СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг по отработке выполнения экспериментального задания по физике (ОГЭ 9 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки: Повышение качества выполнения выпускниками 9-х классов экспериментального задания основного государственного экзамена по физике.

 

На тренинге учащиеся получат возможность научиться ставить эксперимент в условиях, отличающихся от привычных (в другой школе). Смогут привести свои знания в области экзаменационного эксперимента в систему, позволяющую иметь представление о методах научного познания и экспериментальных умениях.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по отработке выполнения экспериментального задания по физике (ОГЭ 9 класс)»

Тренинг

по отработке выполнения

экспериментального задания по физике (ОГЭ 9 класс)


Составитель: Абрамович И.В.

учитель физики МБОУ «Лицей «Сигма»


Пояснительная записка

Цель: Повышение качества выполнения выпускниками 9-х классов экспериментального задания основного государственного экзамена по физике.


На тренинге учащиеся получат возможность научиться ставить эксперимент в условиях, отличающихся от привычных (в другой школе). Смогут привести свои знания в области экзаменационного эксперимента в систему, позволяющую иметь представление о методах научного познания и экспериментальных умениях:

    1. Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения

    2. Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой

    3. Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика

    4. Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (плотности вещества, силы Архимеда, влажности воздуха, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока)

    5. Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления

    6. Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы


Тренинг может быть рассчитан на большое количество выпускников (количество, которое может принять данный ППЭ). В каждом кабинете находится координатор – учитель физики. Под его руководством находятся 4 группы выпускников 10-11 класса (в группе 1-2 человека), которые успешно прошли экзаменационные испытания. Каждая группа отвечает за определенный набор оборудования, имеет в распоряжении задания по данному комплекту и правильные решения к ним (Приложение 2 и 3). Минимум задействованных групп 8 – по числу комплектов оборудования к экзамену (Приложение 1).

Участники тренинга получают задания (Приложение 2), и, в соответствии с необходимым оборудованием, проходят по секциям (объединившись по 2-4 человека). Выполняя задания, школьники получают квалифицированную помощь координатора и его помощников, обязательно проходят инструктаж по технике безопасности (Приложение 4).

Итоги подводятся после прохождения всеми участниками необходимое им количество секций. Обсуждаются наиболее сложные моменты в выполнении заданий. Будущие выпускники получают напутственные слова и пожелания успешной сдачи экзамена.































Приложение 1


Перечень комплектов оборудования для проведения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике, которые поставлялись в образовательные учреждения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также на основе новых специально разработанных комплектов оборудования «ГИА-ЛАБОРАТОРИЯ». 
Внимание! При замене каких-либо элементов оборудования на аналогичные с другими характеристиками необходимо внести соответствущие изменения в перечень комплектов перед проведением экзамена и в образцы выполнения экспериментальных заданий каждого варианта перед проверкой экзаменационных  работ экспертами. Например, это относится к сельским малочисленным школам, в которых при проведении экзамена используются специальные фронтальные наборы. 
 

Наборы лабораторные

«ГИА-лаборатория»

Комплект № 1

1) весы рычажные с набором гирь
2) измерительный  цилиндр  (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл
3)      стакан с водой
4) цилиндр  стальной  на  нити  V = 20 см3 , m = 156 г, обозначить № 1 
5) цилиндр  латунный  на  нити  V = 20 см3 , m = 170 г, обозначить № 2

1) весы электронные
2) измерительный  цилиндр  (мензурка)  с пределом измерения 250 мл, C = 2 мл
3) стакан с водой
4) цилиндр  стальной    на  нити  V = 26 см3m = 196 г, обозначить № 1
5) цилиндр алюминиевый на нити V = 26 см3 , m = 70,2 г, обозначить № 2 
 

Комплект № 2

1. динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
2. стакан с водой
3. цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156  г, обозначить № 1
4. цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170  г, обозначить № 2

1. динамометр с пределом измерения 1 Н (С = 0,02 Н)
2. стакан с водой
3. пластиковый цилиндр на нити V = 56 см3, = 66  г, обозначить № 1
4. цилиндр алюминиевый на нити  V = 36 см3, m  = 99  г, обозначить № 2 






