СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Помочь снять усталость и эмоциональное напряжение, найти внутренние ресурсы для конструктивного взаимодействия, научиться сознательно повышать собственную стрессоустойчивость. 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"»

Тренинг для педагогов

«Снятие эмоционального напряжения».

Цель: Помочь снять усталость и эмоциональное напряжение, найти внутренние ресурсы для конструктивного взаимодействия, научиться сознательно повышать собственную стрессоустойчивость.


Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем  тренинге. И, надеюсь - всё, что вы сегодня увидите,может пригодиться вам в вашем нелегком труде.

Тренинг по теме «Как не «сгореть» на работе». Тема, на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.


Актуальность.

В современном мире профессия педагога становится все напряжённее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

Поэтому в последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как  профессиональное «выгорание».


Слайд 1.

Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится  синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

 Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие  признаки. 


Слайд 2.

Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

  • истощение, усталость;

  • бессонница;

  • негативные установки;

  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;

  • увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

  • уменьшение аппетита или переедание;

  • усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);

  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

  • чувство вины;

  • переживание несправедливости.


Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.


Слайд 3.

Этому  феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Были ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.  При  «выгорании» происходит  «опустошенность» человека.

Чтобы этого не происходило мы сегодня немного с вами поиграем, «разгрузимся».

И первое, с чего мы начнем – это поприветствуем друг друга.


Слайд 4.

Приветствие.

Цель:установить контакт с педагогами, снять напряжение.

Каждый участник тренинга представляется, называет своё имя в ласкательной форме и подбирает желаемое прилагательное на эту же букву (например, Лорочкаласковая и т.д.).


Слайд 5.

Цель:установить контакт с педагогами, снять напряжение.

Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).

«Ваше настроение»

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.


- А вы знаете, что может означать выбранный вами цвет?


Слайд 6.

Расшифровка «Значение цвета»

Синийцвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый– активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый– тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».


Предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.



Слайд 7.

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (воспитатели выбирают и достают фразу, на которую отвечают)

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (Приложение 2).

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Фразы

  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

  • Откровенно говоря, когда я провела открытое занятие…

  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

  • Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

  • Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…

  • Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…

  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

  • Откровенно говоря, моя работа…

  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

  • Откровенно говоря, мое здоровье…

  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

  • Откровенно говоря, после рабочего дня…

  • Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

  • Откровенно говоря, неприятности на работе…

  • Откровенно говоря, успехи на работе…


Ливень представляет собой непредвидимые и неконтролируемые силы, действующие в жизни. Сейчас я вам зачитаю жизненную ситуацию, выбранные вами ответы продемонстрируют вам, как вы склонны реагировать, когда между двумя людьми возникает ссора.


Слайд 8.

Тест «Застигнутый дождем»

Ситуация: Вы идете по улице, как вдруг неожиданно начинается ливень. Даже если вы побежите изо всех сил, вам всё равно еще примерно пять минут до цели. Какой из следующих четырех вариантов действий вы бы выбрали?

Варианты ответов

Я бы нашел навес или дерево и подождал бы под ним, пока дождь не прекратится.

Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошел как можно быстрее.

Я бы посмотрел, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы купить зонт.

Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что я просто бы воспользовался бы им.


Итак, давайте посмотрим, как расшифровывается ваш ответ (выбор) с позиции психологии.

«Я бы нашел навес или дерево и подождал бы под ним, пока дождь не прекратится».

Вы относитесь к тому типу, который предпочитает подождать, пока другая сторона не успокоится, прежде чем организовывать свою оборону. Вы предоставляете человеку кричать и бушевать до тех пор, пока у него не выйдет весь пар, а затем спокойно и объективно излагаете ;вою точку зрения. Некоторые сказали бы, что это разумный подход, другие же сказали бы, что это просто трусость.


«Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошел как можно быстрее».Вас интересует не столько конечный результат ссоры, сколько возможность открыто высказаться. Вы уверены в том, что вы правы, и нет никакого смысла спорить, концепция компромисса не входит в число ваших тактик. Если противоположная сторона злится, вы злитесь еще больше. Если она начинает кричать, вы орете. Это не делает спор с вами таким уж веселым занятием, но по крайней мере, всегда можно легко сказать, какую позицию вы занимаете по тому или иному вопросу.


«Я бы посмотрел, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы зонт купить».Вы не любите конфликты и конфронтации, поэтому стараетесь сгладить все и успокоить другого человека, как только ссора возникает. К сожалению, иногда это только все ухудшает. Возможно, вам необходимо хотя бы раз занять твердую позицию и выдержать бурю.


«Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что просто воспользовался бы им»

Вы полагаете, что у вас есть ответы на все возможные вопросы, оправдания на любой случай. Возможно, для вас спор — это всего лишь возможность отточить свое ораторское искусство, но другим вы кажетесь скользким, разочаровывающим и неискренним. Хотя у вас, вероятно, и этому есть убедительное объяснение.


Ежедневно в нашей жизни возникают ситуации, которые заставляют нас переживать и нервничать. Когда таких ситуаций становится всё больше, то это откладывает негативный отпечаток на наше психологическое состояние. Мы начинаем нервничать все больше и больше, и скрытый стресс незаметно входит в нашу жизнь, что негативно сказывается и на нашем самочувствии, и на восприятии жизни. Освободиться за раз от них очень сложно, но мы начнем уже сегодня.


Слайд 9.

Мусорная корзина


Цель: избавление от негативных эмоций.

Психолог раздает воспитателям листочки, и в центр круга ставится мусорная корзина.

(обращение к участникам)

- Напишите на листках те негативные эмоции, которые имеются у вас в настоящий момент.

А теперь, освободите себя, выбрасывайте их.


От негативных эмоций мы избавились, теперь я предлагаю вам немного подлечиться


Слайд 10.

«Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.


Педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает на сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.


Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.








- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

- Верь в себя и все получится!

- Сегодня тебя будет преследовать удача!

- Пусть тебя обнимет счастье!

- Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!

- Живи и радуйся, остальное приложится!

- Пусть в твоей душе воцарится гармония!

- Пусть твои глаза всегда сияют!

- Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!

- Думайте о хорошем и все будет хорошо!

Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

- Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!

- Все будет хорошо, а завтра еще лучше!

Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!

Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье. Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!

Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ, чем ты сам можешь устроить!

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…

Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!

Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.

Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!

Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно дохнет один маленький микроб. Улыбайтесь чаще!

Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!

Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!

Укрепляют организм - радость, юмор, оптимизм!

Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной случиться!

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. Всем спасибо за участие.



Рефлексия.

Уважаемые коллеги, после проведенного тренинга, я хочу видеть ваши эмоции не только на лицах, но и на ……, отражающий ответ на мой вопрос, улучшилось ли ваше эмоциональное состояние после тренинга? Ответьте, пожалуйста, смайликами. (педагоги проходят к мольберту, выбирают смайлик, подходящий настроению педагога и крепят).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!