Просмотр содержимого документа
«Тренажер по биологии "Ученые-биологи"»
Авторская разработка тренажера по биологии «Ученые-биологи»
Бадлуева Лариса Апполоновна ,
учитель биологии высшей категории
МОУ Харазаргайская средняя школа
Пояснительная записка
Идея создать тренажер родилась во время подготовки детей к экзаменам по биологии. В тренировочных заданиях дети столкнулись с заданиями на узнавание ученых-биологов. В заданиях дается портрет ученого и дети должны узнать ученого, определить какое открытие он сделал. Например, такое задание:
На рисунке изображен великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века., известный тем, что создал
клеточную теорию
теорию возникновения человека
учение о биосфере
учение о доминанте
Или же такие задания:
На какой фотографии изображен один из создателей рефлекторной теории?
a b c d
М.Шлейден
Ч.Дарвин
Г.Мендель
И.Павлов
В этом задании надо выбрать одного из ученых. Дети не узнавали ученых и не могли правильно определить, кто является создателем рефлекторной теории. Это была проблема. Надо было ее решать. Я стала думать, как же сделать так, чтобы они запомнили всех. Сначала дала задание на запоминание в виде таблицы. Но результата не было. Вот тогда мне пришла идея создать тренажер в виде игры в лото и в виде игры в карты. Вспомнила, что в детстве мне нравилось играть в лото и в карты. И сразу стало ясно, что дети в процессе игры могут запомнить лица ученых-биологов. Я скачала в Интернете (спасибо, что есть Интернет, ускоряет работу) информацию про биологов-ученых с портретами, создала таблицу и вставляла в ячейки все портреты, а на обратной стороне вставила информацию про них. Таким образом, получились карты. А лото представляет собой таблицу с информацией про ученого-биолога, а сверху должен накладываться портрет ученого. Во втором варианте в таблице даны портреты ученых-биологов без фамилий. Детям надо будет накрыть их карточками с фамилиями. Для проверки правильности имеется таблица с фамилиями и с информацией про ученых. Таким образом, ребенок может сам самостоятельно тренироваться во время подготовки к экзаменам, или же когда дети сыграют в эту игру в паре или группе 2-3 раза или больше, то они запомнят ученых-биологов и их открытия.
Правила игры такие:
Игра в карты.
Карты раздаются между играющими (пара или группа) вниз информацией. Начинающий играть показывает карту с портретом ученого-биолога и спрашивает: «Кто это? И что он сделал?». Если кто правильно угадает, тот получает очко и забирает себе карту. Право игры переходит угадавшему, и он продолжает игру. Если отгадывающий не угадает, он получает минус одно очко и отдает одну из своих карт. Таким образом, дети набирают очки, и побеждает тот, у кого набирается больше карт и соответственно очков.
Игра в лото.
Играющим раздаются карточки –таблицы с информацией про ученых-биологов. У ведущего находятся карточки с портретами ученых-биологов с фамилиями. Он достает по одной карте и читает фамилию. Играющие должны найти у себя в таблице информацию об этом ученом и объявляют об этом. Ведущий отдает ему карту, если правильно он назвал ученого, и играющий закрывает это поле карточкой с ученым. Выигрывает тот, кто вперед всех закроет поля в таблице.
Второй вариант игры в лото.
Играющим раздаются таблицы с портретами ученых-биологов без всякой информации. Ведущий держит карточки с портретами, на которых напечатаны фамилии ученых. Он достает по одной карточке с фамилиями ученых и называет их. Играющие должны узнать по портретам ученых и объявить об этом. Если правильно угадали, ведущий отдает карточку с фамилией, и играющий закрывает карточку с портретом. За каждый угаданный ответ присуждается один балл. Выигрывает тот, кто наберет больше всех баллов.
