Требования к речи первоклассника.
Поступление в школу очень значимое событие в жизни каждого ребёнка. Начинает меняться его привычный образ жизни, ребенок попадает в новый неизведанный ранее мир. Дошкольник становится школьником.
Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни дошкольника. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Умение слушать и слышать других.
2. Звуковая сторона речи:
правильно произносить все звуки речи;
четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (Сковорода, аквариум, экскаватор. Регулировщик регулирует движение. Автомобилист чинит автомобиль);
говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
3. Функции языкового анализа:
делить предложения на слова;
делить слова на слоги;
уметь выделять все звуки в словах; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.
4. Лексическая сторона речи (Словарный запас):
точно подбирать слова;
ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой, а не просто «автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
употреблять сложные слова: длинноногий, водопад, самокат, пылесос;
пользоваться эпитетами: Весна - дождливая, нарядная, непостоянная, роскошная, цветущая, поющая, волшебная, праздничная, прекрасная;
подбирать метафоры: Снег - белое одеяло. Солнце – золотой шар;
использовать слова и фразы с переносным значением: Шепчет листва, ударил мороз, плачет дождь, море народу;
подбирать синонимы: храбрый-смелый-отважный.
5. Грамматическая сторона речи:
а) Навыки словоизменения
изменять существительные по падежам и числам: Санки, на санках;
употреблять различные предлоги: На, с, под, из-за, из-под, между и т.д;
согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже: Голубое полотенце, красный помидор;
согласовывать существительные с числительными: Один карандаш, два карандаша, пять карандашей;
правильно употреблять глаголы: Бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите и т.д;
б) Навыки словообразования
образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов: Глаза-глазки-глазищи;
образовывать глаголы с помощью приставок: Шёл-вышел-обошёл- подошёл;
образовывать название детенышей животных;
образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных: Малина-малиновое, лиса-лисья;
6. Речевая коммуникация:
должен быть достаточно активен в общении,
уметь слушать и понимать речь,
строить общение с учетом ситуации,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета.
7. Связная речь:
должен последовательно, точно пересказывать содержание сказки, рассказа; правильно описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности;
составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе. Основная задача взрослых — обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы вовремя начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!
Материал подготовлен учителем-логопедом
ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект» Хлабыстиной Г.С.