Психологическое занятие «Как договориться со своими эмоциями» для подростков.
Участники: школьники подросткового возраста.
Цель: расширить представления учеников о способах управления эмоциями.
Задачи:
– актуализировать знания учеников о технике управления эмоциями с помощью мысли, о способах поднять себе настроение, развивать умение управлять эмоциями в процессе творчества;
– познакомить учеников с техниками релаксации, методом рефрейминга, методом АВС;
– способствовать формированию у учеников умения сдерживать эмоциональные порывы, находить позитивный смысл в любой ситуации.
Материалы: рабочая тетрадь.
Время проведения: 45 минут.
Этап 1. Приветствие
Разминка «Оптимист и пессимист»
Педагог-психолог:
Ребята, вы знаете кто такие оптимист и пессимист? (Ученики отвечают.) Оптимист – это человек, который в любой ситуации рассчитывает на позитивный исход событий. Пессимист, наоборот, во всем находит повод для недовольства и уныния, всегда полагается на негативный исход и жалуется на жизнь. Предлагаю вам поиграть. Разделитесь на две команды: оптимисты и пессимисты. Я буду называть ситуацию. Каждой команде надо придумать, как бы отреагировал на ситуацию оптимист и, соответственно, как бы себя повел пессимист. (Педагог-психолог зачитывает ситуации, команды придумывают реакции.) Первая ситуация – вы упали в лужу. Вторая ситуация – вы бежали на автобус, но он все равно уехал. Третья ситуация – в школьной раздевалке перепутали вещи, и кто-то ушел домой в вашей куртке. Четвертая ситуация – младший брат разлил краски на вашу тетрадь с только что выполненной домашней работой. Пятая ситуация – вы пришли на день рождения к другу и выяснилось, что у вас аллергия на главное блюдо.
Как вы считаете, у кого чаще будет плохое настроение и подавленное состояние? (Ученики отвечают.) Конечно, у пессимиста. Соответственно, чтобы управлять своими эмоциями, необходимо научиться мыслить позитивно.
Этап 2. Основная часть
Упражнение «Как поднять себе настроение»
Педагог-психолог:
Сегодня заключительное занятие второго блока нашей программы, который был посвящен навыкам управления своим эмоциональным состоянием. В течение семи недель мы с вами знакомились с разными эмоциями и учились управлять каждой из них. Сегодня же мы разберем способы, которые можно применять для того, чтобы контролировать и регулировать абсолютно любые эмоции. И начнем мы с очень простого упражнения.
Когда мы испытываем негативные эмоции, будь то грусть, или злость, или страх, у нас всегда портится настроение. Переключиться в позитивное состояние и расслабиться вам помогут занятия, которые доставляют удовольствие и вызывают чувство комфорта. В рабочей тетради перечислены разные виды деятельности. Отметьте свои любимые занятия. Также добавьте в этот перечень другие любимые занятия, которых нет в списке. (Ученики выполняют задание.)
Кататься на велосипеде
Общаться с приятелем по телефону
Плавать
Пойти в туристический поход
Лежать в траве, наблюдать за облаками
Заниматься скалолазанием, аль- пинизмом
Прогуляться на свежем воздухе
Заниматься йогой
Получать приятные сообщения
Играть в баскетбол
Играть с домашними животными
Сходить в спортзал
Посмотреть телевизор
Убраться в своей комнате
Вести дневник
Играть в боулинг
Сходить в гости к другу
Бегать
Играть в видеоигры
Готовить любимые блюда
Смотреть комедии
Заниматься медитацией
Поработать на даче
Заниматься шитьем, вязанием
Посетить клубы по интересам
Играть в теннис
Заниматься шопингом
Послушать любимую радиостан-цию
Вопросы для обсуждения:
1. Какие занятия вы выбрали из списка?
2. Какими занятиями вы дополнили перечень?
3. Насколько эти занятия помогают вам бороться с негативными эмоциями?
Педагог-психолог:
Используйте этот перечень в те моменты, когда вас одолевают негативные эмоции. Старайтесь выполнять хотя бы по одному занятию в день. Особенно эффективны физические упражнения, поскольку они приводят к выработке организмом эндорфинов, которые вызывают чувство внутреннего комфорта и расслабления.