Илья Петрович Павлов | Илья Ильич Мечников | Иван Михайлович Сеченов |
Чарлз Дарвин | Грегор Иоганн Мендель | Луи Пастер |
Карл Линней | Джеймс Дьюи Уотсон и Фрэнсис Крик | Маттиас Якоб Шлейден |
Теодор Шванн | Рудольф Вирхов | Роберт Гук |
Антони ван Левенгук | Роберт Броун | Сергей Гаврилович Навашин |
Дмитрий Иосифович Ивановский | Николай Иванович Вавилов | Пётр Кузьмич Анохин |
Владимир Иванович Вернадский | Уильям Гарвей | Жан Батист Ламарк |
Сеченов Иван Михайлович Создатель физиологической школы. Учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист. Открыл явления торможения в центральной нервной системе. Впервые дал представление о рефлексах головного мозга | Илья Ильич Мечников Создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии (старения), один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза | Илья Петрович Павлов. Создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения, основатель крупнейшей российской физиологической школы |
Луи Пастер один из основоположников микробиологии и иммунологии. Ввел методы асептики и антисептики, применил пастеризацию продуктов | Грегор Иоганн Мендель Основоположник учения о наследственности (с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе | Чарлз Дарвин. Основоположник эволюционного учения, основанного на понятиях борьбы за существование и естественного отбора |
Маттиас Якоб Шлейден известен как реформатор ботаники, один из основателей клеточной теории | Джеймс Дьюи Уотсон и Фрэнсис Крик. Они открыли молекулярную структуру дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) – вещества, которое содержит всю наследственную информацию. Уотсон ввел термин "адапторные молекулы". | Карл Линней Основоположник научной классификации живых организмов. Важным достижением Линнея стало выделение им в систематике такой категории, как вид, а также сходство потомства и наличие плодовитого потомства |
Роберт Гук. известен как: закон Гука, микроскопия, первым использовал термин «клетка», обнаружив клеточную структуру пробковой ткани | Рудольф Вирхов. «Отец» патологии, «отец» клеточной теории, ввёл принцип клеточной теории «все клетки из клетки», доказав, что все клетки образуются из клеток путем клеточного деления | Теодор Шванн изучал процесс гниения; брожение с участием дрожжевых грибов, открыл пепсин (пищеварительный фермент) в 1836 году. Изучал клеточное строение, сформулировал основные положения клеточной теории |
Сергей Гаврилович Навашин. Основатель научной школы, академик Российской академии наук (1918, членкор 1901). В 1898 году открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики | Роберт Броун. Первооткрыватель «броуновского движения», исследователь ядра в растительных клетках, автор многих работ по морфологии и систематике растений | Антони ван Левенгук ввёл употребление микроскопов для зоологических исследований. Левенгук первооткрыватель простейших организмов, сделал первое описание эритроцитов, сперматозоидов человека, первый наблюдал бактерии. Описал пластиды и хроматофоры |
Пётр Кузьмич Анохин. Советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966) | Николай Иванович Вавилов. Создатель учений о мировых центрах происхождения культурных растений и об иммунитете растений, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов | Дмитрий Иосифович Ивановский. Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии. Открыл вирусы в 1892 году |
Жан Батист Ламарк является творцом первой теории эволюции. Сегодня она известна как «ламаркизм». Ввел в научный обиход термин «биология». Основный труд ученого — «Философия зоологии», который он писал целых 9 лет | Уильям Гарвей. Английский врач, ученый. В мировую историю Гарвей вошел как человек открывшей циркуляцию крови и описавший функции сердца в организме человека | Владимир Иванович Вернадский. Выдающийся ученый, академик, основоположник биогеохимии, геохимии, учения о ноосфере, философ и общественный деятель |
Илья Петрович Павлов | Илья Ильич Мечников | Иван Михайлович Сеченов |
Чарлз Дарвин | Грегор Иоганн Мендель | Луи Пастер |
Карл Линней | Джеймс Дьюи Уотсон и Фрэнсис Крик | Маттиас Якоб Шлейден |
Теодор Шванн | Рудольф Вирхов | Роберт Гук |
Антони ван Левенгук | Роберт Броун | Сергей Гаврилович Навашин |
Дмитрий Иосифович Ивановский | Николай Иванович Вавилов | Пётр Кузьмич Анохин |
Владимир Иванович Вернадский | Уильям Гарвей | Жан Батист Ламарк |
Карточки с фамилиями разрезаются для лото.
Создатель физиологической школы. Учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист. Открыл явления торможения в центральной нервной системе. Впервые дал представление о рефлексах головного мозга | Создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии (старения), один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза | Создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения, основатель крупнейшей российской физиологической школы |
один из основоположников микробиологии и иммунологии. Ввел методы асептики и антисептики, применил пастеризацию продуктов | Основоположник учения о наследственности (с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе | Основоположник эволюционного учения, основанного на понятиях борьбы за существование и естественного отбора |
известен как реформатор ботаники, один из основателей клеточной теории | Они открыли молекулярную структуру дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) – вещества, которое содержит всю наследственную информацию. Уотсон ввел термин "адапторные молекулы". | Основоположник научной классификации живых организмов. Важным достижением Линнея стало выделение им в систематике такой категории, как вид, а также сходство потомства и наличие плодовитого потомства |
известен как: закон Гука, микроскопия, первым использовал термин «клетка», обнаружив клеточную структуру пробковой ткани | «Отец» патологии, «отец» клеточной теории, ввёл принцип клеточной теории «все клетки из клетки», доказав, что все клетки образуются из клеток путем клеточного деления | изучал процесс гниения; брожение с участием дрожжевых грибов, открыл пепсин (пищеварительный фермент) в 1836 году. Изучал клеточное строение, сформулировал основные положения клеточной теории |
Основатель научной школы, академик Российской академии наук (1918, членкор 1901). В 1898 году открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики | Первооткрыватель «броуновского движения», исследователь ядра в растительных клетках, автор многих работ по морфологии и систематике растений | ввёл употребление микроскопов для зоологических исследований. Левенгук первооткрыватель простейших организмов, сделал первое описание эритроцитов, сперматозоидов человека, первый наблюдал бактерии. Описал пластиды и хроматофоры |
Советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966) | Создатель учений о мировых центрах происхождения культурных растений и об иммунитете растений, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов | Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии. Открыл вирусы в 1892 году |
является творцом первой теории эволюции. Сегодня она известна как «ламаркизм». Ввел в научный обиход термин «биология». Основный труд ученого — «Философия зоологии», который он писал целых 9 лет | Английский врач, ученый. В мировую историю Гарвей вошел как человек открывшей циркуляцию крови и описавший функции сердца в организме человека | Выдающийся ученый, академик, основоположник биогеохимии, геохимии, учения о ноосфере, философ и общественный деятель |