Комплект № 3

1. штатив  лабораторный  с  муфтой  и лапкой
2. пружина жесткостью (40±1) Н/м
3. 3 груза массой по (100±2) г
4. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
5. линейка  длиной  200–300  мм  с миллиметровыми делениями
 

1. штатив  лабораторный  с  муфтой  и лапкой
2. пружина жесткостью (50±2) Н/м
3. 3 груза массой по (100±2) г
4. динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (С =0,1 Н)
5. линейка  длиной  300  мм  с  миллиметровыми делениями
 

Комплект № 4

1. каретка  с  крючком  на  нити  m = 100 г
2. 3 груза массой по (100±2) г
3. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
4. направляющая  (коэффициент  трения  каретки  по  направляющей приблизительно 0,2)

1. брусок с крючком на нити m = 50 г
2. 3 груза массой по (100±2) г
3. динамометр школьный с пределом измерения 1 Н (С = 0,02 Н)
4. направляющая  (коэффициент  трения бруска по направляющей приблизительно 0,2)
 

Комплект № 5

1. источник питания постоянного тока 4,5 В
2. вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В
3. амперметр 0–2 А, С = 0,1 А
4. переменный  резистор  (реостат) сопротивлением 10 Ом
5. резистор,  R1   =  12  Ом,  обозначить R1 
6. резистор, R2  = 6 Ом, обозначить R2 
7. соединительные провода, 8 шт.
8. ключ
9. рабочее поле

1. источник питания постоянного тока 5,4 В
2. вольтметр  двухпредельный:  предел измерения 3 В, С = 0,1 В; предел измерения 6 В, С = 0,2 В
3. амперметр  двухпредельный:  предел измерения 3 А, С = 0,1 А; предел измерения 0,6 А, С = 0,02 А
4. переменный  резистор  (реостат) сопротивлением 10 Ом
5. резистор  R5 = 8,2  Ом,  обозначить R1 
6. резистор,  R3  =  4,7  Ом,  обозначить R2 
7. соединительные провода, 8 шт.
8. ключ
9. рабочее поле






Комплект № 6

1. собирающая линза, фокусное расстояние F1  = 60 мм, обозначить Л 1 
2. линейка  длиной  200–300  мм  с миллиметровыми делениями
3. экран
4. рабочее поле
5. источник питания постоянного тока 4,5 В
6. соединительные провода 
7. ключ
8. лампа на подставке
 

1. собирающая  линза,  фокусное  расстояние    F1  =  (97±5)  мм,  обозначить Л 1 
2. линейка  длиной  300  мм  с  миллиметровыми делениями
3. экран
4. направляющая  (оптическая  скамья)
5. держатель для экрана
6. источник питания постоянного тока 5,4 В
7. соединительные провода
8. ключ
9. лампа на держателе
10. слайд «модель предмета»
 

Комплект № 7

1. штатив с муфтой и лапкой
2. метровая  линейка (погрешность 5 мм)
3. шарик  с  прикрепленной  к  нему нитью длиной 110 см 
4. часы  с  секундной  стрелкой  (или секундомер)
 

1. штатив с муфтой и лапкой 
2. специальная мерная лента с отверстием или нить 
3. груз массой (100±2) г 
4. электронный секундомер (со специальным модулем, обеспечивающим работу секундомера без датчиков)

Комплект № 8

1. штатив с муфтой
2. рычаг
3. блок подвижный
4. блок неподвижный
5. нить
6. 3 груза массой по (100±2) г
7. динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
8. линейка  длиной  200–300  мм  с миллиметровыми делениями

1. штатив с муфтой
2. рычаг
3. блок подвижный
4. блок неподвижный
5. нить
6. 3 груза массой по (100±2) г
7. динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (С = 0,1 Н)
8. линейка  длиной  300  мм  с  миллиметровыми делениями







Приложение 2

Экспериментальное задание №23

1. Ис­поль­зуя ры­чаж­ные весы с раз­но­ве­сом, мен­зур­ку, ста­кан с водой, ци­линдр № 1, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния плот­но­сти ма­те­ри­а­ла, из ко­то­ро­го из­го­тов­лен ци­линдр № 1.

