СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Как договориться со своими эмоциями"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Как договориться со своими эмоциями"»

Психологическое занятие «Как договориться со своими эмоциями» для подростков.

Участники: школьники подросткового возраста.

Цель: расширить представления учеников о способах управления эмоциями.

Задачи:

– актуализировать знания учеников о технике управления эмоциями с помощью мысли, о способах поднять себе настроение, развивать умение управлять эмоциями в процессе творчества;

– познакомить учеников с техниками релаксации, методом рефрейминга, методом АВС;

– способствовать формированию у учеников умения сдерживать эмоциональные порывы, находить позитивный смысл в любой ситуации.

Материалы: рабочая тетрадь.

Время проведения: 45 минут.

Этап 1. Приветствие

Разминка «Оптимист и пессимист»

Педагог-психолог:

Ребята, вы знаете кто такие оптимист и пессимист? (Ученики отвечают.) Оптимист – это человек, который в любой ситуации рассчитывает на позитивный исход событий. Пессимист, наоборот, во всем находит повод для недовольства и уныния, всегда полагается на негативный исход и жалуется на жизнь. Предлагаю вам поиграть. Разделитесь на две команды: оптимисты и пессимисты. Я буду называть ситуацию. Каждой команде надо придумать, как бы отреагировал на ситуацию оптимист и, соответственно, как бы себя повел пессимист. (Педагог-психолог зачитывает ситуации, команды придумывают реакции.) Первая ситуация – вы упали в лужу. Вторая ситуация – вы бежали на автобус, но он все равно уехал. Третья ситуация – в школьной раздевалке перепутали вещи, и кто-то ушел домой в вашей куртке. Четвертая ситуация – младший брат разлил краски на вашу тетрадь с только что выполненной домашней работой. Пятая ситуация – вы пришли на день рождения к другу и выяснилось, что у вас аллергия на главное блюдо.

Как вы считаете, у кого чаще будет плохое настроение и подавленное состояние? (Ученики отвечают.) Конечно, у пессимиста. Соответственно, чтобы управлять своими эмоциями, необходимо научиться мыслить позитивно.



Этап 2. Основная часть

Упражнение «Как поднять себе настроение»

Педагог-психолог:

Сегодня заключительное занятие второго блока нашей программы, который был посвящен навыкам управления своим эмоциональным состоянием. В течение семи недель мы с вами знакомились с разными эмоциями и учились управлять каждой из них. Сегодня же мы разберем способы, которые можно применять для того, чтобы контролировать и регулировать абсолютно любые эмоции. И начнем мы с очень простого упражнения.

Когда мы испытываем негативные эмоции, будь то грусть, или злость, или страх, у нас всегда портится настроение. Переключиться в позитивное состояние и расслабиться вам помогут занятия, которые доставляют удовольствие и вызывают чувство комфорта. В рабочей тетради перечислены разные виды деятельности. Отметьте свои любимые занятия. Также добавьте в этот перечень другие любимые занятия, которых нет в списке. (Ученики выполняют задание.)



  • Кататься на велосипеде

  • Общаться с приятелем по телефону

  • Плавать

  • Пойти в туристический поход

  • Лежать в траве, наблюдать за облаками

  • Заниматься скалолазанием, аль- пинизмом

  • Прогуляться на свежем воздухе

  • Заниматься йогой

  • Получать приятные сообщения

  • Играть в баскетбол





  • Играть с домашними животными

  • Сходить в спортзал

  • Посмотреть телевизор

  • Убраться в своей комнате

  • Вести дневник

  • Играть в боулинг

  • Сходить в гости к другу

  • Бегать

  • Играть в видеоигры

  • Готовить любимые блюда

  • Смотреть комедии

  • Заниматься медитацией

  • Поработать на даче

  • Заниматься шитьем, вязанием

  • Посетить клубы по интересам

  • Играть в теннис

  • Заниматься шопингом

  • Послушать любимую радиостан-цию



Вопросы для обсуждения:

1. Какие занятия вы выбрали из списка?

2. Какими занятиями вы дополнили перечень?

3. Насколько эти занятия помогают вам бороться с негативными эмоциями?

Педагог-психолог:

Используйте этот перечень в те моменты, когда вас одолевают негативные эмоции. Старайтесь выполнять хотя бы по одному занятию в день. Особенно эффективны физические упражнения, поскольку они приводят к выработке организмом эндорфинов, которые вызывают чувство внутреннего комфорта и расслабления.

