СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к речи первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Требования к речи первоклассников.»

Требования к речи первоклассника.





Поступление в школу очень значимое событие в жизни каждого ребёнка. Начинает меняться его привычный образ жизни, ребенок попадает в новый неизведанный ранее мир. Дошкольник становится школьником.

Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни дошкольника. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:



1. Умение слушать и слышать других.

2. Звуковая сторона речи:

 правильно произносить все звуки речи;

 четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (Сковорода, аквариум, экскаватор. Регулировщик регулирует движение. Автомобилист чинит автомобиль);

 говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

 изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

3. Функции языкового анализа:

 делить предложения на слова;

 делить слова на слоги;

 уметь выделять все звуки в словах; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

 определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

4. Лексическая сторона речи (Словарный запас):

 точно подбирать слова;

 ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

 дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой, а не просто «автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

 употреблять сложные слова: длинноногий, водопад, самокат, пылесос;

 пользоваться эпитетами: Весна - дождливая, нарядная, непостоянная, роскошная, цветущая, поющая, волшебная, праздничная, прекрасная;

 подбирать метафоры: Снег - белое одеяло. Солнце – золотой шар;

 использовать слова и фразы с переносным значением: Шепчет листва, ударил мороз, плачет дождь, море народу;

 подбирать синонимы: храбрый-смелый-отважный.

5. Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

 изменять существительные по падежам и числам: Санки, на санках;

 употреблять различные предлоги: На, с, под, из-за, из-под, между и т.д;

 согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже: Голубое полотенце, красный помидор;

 согласовывать существительные с числительными: Один карандаш, два карандаша, пять карандашей;

 правильно употреблять глаголы: Бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите и т.д; 

б) Навыки словообразования

 образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов: Глаза-глазки-глазищи;

 образовывать глаголы с помощью приставок: Шёл-вышел-обошёл- подошёл;

 образовывать название детенышей животных;

 образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных: Малина-малиновое, лиса-лисья;

6. Речевая коммуникация:

 должен быть достаточно активен в общении,

 уметь слушать и понимать речь,

 строить общение с учетом ситуации,

 легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

 ясно и последовательно выражать свои мысли,

 пользоваться формами речевого этикета.

7. Связная речь:

 должен последовательно, точно пересказывать содержание сказки, рассказа;  правильно описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности;

 составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе. Основная задача взрослых — обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы вовремя начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!





Материал подготовлен учителем-логопедом

ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект» Хлабыстиной Г.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!