Упражнение «Рисунок эмоций»
Педагог-психолог:
Еще один хороший способ избавиться от негативных эмоций и снять эмоциональное напряжение – это нарисовать свои эмоции. Говоря иначе, выразить свои эмоции через рисунок. Приготовьте цветные карандаши или фломастеры. Возьмите цвет или несколько цветов, которые отражают ваше состояние прямо сейчас. В рабочей тетради в рамке нарисуйте свое эмоциональное состояние так, как вы это чувствуете. Это может быть абстрактный рисунок, какие-то линии, фигуры, точки, штрихи или же что-то конкретное. Даю вам на это задание три минуты. (Ученики рисуют свое состояние в психологической тетради.)
А сейчас по желанию расскажите о своем рисунке. Что вы чувствовали, когда рисовали, какие эмоции испытывали, какие мысли приходили вам в голову? (Педагог-психолог дает на обсуждение три минуты.)
Вернитесь к своему рисунку и измените кардинально настроение рисунка, для этого добавьте в него новые детали и цвета. Даю вам две минуты. (Ученики рисуют.)
Вопросы для обсуждения:
1. Удалось ли вам изменить настроение рисунка?
2. Как изменения повлияли на настроение рисунка?
3. Изменилось ли при этом ваше собственное настроение? Как?
Педагог-психолог:
Если после рисования вы продолжаете испытывать неприятные эмоции, вы можете освободиться от них таким способом. Сложите из этого листа самолетик и выпустите его в окно, при этом представьте, что он уносит все ваши негативные эмоции.
Упражнение «Плейлист эмоциональной поддержки»
Педагог-психолог:
Не только рисование, но и музыка способна помочь нам справиться со своими эмоциями. Уверена, у каждого из вас есть плейлисты «для души», «для настроения», «для вечеринки» и т. п. Предлагаю вам сейчас создать свой идеальный плейлист, чтобы улучшать свое эмоциональное состояние. В рабочей тетради заполните каждую ячейку названиями песен. (Ученики выполняют задание.)
Для развлечения | Песня, которая застревает в моей голове | Песня, в которой я знаю все слова | Песня из моего любимого сериала |
Для воодушевления | Песня, которую я связываю со свободой | Песня, которая дает мне энергию | Песня, под которую мне нравится просыпаться |
Для сильных эмоций | Песня, которая напоминает мне о хорошем | Песня, под которую я начинаю думать о близком человеке | Песня, которая напоминает мне, что меня любят |
Для отвлечения | Песня, которая дает мне чувство безопасности | Песня, которая помогает мне мыслить позитивно | Песня, которая вдохновляет меня |
Для разрядки | Песня для времени, когда я переживаю и беспокоюсь | Песня для времени, когда я раздражен(-а) или злюсь | Песня для времени, когда я чувствую одиночество или страх |
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали, когда создавали свой плейлист эмоциональной поддержки?
2. Какие мысли приходили вам в этот момент?
3. Как вы считаете, способна ли музыка помочь вам управлять вашими эмоциями?
Упражнение «Релаксация»
Педагог-психолог:
Вы, наверное, слышали о технике релаксации. Предлагаю вам испытать ее свойства. Сядьте поудобнее, но так, чтобы спины были выпрямлены, а головы подняты. Так легкие будут наполняться кислородом, а мозг – лучше работать. (Педагог-психолог включает спокойную музыку и говорит тихим медленным голосом, делает небольшие паузы).
Сегодня мы с вами совершим путешествие к морю. Мы будем использовать нашу фантазию, чтобы создать тот мир, который хотим увидеть. Чтобы подготовиться к путешествию, закройте глаза и сделайте три-четыре глубоких вдоха. Дышите тихо-тихо, чтобы никто вас не услышал. Задержите на мгновение свое дыхание, затем медленно выдохните. Ваше тело успокаивается, расслабляется, а голова начинает работать еще лучше.
Теперь используйте свое воображение и представьте себе, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Нежно и ласково светит солнышко. Вас мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Вы закрываете глаза и слушаете звуки моря, слышите, как тихо плещутся волны. Слышите крики морских чаек и видите, как они лениво летают в синем небе. Вам очень хорошо и спокойно. Вы лежите, смотрите на белые пушистые облака, на морских чаек. Чувствуете запах свежего солоноватого от моря воздуха. Слушаете ритм моря. Чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, и вам очень хорошо. Вы лежите на песке и наслаждаетесь красотой дня... (Пауза.)
А теперь, если вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу и, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату. (Педагог-психолог дает время.)