Упражнение «Рисунок эмоций»

Педагог-психолог:

Еще один хороший способ избавиться от негативных эмоций и снять эмоциональное напряжение – это нарисовать свои эмоции. Говоря иначе, выразить свои эмоции через рисунок. Приготовьте цветные карандаши или фломастеры. Возьмите цвет или несколько цветов, которые отражают ваше состояние прямо сейчас. В рабочей тетради в рамке нарисуйте свое эмоциональное состояние так, как вы это чувствуете. Это может быть абстрактный рисунок, какие-то линии, фигуры, точки, штрихи или же что-то конкретное. Даю вам на это задание три минуты. (Ученики рисуют свое состояние в психологической тетради.)



А сейчас по желанию расскажите о своем рисунке. Что вы чувствовали, когда рисовали, какие эмоции испытывали, какие мысли приходили вам в голову? (Педагог-психолог дает на обсуждение три минуты.)

Вернитесь к своему рисунку и измените кардинально настроение рисунка, для этого добавьте в него новые детали и цвета. Даю вам две минуты. (Ученики рисуют.)

Вопросы для обсуждения:

1. Удалось ли вам изменить настроение рисунка?

2. Как изменения повлияли на настроение рисунка?

3. Изменилось ли при этом ваше собственное настроение? Как?

Педагог-психолог:

Если после рисования вы продолжаете испытывать неприятные эмоции, вы можете освободиться от них таким способом. Сложите из этого листа самолетик и выпустите его в окно, при этом представьте, что он уносит все ваши негативные эмоции.



Упражнение «Плейлист эмоциональной поддержки»

Педагог-психолог:

Не только рисование, но и музыка способна помочь нам справиться со своими эмоциями. Уверена, у каждого из вас есть плейлисты «для души», «для настроения», «для вечеринки» и т. п. Предлагаю вам сейчас создать свой идеальный плейлист, чтобы улучшать свое эмоциональное состояние. В рабочей тетради заполните каждую ячейку названиями песен. (Ученики выполняют задание.)





Для развлечения

Песня, которая застревает в моей голове

Песня, в которой я знаю все слова

Песня из моего любимого сериала



Для воодушевления

Песня, которую

я связываю со свободой

Песня, которая дает мне энергию

Песня, под которую мне нравится просыпаться



Для сильных эмоций

Песня, которая напоминает мне о хорошем

Песня, под которую я начинаю думать

о близком человеке

Песня, которая напоминает мне, что меня любят



Для отвлечения

Песня, которая дает мне чувство безопасности

Песня, которая помогает мне мыслить позитивно

Песня, которая вдохновляет меня



Для разрядки

Песня для времени, когда я переживаю и беспокоюсь

Песня для времени, когда я раздражен(-а) или злюсь

Песня для времени, когда я чувствую

одиночество или страх



Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства вы испытывали, когда создавали свой плейлист эмоциональной поддержки?

2. Какие мысли приходили вам в этот момент?

3. Как вы считаете, способна ли музыка помочь вам управлять вашими эмоциями?

Упражнение «Релаксация»

Педагог-психолог:

Вы, наверное, слышали о технике релаксации. Предлагаю вам испытать ее свойства. Сядьте поудобнее, но так, чтобы спины были выпрямлены, а головы подняты. Так легкие будут наполняться кислородом, а мозг – лучше работать. (Педагог-психолог включает спокойную музыку и говорит тихим медленным голосом, делает небольшие паузы).

Сегодня мы с вами совершим путешествие к морю. Мы будем использовать нашу фантазию, чтобы создать тот мир, который хотим увидеть. Чтобы подготовиться к путешествию, закройте глаза и сделайте три-четыре глубоких вдоха. Дышите тихо-тихо, чтобы никто вас не услышал. Задержите на мгновение свое дыхание, затем медленно выдохните. Ваше тело успокаивается, расслабляется, а голова начинает работать еще лучше.

Теперь используйте свое воображение и представьте себе, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Нежно и ласково светит солнышко. Вас мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Вы закрываете глаза и слушаете звуки моря, слышите, как тихо плещутся волны. Слышите крики морских чаек и видите, как они лениво летают в синем небе. Вам очень хорошо и спокойно. Вы лежите, смотрите на белые пушистые облака, на морских чаек. Чувствуете запах свежего солоноватого от моря воздуха. Слушаете ритм моря. Чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, и вам очень хорошо. Вы лежите на песке и наслаждаетесь красотой дня... (Пауза.)

