Упражнение №1.
- Итак, к нам в гости пришел мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что его наказали родители. (Стихотворение «Доброта»).
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
За что был наказан Антошка?
Правильно ли поступили взрослые?
Что значит — быть добрым?
Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта”:
Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.
Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.
Упражнение №2: «Доброта».
Все берутся за руки и «передают» друг другу добро, сжимая руки друг друга.
Упражнение №3: «Обидчик».
Детям предлагается внимательно посмотреть на рисунок и подумать, что произошло:
Кто обидел маленького мальчика?
Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?
Какие слова и как мог произнести обидчик?
Кто защитил маленького мальчика?
Как можно назвать его поступок?
В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:
Упражнение №4: «Старый дедушка и внучок».
«Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят как-то раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: «Что ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.»
Вопросы к обсуждению.
- Почему заплакали муж и жена?
- Почему дед «только вздохнул», когда невестка его ругала?
- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
- На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
(На доске: «Как аукнется - так и откликнется». «Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие») Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Упражнение №5: «Хорошо и плохо».
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие | Хорошие |
порвал блузку; | защитил слабого; |
обидел друга; | проведал больного друга; |
поссорился с мамой; | обогрел и накормил |
толкнул ногой щенка; | помог младшей сестре одеться и др. |
ударил котенка и др.
| |
Упражнение №6: Проверочный тест.
«Шаги к успеху» («Является ли добрым человек, который..?» - дети должны ответить «да» или «нет»):
а) делает зимой для птиц кормушки;
б) всегда чувствует, кому нужна помощь;
в) стреляет в птиц из рогатки;
г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
д) не оказывает помощь в трудную минуту;
е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.
(Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он.)
Упражнение №7: Заключение.
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит», - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.