СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Групповая поэма"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Групповая поэма"»




Тренинг эффективной коммуникации «Групповая поэма»,


Задачи занятия:

1. Продолжение формирования интереса к занятиям.

2. Введение понятия « психологическая информация».

3. Формирование представления об общении как о психологическом явлении.

Структура занятия.

  1. Знакомство

  2. Разминка «Привет себе».

  3. Психогеометрический тест.

  4. Информационный блок «Психология общения».

  5. Анкета «Умеете ли вы слушать».

  6. Упражнение «Слушание в различных позах».

  7. Обратная связь.

Материалы: ручки, анкеты.

Ход занятия:


Приветственное слово

– Добрый день ребята.Меня зовут Алферова Ольга Петровна, я педагог – психолог Ерофеевского центра помощи детям. Вы наверно , когда собирались на встречу к нам, задавались множеством вопросов. Почему вы? Зачем эта встреча? И другие вопросы(спросить у детей). Сегодня на занятии вы познакомитесь с понятием “общение” и его ролью в жизни человека.

Перед вами бейджики, возьмите и напишите свое имя так, как бы вы хотели, что бы к вам обращались.

1. Разминка "Я рад общаться с тобой».

- Предлагаю одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все возьмутся за руки, образуя круг.

2. «Привет себе».

Ведущий предлагает одному из участников прошептать на ухо соседу сообщение: «Я люблю синий цвет». Сосед передаёт это сообщение следующему и когда послание отойдёт от него на 3 человека передаёт свое сообщение. Каждый следующий участник отправляет своё сообщение, когда послание предыдущего участника на 2-3 человека, не дожидаясь пока оно пройдёт весь круг.

Психологический смысл упражнения.

При выполнении этого упражнения включается эффект « испорченного телефона» и «послания» часто приходят в почти неузнаваемом виде. Это позволяет продемонстрировать искажение информации при её передаче от человека к человеку и выйти на беседу об эффективности общения.


Беседа с детьми эффективности общения


- Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - своё Я, ты мне – своё Я). Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное – мимика, поза тела, жесты, походка.

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.


Обсуждение. Что чувствовали участники, когда получали собственные «послания»?

Насколько приходящие сообщения были похожи на исходные?

Что привело к их искажению?

А что можно было бы сделать, чтобы эти искажения уменьшились?


2. Психогеометрический тест.

Подросткам предлагается свободно перемещаться в пространстве. Ведущий, сам перемещаясь вместе со всеми, рассказывает, что разным людям удобно ходить по разным траекториям: кому-то по кругу, кому-то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому-то зигзагом. По ходу рассказа ведущий показывает эти способы передвижения. Участникам предлагается опробовать самим эти способы и выбрать для себя наиболее удобный. Разговаривать по ходу выполнения упражнения нельзя.

Затем участникам демонстрируются 5 геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг) и даётся инструкция: «Посмотрите на 5фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это–я». Если вы испытываете затруднение, то выберите ту, которая первой привлекла ваше внимание».

Затем ведущий рассказывает про психологические характеристики людей, предпочитающих различные геометрические фигуры.

Тест несёт определённую психологическую информацию об индивидуально психологических свойствах испытуемых.






Фигура

Психологические свойства

положительные

отрицательные

квадрат

Организованный

Внимательный к деталям

Трудолюбивый

Рациональный, благоразумный

Эрудированный

Упорный

Настойчивый

Твёрдый в решениях

Терпеливый

Бережливый


Педант, дотошный, мелочный

Из- за деревьев не видит леса.