А теперь, если вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу и, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату. (Педагог-психолог дает время.)

Вопросы для обсуждения

1. Какие эмоции и ощущения вы испытывали?

2. Как изменилось ваше эмоциональное состояние после релаксации?

3. Как релаксация может помочь в трудных жизненных ситуациях?

Упражнение «Рефрейминг»

Педагог-психолог:

А сейчас я познакомлю вас с методом рефрейминга. В переводе с английского языка это слово означает «сменить раму для картины». В нашем случае картина – это проблемная ситуация. Метод рефрейминга позволяет взглянуть на нее по-новому, изменить отношение, увидеть возможности там, где все кажется безнадежным. Существует много способов рефрейминга, но мы разберем основные три и для примера возьмем ситуацию: родители не разрешают вам ходить на вечеринки.



Способ 1. Сравнить себя с теми, кому реально хуже. Например, а кого-то не зовут на вечеринки или у них вообще нет друзей.

Способ 2. Посмотреть на ситуацию с другой стороны с помощью союза «зато». Например, зато я могу встречаться с друзьями после школы.

Способ 3. Сфокусировать внимание на другом аспекте ситуации, подумать: что еще это может означать, как иначе это можно назвать? Например, что вечером появилось свободное время и я могу заняться чем хочу.

Негативное утверждение

Позитивное переформулирование (рефрейминг)

Я часто совершаю глупые поступки


Девушка (парень) не пришла(-ел) на свидание со мной


Я не внимательный(-ая)


Я часто не завершаю начатые дела


Я не общительный(-ая)


Я допустил(-а) 5 ошибок в контрольной работе


Я ничего не могу сделать так, как нужно


Я недостаточно красив(-а)




Вопросы для обсуждения:

1. Тяжело ли было найти позитивный смысл в негативных утверждениях?

2. Какой из способов рефрейминга вам больше всего понравился?

3. Случалось ли вам в жизни уже прибегать к методу рефрейминга?

Упражнение «Сдержать эмоциональный порыв»

Педагог-психолог:

Теперь рассмотрим следующий навык, который поможет вам эффективнее справиться с эмоциями. Это умение сдерживать эмоциональные порывы. Они обычно появляются вместе с эмоциями: например, когда мы злимся, у нас может возникнуть желание разбить что-то или ударить кого-нибудь. Когда мы подавлены, хочется перестать общаться, отгородиться от людей. Когда испытываем тревогу, мы стараемся избежать того, что ее вызывает, убежать от этого. Следующее упражнение поможет вам справляться с эмоциональными порывами. Перед тем как выполнять его, всегда делайте несколько глубоких вдохов и выдохов – столько, сколько вам понадобится, чтобы настроиться. А теперь прочитайте утверждения и заполните пустые строки. (Ученики выполняют задание.)

Сделайте себе шпаргалку и каждый раз, когда вас одолевает эмоциональный порыв, выполняйте упражнение.

Перечисли 10 предметов, которые ты ви- дишь перед собой


Назови 9 вещей, которые делают тебя счаст- ливым(-ой)


Перечисли 8 вещей, которые ты можешь потрогать


Назови 7 человек, которые тебя поддержи- вают


Перечисли 6 вещей, которые ты можешь понюхать


Перечисли 5 мест, где ты чувствуешь себя комфортно и спокойно


Назови 4 вещи, которые ты слышишь


Назови 3 вещи, которые могут тебя рассме- шить


Перечисли 2 вещи, которые ты можешь попробовать на вкус


Назови 1 самый любимый момент в фильме










Вопросы для обсуждения

1. Как вы чувствовали себя до начала упражнения и в конце?

2. К каким выводам вы пришли?

3. Каких ситуаций в вашей жизни больше: когда вы поддавались порыву или когда смогли его сдержать?

Упражнение «Метод АВС»

Педагог-психолог:

Понять свои эмоциональные реакции поможет метод АВС. Но сначала вспомним, что эмоции бывают первичными и вторичными. Первичные возникают как непосредственная реакция. Например, проехала машина и облила вас водой, и вы сразу же испытали массу эмоций, от испуга до ненависти. Вторичные эмоции – реакция на логическую оценку ситуации. Например, после того как вас облила машина, вы пришли домой и чувствуете разочарование, обиду, грусть. Метод АВС направлен на то, чтобы управлять вторичными эмоциями. Чтобы понять, как он работает, рассмотрим пример.