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки для опре­де­ле­ния объёма тела;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта плот­но­сти;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния массы ци­лин­дра и его объёма;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние плот­но­сти ма­те­ри­а­ла ци­лин­дра.

2. Ис­поль­зуя ди­на­мо­метр, ста­кан с водой, ци­линдр № 2, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния вы­тал­ки­ва­ю­щей силы (силы Ар­хи­ме­да), дей­ству­ю­щей на ци­линдр.

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта вы­тал­ки­ва­ю­щей силы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний веса ци­лин­дра в воз­ду­хе и веса ци­лин­дра в воде;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние вы­тал­ки­ва­ю­щей силы.

3. Ис­поль­зуя шта­тив с муф­той и лап­кой, пру­жи­ну, ди­на­мо­метр с пре­де­лом из­ме­ре­ния 4 Н, ли­ней­ку и набор из трёх гру­зов по 100 г каж­дый, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти силы упру­го­сти, воз­ни­ка­ю­щей в пру­жи­не, от сте­пе­ни рас­тя­же­ния пру­жи­ны. Опре­де­ли­те рас­тя­же­ние пру­жи­ны, под­ве­ши­вая к ней по­оче­ред­но один, два и три груза. Для опре­де­ле­ния веса гру­зов вос­поль­зуй­тесь ди­на­мо­мет­ром.

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса гру­зов и удли­не­ния пру­жи­ны для трёх слу­ча­ев в виде таб­ли­цы (или гра­фи­ка);

3) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти силы упру­го­сти, воз­ни­ка­ю­щей в пру­жи­не, от сте­пе­ни рас­тя­же­ния пру­жи­ны.

4. Ис­поль­зуя ка­рет­ку (бру­сок) с крюч­ком, ди­на­мо­метр, два груза, на­прав­ля­ю­щую рейку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния сколь­же­ния между ка­рет­кой и по­верх­но­стью рейки.

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния сколь­же­ния;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса ка­рет­ки с гру­за­ми и силы тре­ния сколь­же­ния при дви­же­нии ка­рет­ки с гру­за­ми по по­верх­но­сти рейки;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния сколь­же­ния.

За­да­ние 23 № 591

5. Ис­поль­зуя ис­точ­ник тока (4,5 В), вольт­метр, ам­пер­метр, ключ, рео­стат, со­еди­ни­тель­ные про­во­да, ре­зи­стор, обо­зна­чен­ный R2, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти силы элек­три­че­ско­го тока в ре­зи­сто­ре от на­пря­же­ния на его кон­цах.

В от­ве­те:

1) на­ри­суй­те элек­три­че­скую схему экс­пе­ри­мен­та;

2) уста­но­вив с по­мо­щью рео­ста­та по­очерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и из­ме­рив в каж­дом слу­чае зна­че­ние элек­три­че­ско­го на­пря­же­ния на кон­цах ре­зи­сто­ра, ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния силы тока и на­пря­же­ния для трёх слу­ча­ев в виде таб­ли­цы (или гра­фи­ка);

3) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти силы элек­три­че­ско­го тока в ре­зи­сто­ре от на­пря­же­ния на его кон­цах.

6. Ис­поль­зуя со­би­ра­ю­щую линзу, экран, лампу на под­став­ке, ис­точ­ник тока, со­еди­ни­тель­ные про­во­да, ключ, ли­ней­ку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния свойств изоб­ра­же­ния, по­лу­чен­но­го с по­мо­щью со­би­ра­ю­щей линзы от лампы, рас­по­ло­жен­ной от цен­тра линзы на рас­сто­я­нии 15 см.