Трудоголик

Холодный, отчуждённый

Излишне осторожный

Не очень богатая фантазия

Упрямый, консервативный, сопротивляющийся

Выжидающий, затягивающий решения

скупой

треугольник

Лидер, ведущий за собой

Принимающий ответственность на себя

Решительный

Сконцентрированный на цели

Ориентированный на суть дела

Конкурентный, нацеленный на победу

Уверенный в себе

Честолюбивый

Энергичный

Эгоцентричный, эгоистичный

Категоричный, не терпящий возражений

Нетерпеливый, прерывает других

Коварный, хитрый

Самонадеянный

Ориентированный на статус, карьеру

Неудержимый

прямоугольник

Возбуждённый, активный

Ищущий

Любознательный

Легко усваивающий новое

Чувствительный

Без лишних амбиций

Смелый

Напряжённый, в состоянии замешательства

Непоследовательный, непостоянный

Легковерный, внушаемый

Наивный

Эмоционально устойчивый

С низкой самооценкой

Безрассудный

круг

Дружелюбный, доброжелательный

Добродушный

Заботливый, поддерживающий, преданный

Сочувствующий

Великодушный

Щедрый

Способен убеждать других

Доверчивый

Спокойный

Рефлексивный (способный к самосознанию)

Бесконфликтный

Нетребовательный, уступающий

Беспечный

Навязчивый

Болтливый, любит посплетничать

Склонность к самообвинениям

Расточительный

Играет на чувствах других

Ленивый

Не очень стремится к достижениям

Нерешительный

Слабый «политик»

зигзаг

Творческий подход

Теоретическая установка

Мечтательность, направленность в будущее

Интуитивность

Остроумие

Экспрессивность

Прямота

Стремление к новизне

Восторженность, воодушевлённость

Неорганизованность

Непрактичность нереалистичность

Нелогичность, непоследовательность

Эксцентричность

Несдержанность, непосредственность

Непостоянство настроения, поведения и отношений

Наивность


При обсуждении обратить внимание на то, что каждое свойство характера может выступать как положительное, и как отрицательное, зависит это от того, как сам человек им распорядится.


3. Информационный блок « Психология общения».

Общение: единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга.

Скажите, какие функции общения вы знаете?

Функции общения:

* обмен информацией, необходимой для совместных действий людей;

* объединение людей;

* передача эмоций, переживаний;

* инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

Непосредственное и опосредованное общение. Возрастание роли общения, опосредованного техническими средствами (телефон, телевидение, интернет-чаты), его возможности и ограничения.

Факторы, определяющие успешность общения: искренний интерес к партнёру; умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы; восприятие не только того, что партнёр говорит, но и того, что партнёр при этом чувствует, переживает; умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица; Учёт ситуации, в которой происходит общение; разборчивая и грамотная речь.

Обратная связь в общении. Более высокая эффективность диалога по сравнению с монологом.

4. АНКЕТА « Умеете ли вы слушать?»

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на вопросы «да» или «нет».

  1. Часто ли вы с нетерпением ждёте, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

  2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймёте суть проблемы?

  3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

  4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

  5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

  6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие–либо несущественные?

  7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

  8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

  9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

  10. Перебиваете ли вы собеседника?

  11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

  12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить своё слово за него, опередив его собственные выводы?

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

10 -12 баллов: Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предупреждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не особенно нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8 -10 баллов: Нередко вы проявляете умение слушать партнёра. Даже если вы чем-то недовольны, всё равно стараетесь дослушать партнёра до конца. Если же партнёр вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы всё же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить своё «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы ещё не научились слушать своих партнёров по общению. Вы перебиваете их, не даёте высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаёте слушать его.

Главная задача анкеты - продемонстрировать подросткам 12 признаков плохого слушателя.

14 признаков плохого слушателя



Признаки плохого слушателя

1. Он прерывает мой рассказ, мешает течению моих мыслей.

2. Он меняет тему разговора или говорит о себе.

3. Он думает о том, что именно будет отвечать, хотя я еще не договорил.

4. Он быстро дает совет, а не пытается вместе со мной найти подходящий для меня ответ.

5. Он говорит, что я такой же как все, и делает из частной ситуации - обобщенную.

6. Он делает скоропалительные выводы и сообщает их во время моего рассказа.

7. Он старается «решить» мою проблему, хотя чаще всего мне хочется, чтобы меня просто выслушали.

8. Он не сочувствует мне и находится где-то далеко от моей ситуации.

9. Он часто меняет положение тела и не может усидеть на месте, руки и ноги находятся в движении.

10. Он заявляет, что подобное с ним уже случалось.

