Презентация-тренажёр для подготовки к ВПР по обществознанию в 8 классе в 2019-2020 учебном году. Вариант 16.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза В.И.Киреева Ермаков И.А.
№ 1.
В ходе серии социологических опросов 1997-2011 г.г. (Левада-центр) гражданам предлагалось выбрать одно из суждений о роли Конституции, с которым они согласились бы скорее всего. Результаты опроса (в %) представлены в таблице. Сделайте вывод об изменениях в отношении современных россиян к Конституции. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
Ответ:
№ 1.
Ответ:
вывод: за последние 14 лет отношение россиян к Основному закону нашей страны изменилось в лучшую сторону;
обоснования:
- уменьшилась доля тех, кто выразил скептическое отношение к роли Конституции в жизни страны: в 1997 году почти половина опрошенных была уверена в том, что Конституция не играет значительной роли в жизни страны поскольку мало кто с ней считается, тогда как в 2011 году этот показатель снизился до 20%;
- в целом уменьшилось количество граждан, воспринимающих Конституцию в первую очередь как средство удержания власти: если в 1997 году. 11% респондентов отметили, что Основной закон нашей страны является для Президента средством, позволяющим контролировать Думу, то в 2011 году- только 6%;
- более чем в три раза увеличилось количество опрошенных, которые высказали уверенность в том, что Конституция гарантирует права и свободы граждан.
№ 2.
Прочитайте высказывание. «У искусства есть враг, имя которому- невежество». (Д.Кеннеди). Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ:
№ 2.
Прочитайте высказывание. «У искусства есть враг, имя которому- невежество». (Д.Кеннеди). Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ:
невежество и необразованность, отсутствие знаний и неразвитость кругозора могут не только препятствовать пониманию произведений искусства, но и встать на пути их создания и распространения.
№ 3.
Рассмотрите изображение. Какие виды социальных статусов представляют изображённые на фотографии люди? Назовите два вида социальных статусов, представленных на изображении. Для каждого из названных Вами видов укажите относящиеся к ним социальные статусы, представленные на фотографии ситуацией (приведите описание не менее четырёх социальных статусов- по два к каждому из указанных Вами видов).
Ответ:
№ 3.
Рассмотрите изображение. Какие виды социальных статусов представляют изображённые на фотографии люди? Назовите два вида социальных статусов, представленных на изображении. Для каждого из названных Вами видов укажите относящиеся к ним социальные статусы, представленные на фотографии ситуацией (приведите описание не менее четырёх социальных статусов- по два к каждому из указанных Вами видов).
Ответ:
- предписанный (приписанный);
достигаемый;
предписанный (приписанный): на изображении женщина и мужчина (мальчик)- представители разных полов;
достигаемый: на изображении представлены ученик средней школы и учитель русского языка.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Потребность есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависят от уровня их организации, от образа жизни и условий жизнедеятельности, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определённых биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает ещё и материальными, духовными, социальными. Для развития человека как индивида достаточно удовлетворить его физические и органические (биогенные) потребности, однако для нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Цель воспринимается человеком как образ желаемого будущего, ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
С жизненными целями связан уровень достижений личности, «концепция собственного будущего». Осознанием человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности.
По Я.Л.Коломинскому)
№ 4.
Составьте план текста.
Ответ:
№ 4.
Составьте план текста.
Ответ:
- Все живые существа имеют потребности.
- Отличие потребностей человека от остальной природы.
- Цель как осознаваемый результат деятельности.
- Различие между целью деятельности и целью жизни.
- Жизненная цель и перспектива личности в обществе.
№ 5.
Какие потребности человека и остального живого мира совпадают, с точки зрения автора? Удовлетворение каких потребностей автор считает необходимым для развития человека как личности?
Ответ:
№ 5.
Какие потребности человека и остального живого мира совпадают, с точки зрения автора? Удовлетворение каких потребностей автор считает необходимым для развития человека как личности?
Ответ:
- физические и органические;
- для нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей.
№ 6.
Автор говорит о разнообразии видов деятельности человека. Объясните смысл понятий «деятельность», «мотив деятельности». Какие мотивы деятельности названы в тексте?
Ответ:
№ 6.
Автор говорит о разнообразии видов деятельности человека. Объясните смысл понятий «деятельность», «мотив деятельности». Какие мотивы деятельности названы в тексте?
Ответ:
- – деятельность- активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект с целью его изменения;
- мотив деятельности- побудительные причины действий и поступков человека;
2) потребности, цель.
№ 7.
Назовите любую социальную потребность человека. Объясните, почему для «нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей».
Ответ:
№ 7.
Назовите любую социальную потребность человека. Объясните, почему для «нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей».
Ответ:
- потребность в общении;
- человек является биосоциальным существом, социальная сущность проявляется в ходе процесса социализации, выражается в существовании и реализации именно социальных потребностей, которые свойственны только человеку.
№ 8.
Рассмотрите три изображения. Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ:
№ 8.
Рассмотрите три изображения. Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ:
- награждение медалями (1) и аплодисменты (3)- иллюстрируют позитивные социальные санкции;
- награждение медалями (1) и заключение под стражу (2)- иллюстрируют формальные социальные санкции.
№ 9.
Какие обязанности по дому обычно имеет современный ребёнок (назовите не менее трёх обязанностей)? Каким образом выполнение домашних обязанностей влияет на развитие личности подрастающего человека? Поясните, почему с возрастом обязанности меняются.
Ответ:
№ 9.
Какие обязанности по дому обычно имеет современный ребёнок (назовите не менее трёх обязанностей)? Каким образом выполнение домашних обязанностей влияет на развитие личности подрастающего человека? Поясните, почему с возрастом обязанности меняются.
Ответ:
домашние обязанности ребёнка:
- обязанность убирать свою комнату;
- обязанность мыть посуду;
- обязанность ухаживать за домашними животными и т.д.
выполнение домашних обязанностей способствует развитию личности современного ребёнка, формированию чувства ответственности, скрепляет отношения в семье.
пояснение: чем взрослее ребёнок, тем больше ответственности он может брать на себя.
Литература.
Т.С.Орлова, О.А.Греф, Ю.Г.Войцик. Обществознание. Всероссийская проверочная работа. 8 класс. Издательство «Экзамен». Москва. 2017 год.