В от­ве­те:

1) сде­лай­те схе­ма­ти­че­ский ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки для на­блю­де­ния изоб­ра­же­ния лампы, по­лу­чен­но­го с по­мо­щью со­би­ра­ю­щей линзы;

2) пе­ре­дви­гая экран, по­лу­чи­те чёткое изоб­ра­же­ние лампы и пе­ре­чис­ли­те свой­ства изоб­ра­же­ния (мни­мое или дей­стви­тель­ное, умень­шен­ное или уве­ли­чен­ное, пря­мое или перевёрну­тое);

3) сфор­му­ли­руй­те вывод о рас­по­ло­же­нии лампы от­но­си­тель­но двой­но­го фо­кус­но­го рас­сто­я­ния линзы.

7. Ис­поль­зуя шта­тив с муф­той и лап­кой, шарик с при­креплённой к нему нитью, ли­ней­ку и часы с се­кунд­ной стрел­кой (или се­кун­до­мер), со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти пе­ри­о­да сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити. Ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний ма­ят­ни­ка долж­на быть малой (не более 10–15°). Опре­де­ли­те время для 30 пол­ных ко­ле­ба­ний и вы­чис­ли­те пе­ри­од ко­ле­ба­ний для трёх слу­ча­ев, когда длина нити равна, со­от­вет­ствен­но, 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) ука­жи­те ре­зуль­та­ты пря­мых из­ме­ре­ний числа ко­ле­ба­ний и вре­ме­ни ко­ле­ба­ний для трёх длин нити ма­ят­ни­ка в виде таб­ли­цы;

3) вы­чис­ли­те пе­ри­од ко­ле­ба­ний для каж­до­го слу­чая и ре­зуль­та­ты за­не­си­те в таб­ли­цу;

4) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти пе­ри­о­да сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити.

За­да­ние 23 № 1395 8. Ис­поль­зуя рычаг, три груза, шта­тив и ди­на­мо­метр, со­бе­ри­те уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния рав­но­ве­сия ры­ча­га. Три груза под­весь­те слева от оси вра­ще­ния ры­ча­га сле­ду­ю­щим об­ра­зом: два груза на рас­сто­я­нии6 см и один груз на рас­сто­я­нии 12 см от оси. Опре­де­ли­те мо­мент силы, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо при­ло­жить к пра­во­му концу ры­ча­га на рас­сто­я­нии6 см от оси вра­ще­ния ры­ча­га для того, чтобы он оста­вал­ся в рав­но­ве­сии в го­ри­зон­таль­ном по­ло­же­нии.

 В ответe:

1) за­ри­суй­те схему экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта мо­мен­та силы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний при­ло­жен­ной силы и длины плеча;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние мо­мен­та силы.

За­да­ние 23 № 925



















































Приложение 3

Экспериментальное задание №23 с ответами

1. Ис­поль­зуя ры­чаж­ные весы с раз­но­ве­сом, мен­зур­ку, ста­кан с водой, ци­линдр № 1, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния плот­но­сти ма­те­ри­а­ла, из ко­то­ро­го из­го­тов­лен ци­линдр № 1.

 

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки для опре­де­ле­ния объёма тела;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта плот­но­сти;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния массы ци­лин­дра и его объёма;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние плот­но­сти ма­те­ри­а­ла ци­лин­дра.

За­да­ние 23 № 240

Ре­ше­ние.

1) Схема экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки для опре­де­ле­ния объёма тела изоб­ра­же­на на ри­сун­ке.

2) .

3) .

4) .



2. Ис­поль­зуя ди­на­мо­метр, ста­кан с водой, ци­линдр № 2, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния вы­тал­ки­ва­ю­щей силы (силы Ар­хи­ме­да), дей­ству­ю­щей на ци­линдр.

 

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта вы­тал­ки­ва­ю­щей силы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний веса ци­лин­дра в воз­ду­хе и веса ци­лин­дра в воде;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние вы­тал­ки­ва­ю­щей силы.

За­да­ние 23 № 510

Ре­ше­ние.