11. Он старается заполнить все паузы в разговоре, не дает помолчать и обдумать сказанное.

12. Он не обращает внимания на мои вопросы и замечания, выходит из себя.

13. Он игнорирует мои эмоции (когда я плачу, он может резко прервать меня или посмеяться над этим).

14. Он заявляет, что проблема очень легкая, и он смог бы решить ее за 5 минут, если бы был на моем месте.

 Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.


5. Упражнение « Слушание в разных позах».

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре является говорящим, второй – слушающим. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чём угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встаёт, слушающий продолжает сидеть. Ещё через минуту следует новое изменение - теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли меняются, и упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаиморасположения собеседников.

Признаки хорошего слушателя

1. Он внимательно слушает меня, принимая мои эмоции и раскрывая себя.

2. Мне с ним приятно, легко и свободно общаться.

3. Он не перебивает меня и не старается заполнить паузы.

4. Он не надоедает с расспросами и не выпытывает из меня всю правду.

5. Он сопереживает мне, его эмоции неподдельны.

6. Он входит в мое положение и ситуацию.

7. Он отражает мои чувства и мысли и не теряет спокойствия.

8. Он не осуждает меня и принимает таким, каков я есть.

9. Он не акцентирует на том, что я запинаюсь или не могу правильно сформулировать мысль.

10. Он способен отложить свои проблемы в сторону и уделить мне время.


Обсуждение.

При каком расположении собеседника было легче говорить?

А легче слушать?

Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?


Завершение занятия:

Поделитесь впечатлениями о занятии:


· Что понравилось?

· Что бы вы хотели изменить?


Заполнение анкеты «Обратная связь»

(раздать анкеты детям)
























АНКЕТА « Умеете ли вы слушать?»


Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на вопросы «да» или «нет».


  1. Часто ли вы с нетерпением ждёте, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?_______


  1. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймёте суть проблемы?______


  1. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

  2. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?____


  1. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?______


  1. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие–либо несущественные?______


  1. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?_____


  1. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного? _____


  1. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?______


  1. Перебиваете ли вы собеседника?_______


  1. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?______


  1. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить своё слово за него, опередив его собственные выводы?_____


































































Признаки плохого слушателя

1. Он прерывает мой рассказ, мешает течению моих мыслей.

2. Он меняет тему разговора или говорит о себе.

3. Он думает о том, что именно будет отвечать, хотя я еще не договорил.

4. Он быстро дает совет, а не пытается вместе со мной найти подходящий для меня ответ.

5. Он говорит, что я такой же как все, и делает из частной ситуации - обобщенную.

6. Он делает скоропалительные выводы и сообщает их во время моего рассказа.

7. Он старается «решить» мою проблему, хотя чаще всего мне хочется, чтобы меня просто выслушали.

8. Он не сочувствует мне и находится где-то далеко от моей ситуации.

9. Он часто меняет положение тела и не может усидеть на месте, руки и ноги находятся в движении.

10. Он заявляет, что подобное с ним уже случалось.

11. Он старается заполнить все паузы в разговоре, не дает помолчать и обдумать сказанное.

12. Он не обращает внимания на мои вопросы и замечания, выходит из себя.

13. Он игнорирует мои эмоции (когда я плачу, он может резко прервать меня или посмеяться над этим).

14. Он заявляет, что проблема очень легкая, и он смог бы решить ее за 5 минут, если бы был на моем месте.

 Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.






Признаки хорошего слушателя

1. Он внимательно слушает меня, принимая мои эмоции и раскрывая себя.

2. Мне с ним приятно, легко и свободно общаться.

3. Он не перебивает меня и не старается заполнить паузы.

4. Он не надоедает с расспросами и не выпытывает из меня всю правду.

5. Он сопереживает мне, его эмоции неподдельны.

6. Он входит в мое положение и ситуацию.

7. Он отражает мои чувства и мысли и не теряет спокойствия.

8. Он не осуждает меня и принимает таким, каков я есть.

9. Он не акцентирует на том, что я запинаюсь или не могу правильно сформулировать мысль.

10. Он способен отложить свои проблемы в сторону и уделить мне время.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!