СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг по конструктивному разрешению агрессии для старших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг разрабатывался для работы по адаптации первокурсников в рамках деятельности ММПК Адыгейского государственного универститета.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по конструктивному разрешению агрессии для старших школьников»

Конструктивное разрешение агрессии



Правила

  1. Правило 1-го микрофона. Когда говорит один, все внимательно слушают, не перебивая.

  2. Правило активности и открытости. Не бойтесь говорить и делиться тем, что у вас на уме. Не бойтесь проявлять инициативу!

  3. Правило "Я" высказываний. Все, что вы говорите, вы говорите от себя. При этом нельзя переходить на личности и употреблять нецензурную лексику.

  4. Правило телефон на беззвучный. Поставьте свой телефон па беззвучный режим и уберите из рук, чтобы он не отвлекал вас.

  5. Правило конфиденциальности. Все, о чем говорится в этой аудитории, остается здесь, не выходя за ее пределы.

  6. Правило «Тихо вышел, тихо зашел». Если необходимо выйти, то, не спрашивая у тренера, можете делать это, но не толпой, а по одному.




Знакомство

А теперь давайте познакомимся, но делать этого будем следующим образом:

Вам необходимо назвать;

- свое имя;

- три своих любимых хобби;

- качество, которое помогает вам бороться с агрессией (умение трезво мыслить в любой ситуации, терпимость, уравновешенность и тд.).


-сложно ли подобрать 1 качество?

-в каких ситуациях вам помогает это качество?

-часто ли вы используете это качество в стрессовых ситуациях или во время гнева?

-как обычно вы корректируете свое состояние?


Здорово, что вы такие разные, и каждый имеет свой внутренний ресурс. У кого-то это…, а у кого-то это…., но важно, что благодаря этим качествам и хобби вы можете справляться агрессией, гневом и в целом управлять своими эмоциями.





Теория

Как вы считаете, что такое агрессия?

Агрессия - это следствие неудовлетворенных потребностей.

Агрессия это слова или действия, направленные на причинение ущерба человеку, животному или неживому объекту.


Виды агрессии:

  1. Физическая - использование физической силы против другого лица или объекта. Вербальная - ссора, крик, угроза, ругань.

  2. Прямая - направленна на человека (драка, брань). Косвенная - сплетни, насмешки, критика.

  3. Внешняя - направлена на окружающих. Внутренняя - на себя (самообвинение, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства)- аутоагрессия.

  4. Защитная - агрессия в ответ на чьи-то агрессивные действия. Провоцирующая - когда человек проявляет агрессию первым, провоцируя другого.

  5. Здоровая (обоснованная) и необосновання (деструктивная)

  6. Враждебная - ее источником является гнев, и её конечная цель – причинение вреда. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия.


Формы агрессивного поведения

Агрессивностью называют переживание определенных эмоций, которые запускают агрессивное поведение. Эмоции этого спектра имеют несколько форм.

  • Возмущение. Обычно является ответом не несправедливое или абсурдное поведение окружающих, на нелепость ситуации и т.д. (нарушение закона, пренебрежение нормами приличий, несоблюдение договоренностей и прочее).

  • Раздражение. Проявляется, когда мы не можем обосновать или оправдать чье-то поведение. Мы не знаем, как точнее сформулировать наше недовольство ситуацией. Порой мы даже не можем определить, на кого конкретно направлено переживание – оно безадресное и диффузное.

  • Гнев. Ярчайшая эмоция агрессии, сопровождающая ее поведенческие проявления. Характеризуется недовольством, яростью, злостью. Зачастую является ответом на действия второй стороны.

 Основная черта именно агрессивного поведения — это достижение своих целей в ситуации, когда мало учитываются интересы других людей, а также за их счет. Агрессивное поведение характеризуется стремлением достичь своих целей любой ценой, отталкиванием людей и созданием помех другим походу дела.

Говорить о выраженной агрессивности человека можно лишь при условии наличия всех вышеперечисленных характеристик личности и поведения.

Но агрессия нам все же необходимо, как минимум в экстремальных ситуациях, угрожающих нашей жизни. В качестве позитивных характеристик агрессии можно выделить:

а) функции самосохранения;

б) психологическую разрядку.

Наша задача не затушить агрессию, «зарубить ее на корню», а научиться ею управлять и разрешать ее конструктивно, не в ущерб окружающим.