1) Схема экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки:

2)

3)

4)

3. Ис­поль­зуя шта­тив с муф­той и лап­кой, пру­жи­ну, ди­на­мо­метр с пре­де­лом из­ме­ре­ния 4 Н, ли­ней­ку и набор из трёх гру­зов по 100 г каж­дый, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти силы упру­го­сти, воз­ни­ка­ю­щей в пру­жи­не, от сте­пе­ни рас­тя­же­ния пру­жи­ны. Опре­де­ли­те рас­тя­же­ние пру­жи­ны, под­ве­ши­вая к ней по­оче­ред­но один, два и три груза. Для опре­де­ле­ния веса гру­зов вос­поль­зуй­тесь ди­на­мо­мет­ром.

 

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса гру­зов и удли­не­ния пру­жи­ны для трёх слу­ча­ев в виде таб­ли­цы (или гра­фи­ка);

3) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти силы упру­го­сти, воз­ни­ка­ю­щей в пру­жи­не, от сте­пе­ни рас­тя­же­ния пру­жи­ны.

За­да­ние 23 № 618

Ре­ше­ние.

1) Схема экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки изоб­ра­же­на на ри­сун­ке.

2)

3) Вывод: при уве­ли­че­нии рас­тя­же­ния пру­жи­ны сила упру­го­сти, воз­ни­ка­ю­щая в пру­жи­не, также уве­ли­чи­ва­ет­ся.

4. Ис­поль­зуя ка­рет­ку (бру­сок) с крюч­ком, ди­на­мо­метр, два груза, на­прав­ля­ю­щую рейку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния сколь­же­ния между ка­рет­кой и по­верх­но­стью рейки.

 

В от­ве­те:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния сколь­же­ния;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса ка­рет­ки с гру­за­ми и силы тре­ния сколь­же­ния при дви­же­нии ка­рет­ки с гру­за­ми по по­верх­но­сти рейки;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния сколь­же­ния.

За­да­ние 23 № 591

Ре­ше­ние.

1) Схема экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки изоб­ра­же­на на ри­сун­ке.

2) (при рав­но­мер­ном дви­же­нии);

3)

4)

5. Ис­поль­зуя ис­точ­ник тока (4,5 В), вольт­метр, ам­пер­метр, ключ, рео­стат, со­еди­ни­тель­ные про­во­да, ре­зи­стор, обо­зна­чен­ный R2, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти силы элек­три­че­ско­го тока в ре­зи­сто­ре от на­пря­же­ния на его кон­цах.

 

В от­ве­те:

1) на­ри­суй­те элек­три­че­скую схему экс­пе­ри­мен­та;

2) уста­но­вив с по­мо­щью рео­ста­та по­очерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и из­ме­рив в каж­дом слу­чае зна­че­ние элек­три­че­ско­го на­пря­же­ния на кон­цах ре­зи­сто­ра, ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния силы тока и на­пря­же­ния для трёх слу­ча­ев в виде таб­ли­цы (или гра­фи­ка);

3) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти силы элек­три­че­ско­го тока в ре­зи­сто­ре от на­пря­же­ния на его кон­цах.

За­да­ние 23 № 537

Ре­ше­ние.

1) Схема экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки:

2)

3) Вывод: при уве­ли­че­нии силы тока в про­вод­ни­ке на­пря­же­ние, воз­ни­ка­ю­щее на кон­цах про­вод­ни­ка, также уве­ли­чи­ва­ет­ся.

6. Ис­поль­зуя со­би­ра­ю­щую линзу, экран, лампу на под­став­ке, ис­точ­ник тока, со­еди­ни­тель­ные про­во­да, ключ, ли­ней­ку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния свойств изоб­ра­же­ния, по­лу­чен­но­го с по­мо­щью со­би­ра­ю­щей линзы от лампы, рас­по­ло­жен­ной от цен­тра линзы на рас­сто­я­нии 15 см.

 

В от­ве­те:

1) сде­лай­те схе­ма­ти­че­ский ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки для на­блю­де­ния изоб­ра­же­ния лампы, по­лу­чен­но­го с по­мо­щью со­би­ра­ю­щей линзы;

2) пе­ре­дви­гая экран, по­лу­чи­те чёткое изоб­ра­же­ние лампы и пе­ре­чис­ли­те свой­ства изоб­ра­же­ния (мни­мое или дей­стви­тель­ное, умень­шен­ное или уве­ли­чен­ное, пря­мое или перевёрну­тое);

3) сфор­му­ли­руй­те вывод о рас­по­ло­же­нии лампы от­но­си­тель­но двой­но­го фо­кус­но­го рас­сто­я­ния линзы.

