующее оценивание?
Есть ли вопросы? Ответы на вопросы.

Есть ли вопросы?

Ответы на вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!