СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренажер по русскому языку для учащихся 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из самых сложных заданий ЕГЭ по русскому языку - написать сачинение -рассуждение на основе прочитанного текста. 

Просмотр содержимого документа
«Тренажер по русскому языку для учащихся 11 класса»

Тренажер по русскому языку для 11 класса

Задание: Читаем текст выбранного вами варианта, заполняем таблицу.

Таблица:

показатель

ответ

1

Проблема, поднятая автором в тексте


2

первый пример-иллюстрация


3

второй пример-иллюстрация


4

Позиция автора


5

Тропы и фигуры речи (5 разных примеров)




1 вариант

Мы часто слышим, что массовое общество разрушило или подорвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным. Некоторые социологи считают, что в современном обществе, где конкретный человек теряет свою индивидуальность, растворяясь в массе, глубокая и длительная дружба невозможна. Американский футуролог А. Тофлер писал, что условия современной жизни - высокая социальная мобильность, частые перемены места жительства, работы - делают личные отношения непостоянными, ненадёжными и эфемерными. Люди, так же как вещи и места, проходят через нашу жизнь не задерживаясь. Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отношения. Сознательно или нет, мы строим наши отношения с людьми на функциональной основе. В условиях городской жизни, особенно в современном мегаполисе, всё усложняется. Человек, стремящийся чего-то достичь, должен беречь время, и это сказывается на неутилитарном общении: банкет для налаживания отношений с «нужными людьми», деловые обеды и ужины - это совсем не то же самое, что дружеское застолье.

Каждый человек хочет, чтобы его любили не за что-то, а ради него самого. Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам преимущественно в момент нужды, нам становится обидно. Но мы и сами поступаем так же! Дружеские отношения ценны прежде всего потенциально, они дают уверенность в том, что нам есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью. Реальная потребность в этом возникает не часто, в зависимости от конкретных обстоятельств. Но это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаём любить своих друзей. Дружба просто ждёт своего часа. Однако наша актуальная потребность в душевной близости или практической помощи возникает у людей не в одно время, порождая чувство обиды и непонятости. Но так было во все времена! Необходимое условие дружбы - вера в друга и взаимная терпимость.

Дружеские отношения возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья, именно дружеские отношения часто считаются даже более важными, чем семейно-родственные связи. Из 40 тысяч американцев, ответивших на анкету популярного журнала, свыше половины сказали, что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше, чем к членам собственной семьи. У нашей молодёжи потребность в дружбе ещё сильнее. Даже при сравнительно редких встречах и большом расстоянии дружеские отношения, как правило, считаются наиболее интимными и психологически важными, наличие близких друзей служит важнейшим условием субъективного благополучия. Дружба сегодня ассоциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой безгранична.

С возрастом иерархия ценностей меняется, но дружба всё же занимает одно из первых мест. Люди, как и прежде, ставят тепло человеческого общения выше заработка, приглашают в дом не «нужных», а близких людей и предпочитают задушевную беседу увлекательной видеокассете. Трудно? Приходится чем-то жертвовать? Но глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они никому и никогда не давались даром.



2 вариант

Мне случалось встречать Константина Георгиевича Паустовского. И он всегда вспоминал Женю. Женю Разикова, который был хорошим товарищем в походе и оказался смелым солдатом на войне. Женя Разиков погиб на фронте - погиб, выручая товарищей.

Но тогда до войны ещё было далеко - целых пять лет. Мы сидели у костра, и Женя читал Багрицкого. А потом мы спросили флагмана -Константина Георгиевича Паустовского, любит ли он Багрицкого.

Мы его спрашивали про стихи Багрицкого, а он стал рассказывать о самом Багрицком. Оказывается, он его хорошо знал и даже был с ним дружен.

Я не всё запомнил, что он рассказывал нам тогда о Багрицком. И я расскажу только о том, что не могу спутать с прочитанным позднее. Не могу спутать, потому что сразу вслед за этим наш флагман устроил нам экзамен. Этого экзамена мы не выдержали.

А те экзамены, на которых проваливаешься, помнишь гораздо дольше, чем те, на которых всё проходит благополучно.

Наш флагман сказал, что Багрицкий не любил, когда в стихах говорят «птицы», или «деревья», или «травы».

Поэт и писатель каждое дерево, каждую птицу должны узнавать в лицо и знать по имени.

Вот тут-то и был устроен нам экзамен.

И оказалось, что мы не знали, как называются растения с малиновыми соцветиями у берега заводи, где был наш бивак. И никто не знал, что стрелолист называется стрелолистом.

Мы не различали по виду и не знали по имени ни дикую рябинку -пижму, ни окопник, ни крестовник. И даже опасное растение - ядовитый вех - был нам неизвестен. Почти все деревья были для нас, городских ребят, просто деревьями, все кусты - просто кустами, все цветы - просто цветами.

А их было сотни разных. Научиться узнавать растения и помнить их имена было трудно. Сколько же нужно учиться этому!

Однажды наш флагман услышал от местного рыбака название кустарника, который рос на берегу около омута, - «свидина». И записал его.

Выходит, есть в мире то, что нужно узнавать всю жизнь. Лес и реку. Поле и луг. Землю и небо. Облака на небе днём и звёзды на небе ночью тоже имеют свои лица и свои имена. И их тоже нужно знать. Особенно тому, кто собирается писать.

3 вариант

На Святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке. Лаптев знал фамилии всех известных художников и не пропускал ни одной выставки. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, и ему казалось, что у него есть вкус и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. Дома у него были картины всѐ больших размеров, но плохие; хорошие же дурно повешены. Случалось ему не раз платить дорого за вещи, которые потом оказывались грубою подделкой. И замечательно, что, робкий вообще в жизни, он был чрезвычайно смел и самоуверен на картинных выставках. Отчего?

Юлия Сергеевна смотрела на картины, как муж, в кулак или в бинокль и удивлялась, что люди на картинах как живые, а деревья как настоящие; но ей казалось, что на выставке много картин одинаковых и что вся цель искусства именно в том, чтобы на картинах, когда смотришь на них в кулак, люди и предметы выделялись, как настоящие.

- Это лес Шишкина, - объяснял ей муж. - Всегда он пишет одно и то же... А вот обрати внимание: такого лилового снега никогда не бывает...А у этого мальчика левая рука короче правой.

Когда все утомились и Лаптев пошѐл отыскивать Костю, чтобы ехать домой, Юлия остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, за ней бревенчатый мостик, на том берегу одинокая тропинка, исчезающая в тѐмной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костѐр: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.

Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые невесомые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, непреходящего.

- Как это хорошо написано! - проговорила она, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна. - Посмотри, Алѐша! 3амечаешь, как тут тихо?

Она старалась объяснить, почему так нравится ей этот пейзаж, но ни муж, ни Костя не понимали еѐ. Она всѐ смотрела на пейзаж с грустною улыбкой, и то, в чѐм другие не находили ничего особенного, волновало еѐ. Она снова начала ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин. Когда она, вернувшись домой, в первый раз за всѐ время обратила внимание на большую картину, висевшую в зале над роялем, то почувствовала к ней вражду и сказала:

- Охота же иметь такие картины!

И после того золотые карнизы, венецианские зеркала с цветами и картины вроде той, что висела над роялем, а также рассуждения мужа и Кости об искусстве возбуждали в ней чувство скуки, досады и порой даже ненависти.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!