За­да­ние 23 № 930

Ре­ше­ние.

1) Схема уста­нов­ки:

2) Пе­ре­дви­нув экран, по­лу­чим чёткое изоб­ра­же­ние:

Изоб­ра­же­ние по­лу­чи­лось перевёрну­тое, умень­шен­ное, дей­стви­тель­ное.

3) Лампа рас­по­ло­же­на за двой­ным фо­кус­ным рас­сто­я­ни­ем от цен­тра линзы.

7. Ис­поль­зуя шта­тив с муф­той и лап­кой, шарик с при­креплённой к нему нитью, ли­ней­ку и часы с се­кунд­ной стрел­кой (или се­кун­до­мер), со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти пе­ри­о­да сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити. Ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний ма­ят­ни­ка долж­на быть малой (не более 10–15°). Опре­де­ли­те время для 30 пол­ных ко­ле­ба­ний и вы­чис­ли­те пе­ри­од ко­ле­ба­ний для трёх слу­ча­ев, когда длина нити равна, со­от­вет­ствен­но, 1 м, 0,5 м и 0,25 м. В от­ве­те:

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) ука­жи­те ре­зуль­та­ты пря­мых из­ме­ре­ний числа ко­ле­ба­ний и вре­ме­ни ко­ле­ба­ний для трёх длин нити ма­ят­ни­ка в виде таб­ли­цы;

3) вы­чис­ли­те пе­ри­од ко­ле­ба­ний для каж­до­го слу­чая и ре­зуль­та­ты за­не­си­те в таб­ли­цу;

4) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти пе­ри­о­да сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити.

За­да­ние 23 № 1395

Ре­ше­ние.

1) ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки:

2, 3)

 

Длина

нити

l (м)

Число

ко­ле­ба­ний

n

Время

ко­ле­ба­ний

t (c)

Пе­ри­од

ко­ле­ба­ний

T = t/n (с)

1

1

30

60

2

2

0,5

30

42

1,4

3

0,25

30

30

1

 

4) Вывод: при умень­ше­нии длины нити пе­ри­од сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка умень­ша­ет­ся.

8. Ис­поль­зуя рычаг, три груза, шта­тив и ди­на­мо­метр, со­бе­ри­те уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния рав­но­ве­сия ры­ча­га. Три груза под­весь­те слева от оси вра­ще­ния ры­ча­га сле­ду­ю­щим об­ра­зом: два груза на рас­сто­я­нии6 см и один груз на рас­сто­я­нии 12 см от оси. Опре­де­ли­те мо­мент силы, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо при­ло­жить к пра­во­му концу ры­ча­га на рас­сто­я­нии6 см от оси вра­ще­ния ры­ча­га для того, чтобы он оста­вал­ся в рав­но­ве­сии в го­ри­зон­таль­ном по­ло­же­нии.

 

В ответe:

1) за­ри­суй­те схему экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта мо­мен­та силы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний при­ло­жен­ной силы и длины плеча;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние мо­мен­та силы.

За­да­ние 23 № 925

Ре­ше­ние.

1) Схема экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки:

2) .

3) ; .

4) .

 

При­ме­ча­ние.

По­греш­но­сти пря­мых из­ме­ре­ний:













































Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.

8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

9. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.

10. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.

11. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

13. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.

14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.











Библиография

1. Решу ОГЭ. – Образовательный портал для подготовки к экзаменам. - Каталог заданий. Задания 23. Экспериментальное задание. – URL: https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=24 (дата обращения 1.04.17).

2. Федеральный институт педагогических измерений. – ФИ-9 Спецификация_2017. - URL:Федеральный институт педагогических измерений Федеральный институт педагогических измерений Федеральный институт педагогических измерений Федеральный институт педагогических измеренийhttp://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 1.04.17).



Скачать

© 2022 189 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!