СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренажёры по математике: "Алгоритм разбора задачи в начальной школе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренажёры по математике: "Алгоритм разбора задачи в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Тренажёры по математике: "Алгоритм разбора задачи в начальной школе"»

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

Очень часто путают понятия исследовательская работа и, собственно, сам проект.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование — это лишь этап проектной работы.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Одно из требований ФГОС - научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта.

Цели применения проектной деятельности:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс

  • учить представлять свой творческий, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов

  • учить применять свои знания в новых условиях

  • формировать универсальные учебные действия

  • воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

  • учить ориентироваться в мире информации.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Можно выделить следующие виды проектов:

1. По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские

  • информационные

  • практико-ориентированные

  • ролево-игровые

  • творческие

2. По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

3. По месту проведения: урочные, внеурочные;

4. По теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

5. По продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Структура проекта

В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов.

Но, всё же любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Гипотеза исследования.

  4. Организация исследования.

  5. Подготовка к защите и защита работы.

  6. Рефлексия.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

Возможные методы исследования:

- прочитать в книге

- понаблюдать

- посмотреть в компьютере

- задать вопросы родителям, специалистам

- подумать самостоятельно

- посмотреть в книгах

- посмотреть по телевизору и т.д.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Завершающий этап - представление готового продукта (представление и защита проекта).

Выступление с защитой своего проекта

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Начинать учить ребёнка проектной деятельности нужно уже с первого класса. Причем работа над формированием УУД, помогающих ребёнку освоить метод проектов, должна охватывать всю образовательную деятельность, как урочную, так и внеурочную.

С первого же класса стоит вовлекать своих учащихся в мини-исследования, например «Как ухаживать за цветами». Прочитав текст учебника, поделившись своими знаниями, дети сами составляют правила ухода за цветами. Затем они сажают росток и в течении двух месяцев за ним ухаживают, используя памятки, выработанные ребятами. Только практическим путём ребенок может убедиться, что он был прав. Важность имеет самостоятельная деятельность детей.

Не стоит давать готовые знания, лучше подвести ребят к самостоятельным выводам, для этого используя групповую работу детей, учить их распределять роли. Особенно полезен метод «мозговой штурм», когда за определенное время дети должны придумать решение проблемы, а потом защищать свою идею. Сначала учителю стоит принять участие в таких заданиях наравне с детьми, постепенно дети начинают работать самостоятельно.

Иногда, если из-за нехватки информации дети не могут ответить на вопрос, можно предложить узнать эту информацию дома, учить делать сообщения, исходя из интересующей их тематики.

В ходе уроков можно учить брать интервью и проводить анкетирование среди сверстников, родителей, учителей.

В развитии навыка поиска информации и умения находить нестандартные решения учащимся помогут творческие олимпиады, задания в которых направлены на развитие навыка поиска информации и умения находить нестандартные решения.

Очень большую помощь и поддержку оказывают родители. Помогают детям искать нужную информацию и готовиться к выступлению.


Скачать

© 2019, 291 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!