Вопросы для обсуждения
1. Какие эмоции и ощущения вы испытывали?
2. Как изменилось ваше эмоциональное состояние после релаксации?
3. Как релаксация может помочь в трудных жизненных ситуациях?
Упражнение «Рефрейминг»
Педагог-психолог:
А сейчас я познакомлю вас с методом рефрейминга. В переводе с английского языка это слово означает «сменить раму для картины». В нашем случае картина – это проблемная ситуация. Метод рефрейминга позволяет взглянуть на нее по-новому, изменить отношение, увидеть возможности там, где все кажется безнадежным. Существует много способов рефрейминга, но мы разберем основные три и для примера возьмем ситуацию: родители не разрешают вам ходить на вечеринки.
Способ 1. Сравнить себя с теми, кому реально хуже. Например, а кого-то не зовут на вечеринки или у них вообще нет друзей.
Способ 2. Посмотреть на ситуацию с другой стороны с помощью союза «зато». Например, зато я могу встречаться с друзьями после школы.
Способ 3. Сфокусировать внимание на другом аспекте ситуации, подумать: что еще это может означать, как иначе это можно назвать? Например, что вечером появилось свободное время и я могу заняться чем хочу.
Негативное утверждение | Позитивное переформулирование (рефрейминг) |
Я часто совершаю глупые поступки | |
Девушка (парень) не пришла(-ел) на свидание со мной | |
Я не внимательный(-ая) | |
Я часто не завершаю начатые дела | |
Я не общительный(-ая) | |
Я допустил(-а) 5 ошибок в контрольной работе | |
Я ничего не могу сделать так, как нужно | |
Я недостаточно красив(-а) | |
Вопросы для обсуждения:
1. Тяжело ли было найти позитивный смысл в негативных утверждениях?
2. Какой из способов рефрейминга вам больше всего понравился?
3. Случалось ли вам в жизни уже прибегать к методу рефрейминга?
Упражнение «Сдержать эмоциональный порыв»
Педагог-психолог:
Теперь рассмотрим следующий навык, который поможет вам эффективнее справиться с эмоциями. Это умение сдерживать эмоциональные порывы. Они обычно появляются вместе с эмоциями: например, когда мы злимся, у нас может возникнуть желание разбить что-то или ударить кого-нибудь. Когда мы подавлены, хочется перестать общаться, отгородиться от людей. Когда испытываем тревогу, мы стараемся избежать того, что ее вызывает, убежать от этого. Следующее упражнение поможет вам справляться с эмоциональными порывами. Перед тем как выполнять его, всегда делайте несколько глубоких вдохов и выдохов – столько, сколько вам понадобится, чтобы настроиться. А теперь прочитайте утверждения и заполните пустые строки. (Ученики выполняют задание.)
Сделайте себе шпаргалку и каждый раз, когда вас одолевает эмоциональный порыв, выполняйте упражнение.
| Перечисли 10 предметов, которые ты ви- дишь перед собой | |
| Назови 9 вещей, которые делают тебя счаст- ливым(-ой) | |
| Перечисли 8 вещей, которые ты можешь потрогать | |
| Назови 7 человек, которые тебя поддержи- вают | |
| Перечисли 6 вещей, которые ты можешь понюхать | |
| Перечисли 5 мест, где ты чувствуешь себя комфортно и спокойно | |
| Назови 4 вещи, которые ты слышишь | |
| Назови 3 вещи, которые могут тебя рассме- шить | |
| Перечисли 2 вещи, которые ты можешь попробовать на вкус | |
| Назови 1 самый любимый момент в фильме | |
Вопросы для обсуждения
1. Как вы чувствовали себя до начала упражнения и в конце?
2. К каким выводам вы пришли?
3. Каких ситуаций в вашей жизни больше: когда вы поддавались порыву или когда смогли его сдержать?
Упражнение «Метод АВС»
Педагог-психолог:
Понять свои эмоциональные реакции поможет метод АВС. Но сначала вспомним, что эмоции бывают первичными и вторичными. Первичные возникают как непосредственная реакция. Например, проехала машина и облила вас водой, и вы сразу же испытали массу эмоций, от испуга до ненависти. Вторичные эмоции – реакция на логическую оценку ситуации. Например, после того как вас облила машина, вы пришли домой и чувствуете разочарование, обиду, грусть. Метод АВС направлен на то, чтобы управлять вторичными эмоциями. Чтобы понять, как он работает, рассмотрим пример.
