СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Безконфликтное общение между педагогами и детьми"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для педагогов  по безконфликтному общению.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Безконфликтное общение между педагогами и детьми"»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному?

Мы уже с вами знаем, что общение предполагает не просто обсуждение каких-то проблем с окружающими, а процесс принятия волнующих собеседника вопросов как своих собственных, умение чувствовать настроение другого человека, умение воспринимать окружающих взрослых и детей. Конечно, все мы разные по характеру, темпераменту, отношению к жизни, но даже в этом случае существует нечто, объединяющее нас в единое целое.

Фокус группа 6 человек.

Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение («Салфетки») : перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- разверните салфетку.

- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

Это все необходимо учитывать в процессе общения взрослых с детьми.

Тема нашего тренинга «Безконфликтное общение между педагогами и детьми»

Упражнение «Варианты общения»

Цель: попробовать разные варианты общения.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "отпуск". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Вопросы:

1. Как вы себя ощущали во время упражнений?

2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

4. Что помогает вам в общении?

Вывод: упражнения показали нам не всегда в процессе общения люди понимают друг друга. В следствие чего возникают конфликты.

Упражнение «Передай чувство»

Цели:  проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребёнку в педагогической деятельности. Участники группы сидят с закрытыми глазами. Психолог прикасается к одному из педагогов так, чтобы он почувствовал лёгкое ласковое прикосновение. Получивший это ощущение старается передать его дальше по кругу. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение».

Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.


Ситуации

Готовится атрибутика для разыгрывания ситуации (на отдельном столе)

Группа I

…8-й класс, урок; трудный ученик К. демонстративно не слушает объяснение, мешает учителю. Учительница делает одно замечание, другое — ученик не реагирует. Наконец, последнее, резкое по форме. Ученик поднимается и выходит из класса. Учительница берет его портфель и приносит в учительскую, дабы ученик пришел за ним сам. Проходит день, второй, третий. Ученик на уроках, но без портфеля, к урокам не готов. «Сходи, возьми!» — «А я его туда не носил». Учительница тоже не берет портфель, не отдает его ученику, ждет, когда он сам придет, возьмет его и извинится перед ней. Ученик считает себя оскорбленным резким замечанием учителя. Выход…


Группа II

Ситуация 1

Ученица, узнав, что ее подруга получила за контрольную работу на балл выше, чем она, сочла оценку несправедливой. От обиды на учителя она нахмурила брови, скрестила руки на груди, отодвинула тетрадь и учебник, положила ручку, на глазах появились слезы. На вопрос педагога: «Что случилось, почему ты не работаешь?» - она не ответила и продолжала молча сидеть и ничего не делать.

  Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?


Группа III.

Ситуация 1.

К шестому уроку обучающиеся устали, шумят, громко разговаривают. Педагог объявляет физкультминутку.  Большинство радуются смене деятельности, выполняют упражнения с удовольствием. Однако несколько человек остаются сидеть, отказываясь участвовать. Педагог спрашивает: «Почему вы сидите?». Они отвечают: «А мы не хотим ничего делать».

  Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Подведение итогов практической работы.

Каждая группа инсценирует ситуации и решение к ней.

Педагогам предлагается выбрать самое оригинальное решение из разыгранных ситуаций.

Упражнение «Незаконченное предложение».

Направленное на осмысление качеств личности, которые дают чувства внутренней уверенности и помогают преодолеть психологические барьеры.

Каждый участник высказывается. Первый начинает со слов: «Педагогом быть хорошо ,потому что…», второй- «Педагогом быть плохо, потому что…»

Обсуждение практической деятельности

Игра «Ручеёк»

Цели: провокация переживаний, связанных с оцениванием; анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок; найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребёнка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы: карточки с фразами

Участники выстраиваются в 2 шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздаёт карточки со словами, которые обычно говорят ребёнку, когда им довольны, другой- карточки со словами, когда ребёнком недовольны.

Психолог даёт инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо». Психолог проводит каждого по коридору.

Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова

Дети провокаторы и ищут для себя выгодную позицию и поэтому мы взрослые часто не сдерживаемся и повышаем голос

Игра «Противостояние»

Данное упражнение покажет участникам группы, что резкий и громкий голос, над партнёром по общению отпугивает собеседника, вызывает негативные чувства.

Педагоги решают кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в воображаемый спор. Первый- «обвинитель»: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: "Нет, это вы делаете не так(неправильно)!», при это указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их поочереди. Эти фразы нужно произносить сначало тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда психолог скажет «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки. Затем участники меняются местами.

После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребёнок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»


Спасибо фокус группе, а мы продолжаем.