"A« – это событие-активатор, ситуация, которая выводит вас из себя. Некоторое время назад вы познакомились на дискотеке с девушкой (молодым человеком). Вы сразу понравились друг другу, много танцевали, и на прощание он (она) попросил(-а) ваш номер телефона. Он (она) вам очень понравился(-ась). Но прошло уже три дня, а молодой человек (девушка) все еще не позвонил(-а)

«B» – это убеждения по поводу события. Они бывают рациональные и иррациональные. Рациональные – это продуманные и логичные интерпретации. Иррациональные убеждения лишены логики и неразумны, основаны на эмоциональной реакции и включают когнитивные ошибки. Например, если ваши убеждения иррациональные, то вы будете думать так: «Наверное, у нее (него) есть другой(-ая)», «Я ей (ему) не понравился(-ась)», «Я ей (ему) не интересен(-а)». Если ваши убеждения рациональны, то мысли могут быть такими: «Может быть, он (она) сейчас чем-то сильно занят(-а)», «Вероятно, он (она) сам(-а) побаивается мне позвонить», «Значит, это не мой случай», «Может быть, с ней (ним) что-то случилось?»

"C« – последствия. Итак, какие чувства и эмоции у вас возникли бы, если бы вы подумали рационально? (Ученики отвечают.) Спокойствие, безразличие. А какие чувства, эмоции у вас возникли бы, если бы вы подумали иррационально? (Ученики отвечают.) Уныние, печаль. И после того как вы испытали эти эмоции, вы, например, принимаете решение никогда не знакомиться на дискотеке или где-то еще. Так ваши эмоции повлияли бы на вашу дальнейшую жизнь. И чтобы такого не происходило, важно научиться управлять ими. По сути, схема АВС – это более структурированное изложение древней мудрости «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней». Постарайтесь по-другому оценить событие, а иная оценка, в свою очередь, приведет к другим эмоциям.



+

Предлагаю потренироваться с таблицей с ситуациями, которые могут вызывать негативные эмоции. Ваша задача – заполнить второй и третий столбцы, записать убеждения, которые приведут к положительным последствиям. Например, вернемся к ситуации, где водитель облил вас водой из лужи. Какие рациональные мысли, убеждения будут способствовать тому, что у вас появятся положительные эмоции и последствия? Это могут быть такие мысли: «Возможно, у него случилось что-то серьезное, и он очень торопился». После этих мыслей возникнет эмоция сочувствия. (Ученики выполняют.)



А. Событие-активатор

B. Убеждения по поводу события (рациональные мысли)

C. Последствия (эмоции и действия)

Пример: машина проехала мимо и облила тебя водой из лужи

Возможно, у водителя случилось что-то серьезное, и он очень сильно торопился

Сочувствие, сопереживание. Пойду домой и переоденусь

Ты писал(-а) реферат и сделал(-а) короткий перерыв. Пока тебя

не было, брат сел за компьютер и начал играть. Когда он откры- вал игру, то случайно закрыл

файл, над которым ты работал(-а). К сожалению, часть твоей работы не сохранилась



Ты собирался(-ась) на важ- ный футбольный матч (спек- такль). Через 20 минут надо быть на стадионе (в театре). Родители должны были тебя подвезти, но дома до сих пор никого нет





Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли было придумать рациональные мысли?

2. Что было сложнее всего?

3. Как часто в жизни вы стараетесь думать рационально



Домашнее задание

Педагог-психолог:

На этой неделе предлагаю попрактиковаться в приемах, которые мы изучили, и заполнить календарь. Каждый день фиксируйте события, которые вызвали у вас негативные эмоции, и метод, которым вы их преодолели.

Домашнее задание

Каждый день фиксируй события, которые вызывали у тебя негативные эмо ции, и метод, которым ты их преодолел(-а).




Ситуация

Эмоции

Метод преодоления негативных эмоций

Результат

Пример

Я написал годовую контрольную

на «2»

Злость, гнев, разочарование

Послушал плейлист

Успокоился, решил хорошо подготовиться

и пересдать контрольную

Пн





Вт





Ср





Чт





Пт





Сб





Вс







Этап 3. Прощание

Предложите всем участникам в кругу поделиться своими впечатлениями, переживаниями, чувствами по поводу занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!