"A« – это событие-активатор, ситуация, которая выводит вас из себя. Некоторое время назад вы познакомились на дискотеке с девушкой (молодым человеком). Вы сразу понравились друг другу, много танцевали, и на прощание он (она) попросил(-а) ваш номер телефона. Он (она) вам очень понравился(-ась). Но прошло уже три дня, а молодой человек (девушка) все еще не позвонил(-а)
«B» – это убеждения по поводу события. Они бывают рациональные и иррациональные. Рациональные – это продуманные и логичные интерпретации. Иррациональные убеждения лишены логики и неразумны, основаны на эмоциональной реакции и включают когнитивные ошибки. Например, если ваши убеждения иррациональные, то вы будете думать так: «Наверное, у нее (него) есть другой(-ая)», «Я ей (ему) не понравился(-ась)», «Я ей (ему) не интересен(-а)». Если ваши убеждения рациональны, то мысли могут быть такими: «Может быть, он (она) сейчас чем-то сильно занят(-а)», «Вероятно, он (она) сам(-а) побаивается мне позвонить», «Значит, это не мой случай», «Может быть, с ней (ним) что-то случилось?»
"C« – последствия. Итак, какие чувства и эмоции у вас возникли бы, если бы вы подумали рационально? (Ученики отвечают.) Спокойствие, безразличие. А какие чувства, эмоции у вас возникли бы, если бы вы подумали иррационально? (Ученики отвечают.) Уныние, печаль. И после того как вы испытали эти эмоции, вы, например, принимаете решение никогда не знакомиться на дискотеке или где-то еще. Так ваши эмоции повлияли бы на вашу дальнейшую жизнь. И чтобы такого не происходило, важно научиться управлять ими. По сути, схема АВС – это более структурированное изложение древней мудрости «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней». Постарайтесь по-другому оценить событие, а иная оценка, в свою очередь, приведет к другим эмоциям.
+
Предлагаю потренироваться с таблицей с ситуациями, которые могут вызывать негативные эмоции. Ваша задача – заполнить второй и третий столбцы, записать убеждения, которые приведут к положительным последствиям. Например, вернемся к ситуации, где водитель облил вас водой из лужи. Какие рациональные мысли, убеждения будут способствовать тому, что у вас появятся положительные эмоции и последствия? Это могут быть такие мысли: «Возможно, у него случилось что-то серьезное, и он очень торопился». После этих мыслей возникнет эмоция сочувствия. (Ученики выполняют.)
А. Событие-активатор | B. Убеждения по поводу события (рациональные мысли) | C. Последствия (эмоции и действия) |
Пример: машина проехала мимо и облила тебя водой из лужи | Возможно, у водителя случилось что-то серьезное, и он очень сильно торопился | Сочувствие, сопереживание. Пойду домой и переоденусь |
Ты писал(-а) реферат и сделал(-а) короткий перерыв. Пока тебя не было, брат сел за компьютер и начал играть. Когда он откры- вал игру, то случайно закрыл файл, над которым ты работал(-а). К сожалению, часть твоей работы не сохранилась | | |
Ты собирался(-ась) на важ- ный футбольный матч (спек- такль). Через 20 минут надо быть на стадионе (в театре). Родители должны были тебя подвезти, но дома до сих пор никого нет | | |
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли было придумать рациональные мысли?
2. Что было сложнее всего?
3. Как часто в жизни вы стараетесь думать рационально
Домашнее задание
Педагог-психолог:
На этой неделе предлагаю попрактиковаться в приемах, которые мы изучили, и заполнить календарь. Каждый день фиксируйте события, которые вызвали у вас негативные эмоции, и метод, которым вы их преодолели.
Домашнее задание
Каждый день фиксируй события, которые вызывали у тебя негативные эмо ции, и метод, которым ты их преодолел(-а).
| Ситуация | Эмоции | Метод преодоления негативных эмоций | Результат |
Пример | Я написал годовую контрольную на «2» | Злость, гнев, разочарование | Послушал плейлист | Успокоился, решил хорошо подготовиться и пересдать контрольную |
Пн | | | | |
Вт | | | | |
Ср | | | | |
Чт | | | | |
Пт | | | | |
Сб | | | | |
Вс | | | | |
Этап 3. Прощание
Предложите всем участникам в кругу поделиться своими впечатлениями, переживаниями, чувствами по поводу занятия.