1 раз вам приходилось злиться, кричать на обучающихся

Упражнение «Солнце»

детские рисунки на тему «Злой человек»,

Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей, учителя вторая группа — со стажем до 25 лет, третья группа — учителя со стажем свыше 25 лет

Каждая группа берет лист с нарисованным по середине кругом . Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»
Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Давайте  сообща наметить пути решения данной проблемы


Правила общения.

Команда: «Не командуй!» Просите, а не приказывайте. Чаще всего приказы вовсе не нужны, если вы вежливо попросили ребёнка о чем-то. Детям вполне бывает достаточно просьбы, дружеской или деловой.

Напоминайте, а не упрекайте. У детей идёт своя очень насыщенная жизнь. Да, они действительно могут забыть сделать что-то. Разумнее  несколько раз напомнить, чем один раз обидно упрекнуть!

Не припоминайте. В серьёзном разговоре, когда вы указываете ребёнку на его ошибку, не перескакивайте  на другую тему, не относящуюся к теме разговора. Мы, взрослые, любим припоминать ребенку что-то ещё дополнительное, что было с ним раньше.

Не используйте обобщений в разговоре с ребёнком. Например: «Вечно ты…», «Ты всегда так…» и т.п.

Следите за своей интонацией.

Ловите ребёнка на хорошем, а не на плохом. Замечайте его успехи и достижения, пусть даже самые малые.

Разговаривайте с детьми об их успехах. Почему то или иное дело так хорошо получилось? Что было сделано верно? Как можно повторить успех? Учите ребёнка учиться не только на ошибках, но и на успехах. (это повышает самооценку)

Больше учите, объясняйте, натаскивайте и меньше предъявляйте претензий. «Что уж ты не смог выполнить мое поручение!» Да, не смог!  А вы его этому учили? Вы его в этом ответственном деле тренировали? Вы ему показывали, как это надо делать? Значит мало показывали. Спокойно! И продолжайте учить дальше!

Как можно больше используйте в общении с ребенком ласку и доброе слово.

Уважайте детей. Считайтесь с их мнением, предпочтениями и вкусами. Советуйтесь с ними.

Вдохновляйте и воодушевляйте детей, а не тормозите пессимистическими прогнозами и неверием в  успех.

Хвалите детей, находите за что – и хвалите.

А закончить наш тренинг упражнением «Закончи предложение»

Психолог: «Очень важно, когда есть люди, которые вас понимают, принимают и могут поддержать. Мы все — один коллектив. Поддержка и помощь коллектива нужна любому человеку».

Каждый член группы (по очереди), говорит о том, что значит для него коллектив: «Наш коллектив — это…» возможно это будет темой следующего тренинга.

Социальный ролик видео-обращение детей к Вам педагоги.









«Я злюсь, кричу, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»











































Группа I

…8-й класс, урок; трудный ученик К. демонстративно не слушает объяснение, мешает учителю. Учительница делает одно замечание, другое — ученик не реагирует. Наконец, последнее, резкое по форме. Ученик поднимается и выходит из класса. Учительница берет его портфель и приносит в учительскую, дабы ученик пришел за ним сам. Проходит день, второй, третий. Ученик на уроках, но без портфеля, к урокам не готов. «Сходи, возьми!» — «А я его туда не носил». Учительница тоже не берет портфель, не отдает его ученику, ждет, когда он сам придет, возьмет его и извинится перед ней. Ученик считает себя оскорбленным резким замечанием учителя. Выход…


Группа II

Ситуация 1

Ученица, узнав, что ее подруга получила за контрольную работу на балл выше, чем она, сочла оценку несправедливой. От обиды на учителя она нахмурила брови, скрестила руки на груди, отодвинула тетрадь и учебник, положила ручку, на глазах появились слезы. На вопрос педагога: «Что случилось, почему ты не работаешь?» - она не ответила и продолжала молча сидеть и ничего не делать.

  Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?


Группа III.

Ситуация 1.

К шестому уроку обучающиеся устали, шумят, громко разговаривают. Педагог объявляет физкультминутку.  Большинство радуются смене деятельности, выполняют упражнения с удовольствием. Однако несколько человек остаются сидеть, отказываясь участвовать. Педагог спрашивает: «Почему вы сидите?». Они отвечают: «А мы не хотим ничего делать».

  Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?








Прекрати так делать!


Немедленно извинись!

Я люблю тебя


Я горжусь тобой!


Ты просто чудо!


Ты сможешь это сделать!


Отдам тебя в приют!


Кому ты нужен?


Я в тебя верю!


У тебя все получиться!


Я скучаю по тебе!


Мне с тобой интересно!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!