Первым шагом к управлению агрессией является осознание своей агрессивности. Именно осознание агрессивности может помочь снять ее.

Упражнение 1. Разминка. Ветер дует на того, кто.

Я вижу вы засиделись. Предлагаю немного подвигаться.


Убираем 1 стул. Тренер становится в центр круга и называет какой-то признак, объединяющий людей (цвет глаз, одежды), говоря фразу «ветер дует на того, кто», добавляет признак. Задача людей, которые обнаружили его у себя быстро встать и поменяться местами, заняв место. Кому не хватило стула, становится следующим ведущим и продолжает также говорить фразу, но уже с другим признаком.


- было ли сложно придумать признак, объединяющий вас?

- какие эмоции вызвало это упражнение?

- позволило ли это упражнение эмоционально разрядиться?









Упражнение 2. Опасные и безопасные способы борьбы с агрессией


Во время знакомства мы узнали полезные качества друг друга и ваши любимые занятия, а теперь предлагаю командно подумать над тем, как еще можно бороться со своими негативными эмоциями, а конкретно с агрессией. Существуют 2 вида ее разрешения: конструктивные (приемлемые, разумные) и деструктивные (разрушающие).


Разделитесь на 2 команды и выберите лидера. Задача 1-й команды - написать 10 безопасных способов борьбы с агрессией (танцы, спорт), а 2-я команда пишет 10 опасных (алкоголь, преступления). Затем лидерам команд нужно будет выйти в центр круга и зачитать эти способы (поочередно по одному).


-сложно ли работать в команде?

-какие из способов борьбы с агрессией наиболее эффективные?



Упражнение 3. Ролевая игра.


Мы с вами выяснили, какие способы борьбы с агрессией существуют. И что конструктивные, хоть и бывают сложнее - на самом деле эффективнее деструктивных. Но не каждый из людей сможет вовремя перенаправить агрессию в конструктивное русло и справиться с эмоциями. Поэтому сейчас мы попробуем воссоздать некоторые неприятные ситуации. Нам необходимы 2 добровольца.

1 ситуация - друг рассказал ваш секрет другому другу;

2 ситуация - ваш парень/девушка не поздравил вас с днем рождения;

3 ситуация – преподаватель не поставил вам зачет/экзамен и отправил на пересдачу.

Вывод по игре



Упражнение 4.

Вам предлагается написать или же нарисовать на листе бумаги то, что выводит вас из себя, из-за чего вы чувствуете раздражение, злость, возможно даже и гнев. Теперь, когда вы закончили, скомкайте листы, превратите их в шарик.

Предлагаю вам разделится на 2 команды. Ваша задача состоит в том, что вам необходимо закидать бумажными шарами противоположную команду.

Выигрывает та команда, на поле которой окажется меньше всего шаров.

Начинаем по моему сигналу.

Вопросы: (к проигравшей и к выигравшей командам)

- рады ли вы победе?

- что вы чувствуете?

- жалко ли вам проигравшую команду?


Упражнение 5.

Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии разных людей. Вы ходите, рассматриваете их лица. Вы видите фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Вы проходите в другую комнату. Здесь размещены фотографии людей, которых вы любите. Их лица излучают тепло, доброту, понимание. Вы знает, что они вас любят. А сейчас мы снова окажемся в нашем классе.
После упражнения происходит обмен мнениями: Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши эмоции?



Упражнение 6. Притча.

Один мальчик был очень вспыльчивым. Его отец дал ему кулек с гвоздями и сказал, чтобы он забивал по одному гвоздю в деревянную перегородку, каждый раз, когда он выходит из себя.

В первый день мальчик забил 37 гвоздей. Тогда он стал пытаться контролировать себя и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец пришел день, когда он ни разу не вспылил. Он сказал об этом отцу.

— Хорошо, — ответил тот. — Теперь, после каждого такого дня вытаскивай по одному забитому гвоздю.

Время шло, и постепенно все гвозди были вытащены.

— Молодец сынок, — похвалил его отец. — А теперь посмотри на эти дырки, которые остались от гвоздей. Каждый раз, когда говоришь что-то со злобой, она оставляет рубец подобный этому.


Завершение.

Подведение итогов….

Ритуал прощания со свечкой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!